Особенности развития памяти у неуспевающих младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 20:18, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: Исследовать особенности развития памяти у неуспевающих младших школьников.
Объект исследования: особенности памяти младших школьников.
Предмет: особенности запоминания неуспевающих младших школьников.
Задачи:
1. Изучить научную литературу по теме исследования особенностей памяти, сущности и развития процесса.
2. Осуществить теоретический анализ психологических особенностей памяти младших школьников.
3. Исследовать особенности памяти младших школьников.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ…….…………………………………………..5
Определение памяти, сущности и развития процесса. Виды памяти и их особенности ……………………………………………………………………5
Возрастные особенности памяти младших школьников …………...13
Понятие неуспевающих младший школьник……….……………......17
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОМУ РАЗДЕЛУ……………………………………….20
РАЗДЕЛ 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ………………………………………………..21
2.1. Описание методик исследования………………………………………..21
2.2. Обработка и анализ полученных данных и интерпретация …………..24
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОМУ РАЗДЕЛУ…………………………………….…27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word 97 - 2003.doc

— 152.00 Кб (Скачать)
  • Пк – обозначение объема кратковременной памяти,
  • А – наибольшая длина ряда, который испытуемый во всех опытах воспроизвел правильно;
  • С – количество правильно воспроизведенных рядов, больших чем А
  • n – число серий опыта, в данном случае – 4.

     Анализ  результатов:

     Для анализа результатов пользуются следующей оценкой уровней объема кратковременного запоминания:

     Шкала оценки уровня кратковременного запоминания
     Коэффициент

     объема  памяти /Пк/

     Уровень

     кратковременного  запоминания

     10

     8-9

     7

     6-5

     3-4

     очень высокий

     высокий

     средний

     низкий

     очень низкий

     Анализируя  результаты исследования, важно обратить внимание на крайние варианты получаемых уровней запоминания. Запоминание, равное 10, как правило, является следствием использования испытуемым логических средств или специальных приемов мнемотехники. В редких случаях такое запоминание являет собой феномен.

     Если  получен очень низкий уровень  запоминания, то исследование памяти испытуемого  нужно повторить через несколько  дней. В норме объем памяти 3-4 вызывается непринятием инструкции.

     Низкий  и средний уровень кратковременного запоминания может быть повышен благодаря систематической тренировке памяти по специальным программам мнемотехники. 

     2.2. Обработка и анализ  полученных данных  и интерпретация 

     Результаты, полученные с помощью методики для  определения объем кратковременного запоминания по методике Джекобсона показал следующее. Методика является стандартизованным тестом, позволяющим определять объем кратковременного запоминания по суммарному показателю. В целом, выполнив задания, ученик получает 10 баллов, не выполнив - соответственно 0 баллов.

     В ходе проведения исследований кратковременной памяти у детей были получены следующие результаты:

Результаты  исследования кратковременной  памяти детей 2 класса
Группа  №1 Группа  №2
Фамилия, имя Баллы Фамилия, имя Баллы
Ц Богдан 5 З Евгений 7
О Виктории 5 М Дарья 8
Г Екатерина 5 К Ирина 7
Г Данил 6 У Никита 7
Д Владлена 5 К Алина 8
П Карина 6 З Антон 7
Г Анна 5 Р Владислав 8
С Данил 5 М Александр 7
С Мария 5 В Дарья 8
Р Екатерина 5 Ч София 7
К Михаил 6 Т Вильямс 7
П Анна 5 Ш София 7
Я Богдан 6 П Татьяна 8
З Дмитрий 4 И Алёна 7
Б Анастасия 6 К Андрей 7
М Дарья 5 Б Карина 7
Ю Анита 6 П Яна 7
З Владислав 5 А Николай 8
Б Андрей 4 О Анастасии 7
Т Аделина 5 И Георгий 7
В Мария 5 Г Владислав 8
О Лола 5 Л Анастасия 7
Б София 5 Н Маргарита 7
К Владислав 4 Б Анастасия 7
    П Андрей 8
    Ч Анастасия 7
 

     Применив  критерий Колмогорова-Смирнова (или  Лилиефорса), было выявлено, что данные имеют распределение нормальное, в связи, с чем для статистического  сравнения величин нами был использован  параметрический критерий- t-критерий Стьюдента. 
 

№№  группы Уровень развития кратковременной памяти Количество  детей, составивших группу (%%) Средний балл по группе
1 высокий 26 7,3
2 ниже среднего 24 5,1
 

     t= - 14,19 при р = 0,21 наблюдается различие  в шкале успеваемости. Это свидетельствует тому, что дети относятся к группе №1 имеют низкий уровень успеваемости, в отличие от детей, относящихся к группе №2.

