Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 21:03, курсовая работа
Изучение человеческих отношений, ставшее по утверждению видных ученых, «проблемой века», является для социальной психологии ключевой проблемой. В детском саду мы должны прививать детям чувство любви к Родине; коллективизм, уважение к старшим, родителям, воспитывать подрастающее поколение в духе высокой ответственности за свое поведение.
Большое значение и актуальность приобретает изучение ребенка в системе его отношений со сверстниками в группе детского сада, т.к. дошкольный возраст – особо ответственный период в воспитании. Он является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющее на развитие его личности.
Таким
образом, можно сказать, что объединение
детей в небольшие группы для
совместного выполнения заданий
по изодеятельности позволяет
Сформированные на занятиях способы сотрудничества оказываются достаточно устойчивыми, ибо мои разъяснение о нормах поведения и отношения к сверстникам сразу реализовывались детьми в собственной практической деятельности. Накопленный опыт согласования действий дети переносили в другие виды совместной деятельности (в труд, в игру), а также в повседневное общение.
Как известно, что в дошкольном возрасте игра является одной из основных форм организации детской жизни, в процессе которой дети как-то влияют друг на друга, приобретают для себя жизненные привычки. Создание самостоятельных, самоорганизующихся детских коллективов – интересный объект для педагогического наблюдения, для изучения детских взаимоотношений, а собственно игровых навыков и умений детей.
Детские взаимоотношения строились в процессе ролевых игр (дидактических и сюжетно – ролевых), а также их интересы были связаны в значительной мере с играми подвижного характера. При проведении игры важно то, что дети без лишних споров могли распределять роли между собой, а затем играли соблюдая все правила игры.
Дети могут самоорганизовываться. Они используют такие приемы: «назначение ведущего», «поручаем по очереди провести игру».
Кроме игр и занятий существует трудовая деятельность, пока еще чаще совместная со взрослыми, которые выступают не только в качестве лица, организующего и направляющего труд детей, но и в качестве непосредственного участника трудового процесса.
Совместная
работа с детьми как форма организации
их деятельности может применятся в
старших группах, когда осваиваются
какие-то новые трудовые процессы. Я
принимала участие в том
Совместная деятельность взрослых и детей обогащает тех и других. Часто вспоминаю мысль В.А.Сухомлинского о том, что у детей отношение к труду во многом зависит от установившихся взаимоотношений взрослого с детьми.
Исключительно сильное влияние оказывало на детей то, что труд в одинаковой мере увлекал и их и меня. Для меня открывались детские сердца, мои слова без назидания и менторства, что так вредит воспитанию нравственному, глубоко воздействовали на детей. Не случайно В.А.Сухомлинский считал совместную работу с детьми самыми радостными часами педагогического труда.
Таким образом, можно сделать вывод, что все виды деятельности детей влияют на их взаимоотношения. Чем чаще они участвуют в совместной деятельности, тем лучше и прочнее их взаимоотношения.
В соответствии с темой
Перед началом игры я давала каждому ребенку инструкцию: «Сейчас я дам тебе три игрушки. Ты можешь положить их те детям, которым ты хотел бы их подарить, только каждому по одной. Можешь положить и тем детям, которых нет сегодня». Результаты заносились в заранее заготовленную матрицу. В результате этой игры выяснилось, что группа детей дружная. Два члена группы получили по 8 выборов. Это «Звезды» группы, они в группе популярны. «Предпочитаемый» - член группы, получивший 4-6 выборов. Таких в группе 5 человек. «Оттесненный» - член группы, получивший 1-3 выбора. В группе их 12 человек. «Отверженный» - член группы, не получивший ни одного выбора. Таких – один человек. Взаимовыбора нет у 9 человек.
Оксана –послушная девочка, исполнительная, хорошо отвечает на занятиях. У нее много друзей. Но, как мне кажется, она все-таки больше общается с Женей. Старательная сама и помогает другим. Она может увлечь за собой, какую-то игру организовать играть, помочь кому-то в любом трудном деле.
Женя – подвижный мальчик, веселый, на занятиях отвечает правильно. Очень любит занятия по изодеятельности, то есть любит что-нибудь мастерить. У него хорошо получается это. Добрый, к товарищам относится хорошо, не грубит взрослым. Старательный, доводит начатое дело до конца и помогает другим. У Жени много друзей.
Папа об Оксане. Послушная девочка, помогает маме, со своей сестрой дружат, так как в семье растут две девочки, а Оксана младшая, то она старается быть похожей на свою сестру Наташу. У них много друзей. Некоторые приходят к нам домой. Как-то я спросил у дочки, с кем она дружит в группе, а она ответила, что с мальчиком, Женей, а еще у меня друзья Таня, Оксана и Сережа. Мы все дружим, играем.
Мама об Оксане. Она с Наташей помогает мне по дому, моет посуду, подметает пол. У нее много друзей. Оксана любит сказки, часто просит рассказать или прочитать меня или сестру Наташу. Она много задает интересующих ее вопросов, очень любознательная, все хочет знать.
