Отличие речи животного как средства общения от речи человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 17:05, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы состоит в том что человек и животные неотделимы друг от друга. В современном мире уделяется очень много внимания изучению общении животных между собой и с человеком. Ведь животные разговаривают между собой, только стоит вопрос –«как?». Посредством звуков и различных телодвижений, есть ли какие то сходства с общением у людей? Данный вопрос пытаются раскрыть очень давно.

Содержание

Введение 4
1 Речь как средство общения у людей 6
1.1Этапы возникновения и развития речи 6
1.2Функции языка 8
1.3 Виды речевой деятельности и её особенности 9
2 Особенности речи животных 16
3 Основные этапы различий общения людей и животных 19
Заключение 23
Список использованной литературы 24

Работа содержит 1 файл

Введение.doc

— 163.50 Кб (Скачать)

1.2 Функции языка

 

Выделяют следующие основные функции языка:

1) средство существования, передачи и усвоения общественно-исторического опыта;

2) средство общения (коммуникации);

3) орудие интеллектуальной деятельности (восприятия, памяти, мышления, воображения).

Выполняя первую функцию, язык служит средством кодирования информации об изученных свойствах предметов и явлений. Посредством языка информация об окружающем мире и самом человеке, полученная предшествующими поколениями, становится достоянием последующих поколений.

Выполняя функцию средства общения, язык позволяет оказывать воздействие на собеседника – прямое (если мы прямо указываем на то, что надо сделать) или косвенное (если мы сообщаем ему сведения, важные для его деятельности, на которые он будет ориентироваться немедленно или в другое время в соответствующей ситуации).

Функция языка в качестве орудия интеллектуальной деятельности связана прежде всего с тем, что человек, выполняя любую деятельность, сознательно планирует свои действия. Язык является основным орудием планирования интеллектуальной деятельности, да и вообще решения мыслительных задач.

Речь имеет три функции: сигнификативную (обозначения), обобщения, коммуникации (передачи знаний, отношений, чувств).

      Сигнификативная функция

      Функция обобщения

      Функция коммуникации, т. е. передачи информации. Если первые две функции речи могут быть рассмотрены как внутренняя психическая деятельность, то коммуникативная функция выступает как внешнее речевое поведение, направленное на контакты с другими людьми. В коммуникативной функции речи выделяют три стороны: информационную, выразительную и волеизлиятельную.

-Информационная сторона

-Выразительная сторона

-Волеизлиятельная сторона

 

1.3 Виды речевой деятельности и её особенности

 

В психологии различают два основных вида речи: внешнюю и внутреннюю. Внешняя речь включает устную (диалогическую и монологическую) и письменную. Диалог – это непосредственное общение двух или нескольких человек.

      Диалогическая речь

Разновидностью диалогического общения является беседа, при которой диалог имеет тематическую направленность.

      Монологическая речь

Монолог не терпит неправильного построения фраз. Он предъявляет ряд требований к темпу и звучанию речи.

Содержательная сторона монолога должна сочетаться с выразительной. Выразительность же создается как языковыми средствами (умение употребить слово, словосочетание, синтаксическую конструкцию, которые наиболее точно передают замысел говорящего), так и неязыковыми коммуникативными средствами (интонацией, системой пауз, расчленением произношения какого-то слова или нескольких слов, выполняющим в устной речи функцию своеобразного подчеркивания, мимикой и жестикуляцией).

      Письменная речь

Очень важное значение для понимания  отношения  мысли  к  слову  имеет внутренняя речь. Она в отличие от внешней речи обладает особым  синтаксисом, характеризуется     отрывочностью,     фрагментарностью,     сокращенностью. Превращение внешней речи во внутреннюю происходит по  определенному  закону: в ней в  первую  очередь  сокращается  подлежащее  и  остается  сказуемое  с относящимися к нему частями предложения.

