Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 16:04, реферат
Общечеловеческое отношение к болезни, как оно отразилось в жизни, философских и художественных произведениях, связано с пониманием несовершенства человеческой природы, какого-то исходного ее нарушения и повреждения. Для одних (как Ницше) это повреждение изначальное, выявляющее порочность самой человеческой личности. Для других оно - результат какой-то метафизической духовно-нравственной катастрофы, совершившейся в глубинах человеческого духа и извратившей первозданную гармонию человеческой личности.
Отношение к болезни пациентов с онкологическими заболеваниями
Отношение человека
к своей болезни и понимание
ее причин влияет на особенности поведения
больного в отношении лечения, выполнения
предписаний врача, мотивации к
выздоровлению. Выделяют несколько
типов отношения к болезни:
1) болезнь - угроза
или вызов. При таком типе
отношения основными
2) болезнь - утрата,
а соответствующие типы
3) болезнь - выигрыш
или избавление, а типы реакций
при этом - безразличие, жизнерадостность,
нарушение, враждебность по
4) болезнь – наказание
и при этом возникают реакции
типа угнетенности, стыда, гнева.
В этом случае важно дать
понять больному, что его вины
в возникновении онкологии нет,
Выделяются и следующие типы понимания болезни, которые могут быть использованы для построения взаимодействия с пациентом (Д.Е. Мелехов):
Биологическое понимание
исходит из представлении о болезни
как одной из форм нарушения всеобщего
закона приспособления к условиям существования
требует объективного выяснения
причин и механизмов этого (в данном
случае нарушенного) приспособления. Знание
причин и механизмов развития этих нарушений
является основой для помощи организму
в преодолении повреждений, внесенных
болезнью, в мобилизацию защитных, компенсаторных
механизмов, помогающих устранить или,
по крайней мере, уменьшить проявление
болезни.
Взаимодействие с таким больным лучше всего организовывать, используя медицинские категории, апеллируя к мнению врача как эксперта; постараться объяснить на доступном уровне механизм развития болезни и предстоящего лечения, что позволит снять тревогу у пациента.
Общечеловеческое
отношение к болезни, как оно
отразилось в жизни, философских
и художественных произведениях, связано
с пониманием несовершенства человеческой
природы, какого-то исходного ее нарушения
и повреждения. Для одних (как
Ницше) это повреждение изначальное,
выявляющее порочность самой человеческой
личности. Для других оно - результат
какой-то метафизической духовно-нравственной
катастрофы, совершившейся в глубинах
человеческого духа и извратившей
первозданную гармонию человеческой личности.
Такой пациент с радостью поддержит разговор о жизни и общечеловеческих проблемах, для него наиболее важной является позиция врача не только как эксперта, но и как помощника в понимании.
Религиозно-нравственное
понимание болезни, которое отличается
от рационального и научного. Для верующего
человека болезнь всегда вызывает удивление,
недоумение и необходимость самопроверки,
выяснения духовного смысла посланного
испытания: человек в болезни имеет время
подумать, сосредоточиться с помощью друзей,
близких, проверить свою жизнь, свои ошибки
и падения, которые могли послужить причиной
болезни, исправить их последствия через
покаяние и таким образом использовать
время болезни для духовно-нравственного
исправления. С такими пациентами следует
организовывать взаимодействие, уважительно
относясь к его переживаниям, но стараться
одновременно мотивировать больного к
активному участию в лечении.
Таким образом, для
всех этих типов отношения к болезни
характерны разные стратегии поведения,
различная мотивация к
Осознание заболевания у онкологических больных
Одной из наиболее актуальных деонтологических проблем, широко обсуждаемых в медицинской литературе, является проблема сообщения онкологическим больным их диагноза. Решая ее, можно столкнуться как с диаметрально противоположными точками зрения, так и с их компромиссным объединением в виде указания на индивидуальный подход. При этом часто бывает непонятно, на что нужно ориентироваться при таком индивидуальном подходе. Тактика в данном случае базируется на собственном опыте врача, а общие принципы основываются, хотя и не всегда очевидно, на некоторых представлениях об особенностях осознания заболевания онкологическими больными и о влиянии такого осознания на психическое состояние больного. Эти представления зачастую носят эмпирический характер, заимствованы из различных психологических теорий и в редких случаях подвергались специальному исследованию.
