Особенности развития самосознания в подростковом и раннем юношеском возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2013 в 01:51, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования определяется выбором возрастного этапа, для которого, с одной стороны, характерно появление самосознания как системного образования, определяющего и направляющего развитие личности, а, с другой стороны, - этапа, предшествующего достижению зрелости, на котором происходят наиболее важные, существенные с точки зрения дальнейшего развития личности человека, преобразования и изменения. В настоящее время все еще недостаточно психологических исследований, в которых раскрываются особенности самосознания в подростковом возрасте, хотя во многих из них и отмечается решающая роль данного возрастного периода, с точки зрения развития личности и самосознания.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Феномен самосознания в психологии 5
ГЛАВА II. Психологические особенности подросткового и раннего юношеского возраста 14
ГЛАВА III. Становление самосознания в ранней юности как источник формирования Я-концепции 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
ЛИТЕРАТУРА 27

Работа содержит 1 файл

Особенности развития самосознания в подростковом и раннем юношеском возрасте¬ (1).doc

— 158.00 Кб (Скачать)

    

 

3. Становление самосознания в ранней юности как источник формирования Я-концепции

 

Развитие самосознания - центральный психический процесс переходного возраста. Практически все отечественные психологи называют этот возраст «критическим периодом формирования самосознания».

Ранний юношеский возраст - это вторая стадия фазы жизни человека, названная взрослением или переходным возрастом, содержанием которой является переход от детства к взрослому возрасту. С явлением акселерации границы подросткового возраста сдвинулись вниз и в настоящее время этот период развития охватывает примерно возраст с 10-11 до 14-15 лет. Соответственно раньше начинается юность. Ранняя юность (15-17 лет) только начало этого сложного этапа развития, который завершается примерно к 20 -21 годам.

Эмоционально-ценностное отношение  к себе составляют эмоциональные  переживания, в которых отражается отношение личности к тому, что она делает, узнает, понимает. Оно может протекать в виде непосредственных эмоциональных реакций и в виде оценочных суждений.

Отрочество - возраст напряженной  внутренней жизни человека, тонких рефлексий, заводящих подростков в такие глубины таинств человеческой психики, что порой дух захватывает от диапазона образов, теснящихся во внутреннем мире потрясенного отрока [10, c. 65].

В подростковом возрасте в процессе физического, психического и социального  развития вместе с позитивными достижениями закономерно возникают негативные образования и специфические психологические трудности. Развивающееся самосознание именно в отрочестве делает человека особенно тревожным и неуверенным в себе.

Благодаря рефлексии на себя и других подросток продвигается в направлении самопознания. Он стремится понять себя самого. «Кто Я?»- основной вопрос возраста.

Подросток стремится осмыслить  свои притязания на признание; оценить  себя как будущего юношу или девушку; определить для себя свое прошлое, значение личного настоящего, заглянуть в личное будущее; определиться в социальном пространстве - осмыслить свои права и обязанности. Подросток заинтересованно рефлексирует на себя и других, соотнося присущие себе особенности с проявлением сверстников и взрослых.

Самосознание подростка уже  включает в себя все компоненты самосознания взрослой личности.

Развивающееся самосознание в отрочестве определяет духовную работу в отношении  определения «внутренней позиции», в основе которой лежит стремление быть ответственным за себя, за свои личностные качества, за свое мировоззрение и за способность самостоятельно отстаивать свои убеждения. Отрок сензитивен к своему духовному развитию, поэтому он начинает интенсивно продвигаться в развитии всех звеньев самосознания.

Подростка начинает волновать он сам  в своем физическом и духовном воплощении. «Каким я могу предстать перед другими?»- актуальный вопрос для него. В этой связи его волнует его тело, лицо, имя.

Самопознание и самоотношение  рождают деятельность самооценивания, в результате которой формируется самооценка. Она включает не только знания о себе, но и оценку самого себя, своих способностей, нравственных качеств и поступков. Самооценка адекватна, когда человек критически, правильно оценивает свои возможности. Неадекватная самооценка бывает завышенной и заниженной соответственно переоценке или недооценке себя [5, c. 11].

Результаты самопознания и самоотношения  влекут за собой организацию личностью  своего поведения - процесс саморегулирования.

Развитие самосознания в подростковом и раннем юношеском возрасте настолько  ярко и наглядно, что его характеристика и оценка значения для формирования личности в эти периоды практически едина у исследователей разных школ и направлений авторы достаточно единодушны в описании того, как протекает процесс развития самосознания в этот период: примерно в 11 лет у подростка возникает интерес к собственному внутреннему миру, затем отмечается постепенное усложнение и углубление самопознания, одновременно происходит усиление его дифференцированности и обобщенности, что приводит в раннем юношеском возрасте (15-16 лет) к становлению относительно устойчивого представления о самом себе, Я-концепции; к 16-17 годам возникает особое личностное новообразование, которое в психологической литературе обозначается термином «самоопределение». С точки зрения самосознания субъекта оно характеризуется осознанием себя в качестве члена общества и конкретизируется в новой, общественно значимой позиции [9].

Рост самосознания и интереса к  собственному «я»у подростков вытекает непосредственно из процессов полового созревания, физического развития, которое является одновременно социальными символам, на которые обращают внимание и за которыми пристально следят другие, взрослые и сверстники. Противоречивость положения подростка и юноши, изменение структуры его социальных ролей и уровня притязаний - эти факторы актуализируют вопрос: «Кто я? «

Постановка этого вопроса - закономерный результат всего предшествующего  развития психики. Рост самостоятельности означает ни что иное, как переход от системы внешнего управления к самоуправлению. Но всякое самоуправление требует информации об объекте. При самоуправлении это должна быть информация объекта о самом себе, то есть самосознание.

Ценнейшее психологическое приобретение ранней юности - открытие своего внутреннего мира. Для ребенка единственной сознаваемой реальностью является внешний мир, куда он проецирует и свою фантазию. Вполне сознавая свои поступки, ребенок обычно еще не осознает собственных психических состояний. Напротив, для подростка и юноши, внешний, физический мир только одна из возможностей субъективного опыта, сосредоточением которого является он сам. Обретая способность погружаться в себя и наслаждаться своими переживаниями, подросток открывает целый мир новых чувств, красоту природы, звуки музыки, ощущение собственного тела. Юноша 14-15 лет начинает воспринимать и осмысливать свои эмоции уже не как производные от каких-то внешних событий, а как состояния своего собственного «я». Даже объективная, безличная информация нередко стимулирует молодого человека к интроспекции, размышлению о себе и своих проблемах.

Юность особенно чувствительна к «внутренним», психологическим проблемам. Чем старше (не по возрасту только, а по уровню развития) подросток, тем больше его волнует психологическое содержание происходящего действия, действительность и тем меньше для него значит «внешний» событийный контекст.

Открытие своего внутреннего мира очень важное, радостное и волнующее  событие, но оно вызывает также много  тревожных и драматических переживаний. Вместе с сознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других приходит чувство одиночества. Юношеское «я»еще не определено, расплывчато, диффузно, оно нередко переживается как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которую чем-то необходимо заполнить. Отсюда растет потребность в общении и одновременно повышается избирательность общения, потребность в уединении.

Развитие самосознания, как и любого сложного психического новообразования, проходит ряд сменяющих друг друга стадий. С этой точки зрения ранний юношеский возраст можно охарактеризовать как начало формирования нового уровня самосознания, как период развития и углубления интегративных качеств. Интенсивное развитие того уровня самосознания будет осуществляться в юношеском возрасте. Его специфические черты - повышение значимости для формирования Я-концепции системы собственных ценностей и усиление личностного, психологического, динамического аспекта восприятия - позволяют оценивать его как уровень, характерный для зрелой личности.

Одним из основных механизмов самопознания подростком или юношей самого себя, своего внутреннего мира является личностная рефлексия, которая, в отличие от логической рефлексии, направленной на решение задач, понимается как деятельность личного самопознания, как особый исследовательский акт, при котором человек не просто исследует свой внутренний мир, но при этом еще исследует и себя как исследователя.

Развитие личностной рефлексии  отражается на особенностях Я-концепции в ранней юности.

Итак, основными чертами подросткового возраста являются: интерес к собственному внутреннему миру, формирование сознательного отношения к себе как к члену общества, интимно личностное общение со сверстниками, общение в общественно полезной деятельности, стремление к самоутверждению.

В раннем юношеском возрасте основными  чертами являются: поиск своего места в более широкой социальной общности, начало практической самореализации, учебно-профессиональная деятельность, профессиональное самоопределение, установление взаимоотношений с лицами противоположного пола.

 

        

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Проблема формирования самосознания – проблема необъятная, значимая и сложная, охватывающая огромное поле исследований.

Я-концепция возникает у человека в процессе социального взаимодействия как неизбежный и всегда уникальный результат психического развития, как  относительно устойчивое и в то же время подверженное внутренним изменениям и колебаниям психическое приобретение. Оно накладывает неизгладимый отпечаток на все жизненные проявления человека – с самого детства до глубокой старости.

По результатам теоретического исследования мы сделали следующие выводы:

- В основе самоопределения в ранней юности лежит личностное самоопределение, имеющее ценностно-смысловую природу; активное определение своей позиции относительно общественно выработанной системы ценностей, определение на этой основе смысла своего собственного существования.

-  Наиболее емким определением личностного самоопределения является процесс формирования смысловой системы, в которой слиты представления человека о себе и о мире.

- Я-концепция может быть рассмотрена как фактор личностного самоопределения в ранней юности.

-  Для юношей успешность личностного самоопределения связана с осознанием себя как уверенного в себе человека, энергичного, деятельного, обладающего определенными деловыми качествами: смелость, склонность к риску, предприимчивость, сдержанность, рассудительность, дипломатичность, расчетливость. Также имеет место значимость развития эмоционально-волевых сторон своей личности - самоконтроль и самодисциплина, эмоциональная устойчивость.

