Отличие речи животного как средства общения от речи человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 17:05, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы состоит в том что человек и животные неотделимы друг от друга. В современном мире уделяется очень много внимания изучению общении животных между собой и с человеком. Ведь животные разговаривают между собой, только стоит вопрос –«как?». Посредством звуков и различных телодвижений, есть ли какие то сходства с общением у людей? Данный вопрос пытаются раскрыть очень давно.

Содержание

Введение 4
1 Речь как средство общения у людей 6
1.1Этапы возникновения и развития речи 6
1.2Функции языка 8
1.3 Виды речевой деятельности и её особенности 9
2 Особенности речи животных 16
3 Основные этапы различий общения людей и животных 19
Заключение 23
Список использованной литературы 24

Работа содержит 1 файл

Введение.doc

— 163.50 Кб (Скачать)


       Министерство образования и науки Республики Казахстан

 

Карагандинский государственный технический университет

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ

РАБОТА

 

По Психологии

 

Тема: «Отличие речи животного как средства общения от речи человека»

 

 

 

                                                                   

 

                                                                            Принял:

_____________

      (оценка)                                                                         Байгельдинова М.Б.

                                                                                     (фамилия, инициалы)

                                                                             _______________________                                                                                                                                                                  

                                                                           (подпись, дата)  

 

   Члены комиссии:                                           Выполнил:

 

___________________                                                    Коралькова Марина

(подпись, фамилия, и.о.)                                                                                                       (фамилия, инициалы)

___________________                                          ______________________

(подпись, фамилия, и.о.)                                                           (шифр зач. книжки)

 

 

 

 

Караганда 2010

 

                                 Содержание

 

Введение                                                                                                             4                                               

1 Речь как средство общения у людей                                                             6

1.1Этапы возникновения и развития речи                                                       6

1.2Функции языка                                                                                              8

1.3 Виды речевой деятельности и её особенности                                         9

2 Особенности речи животных                                                                       16

3 Основные  этапы различий общения людей и животных                         19

Заключение                                                                                                       23

Список использованной литературы                                                              24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                             Введение

 

Актуальность данной темы  состоит в том что человек и животные неотделимы друг от друга. В современном мире уделяется очень много внимания изучению общении животных между собой и с человеком.  Ведь животные разговаривают между собой, только стоит вопрос –«как?». Посредством звуков и различных телодвижений, есть ли какие то сходства с общением у людей? Данный вопрос пытаются раскрыть очень давно. Речь  является  основным  средством  человеческого  общения.  Без  нее человек не имел бы возможности  получать  и  передавать  большое  количество информации, в частности такую, которая несет большую смысловую нагрузку  или фиксирует в себе то, что невозможно  воспринять  с  помощью  органов  чувств (абстрактные понятия, непосредственно  не  воспринимаемые  явления,  законы, правила и т.п.)  Без  письменной  речи  человек  был  бы  лишен  возможности узнать, как жили, что думали и делали люди предыдущих поколений. У  него  не было бы возможности передать другим свои мысли  и  чувства.  Благодаря  речи как средству общения  индивидуальное  сознание  человека,  не  ограничиваясь личным опытом, обогащается опытом других людей,  причем  в  гораздо  большей степени, чем это может позволить наблюдение и  другие  процессы  неречевого, непосредственного   познания,   осуществляемого   через    органы    чувств: восприятие, внимание, воображение, память и мышление. Через речь  психология  и опыт одного человека становятся доступными  другим  людям,  обогащают  их, способствуют их развитию. На протяжении всей эволюции человек был близок к природе и тесно связан с окружавшими его животными. Они издавна были его верными помощниками и друзьями, поэтому человек невольно переносил на них свои взгляды и привычки. Животные часто рождаются слепыми, всегда – беспомощными, а подрастая, ведут себя, как дети – подвижные, шаловливые, игривые. Очень скоро в них начинают проявляться так трогающие людей качества: преданность, привязанность к хозяину, искренность чувств, постоянная готовность прийти на помощь. Естественно поэтому, что человек издавна общался со своими животными – независимо от того, птицы это или звери – так, как он привык относиться к детям: ухаживал, ласкал, кормил, выводил на прогулку, общался с ними, делился своими мыслями, чувствами.

Мы изучим некоторые особенности языка и общения животных, а также рассмотрим экспериментальные исследования, которые проводятся с целью обучения животных языку. Чем выше способность к понятийному мышлению, тем выше интеллект человека. Оценить действительное значение разума помогает, в частности, соперничество человека с шахматным компьютером, который пытается выиграть за счет грамотных скоростей перебора всех возможных вариантов. Этология получает все больше данных о том, что в поведении человека и животного много схожего. Животные испытывают чувство радости, горя, тоски, вины и т. п.; у них есть любопытство, внимание, память, воображение. Тем не менее остается справедливым, что хотя животные имеют очень сложные формы поведения и создают изумительные произведения (например паутина, которую ткет паук), человек отличается от всех животных тем, что до начала работы имеет план, проект, модель постройки. Благодаря способности к понятийному мышлению, человек сознает , что он делает, и понимает мир. Вторым главным отличием является то, что человек обладает речью. Опять–таки, у животных может быть развита система общения с помощью сигналов (что, кстати, позволило говорить о «цивилизации дельфинов»). Но только у человека есть то, что И. П. Павлов назвал второй сигнальной системой (в отличие от первой – у животных) – общение с помощью слов. Этим человеческое общество отличается от других общественных животных.

Цель исследования – выявить отличие речи животного как средства общения от речи человека.

Объект исследования – люди и животные.

