Особенности синдрома эмоционального выгорания медицинских работников с разным стажем работы

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 10:44, курсовая работа

Описание работы

В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого - педагогическую литературу по проблеме исследования;
2. Изучить влияние медицинской деятельности на формирование синдрома эмоционального выгорания;
3. Выявить различия в проявлении синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников с различным стажем работы.

Работа содержит 1 файл

ГОТОВАЯ РАБОТА.docx

— 141.02 Кб (Скачать)

Результаты диагностики  эмпатийных тенденций представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Эмпатийные тенденции у медработников с различным стажем профессиональной деятельности

 

Уровень

Стаж 1-5 лет

Стаж 10-15 лет

Кол-во человек

%

Кол-во человек

%

высокий

4

20

3

15

средний

16

80

15

75

низкий 

0

0

2

10


 

Распределение медицинских  работников с различным стажем профессиональной деятельности по уровням выраженности эмпатии показало, что преобладают медицинские работники со средним уровнем эмпатии (80% среди молодых медработников и 75% среди опытных сотрудников), что говорит о наличии у них нормального уровня эмпатийности, присущего подавляющему большинству людей. Уровень чувствительности у таких медицинских работников находится на среднем уровне, при межличностных отношениях они склонны судить о других по их поступкам, чем доверять своим личным впечатлениям. Им не чужды эмоциональные проявления, но в большинстве своем они находятся под самоконтролем. В общении такие медицинские работники внимательны, стараются понять больше, чем сказано словами, но при излишнем влиянии чувств собеседника теряют терпение, однако медицинские работники со средним уровнем эмпатии, затрудняются прогнозировать развитие отношений между людьми, поэтому, случается, что их поступки оказываются для них неожиданными. Им не присуща раскованность чувств, и это мешает полноценному восприятию людей.

Высокий уровень эмпатии  имеют 20% медработников со стажем  от 1 года до 5 лет и 15% медицинских работников со стажем более 10 лет. Для них характерна чувствительность к нуждам и проблемам окружающих, великодушие, склонность многое им прощать. Они с неподдельным интересом относится к людям, эмоционально отзывчивы, общительны, быстро устанавливают контакты с окружающими и находят с ними общий язык, стараются не допускать конфликты и находить компромиссные решения. В оценке событий больше доверяют своим чувствам и интуиции, чем аналитическим выводам., при этом предпочитают работать с людьми, нежели в одиночку, постоянно нуждаются в социальном одобрении своих действий.

Низкий уровень эмпатии  выражен у 10% медработников с профессиональным стажем от 10 до 15 лет. Для них характерно испытывать затруднения в установлении контактов с людьми, они отдают предпочтение уединенным занятиям конкретным делом, а не работе с людьми. Предпочитают точные формулировки и рациональные решения. Их ценят больше за деловые качества и ясный ум, чем за чуткость и отзывчивость.

Диагностика профессионального  стресса у медицинских работников с разным стажем профессиональной деятельности показала следующие результаты:

Для большинства  медицинских работников (60%), чей  профессиональный стаж не более 5 лет - стресс не является проблемой. У медперсонала со стажем 10-15 лет только для 15% испытуемых стресс не является проблемой. Для 30% медработников со стажем профессиональной деятельности более 10 лет и для 5% медработников с небольшим стажем, стресс представляет безусловную проблему. Это свидетельствует о необходимости проведения коррекционных действий. Чем дольше медицинский персонал будет работать при таком уровне стресса, тем тяжелее будет что-либо сделать с ним. Это серьезный повод для тщательного анализа профессиональной жизни (рисунок 5).

Рисунок 5 – Показатели выраженности стресса у медработников с различным стажем профессиональной деятельности

 

Анализируя  данные, полученные в результате исследования, можно сделать вывод о том, что, у медработников с трудовым стажем 1-5 лет синдром эмоционального выгорания отсутствует. У таких сотрудников преобладает деловая направленность: их отличает увлечённость, оптимизм, деловая активность, стремление к контактам, расширению сфер деятельности, потребность в самореализации и самоуважении, самостоятельность в деятельности.

Для медицинского персонала с профессиональным стажем 10-15 лет характерен сформировавшийся синдром эмоционального выгорания. У таких испытуемых выраженно стремление к завоеванию признания и уважения со стороны значимых других, стремление к избеганию конфликта за счёт повышения самоконтроля.

Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась: существуют различия в проявлении синдрома эмоционального выгорания у медработников с профессиональным стажем менее 5 лет и более 10 лет, то есть, чем больше стаж работы, тем более выражены компоненты эмоционального выгорания.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Эмоциональное выгорание представляет собой приобретённый  стереотип эмоционального, чаще всего  профессионального поведения. Эмоциональное  выгорание отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет  человеку дозировать и экономно расходовать  энергетические ресурсы. В то же время, могут возникать его дисфункциональные последствия, когда эмоциональное выгорание отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами.

Деятельность  медицинских работников в учреждениях здравоохранения отличается исключительной сложностью, представляя собой единство объективных и субъективных переменных, требований к технологической  и коммуникативной компетентности. Коммуникативная деятельность медперсонала характеризуется высокой интенсивностью и напряжённостью общения, широкой сетью контактов разного уровня.

Ответственный характер деятельности медработников обусловливает различные стрессогенные ситуации, которые создают предпосылки для возникновения синдрома эмоционального выгорания. Наибольшее число предпосылок синдрома эмоционального выгорания связано с личностным фактором, охватывающим множество базисных, ситуативных, поведенческих индивидуальных особенностей.

Последствия эмоционального выгорания могут  проявляться как в психосоматических нарушениях, так и в сугубо психологических (когнитивных, эмоциональных, мотивационных) изменениях.

Исследование особенностей синдрома эмоционального выгорания медицинских работников с разным стажем профессиональной деятельности показало следующие результаты: у большого количества медицинских работников со стажем профессиональной деятельности от 1 года до 5 лет, сформирована фаза резистенции, в стадии формирования фаза напряжения находится у 29% испытуемых, фаза резистенции у 14%, а фаза истощения у 39%. У медработников с профессиональным стажем 10-15 лет сформирована фаза резистенции – это говорит о наличии развитых психологических защит и механизмов сопротивления. Фаза напряжения у 30% испытуемых не сформирована, также как и фаза истощения (14%). У каждого третьего сотрудника в стадии формирования находятся все три фазы синдрома эмоционального выгорания – это говорит о том, что большинство специалистов испытывают в процессе трудовой деятельности психоэмоциональное напряжение и стресс, которые провоцируют развитие симптомов эмоционального выгорания

Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась, цель исследования достигнута.

Постоянное  профессиональное совершенствование  может служить одним из важных аспектов стратегии борьбы против эмоционального выгорания,  возникающего в процессе выполнения профессиональной деятельности. Позитивное отношение к симптомам эмоционального выгорания поможет специалисту осознать и принять важную информацию о самом себе, которая остается во время работы за кадром.

Истоки  профилактики синдрома эмоционального выгорания лежат в позитивном и ответственном отношении не только к своей профессии, но и к себе и собственной жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Авхименко, М.М. Некоторые факторы риска труда медика / М.М. Авхименко // Медицинская помощь. – М.: Медицина, 2003.  – № 2.  – С. 25–29.

2. Акиндинова, И.А. Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности педагога: проявления и профилактика / И.А. Акиндимова, А.А. Баканова // Педагогические вести. – СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2003.  –  № 5. – С. 34.

3. Барабанова, М.В. Изучение психологического содержания синдрома выгорания / М.В. Барабанова // Вестник Московского университета. Серия 14. «Психология». – М.: Издательство МГУ, 1995.  – № 1. – С. 54.

4. Бойко, В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении / В.В. Бойко. – СПб.: Питер, 1999. – 105 с.

5. Бойко, В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других / В.В. Бойко. – М.: Наука, 1996. – 154 с.

6. Винокур, В. Профессиональный стресс губит врача / В. Винокур, М. Розанова // Медицина Санкт-Петербурга. – СПб.: Издательство СПб ГУ, 1997. – № 11. – С. 28.

7. Водопьянова, Н.Е. Синдром «выгорания» в профессиях системы «человек-человек» / Н.Е. Водопьянова // Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / под. ред. Г.С. Никифорова. – СПб.: Издательство СПб ГУ, 2000. – С. 443–463.

8. Водопьянова, Н.Е. Психическое выгорание / Н.Е. Водопьянова // Стоматолог. – М.: Медицина, 2002.  – № 7.  – С. 12.

9. Гремлинг, С. Практикум по управлению стрессом / С. Гремлинг, С. Ауэрбах - СПб.: Питер, 2002. - 67с.

