Особенности развития памяти у неуспевающих младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 20:18, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: Исследовать особенности развития памяти у неуспевающих младших школьников.
Объект исследования: особенности памяти младших школьников.
Предмет: особенности запоминания неуспевающих младших школьников.
Задачи:
1. Изучить научную литературу по теме исследования особенностей памяти, сущности и развития процесса.
2. Осуществить теоретический анализ психологических особенностей памяти младших школьников.
3. Исследовать особенности памяти младших школьников.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ…….…………………………………………..5
Определение памяти, сущности и развития процесса. Виды памяти и их особенности ……………………………………………………………………5
Возрастные особенности памяти младших школьников …………...13
Понятие неуспевающих младший школьник……….……………......17
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОМУ РАЗДЕЛУ……………………………………….20
РАЗДЕЛ 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ………………………………………………..21
2.1. Описание методик исследования………………………………………..21
2.2. Обработка и анализ полученных данных и интерпретация …………..24
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОМУ РАЗДЕЛУ…………………………………….…27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word 97 - 2003.doc

— 152.00 Кб (Скачать)

     Процесс развития логической памяти у младших  школьников должен быть специально организован, поскольку в подавляющем большинстве  дети этого возраста самостоятельно (без специального обучения) не используют приемы смысловой обработки материала и с целью запоминания прибегают к испытанному средству – повторению. Но, даже успешно освоив в ходе обучения способы смыслового анализа и запоминания, дети не сразу приходят к их применению в учебной деятельности. К этому необходимо специальное побуждение со стороны взрослого.

     На  разных этапах младшего школьного возраста отмечается динамика отношения учеников к приобретенным ими способам смыслового запоминания: если у второклассников, как сказано выше, потребность  в их использовании самостоятельно не возникает, то к концу обучения в начальной школе дети сами начинают обращаться к новым способам запоминания при работе с учебным материалом.

     В развитии произвольной памяти младших  школьников необходимо выделить еще  один аспект, связанный с овладением в этом возрасте знаковыми и символическими средствами запоминания, прежде всего письменной речью и рисунком. По мере освоения письменной речи (к 3 классу) дети овладевают и опосредствованным запоминанием, используя такую речь, как знаковое средство. Однако и этот процесс у младших школьников «происходит стихийно, неуправляемо, как раз на том ответственном этапе, когда складываются механизмы произвольных форм запоминания и припоминания».

     Формирование  письменной речи идет эффективно в  ситуации, когда требуется не простое воспроизведение текста, а построение контекста. Поэтому для освоения письменной речи нужно не пересказывать тексты, а сочинять, при этом наиболее адекватный для детей вид словотворчества - сочинение сказок [5].

     Младший школьный возраст сенситивен для становления высших форм произвольного запоминания, поэтому целенаправленная развивающая работа по овладению мнемической деятельностью является в этот период наиболее эффективной. Важным ее условием является учет индивидуальных характеристик памяти ребенка; ее объема, модальности (зрительная, слуховая, моторная) и т. п. Но независимо от этого каждый ученик должен усвоить основное правило эффективного запоминания: чтобы запомнить материал правильно и надежно, необходимо с ним активно поработать и организовать его каким-либо образом.

     В.Д. Шадриков и Л.В. Черемошкина выделили 13 мнемических приемов организации  запоминаемого материала: группировка, выделение опорных пунктов, составление  плана, классификация, структурирование, схематизация, установление аналогий, мнемотехнические приемы, перекодирование, достраивание запоминаемого материала, серийная организация, ассоциации, повторение.

     Целесообразно сообщить младшим школьникам информацию о различных приемах запоминания  и помочь в овладении теми из них, которые окажутся наиболее эффективными для каждого ребенка. 

     1.3 Понятие неуспевающий младший школьник 

     Под понятием неуспевающий младший школьник понимается ситуация, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы. Это выражается в том, что ученик имеет слабые навыки чтения, счета, слабо владеет интеллектуальными умениями анализа, обобщения и др. так же оно ведет к педагогической запущенности, под которой понимается комплекс негативных качеств личности, противоречащих требованиям школы, общества. Это явление крайне нежелательное и опасное с моральной, социальной, экономической позиций [11].

     Неуспеваемость — сложное и многогранное явление школьной действительности, требующее разносторонних подходов при ее изучении. Трактуется как несоответствие подготовки учащихся обязательным требованиям школы в усвоении знаний, развитии умений и навыков, формировании опыта творческой деятельности и воспитанности познавательных отношений. Успеваемость школьников закономерно связана с их индивидуальными особенностями и с теми условиями, в которых протекает их развитие. Важнейшим из этих условий педагогика признает обучение, и воспитание детей в школе.

     Исследование  проблемы все более связывается  с широким кругом социальных вопросов, предполагает использование данных всех наук о человеке, индивиде, личности.

     Именно  дидактика призвана дать определение, что эта задача не может быть решена другими науками, так как понятие  есть, прежде всего, дидактическое понятие, связанное с основными категориями дидактики — содержанием и процессом обучения.

     Хотя  задача раскрытия сущности в литературе не поставлена, во многих работах можно  обнаружить подходы к ее решению. Один из этих подходов состоит в  анализе условий, порождающих отклонение успеваемости. Так, М. А. Данилов связывает неуспеваемость с движущими силами процесса обучения — его противоречиями. Согласно этой позиции, в тех случаях, когда противоречивое единство возможностей учащихся и того, что от них требуется, нарушается, возникает неуспеваемость. Сходные мысли высказывает В. Оконь который определяет это как нарушение взаимодействия между учениками, учителями и внешними условиями [10].