Основной  синтаксической  характеристикой  внутренней  речи   является предикативность. Ее примеры обнаруживаются в диалогах  хорошо  знающих  друг друга людей, «без слов» понимающих,  о  чем  идет  речь  в  их  «разговоре». Человек, размышляя во внутреннем диалоге, который, вероятно,  осуществляется через внутреннюю речь, как бы общается с самим собой. Естественно,  что  для себя ему тем более не нужно обозначать предмет разговора. Основной закон развития значений употребляемых ребенком в общении слов заключается в их обогащении жизненным индивидуальным  смыслом.  Функционируя и развиваясь в практическом мышлении и речи, слово как бы впитывает  в  себя все новые смыслы. В результате такой  операции  смысл  употребляемого  слова обогащается   разнообразными   когнитивными,   эмоциональными   и    другими ассоциациями.  Во  внутренней  же  речи  —  и  в  этом  состоит  ее  главная отличительная особенность — преобладание смысла над  значением  доведено  до высшей точки. Можно сказать, что внутренняя речь в отличие от внешней  имеет свернутую предикативную форму и развернутое, глубокое смысловое содержание.

Еще   одной   особенностью   семантики   внутренней   речи    является агглютинация, т.е. своеобразное  слияние  слов  в  одно  с  их  существенным сокращением. Возникающее в результате слово как бы обогащается  двойным  или даже  тройным  смыслом,  взятым  по  отдельности  от  каждого  из  двух-трех объединенных в нем слов. Так можно дойти до слова, которое  вбирает  в  себя смысл целого высказывания, и оно становится,  как  говорил  Л.С.  Выготский,  «концентрированным  сгустком  смысла».  Внутренняя  речь,   по-видимому,   и состоит  из  подобного  рода  слов,  совершенно  непохожих  по  структуре  и употреблению на те слова,  которыми  мы  пользуемся  в  своей  письменной  и устной  речи.  Такую  речь  в   силу   названных   ее   особенностей   можно рассматривать как внутренний план речевого мышления. Внутренняя речь и  есть процесс мышления «чистыми значениями».

А.Н.СОКОЛОВ  показал,  что  в  процессе   мышления   внутренняя   речь представляет  собой   активный   артикуляционный,   несознаваемый   процесс, беспрепятственное  течение  которого  очень   важно   для   реализации   тех психологических функций, в которых  внутренняя  речь  принимает  участие.  В результате его опытов со взрослыми, где в  процессе  восприятия  текста  или решения арифметической задачи  им  предлагалось  одновременно  вслух  читать хорошо  выученные  стихи  или  произносить  одни  и  те  же  простые   слоги (например, «ба-ба»  или  «ля-ля»),  было  установлено,  что  как  восприятие текстов,  так  и  решение  умственных  задач   серьезно   затрудняются   при отсутствии  внутренней  речи.  При  восприятии  текстов  в   данном   случае запоминались лишь отдельные слова, а их смысл не улавливался. Это  означает, что  мышление  в  ходе  чтения  присутствует  и   обязательно   предполагает внутреннюю,  скрытую   от   сознания   работу   артикуляционного   аппарата, переводящего воспринимаемые значения в смыслы,  из  которых,  собственно,  и состоит внутренняя речь.

Еще более  показательными,  чем  с  взрослыми  испытуемыми,  оказались подобные опыты, проведенные с  младшими  школьниками.  У  них  даже  простая механическая задержка артикуляции в процессе  умственной  работы  (зажимание языка зубами) вызывала серьезные затруднения в чтении и понимании  текста  и приводила к грубым ошибкам в письме.

Письменный текст —  это  наиболее  развернутое  речевое  высказывание, предполагающее  весьма  длительный  и  сложный  путь  умственной  работы  по переводу смысла в значение. На  практике  этот  перевод,  как  показал  А.Н. Соколов, также осуществляется с помощью скрытого от  сознательного  контроля активного процесса, связанного с работой артикуляционного аппарата.

Промежуточное положение между  внешней  и  внутренней  речью  занимает эгоцентрическая речь. Это речь, направленная не на партнера  по  общению,  а на себя, не рассчитанная и не предполагающая какой-либо обратной реакции  со стороны другого человека, присутствующего в  данный  момент  и  находящегося рядом с говорящим. Эта речь особенно заметна у  детей  среднего  дошкольного возраста, когда они играют и как бы разговаривают сами с  собой  в  процессе игры.

Элементы этой речи можно  встретить  и  у  взрослого,  который,  решая сложную интеллектуальную задачу,  размышляя  вслух,  произносит  в  процессе работы какие-то фразы, понятные только ему самому,  по-видимому,  обращенные к  другому,  но  не  предполагающие  обязательного  ответа  с  его  стороны. Эгоцентрическая  речь  —  это  речь-размышление,  обслуживающая  не  столько общение, сколько само  мышление.  Она  выступает  как  внешняя  по  форме  и внутренняя по своей психологической функции. Имея  свои  исходные  корни  во внешней диалогической речи, она в конечном счете перерастает во  внутреннюю. При  возникновении  затруднений  в  деятельности  человека  активность   его эгоцентрической речи возрастает.