Предмет исследования – речь  человека и речь животного.

Задачи исследования – изучить

Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной  литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Речь как средство общения у людей

 

1.1   Этапы возникновения и развития речи

 

Речевое общение человека с животными было важным фактором в их одомашнивании, оно вошло в привычку, стало неотъемлемым свойством связи между ними. Всем животным в доме люди давали имя, кличку или прозвище и, когда было нужно, звали их, словами выражая свой приказ или просьбу. Сами действия человека служат сигналом для животного. Животные также взаимодействуют между собой, одним из видов их взаимодействия является общение. Здесь речь идет уже не только о домашних животных.

В филогенезе речь  первоначально  выступала,  вероятно,  как  средство общения людей,  способ  обмена  между  ними  информацией.  В  пользу  такого предположения говорит  факт  наличия  у  многих  животных  развитых  средств коммуникации и только у человека способности пользоваться речью при  решении интеллектуальных  задач.  У  шимпанзе,  например,  мы  находим  относительно высоко развитую речь, которая в некоторых отношениях  человекоподобна.  Речь шимпанзе, однако, выражает только органические  потребности  животных  и  их субъективные состояния. Это — система эмоционально-экспрессивных  выражений, но  никогда  не  символ  или  знак  чего-либо,  находящегося  за   пределами животного.  Язык  животных  не   имеет   тех   значений,   которыми   богата человеческая речь, и тем более смыслов.

Но  человеческого  индивида  не  может  удовлетворять  такая,   весьма ограниченная в своих возможностях коммуникативная роль речи. Для того  чтобы передать какое-либо переживание Психология деятельности  и  познавательных  процессов  или  содержание сознания  другому  человеку,  нет  иного  пути,  кроме  означивания  речевых высказываний,  т.е.  отнесения  передаваемого   содержания   к   какому-либо  известному классу предметов или явлений. Это непременно  требует  абстракции и обобщения, выражения обобщенного  абстрагированного  содержания  в  слове- понятии.  Общение  развитых  в  психологическом  и  культурном  плане  людей непременно предполагает обобщение, развитие словесных значений. Это  и  есть магистральный путь совершенствования  человеческой  речи,  сближающий  ее  с мышлением и включающий  речь  в  управление  всеми  другими  познавательными процессами.

Важнейшим достижением человека, позволившим ему использовать общечеловеческий опыт, как прошлый, так и настоящий, явилось речевое общение, которое развивалось на основе трудовой деятельности. Речь – это язык в действии. Язык – система знаков, включающая слова с их значениями и синтаксис – набор правил, по которым строятся предложения. Слово является разновидностью знака, поскольку последние присутствуют в различного рода формализованных языках.

Объективным свойством словесного знака, обусловливающим нашу теоретическую деятельность, является значение слова, которое представляет собой отношение знака (слова в данном случае) к обозначаемому в реальной действительности объекту независимо от того, как он представлен в индивидуальном сознании.

В отличие от значения слова личностный смысл – это отражение в индивидуальном сознании того места, которое занимает данный предмет (явление) в системе деятельности человека. Если значение объединяет социально значимые признаки слова, то личностный смысл – это субъективное переживание его содержания.

Проводится множество исследований с целью выявления особенностей языка и общения животных. Однако вопрос об их коммуникативных способностях на сегодняшний день остается открытым.

Что такое слово? Это видовой признак человека, который состоит в непосредственном доступе нашего сознания к высшему организующему началу бытия, к последнему звену восходящей цепочки мировых принципов, начинающейся с точного подбора физических констант. Так утверждает один из современных методологов науки, выводящий значение слова из утверждения, которым открывается одно из Евангелий: « В начале было Слово». С этих позиций и разум и слово появилось задолго до человека, а не изобретены им. Они организовали биологическую материю, а затем были вложены в человека, что соответствует не только библейским текстам, но и философским системам Платона и Гегеля.

В естествознании же, пытающимся выяснить естественные причины человеческих способностей, известна гипотеза происхождения речи из звуков, произнесенных при работе, которые потом становились общими в процессе совместного труда. Сначала появились корни глаголов, соответствующие определенным видам деятельности, затем другие части слова и речи. Такова суть гипотезы немецкого антрополога М. Мюллера. Таким же путем в процессе общественного труда постепенно мог возникнут разум.

Семио́тика, или семиоло́гия (греч. σημειωτική, от др.-греч. σημεῖον — «знак, признак»), — наука, исследующая свойства знаков и знаковых систем (естественных и искусственных языков).С точки зрения семиотики[3], язык - это естественная т.е. "не придуманная") и вместе с тем не врожденная (т.е. небиологическая) знаковая система, сопоставимая с другими системами связи, существующими в природе и культуре. К природным (биологическим) семиотическим системам относятся врожденные "языки" животных. Искусственные ("придуманные") семиотики создаются человеком для экономной и точной передачи специальной информации (например, арабские цифры, географические карты, чертежи, знаки дорожного движения, языки программирования и т.п.). "Не придуманные" и в то же время небиологические семиотики связаны с культурной историей человечества. Среди них есть семиотики более простые, чем язык например, этикет, ритуалы), и семиотики более сложные, чем язык, - таковы семиотика искусства слова, "язык" кино, "язык" театра.

Благодаря широте сопоставлений семиотика позволяет увидеть самые важные черты отдельных знаковых систем и видов коммуникации. Для понимания природы человека особенно существенны отличия языка и общения людей от языков и коммуникативной деятельности животных.

 

 

Информация о работе Отличие речи животного как средства общения от речи человека