Отчет по психолого-педагогической практике на базе ГОУ СОШ № 649

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2011 в 15:05, отчет по практике

Описание работы

Необходимость просветительской деятельности психолога связана с тем, что в обществе существует дефицит психологических знаний, у участников образовательного процесса часто отсутствует психологическая культура. Воспитатели, учителя не редко располагают довольно однообразными сведениями о психологических особенностях своих воспитанников. То же самое можно сказать и о многих родителях, которые не уделяют внимание изучению психологической литературы

Работа содержит 1 файл

Отчет по психолого-педагогической практике.doc

— 127.00 Кб (Скачать)
 

Введение 

Студент проходил психолого-педагогическую практику на базе ГОУ СОШ № 649 в период с 28 ноября 2008 по 19 декабря 2008 года. (Три  занятия по 4 часа). 

Раздел 1. 

Просветительская  деятельность психолога.

Необходимость просветительской деятельности психолога связана с тем, что в обществе существует дефицит психологических знаний, у участников образовательного процесса часто отсутствует психологическая культура. Воспитатели, учителя не редко располагают довольно однообразными сведениями о психологических особенностях своих воспитанников. То же самое можно сказать и о многих родителях, которые не уделяют внимание изучению психологической литературы. В педагогических коллективах и семьях не редко возникают конфликты, причины которых в не умении и не желании прислушаться друг к другу, понять, уступить. Поэтому, практическому психологу очень важно приобщать к психологическим знаниям, повышать уровень психологической культуры всех тех людей, которые работают с детьми, а так же самих детей.

Формы психологического просвещения может быть разными: лекции, беседы, семинары, подбор литературы, уроки психологии. 

1.1. Анализ лекционного  занятия.

Психологическое просвещение в работе школьного  психолога.

В ходе лекции были рассмотрены следующие  вопросы:

1. Формы и методы психологического просвещения.

Здесь мы ознакомлены не только с уже  известными методами, как лекции, беседы, но и встречи с психологами-профессионалами, семинары, выставки, тематические вечера, стенгазеты….

Тут же выделены особенности представляемой информации и ее преподнесение: доброжелательность, соответствие содержанию форм и методов работы уровню развития, возрастным и профессиональным особенностям аудитории, научность (что означает невозможность использования оккультных наук), необходимость предоставляемой информации.

2. Цели.

Основные  цели:

  • Ознакомление с основами психологии личности, деятельности, общения, самообучения и самовоспитания.
  • Популяризация новых психологических исследований, особенно в области обучения и воспитания.
  • Формирование потребности в психологичеких знаниях и намерение их использовать.

3. Работа  с родителями (членами семьи, проживающими  с ребенком).

Родители  бывают разные и по этому к работе с ними необходимо подготовиться. Лекцию или беседу лучше спланировать в  соответствии с возрастом детей, полезно провести предварительный опрос родителей, составить список тем. Отобранные ими темы станут основой обсуждения. Лекции общего характера менее эффективны. Необходимо и наличие практической части в работе с родителями, так им будет более понято разъяснено и будут отработаны те навыки, которые требуют специальной тренировки.

Формами практической части могут быть:

  • Практикумы по обсуждению жизненных ситуаций, которые беспокоят родителей.
  • Занятия по типу вопрос-ответ.
  • Тренинги (наиболее популярный тренинг общения).

И обязательно  должно присутствовать индивидуальное консультирование, так как всегда есть родители, которые самостоятельно не могут понять трудности ребенка  и тем более справиться с ними.

Сюда  входят основные правила психолога-консультанта:

  • Консультация проводится в отдельном помещении, никто не должен мешать этому процессу.
  • Доброжелательность.
  • Конфиденциальность.
  • Решения принимаются только совместно.
  • Окончание беседы – с надеждой на лучшее.

4. Работа  с учителями.

В силу большой большой загруженности учителя не могут выделять достаточно времени для чтения и анализа психологической литературы. И общие лекции им не подойдут, так как это будет не актуально или мало имеющим отношение к их профессиональной деятельности.

По этому, для учителей могут подойти проблемные лекции. Очень продуктивными могут стать тренинги и ролевые игры. Главное не переборщить, не сделать этот вид работы единственным.

5. Просветительная  работа с учащимися.

Эта работа может происходить в разных, довольно интересных для учащихся формах: факультативы, вечера с психологической тематикой, стенгазеты, КВН. Многие обычные, казалось бы, задания с творческим подходом. 

1.2. Анализ практического  занятия.

Работа  с детьми в школе начинается с  психодиагностики.

Необходимо  выявить задачи, которые перед нами стоят.

Затем проводится обработка и анализ результатов, составление заключения, рекомендации учителям и родителям.

Составляется  коррекционно-развивающая программа, мероприятия.

Практическое  занятие проводилось с учениками 1 класса государственной общеобразовательной средней школы № 649.

У детей  были исследованы:

  • Интеллектуальный потенциал (с помощью методики МЭДИС).
  • Работоспособность (по методике Тулуз-Пьерона).
  • Школьная мотивация (рисуночные тесты).
  • Физиологические и эмоциональные показатели (методика Люшера).

