Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 20:18, курсовая работа
Цель курсовой работы: Исследовать особенности развития памяти у неуспевающих младших школьников.
Объект исследования: особенности памяти младших школьников.
Предмет: особенности запоминания неуспевающих младших школьников.
Задачи:
1. Изучить научную литературу по теме исследования особенностей памяти, сущности и развития процесса.
2. Осуществить теоретический анализ психологических особенностей памяти младших школьников.
3. Исследовать особенности памяти младших школьников.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ…….…………………………………………..5
Определение памяти, сущности и развития процесса. Виды памяти и их особенности ……………………………………………………………………5
Возрастные особенности памяти младших школьников …………...13
Понятие неуспевающих младший школьник……….……………......17
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОМУ РАЗДЕЛУ……………………………………….20
РАЗДЕЛ 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ………………………………………………..21
2.1. Описание методик исследования………………………………………..21
2.2. Обработка и анализ полученных данных и интерпретация …………..24
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОМУ РАЗДЕЛУ…………………………………….…27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………
Процесс
развития логической памяти у младших
школьников должен быть специально организован,
поскольку в подавляющем
На разных этапах младшего школьного возраста отмечается динамика отношения учеников к приобретенным ими способам смыслового запоминания: если у второклассников, как сказано выше, потребность в их использовании самостоятельно не возникает, то к концу обучения в начальной школе дети сами начинают обращаться к новым способам запоминания при работе с учебным материалом.
В развитии произвольной памяти младших школьников необходимо выделить еще один аспект, связанный с овладением в этом возрасте знаковыми и символическими средствами запоминания, прежде всего письменной речью и рисунком. По мере освоения письменной речи (к 3 классу) дети овладевают и опосредствованным запоминанием, используя такую речь, как знаковое средство. Однако и этот процесс у младших школьников «происходит стихийно, неуправляемо, как раз на том ответственном этапе, когда складываются механизмы произвольных форм запоминания и припоминания».
Формирование письменной речи идет эффективно в ситуации, когда требуется не простое воспроизведение текста, а построение контекста. Поэтому для освоения письменной речи нужно не пересказывать тексты, а сочинять, при этом наиболее адекватный для детей вид словотворчества - сочинение сказок [5].
Младший школьный возраст сенситивен для становления высших форм произвольного запоминания, поэтому целенаправленная развивающая работа по овладению мнемической деятельностью является в этот период наиболее эффективной. Важным ее условием является учет индивидуальных характеристик памяти ребенка; ее объема, модальности (зрительная, слуховая, моторная) и т. п. Но независимо от этого каждый ученик должен усвоить основное правило эффективного запоминания: чтобы запомнить материал правильно и надежно, необходимо с ним активно поработать и организовать его каким-либо образом.
В.Д.
Шадриков и Л.В. Черемошкина выделили
13 мнемических приемов
Целесообразно
сообщить младшим школьникам информацию
о различных приемах
1.3
Понятие неуспевающий
младший школьник
Под понятием неуспевающий младший школьник понимается ситуация, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы. Это выражается в том, что ученик имеет слабые навыки чтения, счета, слабо владеет интеллектуальными умениями анализа, обобщения и др. так же оно ведет к педагогической запущенности, под которой понимается комплекс негативных качеств личности, противоречащих требованиям школы, общества. Это явление крайне нежелательное и опасное с моральной, социальной, экономической позиций [11].
Неуспеваемость — сложное и многогранное явление школьной действительности, требующее разносторонних подходов при ее изучении. Трактуется как несоответствие подготовки учащихся обязательным требованиям школы в усвоении знаний, развитии умений и навыков, формировании опыта творческой деятельности и воспитанности познавательных отношений. Успеваемость школьников закономерно связана с их индивидуальными особенностями и с теми условиями, в которых протекает их развитие. Важнейшим из этих условий педагогика признает обучение, и воспитание детей в школе.
Исследование проблемы все более связывается с широким кругом социальных вопросов, предполагает использование данных всех наук о человеке, индивиде, личности.
Именно дидактика призвана дать определение, что эта задача не может быть решена другими науками, так как понятие есть, прежде всего, дидактическое понятие, связанное с основными категориями дидактики — содержанием и процессом обучения.
