Особенности развития памяти у неуспевающих младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 20:18, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: Исследовать особенности развития памяти у неуспевающих младших школьников.
Объект исследования: особенности памяти младших школьников.
Предмет: особенности запоминания неуспевающих младших школьников.
Задачи:
1. Изучить научную литературу по теме исследования особенностей памяти, сущности и развития процесса.
2. Осуществить теоретический анализ психологических особенностей памяти младших школьников.
3. Исследовать особенности памяти младших школьников.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ…….…………………………………………..5
Определение памяти, сущности и развития процесса. Виды памяти и их особенности ……………………………………………………………………5
Возрастные особенности памяти младших школьников …………...13
Понятие неуспевающих младший школьник……….……………......17
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОМУ РАЗДЕЛУ……………………………………….20
РАЗДЕЛ 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ………………………………………………..21
2.1. Описание методик исследования………………………………………..21
2.2. Обработка и анализ полученных данных и интерпретация …………..24
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОМУ РАЗДЕЛУ…………………………………….…27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word 97 - 2003.doc

— 152.00 Кб (Скачать)

     СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3

РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ…….…………………………………………..5

    1. Определение памяти, сущности и развития процесса. Виды памяти и их особенности ……………………………………………………………………5
    2. Возрастные особенности памяти младших школьников …………...13
    3. Понятие неуспевающих младший школьник……….……………......17

ВЫВОДЫ  ПО ПЕРВОМУ РАЗДЕЛУ……………………………………….20 

РАЗДЕЛ 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ………………………………………………..21

2.1. Описание методик исследования………………………………………..21

2.2. Обработка  и анализ полученных данных и интерпретация …………..24

ВЫВОДЫ  ПО ВТОРОМУ РАЗДЕЛУ…………………………………….…27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….28

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………29

 

      ВВЕДЕНИЕ 

     Память  лежит в основе способностей человека и является условием учения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря памяти человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человека без постоянного улучшения этой функции немыслим [8].

     «Без  памяти, мы бы существовали мгновения. Наше прошлое было бы мертво для  будущего. Настоящее по мере его  протекания, безвозвратно исчезло бы в прошлом» - писал Рубинштейн.

     Память  есть у всех живых существ, но наиболее высокого уровня своего развития она  достигла у человека. Более точно  память человека можно определить, как психофизиологические и культурные процессы, выполняющим свою функцию, запоминания, сохранения и воспроизведения информации, являющиеся для неё основными. Эти функции различны не только по своей структуре, исходным данным и результатам, но и по тому, что у разных людей развиты неодинаково. Есть люди, которые, например, с трудом запоминают, но зато неплохо воспроизводят и довольно долго хранят в памяти запомненную информацию. Это индивиды с развитой долговременной памятью. Есть такие люди, которые напротив, быстро запоминают, но зато так же быстро забывают, то, что когда-то запомнили. У них более сильно развита кратковременная и оперативная виды памяти.

     Поэтому в психологии память рассматривается  как компонент общих и специальных  способностей. При факторном анализе  многочисленных познавательных функций  она выделена, как первичная умственная способность [12].

     Память  входит в структуру интеллекта. Память включена также в общую способность  к учению и обучаемости, является необходимым условием накопления фонда  знаний и «интеллектуальных умений».

     Память, как и все психические процессы, имеет особенности возрастные и индивидуальные.

     В настоящее время в науке нет  единой теории памяти. Поэтому изучение функционирования памяти в процессе обучения остается одной из главных  проблем психологии [9].

     Цель курсовой работы: Исследовать особенности развития памяти у неуспевающих младших школьников.

     Объект  исследования: особенности памяти младших школьников.

     Предмет: особенности запоминания неуспевающих младших школьников.

     Задачи:  

     1. Изучить научную литературу по теме исследования особенностей памяти, сущности и развития процесса.

     2. Осуществить теоретический анализ психологических особенностей памяти младших школьников.

     3. Исследовать особенности памяти младших школьников.

     4. Осуществить анализ и интерпретацию полученных результатов исследования особенностей памяти у младших школьников.

     Гипотеза: кратковременное запоминание неуспевающих и успевающих младших школьников существенно различается

     База  исследования: 2 «А -Б» класс Специализированной школы №27 им. М.К. Путейко г. Черкассы.

     Теоретико-методологические основы исследования: работы в области общей и возрастной психологии (И.В. Дубровиной, А.М. Прихожан и В.В. Зацепина, Р.С. Немова); «Очерки практической психологии» Касенова К.О.; учебные пособия по психологии (Л.Д. Столяренко, В.В. Богословского, Л.С. Выготского); техники тренировки памяти (О.А. Андреева, Л.Н. Хромова). 

 

      РАЗДЕЛ 1.

     ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 
 

     
    1.  Определение памяти, сущности и развития процесса. Виды памяти и их особенности
 

     Изучение  законов человеческой памяти составляет одну из центральных, наиболее существенных глав психологической науки. Заслуга первого систематического изучения высших форм памяти у ребенка принадлежит выдающемуся психологу Л. С. Выгодскому, который впервые сделал предметом специального исследования вопрос о развитии высших форм памяти. Вместе со своими учениками А. Н. Леонтьевым и Л. В. Занковым он показал, что высшие формы памяти являются сложной формой психической деятельности, социальной по своему происхождению и опосредствованной по своему строению, и проследил основные этапы развития наиболее сложного опосредствованного запоминания [3].

