Особенности восприятия детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 23:48, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – определить особенности развития восприятия в младшем школьном возрасте у детей с умственной отсталостью.

Работа содержит 1 файл

особенности восприятия.docx

— 57.63 Кб (Скачать)

     Из-за несовершенства анализа затруднен  синтез предметов. Выделяя в предметах  отдельные их части, они не устанавливают  связи между ними, поэтому затрудняются составить представление о предмете в целом.

     Ярко  проявляются специфические черты  мышления у умственно отсталых в  операции сравнения, в ходе которого приходится проводить сопоставительный анализ и синтез. Не умея выделить главное  в предметах и явлениях, они  проводят сравнение по несущественным признакам, а часто - по несоотносимым. Затрудняются устанавливать различия в сходных предметах и общее в отличающихся. Особенно сложно для них установление сходства. Так, сравнивая ручку и карандаш, они отмечают: "Похожи тем, что длинные, а еще у них кожа одинаковая".

     Особенности восприятия и осмысливания детьми учебного материала неразрывно связаны с  особенностями их памяти. Основные процессы памяти - запоминание, сохранение и воспроизведение - у умственно  отсталых имеют специфические особенности, так как формируются в условиях аномального развития. Они лучше  запоминают внешние, иногда случайные  зрительно воспринимаемые признаки. Труднее ими осознаются и запоминаются внутренние логические связи.

     У умственно отсталых позже, чем у  их нормальных сверстников, формируется  произвольное запоминание, при этом преимущество преднамеренного запоминания  у умственно отсталых выражено не так ярко, как у школьников с нормальным интеллектом. Как отмечают Л. В. Занков и В. Г. Петрова, слабость памяти умственно отсталых проявляется в трудностях не столько получения и сохранения информации, сколько ее воспроизведения, и в этом их главное отличие от детей с нормальным интеллектом [14, с. 13 ].

     Воспроизведение - процесс очень сложный, требующий  большой волевой активности и  целенаправленности. Из-за непонимания  логики событий воспроизведение  умственно отсталых носит бессистемный характер. Незрелость восприятия, неумение пользоваться приемами запоминания  и припоминания приводит умственно отсталых к ошибкам при воспроизведении. Наибольшие трудности вызывает воспроизведение словесного материала. Опосредствованная смысловая память у умственно отсталых слабо развита.

     У детей с умственной отсталостью  отмечаются и трудности в воспроизведении  образов восприятия - представлений. Недифференцированность, фрагментарность, уподобление образов и иные нарушения  представлений отрицательно влияют на развитие познавательной деятельности умственно отсталых.

     Для того чтобы обучение детей протекало  успешней и носило творческий характер, необходимо достаточно развитое воображение. У умственно отсталых оно отличается фрагментарностью, неточностью и  схематичностью. Так как их жизненный  опыт беден, а мыслительные операции несовершенны, формирование воображения  идет на неблагоприятной основе.

     Наряду  с указанными особенностями психических  процессов у умственно отсталых отмечаются недостатки в развитии речевой  деятельности, физиологической основой  которой является нарушение взаимодействия между первой и второй сигнальными  системами.

     Умственная  отсталость проявляется не только в  несформированности познавательной деятельности, но и в нарушении эмоционально-волевой  сферы, которая имеет ряд особенностей.

     Все эти особенности психических  процессов умственно отсталых учащихся влияют на характер протекания их деятельности.

     Таковы  наиболее характерные особенности  протекания познавательных и эмоционально-волевых  процессов умственно отсталых.

     Нарушения высшей нервной деятельности, недоразвитие психических процессов являются причиной ряда специфических особенностей личности умственно отсталых. Психологи (А. Д. Виноградова, Н. Л. Коломенский, Ж. И. Намазбаева и др.) указывают, что, в отличие от сверстников с  нормальным интеллектом, умственно  отсталых характеризует ограниченность представлений об окружающем мире, примитивность интересов, потребностей и мотивов. Снижена активность всей деятельности. Эти черты личности затрудняют формирование правильных отношений  со сверстниками и взрослыми.

                                                                    

     Глава 2. Особенности восприятия детей младшего школьного  возраста с умственной отсталостью

     2.1. Методика исследования зрительного восприятия

         Ранняя диагностика, прогнозмрование  школьных проблем и коррекция  трудностей в процессе обучения  требуют объетивной оценки функционирования  развития каждого ребенка.одним  из важнейших показателей функционального  развития является уровень зрительного  восприятия, определяющий успешность  освоения базовых навыков письма  и чтения в начальной школе. 

         Вовремя выявить трудности зрительного  восприятия, найти их причину  и по возможности скорректировать  их – решению этой задачи  и способствует данная методика.

Содержание  методик:

1.Методика  «Оценка уровня  зрительного восприятия»

         Зрительное восприятие состоит  из большого числа функций,  поэтому тест М. Безруких и  Л. Морозова, представляет собой  комплексную систему для оценки  различных сторон зрительного  восприятия, а именно:

  1. Зрительно – моторной координации (субтест 1) – включает проведение непрерывной прямой, кривой и изогнутой под различными углами линий от заданного начала к заданному концу, между границами или по заданному образцу;
  2. Фигуро – фоновое различение (субтест 2) – включает нахождение заданной фигуры при увеличении количества фоновых фигур. В заданиях использованы перескчения фигур и «скрытые» геометрические фигуры;
  3. Постоянство очертаний (субтест 3) – включает опознание центральной геометрической фигуры, имеющей разные размеры, тона, текстуры и расположнгие в пространстве. Для опознания в качестве центральной предлагается круг и квадрат;
  4. Положение в пространстве (субтест 4) – включает узнавание повернутых и перевернутых геометрических фигур и букв в сериях;
  5. Пространственные отношения (субтест 5) – включает анализ и копирование несложных форм, состоящих из линий различной длины и углов;
  6. Комплексный субтест – включает анализ фигур с последующим дорисовыванием их частей, согласно заданному образцу.

