Отношения детей в саду

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 21:03, курсовая работа

Описание работы

Изучение человеческих отношений, ставшее по утверждению видных ученых, «проблемой века», является для социальной психологии ключевой проблемой. В детском саду мы должны прививать детям чувство любви к Родине; коллективизм, уважение к старшим, родителям, воспитывать подрастающее поколение в духе высокой ответственности за свое поведение.

Большое значение и актуальность приобретает изучение ребенка в системе его отношений со сверстниками в группе детского сада, т.к. дошкольный возраст – особо ответственный период в воспитании. Он является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющее на развитие его личности.

Работа содержит 1 файл

OtnosheniyaDet.doc

— 531.00 Кб (Скачать)

      Таким образом, можно сказать, что объединение  детей в небольшие группы для  совместного выполнения заданий  по изодеятельности позволяет сформировать у них прочные способы сотрудничества, а также определенные представления  об особенностях работы в коллективе. Такие занятия не оказывают отрицательного влияния на формирование взаимоотношений у дошкольников, а наоборот способствуют их укреплению.

      Сформированные  на занятиях способы сотрудничества оказываются достаточно устойчивыми, ибо мои разъяснение о нормах поведения и отношения к сверстникам сразу реализовывались детьми в собственной практической деятельности. Накопленный опыт согласования действий дети переносили в другие виды совместной деятельности (в труд, в игру), а также в повседневное общение.

      Как известно, что в дошкольном возрасте игра является одной из основных форм организации детской жизни, в процессе которой дети как-то влияют друг на друга, приобретают для себя жизненные привычки. Создание самостоятельных, самоорганизующихся детских коллективов – интересный объект для педагогического наблюдения, для изучения детских взаимоотношений, а собственно игровых навыков и умений детей.

      Детские взаимоотношения строились в  процессе ролевых игр (дидактических и сюжетно – ролевых), а также их интересы были связаны в значительной мере с играми подвижного характера. При проведении игры важно то, что дети без лишних споров могли распределять роли между собой, а затем играли соблюдая все правила игры.

      Дети  могут самоорганизовываться. Они  используют такие приемы: «назначение ведущего», «поручаем по очереди провести игру».

      Кроме игр и занятий существует трудовая деятельность, пока еще чаще совместная со взрослыми, которые выступают  не только в качестве лица, организующего и направляющего труд детей, но и в качестве непосредственного участника трудового процесса.

      Совместная  работа с детьми как форма организации  их деятельности может применятся в  старших группах, когда осваиваются  какие-то новые трудовые процессы. Я  принимала участие в том случае, когда была не уверенна в том, что дети доведут дело до конца. Мое участие предупреждало нежелательное поведение детей. Я часто принимала оценку промежуточного результата, например: «Вот мы уже половину сделали своей работы, осталось немного до конца и дело сделано». Таким образом, фиксируя и поощряя промежуточные успехи детей, я вела их к достижению конечной цели.

      Совместная  деятельность взрослых и детей обогащает  тех и других. Часто вспоминаю  мысль В.А.Сухомлинского о том, что у детей отношение к  труду во многом зависит от установившихся взаимоотношений взрослого с детьми.

      Исключительно сильное влияние оказывало на детей то, что труд в одинаковой мере увлекал и их и меня. Для  меня открывались детские сердца, мои слова без назидания и  менторства, что так вредит воспитанию нравственному, глубоко воздействовали на детей. Не случайно В.А.Сухомлинский считал совместную работу с детьми самыми радостными часами педагогического труда.

      Таким образом, можно сделать вывод, что  все виды деятельности детей влияют на их взаимоотношения. Чем чаще они участвуют в совместной деятельности, тем лучше и прочнее их взаимоотношения.

      Эксперимент №1
      а) начало работы

        В соответствии с темой курсовой  работы я провела социометрический  эксперимент, рекомендованный Я.А.Коломенским.  Я провела с детьми игру  «Секрет», в основу которой положена  методика «выбор в действии». (Приложение №1)

      Методика  проведения игры

      Перед началом игры я давала каждому  ребенку инструкцию: «Сейчас я  дам тебе три игрушки. Ты можешь положить их те детям, которым ты хотел бы их подарить, только каждому по одной. Можешь положить и тем детям, которых  нет сегодня». Результаты заносились в заранее заготовленную матрицу. В результате этой игры выяснилось, что группа детей дружная. Два члена группы получили по 8 выборов. Это «Звезды» группы, они в группе популярны. «Предпочитаемый» - член группы, получивший 4-6 выборов. Таких в группе 5 человек. «Оттесненный» - член группы, получивший 1-3 выбора. В группе их 12 человек. «Отверженный» - член группы, не получивший ни одного выбора. Таких – один человек. Взаимовыбора нет у 9 человек.