     Вслед за А. Р. Лурия под памятью мы понимаем запечатление (запись), сохранение и  воспроизведение следов прежнего опыта, дающего человеку возможность накопить информацию и иметь дело со следами прежнего опыта после того, как вызвавшие их явления исчезли.

     Память – сложная психическая деятельность, отражение прошлого опыта человека, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения, проявляющееся в запоминании, сохранении и последующем припоминании того, что он воспринимал, делал, чувствовал или о чём думал.

     Выделяют  процессы запоминания, сохранения и воспроизведения, включающего узнавание, воспоминание, собственно припоминание. Различают память произвольную и непроизвольную, непосредственную и опосредствованную, кратковременную и долговременную. Особые виды памяти: моторная (память-привычка), эмоциональная или аффективная (память «чувств»), образная и словесно-логическая.

     Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при  необходимости и возможности  – воспроизводятся. Эти процессы называются памятью.

     Память  можно определить как способность  к получению, хранению и воспроизведению  жизненного опыта. Разнообразные инстинкты, врожденные и приобретенные механизмы  поведения есть не что иное, как  запечатленный, передаваемый по наследству или приобретаемый в процессе индивидуальной жизни опыт. Благодаря своей памяти, ее совершенствованию человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человечества без постоянного улучшения этой функции немыслим [7].

     Развитие  памяти в целом зависит от человека, от сферы его деятельности и напрямую зависит от нормального функционирования и развития других «познавательных» процессов. Работая над тем или  иным процессом человек не задумываясь, развивает и тренирует память.

     Различия  памяти у людей бывают количественные и качественные.

     К количественным характеристикам относятся  скорость, прочность, длительность, точность и объем запоминания.

     Качественные  различия касаются как доминирования отдельных видов памяти – зрительной, слуховой, эмоциональной, двигательной и других, так и их функционирования. «Чистые» виды памяти в смысле безусловного доминирования одного из перечисленных крайне редки. Чаще всего на практике мы сталкиваемся с различными сочетаниями зрительной, слуховой и двигательной памяти. Типичными их смешениями являются зрительно-двигательная, зрительно-слуховая и двигательно-слуховая память. Однако у большинства людей все же доминирует зрительная память [14].

     Наибольшего развития у человека обычно достигают те виды памяти, которые чаще всего используются. Большой отпечаток на этот процесс накладывает профессиональная деятельность. Например, у ученых отмечается очень хорошая смысловая и логическая память, но сравнительно слабая механическая память. У актеров и врачей хорошо развита память на лица.

     Процессы  памяти тесным образом связаны с  особенностями личности, его эмоциональным  настроем, интересами и потребностями. Они определяют то, что и как  человек запоминает, хранит и припоминает. Запоминание также зависит от отношения личности к запоминаемому материалу. Отношение определяет избирательный характер памяти. Мы обычно запоминаем то, что интересно и эмоционально значимо. «Не подлежит сомнению,- писал С. Л. Рубинштейн,- что в запоминании более или менее значимую роль играют моменты». Эмоционально насыщенное будет лучше запоминаться, чем эмоционально нейтральное.

     Кроме того, память человека теснейшим образом  связана с физическим состоянием и личностными ощущениями. Это  доказывается случаями болезненного нарушения памяти. Практически во всех таких случаях (они называются амнезиями и представляют собой кратковременные или длительные потери различных видов памяти) происходят характерные расстройства памяти, которые в своих особенностях отражают расстройства личности больного.

     Память  человека не является постоянной, а  изменяется в течение жизни. С  раннего детства процесс развития памяти ребенка идет по нескольким направлениям. Во-первых, начинают действовать  аффективная (эмоциональная) и механическая (моторная, двигательная) память, которая постепенно дополняется и замещается логической и образной. Во-вторых, непосредственное запоминание со временем превращается в опосредствованное, связанное с активным и осознанным использованием для запоминания и воспроизведения различных мнемотехнических приемов и средств. В-третьих, непроизвольное запоминание, доминирующее в детстве, у взрослого человека превращается в произвольное. Характерно, что в формировании внутренних средств запоминания центральная роль принадлежит речи, которая также из чисто внешней функции общения все больше превращается во внутреннюю [15].

     В зависимости от способа  хранения материала выделяют мгновенную, кратковременную, оперативную, долговременную и генетическую память.

     Мгновенная память представляет собой непосредственное отражение образа информации, воспринятого органами чувств. Ее длительность от 0.1 до 0.5 с. память, предназначенная для весьма кратковременного сохранения следов восприятий сенсорных. Как правило, действует лишь во время восприятия.

     Кратковременная память сохраняет в течение короткого промежутка времени (в среднем около 20 с.) обобщенный образ воспринятой информации, ее наиболее существенные элементы. Объем кратковременной памяти составляет 5 - 9 единиц информации и определяется количеством информации, которую человек способен точно воспроизвести после однократного предъявления. Важнейшей особенностью кратковременной памяти является ее избирательность. Из мгновенной памяти в нее попадает только та информация, которая соответствует актуальным потребностям и интересам человека, привлекает к себе его повышенное внимание. «Мозг среднего человека, - говорил Эдисон, - не воспринимает и тысячной доли того, что видит глаз».

     Оперативная память рассчитана на сохранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, необходимого для выполнения некоторого действия или операции. Длительность оперативной памяти от нескольких секунд до нескольких дней. Срок хранения сведений этой памяти определяется задачей, вставшей перед человеком, и рассчитан только на решение данной задачи. Этот вид памяти по длительности хранения информации и своим свойствам занимает промежуточное положение между кратковременной и долговременной.

Информация о работе Особенности развития памяти у неуспевающих младших школьников