Хотя задача раскрытия сущности в литературе не поставлена, во многих работах можно обнаружить подходы к ее решению. Один из этих подходов состоит в анализе условий, порождающих отклонение успеваемости. Так, М. А. Данилов связывает неуспеваемость с движущими силами процесса обучения — его противоречиями. Согласно этой позиции, в тех случаях, когда противоречивое единство возможностей учащихся и того, что от них требуется, нарушается, возникает неуспеваемость. Сходные мысли высказывает В. Оконь который определяет это как нарушение взаимодействия между учениками, учителями и внешними условиями [10].
Неуспеваемость
учащихся – это систематическое отставание
обучающихся в уровне усвоения содержания
образования по сравнению с предусмотренной
учебной программой и образовательными
стандартами, в результате которых дальнейшее
полноценное обучение становится невозможным.
Такие ученики плохо усваивают школьный
материал, не справляются с классными
и домашними заданиями, теряют интерес
к занятиям. Отсутствие своевременной
помощи приводит к изменениям в личности
ребенка. У школьников возникает негативное
отношение к учению и учителю. В конечном
итоге они начинают себя хуже вести, дезорганизуют
класс, нередко бросают школу и пополняют
ряды так называемых трудных подростков.
Возникает это в силу внутренних и внешних
причин, неблагоприятных социально-экономических
условий жизни учащихся, недостаточной
квалификации учителей, просчетах в организации
учебно-воспитательного процесса, отсутствия
индивидуального подхода к детям, перегрузки
учащихся и других факторов. Наряду с социальными
причинами на успеваемость школьников
также оказывают влияние различного рода
нарушения в деятельности анализаторов
(снижение слуха, зрения, речи), наследственные,
врожденные и приобретенные заболевания,
отставание в физическом и умственном
развитии [11].
Выводы по первому
разделу
Проанализировав психолого-педагогическую литературу по теме исследования, можно сделать следующие выводы:
1. Все виды памяти необходимы и самоценны, в процессе жизни человека они обогащаются и взаимодействуют между собой.
2.
Память осуществляет связь
3.
В наибольшей степени
4.
Для детей младшего школьного
возраста особенно актуально
использовать такие методы
5.
Желание ребенка запомнить,
РАЗДЕЛ 2.
ЭМПИРИЧЕСКОЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ
ПАМЯТИ У МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ
2.1.
Описание методики
исследования
Согласно
поставленным целям, задачам курсовой
работы было проведено эмпирическое
исследование, которое помогло определить
и описать особенности
В эмпирическом исследовании приняли участие дети младшего школьного возраста (7-8 лет) – на базе учеников 2- класса специализированной школы №27 г Черкассы. Количество детей, участвовавших в исследовании – 50 человек. Для достоверности полученных результатов диагностика проводилась в 7 заходов (группы по 7 человек).
Из беседы с классными руководителями, и после ознакомления с классным журналом детей было поделено на 2 категории неуспевающие и успевающие.
Исследование с детьми проводилось индивидуально по группам, после занятий. Самочувствие детей в момент проведения эксперимента было хорошее.
Для решения поставленных задач нами были использована следующая методика.
Исследование кратковременной памяти по методике Джекобсона
Цель исследования: определить объем кратковременного запоминания по методике Джекобсона
Материал и оборудование: бланк с четырьмя наборами рядов чисел, лист для записи, ручка и секундомер.
Процедура исследования: Исследование можно проводить с одним испытуемым и с группой из 8 – 16 человек. Оно состоит из четырех аналогичных серий. В каждой серии экспериментатор зачитывает испытуемому один из наборов следующих цифровых рядов.
Элементы ряда предъявляются с интервалом 1с. После прочтения каждого ряда через 2-3с по команде «Пишите!» испытуемые на листе для записей воспроизводят элементы ряда в том же порядке, в каком они предъявлялись экспериментатором. В каждой серии независимо от результата читаются все семь рядов. Инструкция во всех сериях опыта одинаковая. Интервал между сериями не менее 6-7 мин.
|
Инструкция испытуемому: «Я назову Вам несколько цифр. Слушайте внимательно и запоминайте их. По окончании чтения по моей команде «Пишите!», запишите то, что запомнили, в том же порядке, в каком читались цифры. Внимание! Начинаем!»
Обработка результатов: В процессе обработки результатов исследования необходимо установить:
Информация о работе Особенности развития памяти у неуспевающих младших школьников