Особенности синдрома эмоционального выгорания медицинских работников с разным стажем работы

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 10:44, курсовая работа

Описание работы

В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого - педагогическую литературу по проблеме исследования;
2. Изучить влияние медицинской деятельности на формирование синдрома эмоционального выгорания;
3. Выявить различия в проявлении синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников с различным стажем работы.

Работа содержит 1 файл

ГОТОВАЯ РАБОТА.docx

— 141.02 Кб (Скачать)

 

2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СИНДРОМА  ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У МЕДИЦИНСКИХ  РАБОТНИКОВ С РАЗЛИЧНЫМ СТАЖЕМ  РАБОТЫ

 

 

2.1 Организация и методы исследования

 

Для диагностики  синдрома эмоционального выгорания  у медицинских работников была использована «Методика диагностики эмоционального выгорания» В.В. Бойко. Эмоциональное выгорание - это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия [4].

Эмоциональное выгорание представляет собой стереотип эмоционального, чаще всего профессионального проведения. «Выгорание» отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время могут возникать и дисфункциональные следствия, когда «выгорание» отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами.

Данная  методика дает подробную картину  синдрома «эмоционального выгорания». Прежде всего, надо обратить внимание на отдельно взятые симптомы. Показатель выраженности каждого симптома колеблется в пределах от 0 до 30 баллов:

9 и менее  баллов – не сложившийся симптом,

10-15 баллов - складывающийся симптом,

16 и более  - сложившийся.

Симптомы  с показателями 20 и более баллов относятся к доминирующим в фазе или во всем синдроме «эмоционального выгорания».

Методика  позволяет диагностировать ведущие  симптомы «эмоционального выгорания» и определить, к какой фазе развития стресса они относятся: «напряжения», «резистенции», «истощения». Оперируя смысловым содержанием и количественными показателями, подсчитанными для разных фаз формирования синдрома «выгорания», можно дать достаточно объемную характеристику личности, оценить адекватность эмоционального реагирования в конфликтной ситуации, наметить индивидуальные меры.

Методика  состоит из 84 суждений, позволяющих  диагностировать три фазы «эмоционального выгорания»: напряжение, резистенция и истощение. Каждая фаза стресса, диагностируется на основе четырех, характерных для нее симптомов.

В соответствии с «ключом» осуществляются следующие  подсчеты:

1) определяется сумма  баллов раздельно для каждого  из 12 симптомов «выгорания»;

2) подсчитывается сумма  показателей симптомов для каждой  из 3-х фаз формирования «выгорания»;

3) находится итоговый  показатель синдрома «эмоционального  выгорания» – сумма показателей всех 12-ти показателей.

Находится итоговый показатель синдрома эмоционального выгорания - сумма всех двенадцати симптомов. Фаза стресса «Напряжение» включает в себя следующие симптомы: переживание психотравмирующих обстоятельств, неудовлетворенность собой, «загнанность в клетку», тревога и депрессия.

Фаза  стресса «Резистенция» включает в себя следующие симптомы: неадекватное эмоциональное реагирование, эмоционально-нравственная дезориентация, расширение сферы экономии эмоций, редукция профессиональных обязанностей.

Фаза стресса «Истощение» включает в себя следующие симптомы: эмоциональный дефицит, эмоциональная отстраненность, личностная отстраненность (деперсонализация), психосоматические и психовегетативные нарушения.

По количественным показателям правомерно судить только о том, насколько каждая фаза сформировалась, какая фаза сформировалась в большей  или меньшей степени: 36 и менее  баллов - фаза не сформировалась; 37 – 60 баллов - фаза в стадии формирования; 61 и более баллов - сформировавшаяся фаза.

Испытуемым предлагается ответить на вопросы «да» или «нет». Им необходимо принять во внимание то, что, если в формулировках опросника идет речь о партнерах, то имеются в виду субъекты их профессиональной деятельности – пациенты, клиенты, потребители, заказчики, учащиеся и другие люди, с которыми испытуемые ежедневно работают. Обработка данных: каждый вариант ответа предварительно оценен тем или иным числом баллов – указывается в «ключе» рядом с номером суждения в скобках. Максимальную оценку – 10 баллов получил признак, наиболее показательный для симптома.

Оперируя смысловым  содержанием и количественными  показателями, подсчитанными для разных фаз формирования синдрома «выгорания», можно дать достаточно объемную характеристику личности и, что не менее важно, наметить индивидуальные меры профилактики и психокоррекции.

Методика «Исследование уровня эмпатийных тенденций», И.М. Юсупова [21]. Методика разработаны казанским психологом И.М. Юсуповым для исследования эмпатии (сопереживания), т.е. умения поставить себя на место другого человека и способности к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживания других людей. Сопереживание - это принятие тех чувств, которые испытывает другой человек так, если бы они были нашими собственными.

Для выявления уровня эмпатийных тенденций испытуемому необходимо, отвечая на каждое из 36 утверждений, приписывать ответам следующие числа: за ответ «не знаю» - 0, «нет, никогда» - 1, «иногда» - 2, «часто» - 3, «почти всегда» - 4, и ответу «да, всегда» - 5.

Методика позволяет  оценить степень откровенности  ответов испытуемых и выявить 5 уровней  эмпатии:

  1. очень высокий,
  2. высокий,
  3. средний,
  4. низкий,
  5. очень низкий.

Шкала профессионального  стресса. Профессиональный стресс может  оказать серьёзное влияние на жизнь сотрудников и их семей. Сила стрессогенного влияния зависит как от уровня стресса, связанного с определённым событием, так и от частоты подобных событий. Данный тест определит восприятие испытуемыми важных источников стресса в их профессиональной жизни [28].

Опросник включает 24 вопроса, которые большинство людей считают стрессогенными. Полученные результаты подсчитываются в соответствии с ключом.

Баллы, получаемые по шкале стресса, нужно интерпретировать очень осторожно. Существует слишком большое число факторов, которые лежат за пределами этих шкал, но оказывают влияние на те способы, которые человек использует, сталкиваясь со стрессом и пытаясь с ним справиться. Число факторов столь велико, что два человека, имеющие один и тот же суммарный балл, могут реально переживать совершенно разный уровень напряжения. Шкалы следует использовать только в качестве общих ориентиров.

Интерпретация результатов  теста:

1) 0-15 баллов – стресс не является проблемой в Вашей жизни. Сказанное отнюдь не означает, что Ваш уровень не позволяет сохранять состояние занятости и удовлетворенности. Данная шкала предназначена только для того, чтобы оценить нежелательные ответы на стресс.

2) 16-30 баллов – умеренный уровень стресса для занятого и много работающего профессионала. Тем не менее следует проанализировать ситуацию и посмотреть, как можно разумно уменьшить стресс.

3) 31-45 баллов – стресс представляет безусловную проблему. Очевидна необходимость коррекционных действий. Чем дольше Вы будете работать при таком уровне стресса, тем тяжелее что-либо сделать с ним. Это серьезный повод для тщательного анализа Вашей профессиональной жизни.

4) 46-60 баллов – на этом уровне стресс представляет собой главную проблему и что-то должно быть сделано немедленно. Вы можете оказаться очень близки к стадии истощения в общем адаптационном синдроме. Напряжение должно быть ослаблено.

 

 

2.2 Анализ  и интерпретация результатов  исследования

 

Диагностика уровня эмоционального выгорания у медработников с различным стажем профессиональной деятельности показала следующие результаты: у медперсонала со стажем профессиональной деятельности от  1 года до 5 лет, мы видим, что у большинства сотрудников (72%) сформирована фаза резистенции, в то время как фазы напряжения и истощения у большинства не сформированы (57% и 50% соответственно) В стадии формирования фаза напряжения находится у 29% испытуемых, фаза резистенции у 14%, а фаза истощения у 39% (рисунок 1).

Рисунок 1 – Сформированность фаз эмоционального выгорания у медработников со стажем 1-5 лет

 

Анализируя данные мы видим, что у 56% медработников с профессиональным стажем 10-15 лет сформирована фаза резистенции – это говорит о наличии развитых психологических защит и механизмов сопротивления. Фаза напряжения у 30% испытуемых не сформирована, также как и фаза истощения (14%). У каждого третьего сотрудника в стадии формирования находятся все три фазы: напряжение (32%), резистенции (32%), истощения (36%), это говорит о том, что большинство специалистов испытывают в процессе трудовой деятельности психоэмоциональное напряжение и стресс, которые провоцируют развитие симптомов эмоционального выгорания (Рисунок 2).

Рисунок 2 – Сформированность фаз эмоционального выгорания у медработников со стажем 10-15 лет

 

Рассмотрим  сформированность отдельных симптомов фаз синдрома эмоционального выгорания у медработников с различным стажем профессиональной деятельности.

Симптом эмоционального выгорания «переживание психотравмирующих обстоятельств» сформирован у 57% медицинских работников независимо от стажа профессиональной деятельности. В фазе напряжения данный симптом является наиболее выраженным у медицинских работников со стажем более 10 лет и проявляется усиливающимся осознанием психотравмирующих факторов профессиональной деятельности, которые трудно или вовсе неустранимы, раздражение ими постепенно растет, накапливается отчаяние и негодование.

Симптом «неудовлетворенность собой» сформирован у 3% медперсонала с разным профессиональным стажем – эти медицинские работники испытывают недовольство собой, избранной профессией, занимаемой должностью, конкретными обязанностями. У большинства медицинских работников данный симптом не сформирован.

Симптом «загнанности в клетку» сформирован у 16% медицинских работников со стажем 10-15 лет. Данный симптом выступает логическим продолжением развивающегося стресса, то есть психотравмирующие обстоятельства влияют на медработников, и притом, что и устранить их невозможно, они переживают чувство безысходности.

Такой симптом  эмоционального выгорания, как «тревога и депрессия» сформирован у 21% медперсонала с большим стажем и 14% медработников со стажеи 1-5 лет. Чувство неудовлетворенности работой и собой порождают мощные энергетические напряжения в форме переживания медработниками ситуационной или личностной тревоги, разочарования в себе, в избранной профессии, в конкретной должности.

Результаты  диагностики сформированности симптомов фазы напряжения синдрома эмоционального выгорания представлены на рисунке 3.

1 – переживание  психотравмирующих обстоятельств, 2 – неудовлетворенность собой, 3 – загнанность в клетку, 4 – тревога и депрессия.

 

Рисунок 3 - Сформированность симптомов фазы напряжения у медработников с различным стажем профессиональной деятельности

Анализ  симптомов фазы резистенции показал следующее: фаза резистенции, сформирована у большинства медработников с профессиональным стажем более 10 лет. Симптом «неадекватного эмоционального реагирования» является наиболее выраженным в данной фазе, он сформирован у 57% медицинского персонала со стажем 1-5 лет и 72% работников с большим медицинским стажем, у 29% молодых специалистов и 14% опытных медиков он находится в стадии формирования. Выраженность данного синдрома - несомненный «признак выгорания», он показывает, что медицинские работники перестают улавливать разницу между двумя принципиально отличающимися явлениями: экономическое проявление эмоций и неадекватное избирательное эмоциональное реагирование, демонстрируя последнее.

Симптом «расширения сферы экономии эмоций» сформирован у 33% молодых медработников и у 46% он не сформирован, в то время как среди медработников с профессиональным стажем от 10 до 15 лет данный симптом сформирован у 43% и у 36% он не формирован. Сформированность данного симптома, свидетельствует о том, что медработники устают на работе от контактов, разговоров, ответов на вопросы, и им уже не хочется общаться даже с близкими.

Симптом «редукции профессиональных обязанностей» сформирован у 46% медработников со стажем 1-5 лет и 57% - со стажем 10-15 лет. Редукция проявляется в попытках облегчить или сократить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат, - пациентов обделяют вниманием.

Результаты  исследования сформированности симптомов фазы резистенции синдрома эмоционального выгорания представлены на рисунке 4.

1 – неадекватное эмоциональное  реагирование; 2 – эмоционально-нравственная  дезориентация; 3 – расширение сферы  экономии эмоций; 4 – редукция профессиональных обязанностей.

Рисунок 4 - Сформированность симптомов фазы резистенции у медработников с различным стажем профессиональной деятельности

 

У большинства  медицинских работников фаза «истощения», находится в стадии формирования. Данная фаза характеризуется более или менее выраженным падением общего энергетического тонуса и ослаблением нервной системы. Эмоциональная защита в форме «выгорания» становится неотъемлемым атрибутом личности.

Таким образом, в результате исследования были выделены три группы медицинских работников по уровню сформированности эмоционального выгорания: 1) с отсутствием эмоционального выгорания, к которой можно отнести большинство молодых специалистов со стажем от 1 года до 5 лет, 2) с формирующимся эмоциональным выгоранием, 3) со сформировавшимся эмоциональным выгоранием, к которому относятся медперсонал с профессиональным стажем трудовой деятельности от 10 до 15 лет.

Информация о работе Особенности синдрома эмоционального выгорания медицинских работников с разным стажем работы