Особенности восприятия детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 23:48, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – определить особенности развития восприятия в младшем школьном возрасте у детей с умственной отсталостью.

Работа содержит 1 файл

особенности восприятия.docx

— 57.63 Кб (Скачать)

       Субтест 6: комплексный субтест – включает в себя анализ фигур с последующим дорисовыванием их частей, согласно заданному образцу. Инструкция ко всем заданиям субтеста: «Тестовый лист не вращай. Те линии, которые уже есть на рисунках, не обводи, дорисовывай только то, чего недостает». Нужно следить за тем, чтобы все задания выполнялись по порядку, чтобы ребенку было легче выделить задание из тестового листа, все последующие задания закрывают чистым листом бумаги.

        По окончании работы все листы  с выполненными тестовыми заданими  внимательно просматриваются и  анализируются. После анализа  выполнения всех заданий каждого  субтеста и занесенияисследовательских  оценок в таблицу, т.е. сложение  всех оценок по заданиям каждого  субтеста, а сумма их – итог  субтеста внесен в таблицу.

        Подсчитывается количество баллов  по количеству правильно выполненных  заданий и количеству допущенных  ошибок и неточностей, и выводится  средний балл ( от1 до 10 баллов) по  каждому из субтестов данной  методики. Результаты заносятся  в таблицу, в которой определен  средний уровень баллов по  шкале возрастных нормативов  выполнения субтестов. 

Результаты  методики «Оценка  уровней зрительного  восприятия умственно  отсталых младших  школьников»

№п.∕п.

И.Ф

1

субтест

2

субтест

3

субтест

4

субтест

5

субтест

6

субтест

1.Аня  А 4 б 6 б 5 б 5 б 4 б 3 б
2.Сережа  В. 3 б 5 б 5 б 3 б 2 б 5 б
3.Дима  Е. 6 б 7 б 3 б 5 б 5 б 4 б
4.Андрей  К. 4 б 4 б 3 б 5 б 4 б 2 б
5.Элиза  Х. 5 б 4 б 5 б 4 б 3 б 4 б
 

    Результаты полученные по данной  методике, еще раз убедительно  доказывают, что в основе зрительного  восприятия образа, предмета, явления  лежит аналитическая деятельность  и элементарные навыки сенсорных  эталонов, в данном случае знание  геометрических фигур и умение  их дифференцировать; умения определять  пространственные отношения, располагать  на листе бумаги заданный материал; умение фигуро – фонового различения (нахождение скрытых фигур); развитие  зрительно – моторной координации  и т.д. 

2.Методика  «Объяснение сюжетных  картинок»

       Цель: исследование интеллектуальной  сферы, зрительного восприятия  картин, установления пространственных  отношений.

      Для этого экспериментатор должен  иметь набор сюжетных картинок  с простым, сложным и менее  сложным сюжетом.

       Для эксперимента можно использовать  сюжетные картинки из серии  О.И. Соловьевой и В.И. Елисеевой.

       Методика проведения опыта проста. Каждому ребенку предлагается  набор разрезных сюжетных картинок, и дано задание: внимательно  рассмотреть картинки, разложить  их в последовательности событий  и составить небольшой рассказ.  Следует обращать внимание на  то, как ребенок рассматривает  картинку.

       Выполнение этого задания умственно  отсталым детям дается с трудом. Сказывается общее недоразвитие  речи, нарушения зрительного восприятия  и мышления. Словарный запас этих  детей ограничен, логика отсутствует,  мелких деталей в картинке  они не замечают, последовательности  нет. Понимание сюжнтных картинок  представляет значительные трудности  для детей с умственной отсталостью.  Они, в частности, обусловленны  узостью зрительного восприятия, недостаточной дифференцированностью  и тем, что эти дети неправильно  воспринимают мимику изображенных  на картинке людей, медленно  обозревают картинку в целом.

    3.Методика  «Узнавание наложенных  изображений»

    (фигуры  Поппелрейтора)

         Цель: Определить способность ребенка  вычленять контуры предметов.  Зрительное восприятие формы,  количества, образа.