Основным аргументом
сторонников сообщения
Подобные представления
о том, что недостаточность информации
создает высокую эмоциональную
напряженность, поддерживается многими
отечественными исследователями и
имеет теоретическую базу в виде
концепции эмоций П. В. Симонова [4], связывающей
отрицательные эмоции с неопределенностью
ситуации. Поэтому, по мнению сторонников
подобной деонтологической позиции, предоставление
больному точной и ясной информации о
его состоянии, даже негативного характера,
имеет терапевтический характер и правильнее,
чем его дезинформация или ориентация
на прогностически благоприятное течение
заболевания, в которое больной не верит
и которое, не оправдываясь в дальнейшем,
только ухудшает его психическое состояние.
Другой крайней
точкой зрения является тенденция ни при
каких обстоятельствах не сообщать больному
истинного диагноза с тем, чтобы уберечь
его от травмирующего воздействия и на
любой стадии заболевания оставить надежду
на выздоровление. Психологической основой
возможности такого подхода является
давно отмеченный клиницистами факт своеобразного
характера осознания заболевания у онкологических
больных, квалифицируемый обычно как анозогнозия.
Предложено несколько возможных объяснений
этому обнаруживаемому клинически феномену.
В.А.Ромасенко и К.А.Скворцов [5] связывают
анозогнозию у онкологических больных
с токсическим влиянием далеко зашедшей
болезни. По мнению Bronner-Husar [6], Fleigenberg [7],
Peck [8], механизмом, обеспечивающим психологическую
защиту больного, является вытеснение,
понимаемое с позиций психоанализа.
Однако следует
отметить, что ни один из этих подходов
не является полностью убедительным
и не объясняет всей феноменологии
осознания болезни у
Оба крайних подхода
к данному вопросу объединяет
их “количественное” понимание проблемы
осознания болезни, когда сознание
больного рассматривается как идентичное
по своей структуре сознанию здорового
человека. Более продуктивным было
бы качественное изучение специфичности
перестройки осознания в
Сама по себе степень
информированности больного не может
быть абсолютным критерием осознанности
заболевания. Отсутствие знаний о собственной
болезни, когда нет условий их
получения - это не нарушение осознания
заболевания. О нарушении последнего
можно говорить лишь в случае диссоциации
между объективно возможным и
наличным знанием больного о своем
состоянии. Естественно, подобная диссоциация
всегда условна и содержит известную
долю допущений. Нарушение осознания
своего заболевания может иметь
несколько уровней. Наиболее общим
и хорошо изученным является уровень
нарушений сознания на фоне выраженной
токсической энцефалопатии, когда
нарушения осознания
Другим уровнем
нарушений являются не нарушения
собственно механизма осознания, а
формирование защитных механизмов, переструктирующих
поступающую информацию, изменяющих ее
значение и смысл. Именно этот уровень,
на наш взгляд, составляет сущность особенностей
осознания заболевания у онкологических
больных.
При помощи экспериментально-
Среди обследованных
больных практически все были
достаточно хорошо информированы либо
догадывались о характере своего
заболевания. Объем конкретных знаний,
их точность, соответствие объективной
картине заболевания зависели в
основном от уровня и характера образования,
медицинской подготовленности, длительности
заболевания и индивидуального
опыта, приобретенного либо в результате
собственного заболевания, либо общения
с другими больными и ухода
за ними. В поведении и высказываниях
больных постоянно сквозило нежелание
признать существующее положение, стремление
упростить сложившуюся
Информация о работе Отношение к болезни пациентов с онкологическими заболеваниями