До сих пор мы говорили о развитии речевого мышления,  т.е.  той  формы интеллектуализированной речи, которая рано или  поздно,  в  конечном  счете, превращается в мысль. Мы убедились в том,  что  мышление  в  своем  развитии имеет собственные, независимые от речи истоки и следует собственным  законам в течение длительного периода времени, пока мысль не  вливается  в  речь,  а последняя не становится интеллектуализированной,  т.е.  понятной.  Мы  также знаем, что даже на самых высоких уровнях своего развития речь и мышление  не совпадают   полностью.   Это   означает,   что   свои   корни    и    законы онтогенетического развития должны быть и у  речи.  Рассмотрим  некоторые  из них.   Опыт исследования процесса речевого развития  у  детей,  принадлежащих разным народам, странам, культурам и нациям, показывает,  что,  несмотря  на то, что различия в структуре и содержании современных языков  разительны,  в целом процесс усвоения ребенком  своей  родной  речи  везде  идет  по  общим законам. Так, например, дети всех стран и народов с  удивительной  легкостью усваивают в детстве язык и овладевают  речью,  причем  этот  процесс  у  них начинается и завершается примерно в одно и то же время,  проходя  одинаковые стадии. К возрасту около 1 года  все  дети  начинают  произносить  отдельные слова.  Около  2  лет  от  роду  ребенок   уже   говорит   двух-трехсловными предложениями.  Примерно  к  4  годам  все  дети  оказываются  в   состоянии разговаривать достаточно свободно.  Одногодовалые  дети   имеют   обычно   уже   довольно   богатый   опыт взаимодействия  с  окружающей   действительностью.   У   них   есть   четкие представления о своих  родителях,  об  окружающей  обстановке,  о  пище,  об игрушках, с которыми они играют. Еще задолго до того, как  дети  практически начинают пользоваться  речью,  их  образный  мир  имеет  уже  представления, соответствующие усваиваемым словам. Следующий  этап  речевого  развития  приходится  на  возраст  примерно 1,5—2,5 года. На этом этапе дети обучаются комбинировать  слова,  объединять их в небольшие фразы  (двух-трех-словные),  причем  от  использования  таких фраз до составления целых предложений они прогрессируют довольно быстро.   После двух-трехсловных фраз ребенок переходит  к  употреблению  других частей  речи,  к  построению  предложений   в   соответствии   с   правилами грамматики.  К  этому  следует  добавить  и  своеобразную  детскую   речевую изобретательность,  проявляющуюся  в  том,  что  ребенок  вдруг   совершенно самостоятельно по собственной инициативе начинает придумывать  новые  слова, произносить такие фразы, которые от взрослого он никогда не слышал.

Перевод внешней речи во внутреннюю (интериоризация) сопровождается редуцированием (сокращением) структуры внешней речи, а переход от внутренней речи к внешней (экстериоризация) требует, наоборот, развертывания структуры внутренней речи, построения ее в соответствии не только с логическими правилами, но и грамматическими.

