Особенности развития самосознания в подростковом и раннем юношеском возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2013 в 01:51, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования определяется выбором возрастного этапа, для которого, с одной стороны, характерно появление самосознания как системного образования, определяющего и направляющего развитие личности, а, с другой стороны, - этапа, предшествующего достижению зрелости, на котором происходят наиболее важные, существенные с точки зрения дальнейшего развития личности человека, преобразования и изменения. В настоящее время все еще недостаточно психологических исследований, в которых раскрываются особенности самосознания в подростковом возрасте, хотя во многих из них и отмечается решающая роль данного возрастного периода, с точки зрения развития личности и самосознания.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Феномен самосознания в психологии 5
ГЛАВА II. Психологические особенности подросткового и раннего юношеского возраста 14
ГЛАВА III. Становление самосознания в ранней юности как источник формирования Я-концепции 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
ЛИТЕРАТУРА 27

Работа содержит 1 файл

Особенности развития самосознания в подростковом и раннем юношеском возрасте¬ (1).doc

— 158.00 Кб (Скачать)

Например, осознание  человеком того, что по темпераменту он является сангвиником, или того, что он высокого роста и у него карие глаза, составляют часть его Я-концепции, но при этом данные свойства не рассматриваются в оценочном плане. В случае же с самооценкой те или иные качества рассматриваются как хорошие или плохие, субъект оценивает себя по этим качествам в сравнительном плане с другими, как лучшего или худшего. Важно и то, что одни и те же качества в структуре самооценки различных личностей могут интерпретироваться одним человеком в позитивном плане (и тогда они повышают самооценку), а другим – в негативном (и тогда они понижают самооценку). Даже такие на первый взгляд объективные показатели, как рост или возраст, могут для разных людей иметь разное значение, обусловленное общей структурой их Я-концепции. Скажем, достижение сорокалетнего возраста одни считают порой расцвета, а другие – началом старения. Рост 170 см одни мужчины воспринимают как приемлемый даже оптимальный, другим он кажется недостаточным. Большая часть подобных оценок обусловлена соответствующими стереотипами, бытующими в той или иной социальной среде.

Если человек  обладает непривлекательной внешностью, физическими недостатками, является социально неадекватным (даже если ему это только кажется), то он ощущает негативные реакции окружающих (часто тоже только кажущиеся), сопровождающие его при любом взаимодействии с социальной средой. В этом случае, на пути развития позитивной Я-концепции могут возникать серьезные затруднения. Даже эмоционально нейтральные на первый взгляд характеристики собственной личности обычно содержат в себе скрытую оценку. Например, местожительство может в некоторых случаях приобретать оценочное звучание, связанное, например, с «престижностью»данного района в глазах определенной социальной группы. В самом деле, мужчина вы или женщина, сопутствует вам успех, или вас преследуют неудачи, спортсмен вы или болельщик – все эти характеристики, как и множество других, содержат в себе скрытый, оценочный смысл. Источником его является ваша субъективная интерпретация реакций других людей на эти качества, а также то - обстоятельство, что вы воспринимаете их как на фоне объективно существующих стандартов, так и через призму общекультурных, групповых или индивидуальных ценностных представлений, усвоенных вами в течение жизни.

Человек усваивает  оценочный смысл различных характеристик, присутствующих в его Я - концепции. При этом усвоение новых оценок может изменять и значение усвоенных прежде.

Таким образом, самооценка отражает степень развития у индивида чувства самоуважения, ощущения собственной  ценности и позитивного отношения  ко всему тому, что входит в сферу  его Я., поэтому низкая самооценка предполагает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности.

В психологии самосознание понимается как психический феномен  осознание человеком себя в качестве субъекта деятельности, в результате которого представление человека о самом себе складываются в мысленный «образ Я».

Истина сознания есть самосознание, и это последнее  есть основание сознания, так что  в существовании всякое сознание другого предмета есть самосознание. Выражение самосознания есть «я»= «я»- абстрактная свобода, чистая идеальность. В таком виде самосознание не имеет реальности; ибо оно само, будучи своим предметом, в то же время и не есть таковой предмет, ибо не существует никакого различия между этим предметом и им самим.

В выражении «я»= «я»высказан принцип абсолютного разума и свободы. Свобода и разум состоят в том, что я возвышаюсь до формы «я»= «я», что я все познаю как принадлежащее мне, как «я», что каждый объект я постигаю как звено в системе того, что есть я сам, - коротко говоря, что в одном и том же сознании я имею и «я», и мир, в мире снова нахожу себя и, наоборот, в моем сознании имею то, что есть, что имеет объективность. Это единство «я»и объекта, образующее принцип духа, существует, однако, первоначально только абстрактным образом в непосредственном самосознании и познается только нами, рассматривающими, но еще не самим самосознанием. Непосредственное самосознание еще не имеет своим предметом «я» = «я», а только «я», - оно, поэтому свободно только для нас, а не для самого себя, - оно еще не знает о своей свободе и содержит в себе только ее основу, но еще не подлинно действительную свободу.

Абстрактное самосознание есть первое отрицание сознания, поэтому  оно еще обременено внешним объектом, формально говоря, своим отрицанием. Тем самым оно одновременно есть и предшествующая ступень, сознание, и является противоречием себе как самосознание и себе же в качестве сознания. Поскольку это последнее и отрицание вообще в «я»= «я»в себе уже снято, постольку оно, как достоверность в себе самом по отношению к объекту, есть влечение полагать то, что оно есть в себе, другими словами, сообщать абстрактному знанию о себе содержание и объективность и, наоборот, себя освобождать от своей чувственности, снимать данную объективность и полагать ее тождественной с собой; и то, и другое есть одно и то же - отождествление своего сознания и самосознания.

Недостаток абстрактного самосознания состоит в том, что  это абстрактное самосознание и  сознание в отношении друг друга  представляют собой еще две разные вещи, что они еще не уравняли взаимно друг друга. В сознании мы видим громадное различие «я» - этого совершенно простого, с одной стороны, и бесконечного многообразия мира - с другой. Эта здесь еще не достигающая действительного опосредования противоположность «я»и мира составляет конечность сознания. Напротив, самосознание имеет свою конечность в своем еще совершенно абстрактном тождестве с самим собой. В «я» = «я» непосредственного самосознания имеется налицо только долженствующее быть, но еще не положенное, еще не действительное различие.

   

 

2. Психологические особенности подросткового и             раннего юношеского возраста

 

Отрочество - период, когда подросток  начинает по-новому оценивать свои отношения с семьей. Стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех тех, кто привычно, из года в год оказывал на него влияние, и в первую очередь это относится к родительской семье. Отчуждение по отношению к семье внешне выражается в негативизме - в стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам тех, на кого направлено отчуждение. Негативизм - первичная форма механизма отчуждения, и она же является началом активного поиска подростком собственной уникальной сущности, собственного «Я». 
Стремление осознать и развить свою уникальность, пробуждающееся чувство личности требуют от отрока обособления от семейного «Мы», доселе поддерживающего в нем чувство защищенности традициями и эмоциональной направленностью на него. Однако реально находиться наедине со своим «Я» подросток еще не может. Он еще не способен глубоко и объективно оценивать самого себя; он не способен в одиночестве предстать перед миром людей как уникальная личность, которой он стремится стать. Его потерянное «Я» стремится к «Мы». Но на этот раз это «Мы» («Мы - группа», У.Г.Самнер) составляют сверстники [8].

Отрочество - это период, когда подросток  начинает ценить свои отношения со сверстниками. Общение с теми, кто  обладает таким же, как у него, жизненным опытом, дает возможность  подростку смотреть на себя по-новому. Стремление идентифицироваться с себе подобными порождает столь ценимую в общечеловеческой культуре потребность в друге. Сама дружба и служение ей становятся одной из значимых ценностей в отрочестве. Именно через дружбу отрок усваивает черты высокого взаимодействия людей: сотрудничество, взаимопомощь, взаимовыручка, риск ради другого и т.п. Дружба дает также возможность через доверительные отношения глубже познать другого и самого себя. При этом именно в отрочестве человек начинает постигать, как глубоко (а иногда и непоправимо для дружбы) ранит измена, выражающаяся в разглашении доверительных откровений или в обращении этих откровений против самого друга в ситуации запальчивых споров, выяснении отношений, ссор. Дружба, таким образом, не только учит прекрасным порывам и служению другому, но и сложным рефлексиям на другого не только в момент доверительного общения, но и в проекции будущего.

Дружба в отрочестве, так же как  и общение в группе, благодаря  стремлению подростков к взаимной идентификации  повышает конформность во взаимоотношениях. Если отроки в семье негативисты, то в среде сверстников они нередко конформисты. Правда, этот конформизм группового общения может весьма быстро перемениться на взаимный негативизм, но все-таки конформизм преобладает. 
Отрочество при всей сложности психологических взаимодействий с другими людьми (взрослыми и сверстниками) имеет глубинную привлекательность своей направленностью на созидание. Именно в отрочестве подросток нацелен на поиск новых, продуктивных форм общения - со сверстниками, со своими кумирами, с теми, кого любит и уважает. Стремление к созиданию проявляется и в сфере осваиваемых идей и знаний [11, c. 24].

До инерции детства большая  часть подростков остро реагирует  на свои восприятия, память, речь, мышление и старается придать им блеск и глубину; они переживают радость от приобщения к познанию; моральные ценности, качества личности (самостоятельность, смелость, воля) также становятся для них объектом самовоспитания. Интенсивно умственно работая и столь же интенсивно бездельничая, подросток постепенно осознает себя как личность. 
Отроки стремятся переосмыслить то, что они сделали предметом своего интеллектуального постижения и, прочувствовав, выдать и утвердить это как продукт своего собственного мышления.

Отрочество благодаря потребности познать себя ( идентификация с собственным «Я») и стремлению открыть через постоянные рефлексии свою ускользающую сущность лишает подростка спокойной душевной жизни. Тем более что именно в отрочестве диапазон полярных чувств чрезвычайно велик. У подростка пылкие чувства, подчас ничто не может остановить его в стремлении к избранной цели: для него не существует в этот миг ни нравственных препон, ни страха перед людьми и даже перед лицом смерти. Глаза его исторгают пламень страсти, взгляд непреклонен. Кроме собственной цели- весь мир ничто. Но уходит порыв. Расточительство душевной и физической энергии не проходит даром - вот он уже впал в оцепенение, он вял и бездействен. Глаза его потухли, взгляд пуст. Он опустошен и, кажется, ничто не придаст ему сил. Но еще чуть-чуть - и он вновь охвачен страстью новой цели [9, c. 10].

Однако рефлексии на себя и других открывают в отрочестве глубины  своего несовершенства - и подросток  уходит в состояние психологического кризиса. Субъективно это тяжелые переживания. Но кризис отрочества обогащает подростка знаниями и чувствами таких глубин, о которых он даже не подозревал в детстве. Подросток через собственные душевные муки обогащает сферу своих чувств и мыслей, он проходит трудную школу идентификации с собой и с другими, впервые овладевая опытом целенаправленного обособления. Все это помогает ему отстаивать свое право быть личностью.

В подростковом возрасте нередко сохраняется  склонность к поведенческим реакциям, которые обычно характерны для более младшего возраста. К ним относятся следующие:

1) Реакция отказа. Она выражается в отказе от обычных форм поведения: контактов, домашних обязанностей, учёбы.

2) Реакция оппозиции протеста. Она проявляется в противопоставлении своего поведения требуемому.

3) Реакция имитации. Она обычно свойственна детскому возрасту и проявляется в подражании родным и близким. У подростков объектом для подражания чаще всего становится взрослый, теми или иными качествами импонирующий его идеалам.

4) Реакция компенсации. Она выражается в стремлении восполнить свою несостоятельность в одной области успехами в другой. Если в качестве компенсаторной реакции выбраны асоциальные проявления, то возникают нарушения поведения.

5) Реакция гиперкомпенсации. Обусловлена стремлением добиться успеха именно в той области, в которой ребёнок или подросток обнаруживает наибольшую несостоятельность.

Собственно подростковые психологические  реакции возникают при взаимодействии с окружающей средой и нередко  формируют характерное поведение  в этот период:1) реакция эмансипации, 2)реакция «отрицательной имитации», 3)реакция группирования, 4)реакция увлечения, 5)реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением.

Важное направление психического развития в подростковом возрасте связано с формированием стратегий или способов преодоления проблем и трудностей.

Психологической особенностью раннего  юношеского возраста является устремлённость в будущее. Важнейшим фактором развития личности в ранней юности является стремление старшеклассника строить  жизненные планы, осмысливать построение жизненной перспективы.

Жизненный план – широкое понятие, которое охватывает всю сферу  личного самоопределения. У старшеклассников жизненные планы зачастую ещё  весьма расплывчаты и не вычленяются  из мечты. Старшеклассник просто воображает себя в самых разнообразных ролях, соизмеряет степень их притягательности, но не решается окончательно выбрать, что-то для себя и часто ничего не делает для достижения задуманного.

О жизненных планах в точном слова смысле можно говорить лишь тогда, когда в них включены не только цели, но и способы их достижения, когда молодой человек стремится оценить собственные субъективные и объективные ресурсы.

В юности вырабатываются ценностные ориентации, в которых выявляется самая сущность человека. Складывается мировоззрение как система обобщенных представлений о мире в целом, об окружающей действительности и других людях и самом себе и готовность руководствоваться им в деятельности.

В юности создаются благоприятные  условия для становления интегративного психического образования, смысла жизни. Прибывающие жизненные силы, открывающиеся возможности настраивают подростков, особенно юношей, на поиск перспективы и жизненного смысла.

Активно развивается в юности сфера  чувств. Направленность на будущие, ощущение расцвета физических и интеллектуальных возможностей, открывающихся горизонтов создают у юношей и девушек оптимистическое самочувствие, повышенный жизненный тонус. Резкие аффективные вспышки, как правило, уходят в прошлое: но в некоторых ситуациях, например, когда взгляды молодого человека, его максималистические суждения расходятся со взглядами собеседника, могут возникать резкие выпады и неожиданные реакции.

Информация о работе Особенности развития самосознания в подростковом и раннем юношеском возрасте