Психодиагностика  необходима сейчас, чтобы узнать как  дети адаптировались за полгода к  школе, друг к другу, к смене деятельности и нагрузкам, которые им предлагаются. Установить необходимый им темп работы и индивидуальные особенности. Выявить тех учеников, которым необходима консультация специалистов или работа с родителями. 

1.3. Конспект лекции.

«Методика преподавания психологии»

План:

1. Предмет  «методика преподавания психологии».

2. Методы, формы, средства обучения.

3. Особенности усвоения психологических знаний.

Цель: повышение  качества преподавания психологии в  различных сферах психолога.

1. Предметом методики преподавания психологии являются методы, формы и средства обучения, их специфика и особенности.

2.Методы обучения – система последовательных взаимодействий преподавателей и учащихся, обеспечивающий усвоение содержания образовательного процесса.

Виды  методов:

1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

  • Словесные (лекции, объяснения, рассказы, беседы)
  • Наглядные (опыты, демонстрации, иллюстрации)
  • Практические (упражнения, решения задач)

2. Методы  стимулирования и мотивации обучения:

  • Познавательные игры
  • Учебные дискуссии
  • Создание различных учебных мотиваций

3. Методы  контроля и самоконтроля в обучении:

  • Индивидуальный и фронтальный опрос
  • Зачеты, экзамены

Среди методов выделяют:

  1. традиционные (указанные выше)
  2. не традиционные (активные)

Традиционные  ориентируют учащихся на стандартные  учебные процедуры, при этом включенность преподавателя и учащихся в учебный процесс остается личностно нейтральным, хотя и предполагает положительный эмоциональный фон.

К нетрадиционным относятся методы: программированного, проблемного и коммуникативного обучения (метод учебных дискуссий, игровой, задачный). Эти методы ставят преподавателя в позицию партнера по учебному исследованию, предполагает личностную включенность всех участников обучения, происходит расширение границ как непосредственного опыта, так и его осмысление учащимися.

Формы обучения – организация учебного процесса.

Выделяют  следующие формы:

  1. Фронтальную (лекции, особенно в вузах, просмотр кинофильмов…)
  2. Групповую (семинары, практические занятия, игры, тренинги…)
  3. Индивидуальную (курсовые, контрольные, дипломные работы).

Средства  обучения – это все, что способствует улучшению качества обучения. К ним относятся:

  • Наглядные пособия: таблицы, графики, схемы, рисунки…
  • Технические средства: аудио, видео аппаратура, компьютер…
  • Печатные методические пособия.

3. Особенности усвоения психологических знаний.

1. Предметом психологической науки является личность, которая лишь относительно постоянна, т.к. меняется с возрастом, характером деятельности… Поэтому точность в познании личности не возможна и познать ее до конца тоже нельзя.

2. Процесс познания дислогичен, т.к. и предмет познания и познающая сторона – личности. По этому, процесс познания личности субъективен.

3. Процесс  познаний психологических явлений  требует не только логического,  но и образного и наглядно-действенного  мышления, а так же развитого  воображения. 

1.4. Анализ прочитанной  лекции.

Прочитанная лекция знакомит учеников с работой  преподавателя психологии. С методами, средствами, формами обучения, которые  могут сделать более эффективным  и любой другой предмет. Студенты получают знания о специфике преподавания психологии, т.к. понимание этого предмета отличается от остальных. Ученики ознакомились с управлением педагогическим процессом, а при деятельностном участии (например, в ролевой игре или тренингах) и способность сформировать у себя эти навыки и умения. Все это способствует развитию у детей педагогических способностей. Лекция может помочь развить у детей потребность в просвещенческой деятельности (например, «день самоуправления» в школе, когда ученики сами ведут уроки в младших классах) и умение эффективно и более профессионально организовать ее, чем ученики, не ознакомленные с данным курсом. Имея эти знания и, возможно, попробовав свои силы в преподавании или играх, ученики имеют более глубокое представление о работе преподавателей, что может повлиять в дальнейшем на выбор профессии. 

Раздел 2. 

Психодиагностическое обследование.

Психологическая диагностика – определение особенностей психического развития ребенка, сформированности определенных психологических качеств, соответствия уровня развития умений, навыков, личностных качеств возрастным нормам, выявление психологических причин трудностей в обучении и воспитании отдельных детей. Задача – получить информацию об индивидуально-психологических особенностях детей, которая была бы полезна им самим и тем, кто с ними работает, - учителям, воспитателям, родителям. Средствами могут быть наблюдение, беседа, психологическое тестирование. 

2.1. социальная ситуация  обследуемого.

Обследуемый: Дмитрий С.

Возраст: 7 лет.

Состав  семьи: мама, папа, брат младший, часто видится с дедушками и бабушками.

Социальный  статус семьи: семья среднего социального  достатка.

Материальное  положение семьи: доход стабильный.

Бытовые условия: наличие книг, компьютер, комната  с братом на двоих, недостатка в средствах  для обучения нет, все необходимое ребенок получает.

Информация о работе Отчет по психолого-педагогической практике на базе ГОУ СОШ № 649