-Информативность

-Понятность речи

-Выразительность речи

предполагает учет обстановки выступления, ясность и отчетливость произношения, правильную интонацию, умение пользоваться словами и выражениями переносного образного значения. зависит, во-первых, от ее смыслового содержания, во-вторых, от ее языковых особенностей и, в-третьих, от соотношения между ее сложностью с одной стороны, и уровнем развития, кругом знаний и интересов слушателей – с другой. речи зависит, прежде всего, от ценности сообщаемых в ней фактов и от способности ее автора к сообщению. – это особый вид речевой деятельности. Она выступает как фаза планирования в практической и теоретической деятельности. Поэтому для внутренней речи, с одной стороны, характерна фрагментарность, отрывочность. С другой стороны, здесь исключаются недоразумения при восприятии ситуации. Поэтому внутренняя речь чрезвычайно ситуативна, в этом она близка к диалогической. Внутренняя речь формируется на основе внешней. представляет собой разновидность монологической речи. Она более развернута, чем устная монологическая речь. Это обусловлено тем, что письменная речь предполагает отсутствие обратной связи с собеседником. Кроме того, письменная речь не имеет никаких дополнительных средств воздействия на воспринимающего, кроме самих слов, их порядка и организующих предложение знаков препинания. – длительное, последовательное, связное изложение системы мыслей, знаний одним лицом. Она также развивается в процессе общения, но характер общения здесь иной: монолог непрерываем, поэтому активное, экспресивно-мимическое и жестовое воздействие оказывает выступающий. В монологической речи, по сравнению с диалогической, наиболее существенно изменяется смысловая сторона. Монологическая речь – связная, контекстная. Ее содержание должно прежде всего удовлетворять требованиям последовательности и доказательности в изложении. Другое условие, неразрывно связанное с первым, – грамматически правильное построение предложений. – это речь поддерживаемая; собеседник ставит в ходе ее уточняющие вопросы, подавая реплики, может помочь закончить мысль (или переориентировать ее). направлена на то, чтобы подчинить слушателя замыслу говорящего. речи помогает передать чувства и отношения говорящего к предмету сообщения. проявляется в передаче знаний и тесно связана с функциями обозначения и обобщения. связана с тем, что слово обозначает не только отдельный, данный предмет, но целую группу сходных предметов и всегда является носителем их существенных признаков. отличает речь человека от коммуникации животных. У человека со словом связано представление о предмете или явлении. Взаимопонимание в процессе общения основано, таким образом, на единстве обозначения предметов и явлений воспринимающим и говорящим.

В последние годы ведется немало споров и дискуссий по вопросу  о  том, является способность к усвоению речи у человека врожденной или  нет.  Мнения ученых в этом вопросе разделились:  одни  стоят  на  позиции  неврожденности этой способности, другие  придерживаются  точки  зрения  о  ее  генетической обусловленности.

С одной стороны, есть убедительные доказательства того, что ни о какой врожденности  речи  человека  говорить  нельзя.  Это,   к   примеру,   факты отсутствия каких бы то ни было признаков членораздельной  человеческой  речи у детей, выросших в изоляции от говорящих на родном языке  людей  и  никогда не  слышавших  человеческого  голоса.  Это   также   данные   многочисленных неудачных  опытов  обучения   высших   животных   языку   человека,   умению пользоваться хотя бы элементарными  понятиями.  Только  у  человека,  причем лишь в условиях  правильно  организованного  обучения  и  воспитания,  может появиться и развиться вербальная понятийная речь.

С  другой  стороны,  имеются  не  менее  достоверные  факты,   которые свидетельствуют  о  том,  что  многие  высшие  животные  обладают   развитой системой коммуникаций, по многим своим функциям напоминающей речь  человека. Высшие животные (обезьяны, собаки, дельфины  и  некоторые  другие)  понимают обращенную к ним речь  человека,  избирательно  реагируют  на  эмоционально- экспрессивные ее аспекты.

Имеются определенные экспериментальные доказательства того, что дети с рождения способны отличать речь человека и выделять ее из  множества  других звуков, избирательно на нее  реагировать  и  очень  быстро  обучаться.  Если иметь в виду то,  что  основное  отличие  врожденных  и  приобретенных  форм поведения  состоит  в  том,   что   наследственно   обусловленные   (имеющие соответствующие  задатки)  его  виды  при  наличии  соответствующих  внешних условий  развиваются  быстрее,  то  вполне  можно  допустить,  что  какие-то генотипические факторы,  способствующие  быстрому  усвоению  ребенком  столь сложной формы поведения, какой является речь, все же существуют. Полностью приобретенное поведение, не имеющее врожденных задатков  для развития, формируется и прогрессирует  медленно,  совсем  не  так,  как  это имеет место в случае усвоения речи. Сначала  при  его  развертке  появляются простейшие   элементы   приобретенного   поведения,    которые    становятся своеобразными задатками, и только затем на их  основе  конструируются  более сложные формы поведения. Этот процесс, как правило,  длителен  и  охватывает весьма значительный период времени в жизни индивида. Примером тому  является процесс усвоения детьми понятий, который завершается  лишь  к  подростковому возрасту, хотя речь оказывается сформированной уже  в  возрасте  около  трех лет.

Информация о работе Отличие речи животного как средства общения от речи человека