     Неуспеваемость учащихся – это систематическое отставание обучающихся в уровне усвоения содержания образования по сравнению с предусмотренной учебной программой и образовательными стандартами, в результате которых дальнейшее полноценное обучение становится невозможным. Такие ученики плохо усваивают школьный материал, не справляются с классными и домашними заданиями, теряют интерес к занятиям. Отсутствие своевременной помощи приводит к изменениям в личности ребенка. У школьников возникает негативное отношение к учению и учителю. В конечном итоге они начинают себя хуже вести, дезорганизуют класс, нередко бросают школу и пополняют ряды так называемых трудных подростков. Возникает это в силу внутренних и внешних причин, неблагоприятных социально-экономических условий жизни учащихся, недостаточной квалификации учителей, просчетах в организации учебно-воспитательного процесса, отсутствия индивидуального подхода к детям, перегрузки учащихся и других факторов. Наряду с социальными причинами на успеваемость школьников также оказывают влияние различного рода нарушения в деятельности анализаторов (снижение слуха, зрения, речи), наследственные, врожденные и приобретенные заболевания, отставание в физическом и умственном развитии [11]. 

 

      Выводы по первому  разделу 

     Проанализировав психолого-педагогическую литературу по теме исследования, можно сделать следующие выводы:

     1. Все виды памяти необходимы  и самоценны, в процессе жизни  человека они обогащаются и  взаимодействуют между собой.

     2. Память осуществляет связь между  прошлыми состояниями психики,  и настоящими процессами подготовки  будущих состояний, сообщает связность и устойчивость жизненному опыту человека, обеспечивает непрерывность существования человеческого «Я» и выступает, таким образом, в качестве одной из предпосылок формирования индивидуальности и личности

     3. В наибольшей степени возможности природной памяти проявляются в младшем школьном возрасте.

     4. Для детей младшего школьного  возраста особенно актуально  использовать такие методы психологического  воздействия, которые способствуют  его активизации и делают какую-либо  деятельность интересной, поскольку у младших школьников память непроизвольна. Ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить или вспомнить и не владеет специальными способами запоминания. Он запоминает преимущественно интересные для него события, события, вызывающие эмоциональный отклик.

     5. Желание ребенка запомнить, надо  всячески поощрять, это залог  успешного развития не только  памяти, но и других познавательных  процессов.

 

      РАЗДЕЛ 2.

     ЭМПИРИЧЕСКОЕ  ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У МЛАДШИХ  ШКОЛЬНИКОВ 
 

     2.1. Описание методики  исследования 

     Согласно  поставленным целям, задачам курсовой работы было проведено эмпирическое исследование, которое помогло определить и описать особенности кратковременного запоминания у детей младшего школьного возраста.

     В эмпирическом исследовании приняли участие дети младшего школьного возраста (7-8 лет) – на базе учеников 2- класса специализированной школы №27 г Черкассы. Количество детей, участвовавших в исследовании – 50 человек. Для достоверности полученных результатов диагностика проводилась в 7 заходов (группы по 7 человек).

     Из  беседы с классными руководителями, и после ознакомления с классным журналом детей было поделено на 2 категории  неуспевающие и успевающие.

     Исследование  с детьми проводилось индивидуально  по группам, после занятий. Самочувствие детей в момент проведения эксперимента было хорошее.

     Для решения поставленных задач нами были использована следующая методика.

     Исследование  кратковременной  памяти по методике Джекобсона

     Цель  исследования: определить объем кратковременного запоминания по методике Джекобсона

     Материал  и оборудование: бланк с четырьмя наборами рядов чисел, лист для записи, ручка и секундомер.

     Процедура исследования: Исследование можно проводить с одним испытуемым и с группой из 8 – 16 человек. Оно состоит из четырех аналогичных серий. В каждой серии экспериментатор зачитывает испытуемому один из наборов следующих цифровых рядов.

     Элементы  ряда предъявляются с интервалом 1с. После прочтения каждого ряда через 2-3с по команде «Пишите!»  испытуемые на листе для записей  воспроизводят элементы ряда в том  же порядке, в каком они предъявлялись экспериментатором. В каждой серии независимо от результата читаются все семь рядов. Инструкция во всех сериях опыта одинаковая. Интервал между сериями не менее 6-7 мин.

     Первый  набор

     5241

     96023

     254061

     7842389

     34682538

     598374623

     6723845207

     Второй  набор

     7543

     23586

     675130

     9562751

     69307172

     578611730

     6861821488

     Третий  набор

     1372

     64805

     725318

     0759438

     52186355

     132697843

     3844528716

     Четвертый набор

     7106

     89934

     856086

     5201570

     82744525

     715843413

     1524836897

     Инструкция  испытуемому: «Я назову Вам несколько цифр. Слушайте внимательно и запоминайте их. По окончании чтения по моей команде «Пишите!», запишите то, что запомнили, в том же порядке, в каком читались цифры. Внимание! Начинаем!»

     Обработка результатов: В процессе обработки результатов исследования необходимо установить:

  • ряды, воспроизведенные полностью и в той же последовательности, с которой они предъявлялись экспериментатором. Для удобства их обозначают знаком «+»;
  • наибольшую длину ряда, который испытуемый во всех сериях воспроизвел правильно;
  • количество правильно воспроизведенных рядов, больших, чем тот, который воспроизведен испытуемым во всех сериях;
  • коэффициент объема памяти, который вычисляют по формуле:

     

Информация о работе Особенности развития памяти у неуспевающих младших школьников