Особенности развития памяти у детей с ЗПР

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 14:42, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить память младших школьников с задержкой психического развития.
Объект исследования: процесс памяти детей с задержкой психического развития.
Предмет: психологические особенности памяти детей с ЗПР.
Гипотеза исследования: предположительно, задержка психического развития оказывает негативное влияние на уровень развития памяти детей.
Задачи исследования.

Содержание

Введение……………………………………………………………3
Глава 1 .Теоретические основы изучения развития памяти детей с ЗПР………………………………………………………………………4
характеристика памяти……………………………………4
психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР..13
особенности развития памяти у детей с ЗПР…………..16
вывод по 1 главе…………………………………………………20
глава 2 экспериментальное исследование развития памяти у детей с ЗПР………………………………………………………………..21
2.1 организация и методы исследования…………………….24
2.2 анализ результатов исследования………………………….26
Вывод по 2 главе…………………………………………………28
Заключение……………………………………………………….29
Список использованной литературы…………………………….31
Приложения.

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.doc

— 175.50 Кб (Скачать)

    Оснащение: 2 таблицы с фигурами, карандаш или  указка, секундомер, демонстрационный плакат.

    Первая  инструкция: « Сейчас я покажу вам изображения фигур. У вас есть 10 секунд, чтобы постараться запомнить как большее количество фигур ».

    Вторая  инструкция: « На следующем рисунке  среди нарисованных фигур вы должны выбрать те, которые видели в первом случае».

    Оценка  результатов: Экспериментатор отмечается и подсчитывается количество правильно и неправильно узнанных испытуемым фигур. Уровень узнавания (Е) подсчитывается по формуле:

    Е= М/9+N,

    Где М – число правильно узнанных фигур, N – число неправильно узнанных фигур.

    Оценка: наиболее оптимальный уровень узнавания равен единице, поэтому, чем ближе результаты, тем лучше у него функционируют процессы узнавания наглядного материала.

    2. Методика «Заучивание слов». ( Методика  предложена А.Р. Лурия).

    Методика  предназначена для оценки объема кратковременной и долговременной памяти.

    Экспериментатор  предъявляет испытуемому 10 коротких односложных слов. Слова воспроизводится  испытуемым сразу же после прочтения. Для полного тестирования делается 5-6 проб. Затем слова воспроизводятся  через час, уже без предварительного озвучивания.

    Оснащение: 10 слов, секундомер. 

    Слова: дом, парта, белый, хорошо, груша, мел, сильный, чашка, окно, стол.

    Инструкция: состоит из нескольких этапов.

    а) « Сейчас мы проверим твою память. Я  назову тебе слова, ты прослушаешь их, а потом повторишь, сколько можешь, в любом порядке ».

    слова зачитываются испытуемому четко, не спеша.

    б) «сейчас я снова повторю те же самые слова, ты их послушаешь и  повторишь – и те, которые запомнишь  сейчас. Назвать слова можешь в  любом порядке ».

    Оценка результатов: подсчитывается по формуле:

    С= 8/10*100%,

    Где А-общее количество слов,

    В – количество запомнившихся слов,

    С – коэффициент долговременной памяти.

    Оценка:

    10 баллов – очень высокий

    8 – 9 баллов – высокий

    4 – 7 баллов – средний

    2 -3 балла – низкий

    0 – 1 очень низкий 

    № 3. Методика « Память на образы ».

    Данная  методика предназначена для изучения кратковременной зрительной памяти на образы.

    В качестве единицы объема памяти принимается  образ (изображение предмета, геометрическая фигура, символ). Испытуемому предлагается за 20 секунд запомнить максимальное количество образов из предъявляемой таблицы. Затем, в течение одной минуты он должен воспроизвести запомнившееся. (См. Приложение №4)

    Оборудование: таблица с образами, секундомер.

    Инструкция: « Сейчас я покажу вам таблицу с рисунками. Постарайтесь запомнить как можно больше из нарисованного. После того как я уберу таблицу с рисунками, скажите, что вы запомнили. Время предъявления таблицы – 20 секунд ».

    Оценка  результатов: подсчитывается количество правильно воспроизведенных образов. В норме это – 6 и более правильных ответов.