        Инструкция: Испытуемым детям предлагается  узнать все изображения наложенных  друг на руга фигур и сказать,  что нарисовано. Умственно отсталым  детям трудно выделить целостный  образ изображенной фигуры. 

    Результаты  уровней зрительного  восприятия

Ф.И.

Сюжетные  картинки

Узнавание наложенных изображений

1.Аня  А.

низкий

3 б.

низкий

3 б.

2. Сережа В.

низкий

3 б

средний

4 б

3.Дима  Е.

низкий

2 б

низкий

3 б

4.Андрей  К.

средний

4 б

средний

4 б

5.Элиза  Х.

низкий

3 б

низкий

2 б

2.2. Особенности восприятия  умственно отсталых  детей младшего школьного возраста

       Изучая и анализируя выполнение  предложенных заданий умственно  отсталыми детьми, по методикам  «Сюжетные картинки», «Узнавание  наложенных изображений определяют  уровень развития у них зрительного  восприятия, целостность (фрагментарность)  восприятия, сохранность зрительного  образа объекта по следующим  нормам:

          10 баллов – очень высокий уровень;

           8 – 9 баллов – высокий уровень;

           4 – 7 баллов – средний уровень;

           2 – 3 балла – низкий уровень;

           0 – 1 балл – очень низкий.

   Эксперименталыные исследования  подтверждают, что у умственно  отсталых младших школьников  нарушено зрительное восприятие, особенно обобщенность восприятия, его темп, цветоразличение, фигуро  – фоновое различение величины  объектов, положение в пространстве  и пространственных отношений.  Умственно отсталым детям требуется  значительно больше времени на  восприятие материала, они нуждаются  в подсказке при выполнении  заданий со стороны педагога.

       У умственно отсталых детей  отмечаются трудности в воспроизведении  образов восприятия – представлений  (по результатам проведенной методики  «Оценка зрительного восприятия»), они склонны отождествлять в  некоторой мере сходные предметы. Учащиеся недостаточно умеют  приспосабливать свое зрительное  восприятие к изменяющимся условиям.

        Недифференцированность, фрагментарность,  узость зрительного восприятия, уподобление образов – эти  обнаруженные у детей – олигофренов  нарушения представлений и зрительного  восприятия отрицательно влияют  на развитие познавательной деятельности  в целом.

        Своеобразие зрительного восприятия  умсивенно отсталых детей отчетливо  проявляется при рассмотрении  сюжетных картинок ( методика «Объяснения  сюжетных картинок»). Дети не соблюдают логическую последовательность и не замечают мелких деталей в картинке. Понимание сюжета картины у них не полное, поверхностное, у некоторых детей и вовсе неадекватное. Умственно отсталые дети не выделяют центральный объект, их восприятие затруднено большим количеством объектов и присутствием недостаточно знакомых предметов.

 

Заключение

                                                                                                                                                                                                                  Познавательные психические процессы поставляют и составляют материал     внутреннего мира человека. Они издавна привлекали внимание ученых не                                                                                                                                         только потому, что образуют уникальность, индивидуальность каждого человека, но и потому, что являются средствами, инструментами всякого познания. Без раскрытия их природы невозможно сколько-нибудь полное, достоверное и надежное разделение объективного и субъективного компонентов при познании внешнего мира. Психические процессы являются базовой основой человеческой психики. Три разновидности человеческих процессов – познавательные, эмоциональные и волевые – образуют в своей совокупности психическую деятельность человека. Психические процессы, с помощью которых формируются образы окружающей среды, а также образы самого организма и его внутренней среды, называются познавательными психическими процессами.