10. Захаров, С. Синдром выгорания у врачей:  стигма профессионализма или расплата за сочувствие? / С. Захаров // Интернет: http://forums.rusmedserv.com/ show thread.php?t=8748

11. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2002. – 752 с.

12. Кайбышев, В.Т. Профессионально детерминированный образ жизни и здоровье врачей в условиях современной России / В.Т. Кайбышев // Медицина труда и пром. экология. 2006. - №12. - С. 19-22.

13. Конечный, Р., Боухал М. Психология в медицине / Р. Конечный, М. Боухал. – Прага: Авиценум, 1994. – 405 с.

14. Косарев,  В.В. Профессиональная заболеваемость медицинских работников Самарской области / В.В. Косарев, Г.Ф. Васюкова // Гигиена и санитария. – М.: Медицина, 2004.  – № 3. – С. 27–38.

15. Лешукова, Е. Синдром сгорания. Защитные механизмы. Меры профилактки / Е. Лешукова // Вестник РАТЭПП. - 1995. - № 1. - С. 45-52.

16. Немчин, Т.А. Состояние нервно-психического напряжения / Т.А. Немчин. – Л.: Издательство Ленинградского университета, 1993. – 187 с.

17. Орел, В.Е. Феномен выгорания в зарубежной психологии. Эмпирическое исследование / В.Е. Орел // Психологический журнал. – М.: Наука, 2001. – Т. 20. – № 1. – С. 16–21.

18. Орлов, Д.Н. К вопросу единства терминологии и представлений о синдроме «burnout» / Д.Н. Орлов // Проблемы исследования «синдрома выгорания» и пути его коррекции у специалистов «помогающих» профессий (в медицинской, психологической и педагогической практике) : сб. науч. ст. / под ред. В.В. Лукьянова, С.А. Подсадного; Курск, гос. ун-т; СПб гос. мед. акад. им. И.И. Мечникова. – Курск: Изд-во Куск. гос. ун-та, 2007. – С. 123-125.

19. Очерки поведенческой психологии здоровья. Аргументы, факты, тесты: Научно-методическое пособие / Под ред. Н.А. Барабаш – Кемерово: Издательство Кемеровской Государственной Медицинской Академии, 1995. – 245 с.

20. Психология. Полный энциклопедический справочник / Сост. и общ. ред. Б. Мещерякова, В. Зинченко. - СПб.: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2007. - 896с.

21. Психологические тесты/Под ред. А.А. Карелина – В 2х-т. – Т. 1. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 312 с.

22. Ронгинская, Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях / Т.И. Ронгинская // Психологический журнал. – М.: Наука, 2002. – Т. 23. – № 3. – С. 85–95.

23. Сандомирский, М.Е. Выгорание – профессиональная болезнь фармацевта? / М.Е. Сандомирский // Интернет: http: // marks.on.ufanet.ru/

24. Сергеева, А. Синдром эмоционального сгорания / А. Сергеева // Интернет: http:www.tsale.ru/index.htm

25. Трунов, Д. Синдром сгорания: позитивный подход к проблеме / Д. Трунов // Журнал практического психолога. – М.: Издательство МГУ, 1998. – № 8. – С. 84–89.

26. Федоровский, Н.М. К вопросу о «синдроме профессионального выгорания» у анестезиологов-реаниматологов / Н.М. Федоровский, О.М. Григорьева // Вестник интенсивной терапии; 2004. - №5. - С. 20-24.

27. Фёдорова, Т.Г., Нехорошев А.С., Котова Г.Н. Социологическое исследование особенностей трудовой деятельности врачей северо-западного региона России / Т.Г. Фёдорова, А.С. Нехорошев, Г.Н. Котова // Гигиена и санитария. – М.: Медицина, 2003. –  № 3.  – С. 24–27.

28. Фетискин, Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. – М.: Издательство Института Психотерапии, 2002. – 490 с.

29. Харди, И. Врач, сестра, больной. Психология работы с больными / И. Харди. – Будапешт: Издательство Академии Наук Венгрии, 1981. – 286 с.

30. Хетагурова, А.К. Этико-деонтологические аспекты в работе сестринского персонала / А.К. Хетагурова // Сестринское дело.  – М.: Издательский дом медицинский вестник, 2003.  – № 6. – С. 34–35.

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Особенности синдрома эмоционального выгорания медицинских работников с разным стажем работы