Папа о Жене. Он любит мастерить игрушки из бумаги, песка, кубиков и конструктора, а также рисует много разных рисунков. К нему приходят играть еще многие ребята. Играют дружно, не ссорятся. Женя сам не обманывает, не любит когда кто-то говорит неправду ему. Любит рассказывать интересные случаи, которые у них происходят во время игры.
Мама о Жене. Женя старший ребенок в семье, поэтому он мне помогает во всем. Гуляет с Аленкой на улице. Я спокойна за них, потому, что он добрый, внимательный, всегда сестре помогает, если что-то ей не под силу. У него много друзей бывает дома. Они все вместе играют, не ссорятся. Любят смотреть диафильмы, слушать сказки и песни в грамзаписи.
Я поговорила с несколькими детьми о Наташе М., которая не получила ни одного подарка. Некоторые отзывы я записала.
Люда А. о Наташе. Она грубиянка, не может играть, дерется, отнимает у всех игрушки.
Света Ч.-Ж. о Наташе – мы с ней играем иногда, потому, что живем рядом, но мне больше нравится играть с Таней А. и Людой А. А Наташа щипается и дерется, если я с ней в чем-то не соглашаюсь, когда играем или даже просто разговариваем.
Юра о Наташе – не хочу с нею дружить, она плохая, щипается и все время плачет. Я таких не люблю.
Оксана В. о Наташе – я не дружу с нею. Я сколько раз хотела ей помочь, но она не хочет, отнимает у меня и игрушки и карандаши.
Женя С. о Наташе – а я не знаю как можно с нею дружить, когда она так щипается и царапается, как моя кошка. Она ни с кем не хочет играть.
Беседуя, я выяснила, что Наташа, – замкнутая девочка, любит, чтоб все было так как она хочет. На занятиях не внимательна. Часто плачет сама и обижает других. Сама ябедничает, не любит, когда дети говорят, что так нельзя, плохо так делать. Наташа дразнится, имеет нехорошие привычки. Дети ее не любят.
Беседуя с родителями, я выяснила, что Наташа одна в семье. Все ее прихоти родители выполняют беспрекословно, как только она скажет. Раньше она воспитывалась у бабушки, а теперь в детском саду. Бабушка позволяла все своей любимой внучке, а теперь родители.
После беседы с воспитателем, я выяснила, что дети, не получившие взаимовыбора – это те, которые совсем недавно начали посещать группу, часто болеют, малоподвижны, необщительны.
В общем группа детей довольно дружная. Это было подтверждено в процессе проведения игры «Секрет», во время бесед с детьми данной группы, а также в процессе наблюдения над проводимой совместной деятельностью (игра, труд, ...).
По
результатам игры «Секрет», я смогла
вычислить коэффициент
Коэффициент сплоченности группы показывает, что воспитание дружеских взаимоотношений у детей данной группы идет хорошо.
Воспитатель проводит большую работу по сплочению коллектива.
Продолжая свой эксперимент, я провела игру «Секрет», но уже совсем по другому.
Для проведения этой игры я изготовила фоточасы (Приложение №2) и поочередно у каждого спрашивала, с кем бы он хотел дружить, а с кем не хотел бы. Дети поворачивали стрелку на фотографию того ребенка, о котором они говорили.
В результате этой игры я выяснила, какие отношения у детей в группе, по каким критериям дети выбирают себе друзей, какие качества ценят они у детей.
Вывод: в шестилетнем возрасте дети правильно выделяют хорошие качества у детей, умеют правильно оценивать поступки детей. Они делают правильные выборы.
В результате проведения двух экспериментов я выделила в группе микрогруппы детей (Приложение №3) и сплотила их в совместной деятельности, то есть в игре, труде и т.д.
Проводя третью социометрию, я провела выбор в действии. Я наблюдала за поведением детей во время игры «Играй с кем хочешь». Выделившиеся ранее микрогруппы четко выделялись во время игры.
С
целью выяснения
Очень интересно и увлекательно проходила беседа о дружбе и товариществе, которую я проводила в конце своей работы.
Ребята «открывали свои сердца настежь». Они так искренно рассказывали о своих друзьях, что я полностью убедилась в том, что эта группа дружная.
Для того, чтобы узнать взаимоотношения в группе, целесообразно провести социометрию, широко распространенную в наше время. Прежде чем признать лидера группы, нужно выяснить, а по каким качествам его выбрали, какой был мотив выбора. Ведь может быть лидер совсем нежелательный. Его могут выбрать не по тем качествам, которые ценятся в человеке (честный, добрый и т. д.), а совсем по другим - красивый, конфеты дает и т. д.
Пяти- семилетние дошкольники, посещающие детский сад, с большим желанием объединяются в различной деятельности, прежде всего в игре. Между некоторыми детьми устанавливаются особо дружеские отношения: они предпочитают именно с теми или иными товарищами играть, трудиться, разговаривать, делиться радостями и огорчениями.