    Шкала бальных оценок: 

Оценка  в баллах 9 8 7 6 5 4 3 2 1
    Количество  воспроизведенных образов 15

-16

13-14 1

0-12

7

-9

6 5 4 3 1

-2

 

    2.2. Результаты исследования.

    №1. Методика « Узнавание фигур».

    Полученные  результаты внесем в таблицу №1.

    Таблица №1

Имена детей     М     N     E
    Женя     5     1     0.5
    Артем     3     3     0.25
    Тимур     3     2     0.27
    Данил     2     3     0.18
    Саша     4     2     0.36
    Руслан     4     3     0.33
    Юра     1     4     0.08
    Ваня     Не  участвовал     Не  участвовал     Не  участвовал
 

    Где М – число правильно узнанных фигур, N – число неправильно узнанных фигур, Е – уровень узнавания.

    Таким образом, проведенное исследование показало, что уровень развития кратковременной  памяти у детей с ЗПР находится  на низком уровне. 

    2. Методика «Заучивание слов». ( Методика предложена А.Р. Лурия).

    Полученные  результаты данным экспериментом занесем  в таблицу №2. 

    таблицу №2. 

Имена детей
В
С
Женя
7
70
Артем
5
50
Тимур
4
40
Данил
3
30
Саша
5
50
Руслан
6
60
Юра
2
20
Ваня
2
20
 

    По  данным, которые внесены в таблицу, мы видим, что у 5 детей средний уровень развития долговременной памяти,  у троих низкий. 

    № 3. Методика « Память на образы ».

    Данные  занесем в таблицу № 3 .

    Таким образом, по данным, которые занесены в таблицу №3, мы видим, что  почти  у всех детей (кроме Жени), зрительная память находится на уровне ниже среднего (см. по шкале бальных оценок). Один ребенок отказался от эксперимента. 

    Таблица №3 

          Имена детей     Число узнанных     фигур     Баллы
          Женя     6     5
          Артем     5     4
          Тимур     5     4
          Данил     4     3
          Саша     3     2
          Руслан     4     3
          Юра     2     1
          Ваня     -     -
 
 

   Сводная таблица

Имена детей 1-я методика 2-ая методика З-я методика
    Женя 0.5 70 5
    Артем 0.25 50 4
    Тимур 0.27 40 4
    Данил 0.18 30 3
    Саша 0.36 50 2
    Руслан 0.33 60 3
    Юра 0.08 20 1
    Ваня - 20 -
 
 

   Выводы  по II главе

    Целью эксперимента было изучение качеств памяти у детей с ЗПР. Были использованы 3 методики: на исследование кратковременной и долговременной памяти, зрительной слуховой памяти.

   Были  выявлены следующие нарушения: у  преобладающего количества детей низкий уровень кратковременной и долговременной памяти.

    Анализ  результатов всех экспериментальных  исследований и наблюдений за детьми в процессе запоминания и воспроизведения  позволил выделить ряд качественных особенностей памяти:

    - недоразвитие самоконтроля, которое  проявляется наиболее ярко в привнесениях при воспроизведении и в изменениях слов, предлагавших для запоминания;

    - слабая избирательность памяти

    - низкая мыслительная активность  в процессе воспроизведения.

    - низкая слуховая, зрительная память

    Таким образом, исходя из результатов исследования можно сделать выводы о том, что  дети нуждаются в коррекционной  помощи по развитию качеств памяти: объема кратковременной и долговременной памяти, развития и коррекции слуховых, моторно-слуховых типов памяти, повышение активности памяти. Для этого необходимо развивать и другие высшие психические функции: концентрируемость, глубину внимания, развитие мышления путем расширения представлений об окружающем, временных представлений, умения устанавливать причинно-следственные связи. Нужно развивать зрительное, слуховое, тактильное восприятие. 
 
 
 

Приложение №1

Список  детей.

        имя     Дата  рождения     диагноз
        Женя 11.02.2000     ЗПР, энурез
        Артем 20.07.2001     ЗПР
        Тимур 18.11.2001     ЗПР, гидроцефалия
        Данил 17.05.2000     ЗПР,
        Саша 04.03.2001     ЗПР, ЗРР
        Руслан 07.08.2001.     ЗПР
        Юра 10.09.2001     ЗПР, гидроцефалия
        Ваня 01.08.2001     ЗПР, неустойчивая ЭВС

Информация о работе Особенности развития памяти у детей с ЗПР