Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 14:42, курсовая работа
Цель исследования: изучить память младших школьников с задержкой психического развития.
Объект исследования: процесс памяти детей с задержкой психического развития.
Предмет: психологические особенности памяти детей с ЗПР.
Гипотеза исследования: предположительно, задержка психического развития оказывает негативное влияние на уровень развития памяти детей.
Задачи исследования.
Введение……………………………………………………………3
Глава 1 .Теоретические основы изучения развития памяти детей с ЗПР………………………………………………………………………4
характеристика памяти……………………………………4
психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР..13
особенности развития памяти у детей с ЗПР…………..16
вывод по 1 главе…………………………………………………20
глава 2 экспериментальное исследование развития памяти у детей с ЗПР………………………………………………………………..21
2.1 организация и методы исследования…………………….24
2.2 анализ результатов исследования………………………….26
Вывод по 2 главе…………………………………………………28
Заключение……………………………………………………….29
Список использованной литературы…………………………….31
Приложения.
Заключение.
Таким образом, память – основа психической деятельности. Без нее невозможно понять основы формирования поведения, мышления, сознания, подсознания. Поэтому для лучшего понимания человека необходимо как можно больше знать о нашей памяти. Память включает ряд процессов: запечатление (запоминание), сохранение, забывание, восстановление (воспроизведение) информации. Различают кратковременную и долговременную память. Как свидетельствуют сами названия, эти два вида памяти определяются временем сохранения материала.
При этом в отличии от долговременной памяти, для которой характерно длительное сохранение материала после многократного его повторения и воспроизведения. Краткосрочная память характеризуется очень кратким сохранением после однократного очень непродолжительного восприятия и немедленным воспроизведением (впервые же секунды после восприятия материала).
Понятием оперативная память обозначают мнемические процессы, обслуживающие непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия, операции. В оперативной памяти образуется «рабочая смесь» из материалов, поступающих как из кратковременной, так и из долговременной памяти. Пока этот материал функционирует, он остаётся в ведении оперативной памяти.
Критерии,
принятые за основания деления памяти
на виды (по характеру психической активности
- образная и словесно-логическая, по характеру
целей деятельности - произвольная и непроизвольная,
по продолжительности закрепления и сохранения
материала - кратковременная, долговременная
и оперативная), связаны с различными сторонами
человеческой деятельности, выступающими
в ней не порознь, а в органическом единстве.
У детей с ЗПР страдают почти все виды памяти. Недостаточность произвольной памяти у детей с ЗПР в значительной степени связана со слабостью регуляции произвольной деятельности, недостаточной ее целенаправленностью, несформированностью функции самоконтроля. Кратковременная память у детей с ЗПР характеризуется рядом своеобразных черт: снижение объема памяти, медленное нарастание продуктивности запоминания при повторных предъявления материала, повышенная тормозимость следов побочными воздействиями, нарушения порядка воспроизведения словесных и цифровых рядов.
В процессе исследования была поставлена цель, 4 задачи, объекты и предметы исследования. Мы определили содержание, сущность основных понятий, главных аспектов особенностей памяти, дали психолого-педагогическую характеристику детей с ЗПР, также дали характеристику особенностей памяти у детей с ЗПР.
Провели исследование особенностей показателей памяти у детей с ЗПР. В качестве исследовательского инструмента были выбраны следующие методики:
1.Методика « Узнавание фигур».
2. Методика «Заучивание слов». ( Методика предложена А.Р. Лурия).
3. Методика « Память на образы ».
Главным итогом нашей работы стало подтверждение гипотезы: задержка психического развития оказывает негативное влияние на уровень развития памяти детей.
Таким
образом, исходя из результатов исследования
можно сделать выводы о том, что
дети нуждаются в коррекционной
помощи по развитию качеств памяти: объема
кратковременной и долговременной памяти,
развития и коррекции слуховых, моторно-слуховых
типов памяти, повышение активности памяти.
Для этого необходимо развивать и другие
высшие психические функции: концентрируемость,
глубину внимания, развитие мышления путем
расширения представлений об окружающем,
временных представлений, умения устанавливать
причинно-следственные связи. Нужно развивать
зрительное, слуховое, тактильное восприятие.
Литература
Информация о работе Особенности развития памяти у детей с ЗПР