       Диагностическое обследование проводится  индивидуально с каждым ребенком. Для выполнения заданий необходимо  подготовить материалы: текстовый  буклет, прстой карандаш.

      Инструкция исследователя: «Сейчас мы будем рисовать. Внимательно слушай задание и выполняй его так, как я буду говориь. Выполнение каждого задания начинай только по моей команде. Когда ты закончишь выполнять задание, положи карандаш на стол и жди инструкцию к следующему. Если ты не понял задание, спроси сразу, чтобы не сделать ошибок. Не отрывай карандаш от бумаги при выполнении всех заданий. Тестовый лист не верти». (Примечание: эту инструкцию можно повторять по мере необходимости). После выполнения каждого субтеста делается 5 – 10 минутный перерыв.

       Субтест 1: изучение зрительно – моторной координации.

Например: Задание 1. Посмотри внимательно. Здесь  нарисована точка и звездочка (показать). Нарисуй прямую линию от точки  до звездочки не отрывая карандаш от бумаги. Постарайся, чтобы линия  была как можно ровнее. Закончив, отложи карандаш.

      Во втором задании нарисованы  две вертикальные линии, необходимо  найти середину первой линии,  а затем – второй. В третьем  задании – нарисована дорожка.  Нужно нарисовать прямую линию  от начала до конца дорожки  по ее середине и т.д. все  остальные задания. Заданий в  данном субтесте 16. С каждым разом  они усложняются.

        Инструкция повторяется перед  выполнением детьми каждого задания.  Нужно следить за тем, чтобы  ребенок брал листы с соответствующими  заданиями.

         Все дети с умственнй отсталостью  справляются с каждым из заданий  медленно, неуверенно, линии – нечеткие, с искривлениями и неточностями.

        В основе выполнения каждого  из заданий лежит определение  ведущей руки ребенка, умкния  ориентироваться в пространстве.

       Субтест 2:включает нахождение заданной фигуры при увеличении количества фоновых фигур. В заданиях использованы пересечения  фигур и «скрытые» геометрические фигуры;

      Демонстрационные карточки предъявляются  ребенку на определенное время,  затем убираются.

Например: Задание 1. Инструкция: «Сейчас мы будем  находить знакомые фигуры, и обводить их. Найди и обведи красным карандашом спрятанный треугольник, круг, прчмоугольник».

        Результаты по этому показывают, что к моменту обследования  умственно отсталые дети уже  знают название основных геометрических  фигур (круг, треугольник, прямоугольник).

        Субтест 3 «Опознаие геометрической фигуры»

  Инсрукция:  каждому ребенку показывается  таблица со схематичным изображением  предмета, например, девочка, состоящая  из четырех треугольников, одного  круга, двух прямоугольников и  предлагается сказать, из каких  фигур составлен этот рисунок.  Однако в первом классе не  все умственно отсталые дети  спрввляются с заданием. Дети  не различают геометрические  фигуры по форме, размеру, не  воспринимают целостный образ  схематичного изображения предмета  на таблице.

      Первоклассники массовой школы  легко называют геометрические  фигуры, из которых составленны  рисунки, и что именно было  изображено на таблице.

        Субтест 4 «Положение в пространстве»

      В основе умения ориентироваться в пространстве, то есть воспринимать его, лежит умение ориентироваться в схеме тела, знать свою ведущую руку.

Содержание  методики предполагает выполнение детьми 8 заданий. По инструкции дидактический  материал методики кладется перед ребенком, экспериментатор повторяет инструкцию перед выполнением каждого задания  и следит за тем, чтобы ребенок  брал листы с соответствующими заданиями.

       Задание 1: «Посмотри на первую  строчку. Здесь нарисованны уголки. Они все изображены по- разному,  но среди них есть один, нарисованный  как образец (нарисован отдельно, показывается ребенку). Найди точно  такой же уголок среди остальных  и зачеркни его. Смотри внимательно,  уголки очень похожи, но лишь  один из них правильный.

        Во втором задании нужно найти  точно такой же круг, как на  образце и зачеркнуть его.

         Задание 3-4: (инструкция аналогична). «Следующее задание сложнее. Здесь  нарисованы три фигуры, расположенные  в определенном порядке. Нужно  найти точно такую же группу  фигур (как на образце) среди  остальных и зачеркнуть ее. Каждое  последующее задание усложняется.

         Экспериментатор внимательно следит  за выполнением каждого задания.  Затем все листы, на которых  выполнялися все 8 заданий субтеста, проверяются, анализируются, подсчитывается  количество правильно выполненных  заданий, отмечаются ошибки.

         Субтест 5: Цель: определение пространственных отношений. Заданий в данном субтесте 8. Инструкции аналогичны предыдущим: «Посмотри внимательно на рисунок задания. Ты видишь фигуру (показывается рисунок). На что она похожа? Но она нарисована не просто так, а по точкам, т.е. каждая линия идет от одной точки к другой. Нужно нарисовать такую же фигуру, соединяя линиями свободные точки. Будь внимателен, следи, от какой точки, к какой идут линии. Закончив отложи карандаш».

       Не все умственно отсталые  школьники могут справится в  этом субтесте.

Информация о работе Особенности восприятия детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью