Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 20:18, курсовая работа
Цель курсовой работы: Исследовать особенности развития памяти у неуспевающих младших школьников.
Объект исследования: особенности памяти младших школьников.
Предмет: особенности запоминания неуспевающих младших школьников.
Задачи:
1. Изучить научную литературу по теме исследования особенностей памяти, сущности и развития процесса.
2. Осуществить теоретический анализ психологических особенностей памяти младших школьников.
3. Исследовать особенности памяти младших школьников.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ…….…………………………………………..5
Определение памяти, сущности и развития процесса. Виды памяти и их особенности ……………………………………………………………………5
Возрастные особенности памяти младших школьников …………...13
Понятие неуспевающих младший школьник……….……………......17
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОМУ РАЗДЕЛУ……………………………………….20
РАЗДЕЛ 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ………………………………………………..21
2.1. Описание методик исследования………………………………………..21
2.2. Обработка и анализ полученных данных и интерпретация …………..24
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОМУ РАЗДЕЛУ…………………………………….…27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………
Анализ результатов:
Для
анализа результатов пользуются
следующей оценкой уровней
|
Анализируя результаты исследования, важно обратить внимание на крайние варианты получаемых уровней запоминания. Запоминание, равное 10, как правило, является следствием использования испытуемым логических средств или специальных приемов мнемотехники. В редких случаях такое запоминание являет собой феномен.
Если
получен очень низкий уровень
запоминания, то исследование памяти испытуемого
нужно повторить через
Низкий
и средний уровень
2.2.
Обработка и анализ
полученных данных
и интерпретация
Результаты,
полученные с помощью методики для
определения объем
В ходе проведения исследований кратковременной памяти у детей были получены следующие результаты:
|
Применив
критерий Колмогорова-Смирнова (или
Лилиефорса), было выявлено, что данные
имеют распределение
№№ группы | Уровень развития кратковременной памяти | Количество детей, составивших группу (%%) | Средний балл по группе |
1 | высокий | 26 | 7,3 |
2 | ниже среднего | 24 | 5,1 |
t= - 14,19 при р = 0,21 наблюдается различие в шкале успеваемости. Это свидетельствует тому, что дети относятся к группе №1 имеют низкий уровень успеваемости, в отличие от детей, относящихся к группе №2.
Таким
образом можно сделать вывод
что у детей с низким уровнем
запоминания проявляются
Вывод
по второму разделу
Младший
школьник имеет свои психологические
особенности, связанные с сохранением
в памяти его воспроизведения, сложным
составом орфографического навыка и длительностью
его формирования. На основе исследования
мы пришли к выводу, что слабая успеваемость
зависит от развития памяти. Опытно –
экспериментальная работа показала, что
без целенаправленной деятельности со
стороны учителя, без систематического
повторение материала развитие памяти
будет проходить медленно. Для лучшего
запоминания необходимо использовать
«опоры», т.к. у младших школьников более
развита наглядно-образная память. И только
систематическое повторение материала
способствует развитию памяти, что в свою
очередь влияет на скорость формирования
успеваемости младшего школьника.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализируя теоретический и практический материал, следует заметить, что гипотеза – кратковременное запоминания неуспевающих и успевающих младших школьников существенно различается, подтвердилась.
Проблема, касающаяся формирования и развития продуктивных способов запоминания информации является одной из актуальных проблем ХХI века. Мир меняется быстрее, чем мы способны заметить, особенно в области производства и трансляции знаний. Диссонанс между увеличением объёма знаний и способностью человека их обрабатывать требует адекватного ответа со стороны системы образования. К сожалению, в практике школьного обучения не обращается достаточного внимания на формирование у младших школьников адекватных, рациональных приёмов и способов запоминания.
Память – сложная психическая деятельность, отражение прошлого опыта человека, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения, проявляющееся в запоминании, сохранении и последующем припоминании того, что он воспринимал, делал, чувствовал или о чём думал.
Невысокая
успеваемость школьников всегда огорчительна
и для родителей и для
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Информация о работе Особенности развития памяти у неуспевающих младших школьников