Отличия между юношами и девушками в содержательных характеристиках самосознания, оказывающих влияние на их личностное самоопределение обнаруживается в степени значимости группы позитивных, социально желательных личностных свойств: для юношей, большую значимость, чем для девушек, в личностном самоопределении, оказывает осознание себя как носителя таких позитивных характеристик как справедливость, отзывчивость, доброта. Из литературных источников можно сделать вывод,

  • что самосознание– вершина сознания.
  • оно является констатирующим признаком личности и формируется вместе с ней. Самосознание позволяет человеку оценить свои действия, мысли, их результаты, найти свое место в жизни;
  • самосознание существенно отличается от сознания, так как сознание есть знание о другом, а самосознание – знание себя, которое формируется в процессе социализации.

1. Младшие подростки менее критичны к себе, большинство их них обладает недостаточным самоконтролем, неспособностью держаться принятой линии поведения, зависимостью от внешних обстоятельств и оценок, они более импульсивны. Старшие же подростки, в большинстве своём, критичны по отношению к самому себе, не удовлетворены собственным поведением, уровнем достижений, особенностями личности, у них недостаточный уровень принятия самого себя.

2. У старших подростков доминирует мотив "Избегания неудач", а у младших подростков - "стремление к успеху".

3. Более "детские способы" защитных механизмов, а именно: отрицанием, вытеснением, проекцией как способом обезвредить психологически травмирующие моменты, обладают младшие подростки, а старшие подростки используют способы, учитывающие усвоение социального опыта: замещение, компенсацию, идентификацию и рационализацию.

4. Уровень притязаний и самооценки у младших подростков существенно завышен, а у старших подростков данные показатели находятся на среднем уровне, младшие подростки более оптимистичны в своих оценках как себя, так и окружающих, в то время как старшие подростки более неуверенны в себе.

5. Младшие подростки чаще всего обращают внимание на свою социальную роль и на собственную индивидуальность, а старшие подростки чаще всего воспринимают себя как объект во времени и в пространстве.

6. Полученные математико-статистические данные говорят о том, что сравниваемые средние значения двух выборок, статистически достоверно отличаются друг от друга.

Подводя итог проделанной работе, следует сказать, что она действительно имеет практическую значимость, важность. Так как исследование подросткового самосознания ведется более 50-ти лет, а единого подхода в теории до сих пор нет. По мере проведения нашего исследования цели, поставленные перед нами, мы достигли, задачи были выполнены.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Активные методы в работе школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. - М., 2000. – 220 с.
  2. Артюхова, И. С. Настольная книга классного руководителя : 1-4 классы / И. С. Артюхова. – М.: Эксмо, 2008. – 432 с. - Библиограф.: 425-430 с.
  3. Баклушинский, С.А. Развитие представлений о понятии социальная идентичность/ С.А. Баклушинский, Е.П. Белинская // Этнос. Идентичность. Образование. Труды по социологии образования. – 1998.- Т.4.-№6. – С. 64-85.
  4. Белинская, Е.П. Временные аспекты Я-концепции и идентичности / Е.П. Белинская // «Мир психологии», 1999 г., №3. – С.14-18
  5. Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры.. / Э. Берн. - СПб., 2005.- 240 с.
  6. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание./ Р.Бернс. - М., 1986. – 300 с.
  7. Божович, Е.Д. Психологическая коррекция учебной работы школьников / Е.Д. Божович // Научно-практические проблемы школьной психологической службы. М., 2006. – С. 78-91.
  8. Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию. / Ю.Б. Гиппенрейтер. – М., 2007. – 340 с.
  9. Клее, М. Психология подростка. / М. Клее . - М., 1991. -  450 с.
  10. Кон, И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. / И.С. Кон. - М., 2003. – 320 с.
  11. Кон, И.С. Категория Я в психологии / И.С. Кон // «Психологический журнал», 2001 г., №3. – С 28-32.
  12. Крайг, Г. Психология развития. / Г.Крайг. - СПб., 2000. – 560 с.
  13. Лютова, Е.К., Монина, Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми (комплексная программа). / Е.К. Лютова, Г.Б. Монина. - С-Пб.: Речь, 2003. -  290 с.
  14. Майерс, Д. Социальная психология. / Д. Майерс. -  СПб., 1997. – 140 с.
  15. Маклаков, А.Г. Общая психология. /А.Г. Маклаков. -  СПб., 2005. – 200 с.
  16. Немов, Р.С. Психология/Р.С. Немов. -  М., 1995. – 430 с.
  17. Сергеев, С. Ф. Педагогика самопроектирования  личности / С. Ф. Сергеев // Школьные    технологии. - 2006. - N 4. - С.  9-11
  18. Щуркова, Н. Е. Профессиональное мастерство классного руководителя / Н. Е. Щуркова. – М. : Айрис-пресс, 2007. – 160 с.

Информация о работе Особенности развития самосознания в подростковом и раннем юношеском возрасте