Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 14:42, курсовая работа
Цель исследования: изучить память младших школьников с задержкой психического развития.
Объект исследования: процесс памяти детей с задержкой психического развития.
Предмет: психологические особенности памяти детей с ЗПР.
Гипотеза исследования: предположительно, задержка психического развития оказывает негативное влияние на уровень развития памяти детей.
Задачи исследования.
Введение……………………………………………………………3
Глава 1 .Теоретические основы изучения развития памяти детей с ЗПР………………………………………………………………………4
характеристика памяти……………………………………4
психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР..13
особенности развития памяти у детей с ЗПР…………..16
вывод по 1 главе…………………………………………………20
глава 2 экспериментальное исследование развития памяти у детей с ЗПР………………………………………………………………..21
2.1 организация и методы исследования…………………….24
2.2 анализ результатов исследования………………………….26
Вывод по 2 главе…………………………………………………28
Заключение……………………………………………………….29
Список использованной литературы…………………………….31
Приложения.
Оснащение: 2 таблицы с фигурами, карандаш или указка, секундомер, демонстрационный плакат.
Первая инструкция: « Сейчас я покажу вам изображения фигур. У вас есть 10 секунд, чтобы постараться запомнить как большее количество фигур ».
Вторая инструкция: « На следующем рисунке среди нарисованных фигур вы должны выбрать те, которые видели в первом случае».
Оценка результатов: Экспериментатор отмечается и подсчитывается количество правильно и неправильно узнанных испытуемым фигур. Уровень узнавания (Е) подсчитывается по формуле:
Е= М/9+N,
Где М – число правильно узнанных фигур, N – число неправильно узнанных фигур.
Оценка: наиболее оптимальный уровень узнавания равен единице, поэтому, чем ближе результаты, тем лучше у него функционируют процессы узнавания наглядного материала.
2. Методика «Заучивание слов». ( Методика предложена А.Р. Лурия).
Методика предназначена для оценки объема кратковременной и долговременной памяти.
Экспериментатор предъявляет испытуемому 10 коротких односложных слов. Слова воспроизводится испытуемым сразу же после прочтения. Для полного тестирования делается 5-6 проб. Затем слова воспроизводятся через час, уже без предварительного озвучивания.
Оснащение: 10 слов, секундомер.
Слова: дом, парта, белый, хорошо, груша, мел, сильный, чашка, окно, стол.
Инструкция: состоит из нескольких этапов.
а) « Сейчас мы проверим твою память. Я назову тебе слова, ты прослушаешь их, а потом повторишь, сколько можешь, в любом порядке ».
слова зачитываются испытуемому четко, не спеша.
б) «сейчас я снова повторю те же самые слова, ты их послушаешь и повторишь – и те, которые запомнишь сейчас. Назвать слова можешь в любом порядке ».
Оценка результатов: подсчитывается по формуле:
С= 8/10*100%,
Где А-общее количество слов,
В – количество запомнившихся слов,
С – коэффициент долговременной памяти.
Оценка:
10 баллов – очень высокий
8 – 9 баллов – высокий
4 – 7 баллов – средний
2 -3 балла – низкий
0
– 1 очень низкий
№ 3. Методика « Память на образы ».
Данная методика предназначена для изучения кратковременной зрительной памяти на образы.
В качестве единицы объема памяти принимается образ (изображение предмета, геометрическая фигура, символ). Испытуемому предлагается за 20 секунд запомнить максимальное количество образов из предъявляемой таблицы. Затем, в течение одной минуты он должен воспроизвести запомнившееся. (См. Приложение №4)
Оборудование: таблица с образами, секундомер.
Инструкция: « Сейчас я покажу вам таблицу с рисунками. Постарайтесь запомнить как можно больше из нарисованного. После того как я уберу таблицу с рисунками, скажите, что вы запомнили. Время предъявления таблицы – 20 секунд ».
Оценка результатов: подсчитывается количество правильно воспроизведенных образов. В норме это – 6 и более правильных ответов.
Шкала
бальных оценок:
Оценка в баллах | 9 | 8 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
Количество воспроизведенных образов | 15
-16 |
13-14 | 1
0-12 |
7
-9 |
6 | 5 | 4 | 3 | 1
-2 |
2.2. Результаты исследования.
№1. Методика « Узнавание фигур».
Полученные результаты внесем в таблицу №1.