     Познавательные  процессы – ощущение, восприятие, мышление, воображение, память – формируют  информационную базу, ориентировочную  основу психики. Именно познавательные психические процессы обеспечивают получение человеком знаний об окружающем мире и о самом себе. Эти знания являются тем фактором, который при наличии какого-либо побуждения определяет выбор человеком одного из многих возможных, на каждый данный момент, направлений движения и удерживает движение в рамках этого направления. Познавая и преобразуя мир, человек выявляет устойчивые, закономерные связи между явлениями. Закономерности, внутренние связи явлений отражаются в нашем сознании опосредованно – во внешних признаках явлений человек распознает признаки внутренних, устойчивых взаимосвязей. Все знания самого высокого порядка являются результатом интеграций знаний, получаемых с помощью познавательных психических процессов разного уровня сложности. Каждый из этих процессов имеет свои собственные характеристики и собственную организацию и вносит свой особый вклад в формирование внутренне связной, динамичной, но в тоже время целостной картины мира. Протекая одновременно, эти процессы взаимодействуют друг с другом настолько слаженно и незаметно для нас, что мы в данный момент воспринимаем и понимаем мир не как нагромождение цветов, в которых необходимо разбираться, чтобы установить, что к чему, а именно как мир, находящийся вне нас, наполненный звуком, светом, запахами, предметами, населенный людьми. Весь этот беспредельный в пространстве и времени мир уменьшается в маленьком пространстве человеческого организма.

     Какова  бы ни была причина умственной отсталости ребенка, как бы тяжела ни была болезнь  его нервной системы (даже если болезнь  прогрессирует), наряду с распадом происходит и развитие. При разных поражениях нервной системы развитие происходит по-разному. Именно своеобразие психического развития умственно отсталых детей, а также особенности развития разных групп этих детей являются предметом психологии умственно  отсталого ребенка.

Список  используемой литературы

  1. Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства: Руководство для врачей. - М.: Медицина, 2005. - 496 с.
  2. Березин Ф.Б. “Психическая и психофизиологическая адаптация человека”. Л., 2004. С.13—21.
  3. Бодалев А. А. Личность и общение. М., 2004. – 389 с.
  4. Венгер Л.А. Восприятие и обучение. – М: Просвещение, 1969. – 490с.
  5. Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников. – М., 1980. – 109 с.
  6. Ганнушкин П.Б. Клиника психопатий. Их статистика, динамика, систематика. – В книге Избранные труды. М., 2004 г.
  7. Ганнушкин П.Б. Психология эмоций. Тексты /под ред. В.К. Вилюнас и Ю.Б. Гиппенрейтер. М.: Изд-во МГУ, 2004. С. 252-279.
  8. Дифференцированный подход к учащимся младших классов вспомогательной школы в процессе обучения // Под ред. А.М. Игнатьева – М., 1984. – 240 с.
  9. Жуков Ю.М. Точность и дифференцированость межличностного восприятия. М., 1992. – 380 с.
  10. Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. - М.: Просвещение, Владос, 2005. С. 5-18).
  11. Зейгарник Б.В. Патопсихология. – М.: Академия, 1999. – 190 с.
  12. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность.
  13. Логвиненко А.Р. Чувственные основы восприятия пространства.
  14. Маклаков А.Г. “ Общая психология”.- СПб.: Питер, 2006. -592с.
  15. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии. – М., 2004.
  16. Мирокян А.И. Коррекционная работа в специальной школе и дошкольных учреждениях. – М., 2001. – 568 с.
  17. Мудрик А. В. Характеристика общения у младших школьников // Вопросы психологии общения и познания людьми друг друга. Краснодар, 1979.
  18. Немов Р.С. “Психология” т.1, М., “Просвещение” “Владос”, 1995.
  19. Обучение учащихся первых-пятых классов вспомогательной школы / Под ред. В.Г. Петровой. – М., 1982. – 560 с.
  20. Принципы отбора детей во вспомогательные школы /Под ред. Г. М. Дульнева, А. Р. Лурия. М., 1973, гл. I.
  21. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / Под ред. И.В. Дубровиной /2-е издание, стереотипное. – М.: Академия, 1999. – 206 с.
  22. Психология индивидуальных различий. Тексты/под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: Изд-во МГУ, 2002. С. 288-318.
  23. Реан А.А. “Психология человека от рождения до смерти”. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК,2002.-656с.
  24. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. – М., 1979.
  25. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии – М. 1999 – 448 с.
  26. Философские вопросы физиологии высшей нервной деятельности и психологии. М., 1963.
  27. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение. Организационно-педагогические аспекты. – М., 1999.

Информация о работе Особенности восприятия детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью