Особенности синдрома эмоционального выгорания медицинских работников с разным стажем работы

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 10:44, курсовая работа

Описание работы

В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого - педагогическую литературу по проблеме исследования;
2. Изучить влияние медицинской деятельности на формирование синдрома эмоционального выгорания;
3. Выявить различия в проявлении синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников с различным стажем работы.

Работа содержит 1 файл

ГОТОВАЯ РАБОТА.docx

— 141.02 Кб (Скачать)

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Профессиональная  деятельность медицинских работников, участвующих в лечении и реабилитации больных, предполагает эмоциональную  насыщенность и высокий процент факторов, вызывающих стресс. По классификации профессий по «критерию трудности и вредности» (по А.С. Шафрановой), медицина относится к профессии высшего типа по признаку необходимости постоянной внеурочной работы над предметом и собой.

Медицинские работники, постоянно  сталкивающиеся со страданием людей, вынуждены  воздвигать своеобразный барьер психологической  защиты от пациента, становиться менее эмпатичными, иначе им грозит эмоциональное выгорание. К этому добавляются ещё и вторичные переживания по  поводу  чужих проблем, вызванные незримым, но ощутимо давящим на  плечи  грузом  ответственности. Следствием всего этого может являться помимо собственного ухудшения здоровья человека ещё и стойкое снижение результативности его работы. 

Актуальность исследования заключается в сложности изучения характера синдрома эмоционального выгорания, а также разнородности интерпретации его причин и проявлений, требующих поиска исследовательских стратегий и создания соответствующего психологического инструментария.

Цель исследования: изучить особенности синдрома эмоционального выгорания у медработников с различным стажем профессиональной деятельности.

Объект исследования: синдром эмоционального выгорания.

Предмет исследования: особенности синдрома эмоционального выгорания у медработников с различным стажем профессиональной деятельности.

Теоретический анализ литературы позволил выдвинуть следующую гипотезу исследования: существуют различия в проявлении синдрома эмоционального выгорания у медработников с профессиональным стажем менее 5 лет и более 10 лет, то есть, чем больше стаж работы, тем более выражены компоненты эмоционального выгорания.

В соответствии с целью  и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать психолого - педагогическую литературу по проблеме исследования;

2. Изучить влияние медицинской деятельности на формирование синдрома эмоционального выгорания;

3. Выявить различия в проявлении синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников с различным стажем работы.

Методологической  основой исследования являются теоретические положения отечественных и зарубежных психологов в области изучения сидрома эмоционального выгорания, представленные в работах К. Маслач и С.Е. Джексона, В.В. Бойко и других.

Методы исследования: теоретический анализ литературы; эмпирические методы: тестирование: «Диагностика эмоционального выгорания личности» В.В. Бойко, «Исследование уровня эмпатийных тенденций», И.М. Юсупова, Шкала профессионального стресса, Ч.Д. Спилбергера.

База  исследования: исследование проводилось на базе ГБУЗ АО Амурской областной детской клинической больницы. Выборку составили 20 медработников в возрасте от 25-28 лет с профессиональным стажем 1-5 лет и 20 медработников в возрасте от 36-50 лет со стажем 10-15 лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ СИНДРОМА

ЭМОЦИОНАЛЬНОГО  ВЫГОРАНИЯ У МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ С РАЗЛИЧНЫМ СТАЖЕМ РАБОТЫ

 

 

1.1 Сущность  понятия «синдром эмоционального  выгорания»

 

Термин  «эмоциональное выгорание» введён американским психиатром Дж. Фрейденбергом в 1974 году, для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами в эмоционально нагруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи [20].

«Выгорание  – психологический термин, обозначающий симптомокомплекс последствий длительного рабочего стресса и определенных видов профессионального кризиса», – М. Буриш [16].

В 1981 г. вышла работа американских психологов К. Маслач, С. Е. Джексона, в которой возможность психического выгорания ограничивается представителями коммуникативных профессий. В соответствии с их подходом синдром психического выгорания представляет собой трёхмерный конструкт, включающий эмоциональное истощение; деперсонализацию (тенденцию развивать негативное отношение к клиентам); редуцирование личных достижений проявляется либо в тенденции к  негативному оцениванию себя в профессиональном плане, либо в редуцировании собственного достоинства, ограничении своих возможностей, обязанностей по отношению к другим, снятие с себя ответственности и перекладывание её на других [17].

Японские  исследователи считают, что для  определения эмоционального выгорания  к трёхфакторной модели К. Маслач следует добавить четвертый фактор «Involvement» (зависимость, вовлечённость), который характеризуется головными болями, нарушением сна, раздражительностью, а также наличием химических зависимостей (алкоголизм, табакокурение) [18].

Структура синдрома эмоционального выгорания, по В.В. Бойко, представляет собой последовательность трёх фаз:

1) Напряжение включает симптомы –  переживание психотравмирующих обстоятельств, неудовлетворённость собой, загнанность в клетку, тревогу и депрессию;

2) Резистенция включает симптомы – неадекватное избирательное эмоциональное реагирование, эмоционально-нравственную дезориентацию, расширение сферы экономии эмоций, редукцию профессиональных обязанностей;

3) Истощение включает симптомы – эмоциональный дефицит, эмоциональную отстранённость, личностную отстранённость (деперсонализацию), психосоматические и психовегетативные нарушения [4].

Б. Пельман и Е. Хартман выделили три главных компонента эмоционального выгорания:

1) Эмоциональное истощение проявляется в ощущениях эмоционального перенапряжения и в чувстве опустошённости, исчерпанности своих эмоциональных ресурсов.

2) Деперсонализация связана с возникновением равнодушного и даже негативного отношения к людям, обслуживаемым по роду работы. Контакты с ними становятся формальными, безличными; возникающие негативные установки могут поначалу иметь скрытый характер и проявляться во внутренне сдерживаемом раздражении, которое со временем прорывается наружу и приводит к конфликтам.

3) Сниженная рабочая продуктивность проявляется в снижении самооценки своей компетентности (в негативном восприятии себя как профессионала), недовольстве собой, негативном отношении к себе как личности [24].

Д. Дирендонк, В. Шауфели, Х. Сиксма провели исследования среди голландских медицинских сестёр и выявили, что в качестве специфических детерминант эмоционального выгорания выступает чувство несправедливости, социальной незащищённости, большая зависимость, как от пациентов, так и от руководства. Согласно их подходу синдром  эмоционального выгорания сводится к двухмерной конструкции, состоящей из эмоционального истощения и деперсонализации. Первый компонент  «аффективный», относится к сфере жалоб на своё здоровье, физическое самочувствие, нервное напряжение, эмоциональное истощение. Второй компонент – деперсонализация проявляется в изменение отношения либо к пациентам, либо к себе. Он получил название «установочный» [17].

А. Пинес и Е. Аронсон рассматривают синдром эмоционального выгорания как одномерную конструкцию. Эмоциональное выгорание – это состояние физического и психического истощения, вызванное длительным пребыванием в эмоционально перегруженных ситуациях [17].

В исследованиях  российских менеджеров, проводимых Н.Е. Водопьяновой, А.Б. Серебряковой, Е.С. Старченковой изучалось влияние стилей поведения в проблемных ситуациях и личностных характеристик, на степень выраженности синдрома психического выгорания. Было обнаружено, что наиболее высокое эмоциональное истощение и редуцирование личных достижений наблюдается у тех менеджеров, которые предпочитают «избегание», а так же чем больше истощение, тем ниже самооценка и больше деформация самоотношения. Эмоциональное истощение часто сопровождается мотивационной деформацией, что является защитной реакцией организма на психологические стрессы [7].

В литературе выделяют три фактора, играющих существенную роль в эмоциональном выгорании: личностный, ролевой и организационный. Среди личностных особенностей, способствующих эмоциональному выгоранию, Х. Дж. Фрейденберг выделяет эмпатию, гуманность, увлекаемость, идеализированность, интровертированность, фанатичность.

В.И. Ковальчук отмечает, что людям с низким уровнем самооценки и экстернальным локусом контроля больше подвержены  эмоциональному выгоранию [25].

В.В. Бойко указывает на следующие личностные факторы, способствующие развитию синдрома эмоционального выгорания: склонность к эмоциональной холодности, склонность к интенсивному переживанию негативных обстоятельств в профессиональной деятельности, слабая мотивация эмоциональной  отдачи в профессиональной деятельности [4]. 

К. Кондо относит к «сгорающим» также трудоголиков  тех, кто решил посвятить себя реализации только рабочих целей, кто нашёл своё призвание в работе до самозабвения.

Н.А. Аминовым обнаружены связи индивидуальных различий в толерантности к развитию синдрома эмоционального выгорания с типологическими свойствами нервной системы (слабостью, лабильностью, активностью нервных процессов) [3].

В литературе выделяют типы людей подверженных синдрому эмоционального выгорания:

1. Педантичный - характеризуется добросовестностью, болезненной аккуратностью, стремлением в любом деле добиться образцового порядка, излишней привязанностью к прошлому. Симптомы переутомления – апатия, сонливость.

2. Демонстративный - характеризуется стремлением первенствовать во всём, свойственна высокая степень истощаемости при выполнении рутинной работы. Переутомление выражается в излишней раздражительности, гневливости.

3. Эмотивный - характеризуется чувствительностью, впечатлительностью, склонностью воспринимать чужую боль граничит с патологией, с саморазрушением [24].

К. Маслач выделила в качестве ключевых факторов синдрома эмоционального выгорания индивидуальный предел, потолок возможностей «эмоционального Я» противостоять истощению, противодействовать выгоранию самосохраняясь; внутренний психологический опыт, включающий чувства, установки, мотивы, ожидания; негативный индивидуальный опыт, в котором сконцентрированы проблемы, дистресс, дискомфорт, дисфункции и их негативные последствия [17].

В. Шауфели обнаружил, что эмоциональное истощение и сниженный уровень собственного достоинства имеют значимые связи с желанием социального сходства. При этом субъекты с высоким уровнем эмоционального  выгорания и низким уровнем собственного достоинства избегают контактов с более успешными субъектами и ситуаций социального сравнения. То есть ситуации социального сравнения или оценки для определённых лиц выступают в качестве сильных стресс-факторов, оказывающих разрушающее влияние на их личность [18].

Многие  исследователи предпринимают попытки  обнаружить связь между производственными  стресс-факторами и симптомами «выгорания». Значимые корреляции были обнаружены между общим (суммарным) показателем  «выгорания» и характеристиками работы (значимостью задачи, продуктивностью, намерениями поменять работу); между деперсонализацией и прогулами (недисциплинированностью), плохими отношениями с семьей и с друзьями; между эмоциональным истощением и психосоматическими заболеваниями; между персональными достижениями и отношением к профессиональным обязанностям, значимостью работы [8].

Организационный фактор эмоционального выгорания связан с тем, что работа может быть многочасовой, не оцениваемой должным образом, имеющей трудноизмеримое содержание, требующей исключительной продуктивности или соответствующей подготовки, или с тем, что характер руководства  со стороны «вышестоящих» не соответствует содержанию работы. Администрация может смягчить развитие эмоционального выгорания, если обеспечит работникам возможность профессионального роста, наладит поддерживающие социальные и другие положительные моменты, повышающие мотивацию.

А. Пайнс установил связь эмоционального выгорания с чувством значимости себя на рабочем месте, с профессиональным продвижением, автономией и уровнем контроля со стороны руководителя.

Основные  составляющие организационных факторов:

1) Условия работы – основной упор при изучении этих факторов был сделан на временные параметры деятельности и объём работы. Повышенная нагрузка в деятельности стимулирует развитие  эмоционального выгорания. Перерывы в работе оказывают положительный эффект и снижают уровень эмоционального выгорания, но этот эффект носит временный характер. Уровень эмоционального выгорания частично повышается через три дня после возвращения к работе и полностью восстанавливается через три недели.

2) Содержание труда – данная группа включает количественные и качественные аспекты работы с пациентами: количество, частоту их обслуживания, степень глубины контакта.

3) Социально-психологические факторы – взаимоотношения в организации, как по вертикали, так и по горизонтали [17].

Как отмечает В.И. Ковальчук, риск возникновения профессионального выгорания увеличивается в случаях монотонности работы, вкладывания в работу больших личностных ресурсов при недостаточности признания и положительной оценки, строгой регламентации времени работы, работы с немотивированными клиентами, трудно ощутимыми результатами работы, напряжённости и конфликтов в профессиональной среде, недостаточной поддержки со стороны коллег, нехватке условий для самовыражения личности на работе, когда не поощряются, а подавляются экспериментирование и инновации, работы без возможностей дальнейшего обучения и профессионального совершенствования, неразрешённых личностных конфликтов [19].

Информация о работе Особенности синдрома эмоционального выгорания медицинских работников с разным стажем работы