Таблица №1
Имена детей | М | N | E |
Женя | 5 | 1 | 0.5 |
Артем | 3 | 3 | 0.25 |
Тимур | 3 | 2 | 0.27 |
Данил | 2 | 3 | 0.18 |
Саша | 4 | 2 | 0.36 |
Руслан | 4 | 3 | 0.33 |
Юра | 1 | 4 | 0.08 |
Ваня | Не участвовал | Не участвовал | Не участвовал |
Где М – число правильно узнанных фигур, N – число неправильно узнанных фигур, Е – уровень узнавания.
Таким
образом, проведенное исследование
показало, что уровень развития кратковременной
памяти у детей с ЗПР находится
на низком уровне.
2. Методика «Заучивание слов». ( Методика предложена А.Р. Лурия).
Полученные
результаты данным экспериментом занесем
в таблицу №2.
таблицу
№2.
Имена детей |
В |
С |
Женя |
7 |
70 |
Артем |
5 |
50 |
Тимур |
4 |
40 |
Данил |
3 |
30 |
Саша |
5 |
50 |
Руслан |
6 |
60 |
Юра |
2 |
20 |
Ваня |
2 |
20 |
По
данным, которые внесены в таблицу,
мы видим, что у 5 детей средний уровень
развития долговременной памяти, у
троих низкий.
№ 3. Методика « Память на образы ».
Данные занесем в таблицу № 3 .
Таким
образом, по данным, которые занесены
в таблицу №3, мы видим, что почти
у всех детей (кроме Жени), зрительная
память находится на уровне ниже среднего
(см. по шкале бальных оценок). Один ребенок
отказался от эксперимента.
Таблица
№3
Имена детей | Число узнанных фигур | Баллы |
Женя | 6 | 5 |
Артем | 5 | 4 |
Тимур | 5 | 4 |
Данил | 4 | 3 |
Саша | 3 | 2 |
Руслан | 4 | 3 |
Юра | 2 | 1 |
Ваня | - | - |
Сводная таблица
Имена детей | 1-я методика | 2-ая методика | З-я методика |
Женя | 0.5 | 70 | 5 |
Артем | 0.25 | 50 | 4 |
Тимур | 0.27 | 40 | 4 |
Данил | 0.18 | 30 | 3 |
Саша | 0.36 | 50 | 2 |
Руслан | 0.33 | 60 | 3 |
Юра | 0.08 | 20 | 1 |
Ваня | - | 20 | - |
Выводы по II главе
Целью эксперимента было изучение качеств памяти у детей с ЗПР. Были использованы 3 методики: на исследование кратковременной и долговременной памяти, зрительной слуховой памяти.
Были выявлены следующие нарушения: у преобладающего количества детей низкий уровень кратковременной и долговременной памяти.
Анализ результатов всех экспериментальных исследований и наблюдений за детьми в процессе запоминания и воспроизведения позволил выделить ряд качественных особенностей памяти:
- недоразвитие самоконтроля, которое проявляется наиболее ярко в привнесениях при воспроизведении и в изменениях слов, предлагавших для запоминания;
- слабая избирательность памяти
-
низкая мыслительная
- низкая слуховая, зрительная память
Таким
образом, исходя из результатов исследования
можно сделать выводы о том, что
дети нуждаются в коррекционной
помощи по развитию качеств памяти:
объема кратковременной и долговременной
памяти, развития и коррекции слуховых,
моторно-слуховых типов памяти, повышение
активности памяти. Для этого необходимо
развивать и другие высшие психические
функции: концентрируемость, глубину внимания,
развитие мышления путем расширения представлений
об окружающем, временных представлений,
умения устанавливать причинно-следственные
связи. Нужно развивать зрительное, слуховое,
тактильное восприятие.
Приложение №1
Список детей.
имя | Дата рождения | диагноз |
Женя | 11.02.2000 | ЗПР, энурез |
Артем | 20.07.2001 | ЗПР |
Тимур | 18.11.2001 | ЗПР, гидроцефалия |
Данил | 17.05.2000 | ЗПР, |
Саша | 04.03.2001 | ЗПР, ЗРР |
Руслан | 07.08.2001. | ЗПР |
Юра | 10.09.2001 | ЗПР, гидроцефалия |
Ваня | 01.08.2001 | ЗПР, неустойчивая ЭВС |
Информация о работе Особенности развития памяти у детей с ЗПР