     Таким образом можно сделать вывод  что у детей с низким уровнем  запоминания проявляются следующие  черты:

  • задание воспринимает невнимательно, часто их не понимает, но вопросов учителю не задает, разъяснений не просит
  • работает пассивно (постоянно нуждается в стимулах для перевода к очередным видам работы)
  • не подмечает своих неудач и трудностей
  • не мнет ясного представления цели, не планирует и не организует свою работу
  • либо работает очень вяло, либо снижает темп постепенно
  • индифферентно относится к результатам работы.
 

     Вывод по второму разделу 

     Младший школьник имеет свои психологические  особенности, связанные с сохранением в памяти его воспроизведения, сложным составом орфографического навыка и длительностью его формирования. На основе исследования мы пришли к выводу, что слабая успеваемость зависит от развития памяти. Опытно – экспериментальная работа показала, что без целенаправленной деятельности со стороны учителя, без систематического повторение материала развитие памяти будет проходить медленно. Для лучшего запоминания необходимо использовать «опоры», т.к. у младших школьников более развита наглядно-образная память. И только систематическое повторение материала способствует развитию памяти, что в свою очередь влияет на скорость формирования успеваемости младшего школьника. 

 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Анализируя  теоретический и практический материал, следует заметить, что гипотеза – кратковременное запоминания неуспевающих и успевающих младших школьников существенно различается, подтвердилась.

     Проблема, касающаяся формирования и развития продуктивных способов запоминания  информации является одной из актуальных проблем ХХI века. Мир меняется быстрее, чем мы способны заметить, особенно в области производства и трансляции знаний. Диссонанс между увеличением объёма знаний и способностью человека их обрабатывать требует адекватного ответа со стороны системы образования. К сожалению, в практике школьного обучения не обращается достаточного внимания на формирование у младших школьников адекватных, рациональных приёмов и способов запоминания.

     Память – сложная психическая деятельность, отражение прошлого опыта человека, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения, проявляющееся в запоминании, сохранении и последующем припоминании того, что он воспринимал, делал, чувствовал или о чём думал.

     Невысокая успеваемость школьников всегда огорчительна и для родителей и для учителей. Не менее досадны затруднения  в усвоении большого объема информации. Все чаще со всех сторон слышатся жалобы на плохую память. Поэтому на сегодняшний  день, соблюдение законов памяти человека, является эффективной основой осмысленного запоминания. Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков.

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Андреев О.А., Хромов Л.Н Техника тренировки памяти: Вторая степень обучения техники быстрого чтения. – Екатеринбург, Несси - пресс 2001.
  2. Асмолова А.Г. Мир восприятия и памяти // Культурно-историческая психология и конструирование миров, - М., - Воронеж, 1996.
  3. Выготский Л.С. Память и ее развитие в детском возрасте //. Лекции по психологии. – М., Психология, 1999.
  4. Выготский. Л.С. Память и воображение: закрепление и воспроизведение реакций– М., Психология, 2000.
  5. Давыдова В.В.Психическое развитие младших школьников: экспериментальное психологическое исследование. /Под ред.– М., Педагогика, 1990.
  6. Данилова И.В., Прихожан А.М. Психология: Учебник для студентов средних педагогических учебных заведений., - М., Академия, 1999.
  7. Джеймс. У. Память. – М., Психология, 1997.
  8. Дубровинова И.В. Практическая психология образования. М., 2000.
  9. Дубровина И.В, Прихожан А.М, Зацепин В.В. Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М., Академия, 2001.
  10. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. Если ваш ребенок отстает в развитии. – М., 1993.
  11. Исаев Д.Н. Психическое развитие детей. - СПб., 2002.
  12. Лапп Д. Искусство помнить и забывать: Пер. с англ. – Питер, 1995.
  13. Маклаков А.Г. Общая психология ПИТЕР, 2001 (Серия «Учебник нового века»).
  14. Немов Р.С. Психология: Учебное пособие для учащихся пед. училищ, студентов пед. институтов и работников системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки пед. кадров. – М., Просвещение, 1990.
  15. Нечаев А.П. Память человека и ее воспитание. – М., - Воронеж, 1997.
  16. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Издание 3-е, перераб. и доп. – Ростов на Дону, Феникс, 2000.
  17. Петровский А.В Введение в психологию. – М., Прогресс, 1989.
  18. Рогов И.С. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. - Москва: ВЛАДОС, 1996.
  19. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т – Т. М., 1989.
  20. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Издание 3-е, перераб. и доп. – Ростов на Дону, Феникс, 2000.

Информация о работе Особенности развития памяти у неуспевающих младших школьников