Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 23:48, курсовая работа
Цель исследования – определить особенности развития восприятия в младшем школьном возрасте у детей с умственной отсталостью.
Введение......................
Глава 1. Проблема изучения восприятия у умственно отсталых детей в психолого-педагогической литературе 5
1.1. Восприятие как психический процесс 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с умственной отсталостью 8
Глава 2. Особенности восприятия детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью 19
2.1. Методика исследования зрительного восприятия 19
2.2. Особенности восприятия умственно отсталых детей младшего школьного возраста 26
Заключение 28
Список
используемой литературы 30
Введение
Восприятие предметов и явлений материального мира, их многообразных свойств и отношений занимает одно из центральных мест в психической деятельности человека. Восприятие составляет основу ориентировки человека в окружающей действительности, позволяет ему организовать деятельность, поведения в соответствии с объективными свойствами и отношениями вещей. В процессе поведения человек воспринимает также свои собственные действия и их результаты, чем обеспечиваются обратные связи, регулирующие протекание этого процесса.
Восприятие-это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств.
Восприятие умственно отсталого ребенка, как и другие психические процессы нарушено. В связи с этим оно имеет следующие особенности: недиференцированность, разрозненность, инактивность и некритичность воспринимаемого. Процесс восприятия значительно замедлен. У детей с умственной отсталостью нарушения восприятия зависят от степени и тяжести интеллектуального нарушения. В связи с этим является актуальным изучение особенностей процесса восприятия у умственно отсталых детей младшего школьного возраста.
Цель исследования – определить особенности развития восприятия в младшем школьном возрасте у детей с умственной отсталостью.
Объект исследования – особенности восприятия у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.
Предмет исследования – восприятие умственно отсталых детей младшего школьного возраста.
Восприятие – познавательный психический процесс, состоявший в целостном отражении предметов, ситуаций и событий, возникающий при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Этот процесс познания сложных вещей и явлений, существующих в мире и представленных в сознании человека в виде образов.
Результатом
восприятия как процесса является образ,
то есть целостная, устойчивая система
ощущений, связываемых с определенным
предметом или явлением. Существование
образов представляется очевидным
в отношении зрительного
Слуховым образом может стать фрагмент какого-либо музыкального воспроизведения или все воспроизведение в целом, когда мы ощупываем какой-либо предмет (осязательное восприятие), мы получаем от него гамму взаимосвязанных ощущений, складывающихся в тактильный образ соответствующего предмета.
Обонятельным образом предмета может служить специфический набор запахов, связанный с ним. Так, например животные могут по запахам определять присутствие или отсутствие поблизости другого, вполне конкретного животного, не видя его и не слыша воспроизводимых им звуков. Здесь ориентация производится по так называемому обонятельному образу.
Вкусовые
ощущения вызываются действием
на вкусовые рецепторы веществ
Кожные
ощущения делятся на несколько анализаторных
систем: тактильная (ощущение прикосновения),
температурная (ощущение холода и тепла)
и болевая. Тактильная чувствительность
дает знания о качествах предмета,
а болевые ощущения сигнализируют
организму о необходимости
После
1950 г. в психологии умственно отсталого
ребенка (как впрочем, и других областях
психологии) наметилась и некоторая
отрицательная тенденция, которая
отнюдь не вытекала из сути павловского
учения, выразившаяся в отходе от изучения
собственно психологических
В
последнее время собственно психологические
вопросы развития познавательной деятельности
и личностной, эмоционально-волевой сферы
умственно отсталых детей активно изучались
рядом советских исследователей (И. М.
Соловьев, Ж. И. Шиф, В. Г. Петрова, Б. И. Пинский).
Разрабатываются также методы экспериментально-
Оказалось чрезвычайно полезным вспомнить все то, о чем давно писал известный советский психолог Л. С. Выготский. Он оставил глубоко содержательную теорию психического развития умственно отсталого ребенка, которая не потеряла своей актуальности и сегодня. В настоящее время концепция Л. С. Выготского приобретает особо важное значение [13, с. 75].
Важным
событием в истории психологии умственно
отсталого ребенка было издание
монографии под редакцией Ж. И. Шиф
- "Особенности умственного
В настоящее время происходит дальнейшее изучение особенностей психического развития личности умственно отсталых детей. Это изучение дает возможность анализировать сущность умственной отсталости не по дробным элементарным психическим процессам, а целостно. Иными словами, психологический анализ нарушений познавательной деятельности начинает основываться на анализе личности ребенка, который включается в детские коллективы, входит в мир вещей и явлений окружающей действительности, усваивает опыт человечества, обладая неполноценной нервной системой. Вместо статичного перечисления разнообразных недостатков познавательных процессов возникает возможность установления закономерностей развития психики и путей компенсации недостатков [10, с. 167].
Умственная
отсталость (олигофрения, малоумие)
- состояние общего недоразвития психики,
которое в первую очередь характеризуется
нарушением способностей, обеспечивающих
общий уровень интеллектуальности, т.е.
когнитивных, речевых, моторных и социальных
способностей. Олигофрения может сочетаться
с любым другим психическим или соматическим
расстройством; при этом у умственно отсталых
может наблюдаться весь диапазон психических
расстройств в 3-4 раза чаще, чем в общей
популяции. Адаптивное поведение при умственной
отсталости чаще всего нарушено, но при
адекватном медико-психолого-
Причинами умственной отсталости более чем в половине случаев являются генетические аномалии (в том числе болезнь Дауна, аномалии половых хромосом и т. д.); в 10% случаев возникновение умственной отсталости связано с врожденными нарушениями активности ферментов, обмена аминокислот, металлов, солей, жиров и углеводов. Помимо этого умственная отсталость возникает при нарушениях развития плода и в результате воздействия различных вредностей в раннем детстве. Особо опасными являются травмы, отравления, инфекционные заболевания (токсоплазмоз, краснуха), перенесенные будущей матерью в первую половину беременности, когда происходит формирование зачатков головного мозга. Травмы, полученные при родах, и гипоксия плода также могут привести к психическому недоразвитию ребенка.
К
умственно отсталым относят лиц
со стойким, необратимым нарушением
преимущественно познавательной сферы.
У детей с умственной отсталостью
отмечается замедленное формирование
двигательных навыков по сравнению
с нормой: они позже, чем нормальные
дети, начинают сидеть, ходить, в дальнейшем
часто отмечается неточность зрительно-моторной
координации, замедление скорости реакции.
Нарушено произвольное внимание, в
некоторых случаях недостаточен
объем внимания, его распределение
и переключаемость. Восприятие у
этих детей характеризуется