      б) Отзывы детей о  лидерах группы, выбравшие  его
    1. Оксана  В. о Жене С. «С ним интересно играть, он знает много игр, любит строить из строительного набора, из конструктора; не обижает девочек, помогает мне что-нибудь сделать, если у меня не получается. И вообще он добрый, ни с кем не дерется и любит правду, спорит с тем, кто лжет. А еще он хорошо выжигает дома рисунки. Это ему нравится. Он обещал и меня научить выжигать».
    2. Таня З. о Жене: «Он хороший мальчик, не дерется, у него много друзей не только в группе, но и   дома. У него есть младшая сестра Аленка, которую он не обижает, а помогает ей одеваться, складывать игрушки. У них очень много разных игрушек. А когда к ним приходят друзья играть, то он выносит всем игрушки играть в песке возле дома. Я тоже хожу играть к ним, потому, что бывает интересно».
    3. Сережа Р. о Жене: «Он настоящий друг, поможет всегда, мы с ним дружим. Наши папы работают в милиции, а мы с ним дружим. Он хорошо играет в настольный хоккей и футбол. Мне нравится с ним играть».
    4. Андрей М. о Жене: «Я не знаю, но мне тоже хочется с ним дружить, а у него так много друзей. А еще он никогда не обманывает, ябедничает и не хвастает».
    5. Женя С. об Оксане В. сказал, что она ему нравится, хоть она и девчонка. Он вместе с нею играет, делает интересные постройки и разные поделки, она не хнычет, если что-то не получается. Оксана не хвастает и не ябедничает, делится игрушками, умеет хранить тайны и секреты, с ней интересно дружить.
    6. Оксана Б. об Оксане В. сказала, что мы все вместе дружим. На вопрос: «А кто же это – мы?» девочка ответила: «Сережа, Таня, Женя, Оксана и я. Мы почти все вместе всегда делаем. Но все равно Оксана сильнее дружит с Женей».
    7. Таня К. Об Оксане сказала, что она хорошая подруга. Они с ней дружат. А еще она красиво поет и танцует делится игрушками, знает много сказок, стихов, нам рассказывает. Она всегда слушает маму дома, а здесь воспитателей.
    8. Максим Ш. об Оксане: «Мы живем рядом. Я вижу, что у нее много друзей, она играет с ними. Оксана веселая, дружит и с мальчиками тоже. Если бы она была мальчиком, то я бы с ней Больше дружил. А так все равно она девочка».
      в) Беседа с воспитателем о лидерах группы

      Оксана  –послушная девочка, исполнительная, хорошо отвечает на занятиях. У нее много друзей. Но, как мне кажется, она все-таки больше общается с Женей. Старательная сама и помогает другим. Она может увлечь за собой, какую-то игру организовать играть, помочь кому-то в любом трудном деле.

      Женя  – подвижный мальчик, веселый, на занятиях отвечает правильно. Очень  любит занятия по изодеятельности, то есть любит что-нибудь мастерить. У него хорошо получается это. Добрый, к товарищам относится хорошо, не грубит взрослым. Старательный, доводит начатое дело до конца и помогает другим. У Жени много друзей.

      г) Беседа с родителями о лидерах (их детях)

      Папа  об Оксане. Послушная девочка, помогает маме, со своей сестрой дружат, так как в семье растут две девочки, а Оксана младшая, то она старается быть похожей на свою сестру Наташу. У них много друзей. Некоторые приходят к нам домой. Как-то я спросил у дочки, с кем она дружит в группе, а она ответила, что с мальчиком, Женей, а еще у меня друзья Таня, Оксана и Сережа. Мы все дружим, играем.

      Мама  об Оксане. Она с Наташей помогает мне по дому, моет посуду, подметает пол. У нее много друзей. Оксана любит сказки, часто просит рассказать или прочитать меня или сестру Наташу. Она много задает интересующих ее вопросов, очень любознательная, все хочет знать.

      Папа  о Жене. Он любит мастерить игрушки из бумаги, песка, кубиков и конструктора, а также рисует много разных рисунков. К нему приходят играть еще многие ребята. Играют дружно, не ссорятся. Женя сам не обманывает, не любит когда кто-то говорит неправду ему. Любит рассказывать интересные случаи, которые у них происходят во время игры.

      Мама  о Жене. Женя старший ребенок в семье, поэтому он мне помогает во всем. Гуляет с Аленкой на улице. Я спокойна за них, потому, что он добрый, внимательный, всегда сестре помогает, если что-то ей не под силу. У него много друзей бывает дома. Они все вместе играют, не ссорятся. Любят смотреть диафильмы, слушать сказки и песни в грамзаписи.

      д) Отзывы детей о  детях «отверженных»

      Я поговорила с несколькими детьми о Наташе М., которая не получила ни одного подарка. Некоторые отзывы я записала.

      Люда  А. о Наташе. Она грубиянка, не может играть, дерется, отнимает у всех игрушки.

      Света Ч.-Ж. о Наташе – мы с ней играем иногда, потому, что живем рядом, но мне больше нравится играть с Таней А. и Людой А. А Наташа щипается и дерется, если я с ней в чем-то не соглашаюсь, когда играем или даже просто разговариваем.

      Юра о Наташе – не хочу с нею дружить, она плохая, щипается и все время плачет. Я таких не люблю.

      Оксана  В. о Наташе – я не дружу с нею. Я сколько раз хотела ей помочь, но она не хочет, отнимает у меня и игрушки и карандаши.

      Женя  С. о Наташе – а я не знаю как можно с нею дружить, когда она так щипается и царапается, как моя кошка. Она ни с кем не хочет играть.

      е) Беседа с воспитателем

      Беседуя, я выяснила, что Наташа, – замкнутая  девочка, любит, чтоб все было так  как она хочет. На занятиях не внимательна. Часто плачет сама и обижает других. Сама ябедничает, не любит, когда дети говорят, что так нельзя, плохо так делать. Наташа дразнится, имеет нехорошие привычки. Дети ее не любят.

      ж) Беседа с родителями об «отверженном»

      Беседуя с родителями, я выяснила, что  Наташа одна в семье. Все ее прихоти  родители выполняют беспрекословно, как только она скажет. Раньше она  воспитывалась у бабушки, а теперь в детском саду. Бабушка позволяла все своей любимой внучке, а теперь родители.

      з) Выводы по игре «Секрет»

      После беседы с воспитателем, я выяснила, что дети, не получившие взаимовыбора – это те, которые совсем недавно начали посещать группу, часто болеют, малоподвижны, необщительны.

      В общем группа детей довольно дружная. Это было подтверждено в процессе проведения игры «Секрет», во время  бесед с детьми данной группы, а  также в процессе наблюдения над  проводимой совместной деятельностью (игра, труд, ...).

      По  результатам игры «Секрет», я смогла вычислить коэффициент сплоченности данной группы по формуле:

        
 
 
 
 

      Коэффициент сплоченности группы показывает, что  воспитание дружеских взаимоотношений у детей данной группы идет хорошо.

      Воспитатель проводит большую работу по сплочению  коллектива.

      Эксперимент №2

      Продолжая свой эксперимент, я провела игру «Секрет», но уже совсем по другому.

      Для проведения этой игры я изготовила фоточасы (Приложение №2) и поочередно у каждого спрашивала, с кем  бы он хотел дружить, а с кем  не хотел бы. Дети поворачивали стрелку на фотографию того ребенка, о котором они говорили.

      В результате этой игры я выяснила, какие  отношения у детей в группе, по каким критериям дети выбирают себе друзей, какие качества ценят  они у детей.

      Вывод: в шестилетнем возрасте дети правильно выделяют хорошие качества у детей, умеют правильно оценивать поступки детей. Они делают правильные выборы.

      В результате проведения двух экспериментов  я выделила в группе микрогруппы  детей (Приложение №3) и сплотила их в совместной деятельности, то есть в игре, труде и т.д.

      Проводя третью социометрию, я провела выбор  в действии. Я наблюдала за поведением детей во время игры «Играй с кем хочешь». Выделившиеся ранее микрогруппы четко выделялись во время игры.

      С целью выяснения взаимоотношений  в группе во время совместной деятельности, я организовала и провела несколько спортивных игр и эстафет. Я выяснила отношение детей к победе и поражению.

      Очень интересно и увлекательно проходила  беседа о дружбе и товариществе, которую я проводила в конце своей работы.

      Ребята  «открывали свои сердца настежь». Они так искренно рассказывали о своих друзьях, что я полностью убедилась в том, что эта группа дружная.

      Рекомендации  для воспитателей

      Для того, чтобы узнать взаимоотношения  в группе, целесообразно провести социометрию, широко распространенную в наше время. Прежде чем признать лидера группы, нужно выяснить, а по каким качествам его выбрали, какой был мотив выбора. Ведь может быть лидер совсем нежелательный. Его могут выбрать не по тем качествам, которые ценятся в человеке (честный, добрый и т. д.), а совсем по другим - красивый, конфеты дает и т. д.

      Пяти- семилетние дошкольники, посещающие детский  сад, с большим желанием объединяются в различной деятельности, прежде всего в игре. Между некоторыми детьми устанавливаются особо дружеские отношения: они предпочитают именно с теми или иными товарищами играть, трудиться, разговаривать, делиться радостями и огорчениями.

Информация о работе Отношения детей в саду