Особенности развития памяти у детей с ЗПР

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 14:42, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить память младших школьников с задержкой психического развития.
Объект исследования: процесс памяти детей с задержкой психического развития.
Предмет: психологические особенности памяти детей с ЗПР.
Гипотеза исследования: предположительно, задержка психического развития оказывает негативное влияние на уровень развития памяти детей.
Задачи исследования.

Содержание

Введение……………………………………………………………3
Глава 1 .Теоретические основы изучения развития памяти детей с ЗПР………………………………………………………………………4
характеристика памяти……………………………………4
психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР..13
особенности развития памяти у детей с ЗПР…………..16
вывод по 1 главе…………………………………………………20
глава 2 экспериментальное исследование развития памяти у детей с ЗПР………………………………………………………………..21
2.1 организация и методы исследования…………………….24
2.2 анализ результатов исследования………………………….26
Вывод по 2 главе…………………………………………………28
Заключение……………………………………………………….29
Список использованной литературы…………………………….31
Приложения.

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.doc

— 175.50 Кб (Скачать)

    Отличается  от нормы и речь детей с ЗПР. Многим из них присущи дефекты  произношения, что приводит к затруднениям в процессе овладения чтением и письмом. Дети имеют бедный словарный запас. Выражаемые имеющимися в словаре понятия часто неполноценны - сужены, неточны, иногда ошибочны. Это затрудняет понимание речи окружающих людей. Дети рассматриваемой группы плохо овладевают грамматическими обобщениями, поэтому в их речи встречаются неправильные грамматические конструкции. Ряд грамматических категорий ими вообще не используется в речи. Дети испытывают трудности в понимании и употреблении сложных логикограмматических конструкций и некоторых частей речи. Значительным своеобразием отличается поведение этих детей. После поступления в школу они продолжают вести себя, как дошкольники. Ведущей деятельностью остается игра. У детей не наблюдается положительного отношения к школе. Учебная мотивация отсутствует или крайне слабо выражена. При разработке модели коррекционно-развивающего обучения и воспитания необходимо учитывать особенности психического развития воспитанников, только тогда можно определить основные направления и содержание коррекционной работы. Известно, что одним из компонентов готовности к школьному обучению является определенный объем знаний. Другие ее компоненты - известный круг навыков, умений (в частности, некоторые умственные действия и операции) и необходимый уровень сформированности эмоционально-волевой сферы (прежде всего мотивов учения). Приобретенный в период дошкольного детства запас элементарных сведений, представлений и умений составляет основу овладения научно-теоретическими знаниями, служит предпосылкой усвоения изучаемых в школе предметов. Для овладения математикой по школьной программе ребенок уже до школы должен приобрести практические знания о количестве, величине, форме предметов. Ребенку надо уметь практически оперировать небольшими множествами (сравнивать, уравнивать, уменьшать и увеличивать), сравнивать предметы по некоторым параметрам (длине, ширине, тяжести и др.), применять условную мерку при измерении длины и ширины предметов, объемов жидких и сыпучих тел и т.д. Всему этому детей специально учат в детском саду. В других случаях они приобретают эти знания и навыки на основе общения с окружающими. Дети с задержкой психического развития обладают значительно меньшим запасом элементарных практических знаний и умений, чем их нормально развивающиеся сверстники. Только специальные коррекционные целенаправленные упражнения, задания, дидактические игры помогают преодолевать указанные отклонения в их развитии.

              1.3.особенности развития  памяти у детей  с ЗПР.

      Недостаточная сформированность познавательных процессов зачастую является главной причиной трудностей, возникающих у детей с ЗПР при обучении в школе. Как показывают многочисленные клинические и психолого-педагогические исследования, существенное место в структуре дефекта умственной деятельности при данной аномалии развития принадлежит нарушениям памяти. Наблюдения педагогов и родителей за детьми с ЗПР, а также специальные психологические исследования указывают на недостатки в развитии их непроизвольной памяти. Многое из того, что нормально развивающиеся дети запоминают легко, как бы само собой, вызывает значительные усилия у их отстающих сверстников и требует специально организованной работы с ними. Одной из основных причин недостаточной продуктивности непроизвольной памяти у детей с ЗПР является снижение их познавательной активности. В исследовании Т.В. Егоровой (1969) эта проблема была подвергнута специальному изучению. Одна из применявшихся в работе экспериментальных методик предусматривала использование задания, цель которого состояла в раскладывании картинок с изображениями предметов на группы в соответствии с начальной буквой названия этих предметов. Было выявлено, что дети с задержкой развития не только хуже воспроизводили словесный материал, но и  тратили на его припоминание заметно больше времени, чем их нормально развивающиеся сверстники. Главное отличие заключалось не столько в неординарной продуктивности ответов, сколько в разном отношении к поставленной цели. Дети с ЗПР самостоятельно почти не предпринимали попыток добиться более полного припоминания и редко применяли для этого вспомогательные приемы. В тех случаях, когда это все же происходило, зачастую наблюдалась подмена цели действия. Вспомогательный способ использовался не для припоминания нужных слов, начинающихся на определенную букву, а для придумывания новых (посторонних) слов на ту же букву.  В исследовании Н.Г. Поддубной  изучалась зависимость продуктивности произвольного запоминания от характера материала и особенностей деятельности с ним у младших школьников с ЗПР. Испытуемые должны были устанавливать смысловые связи между единицами основного и дополнительного наборов слов и картинок (в разных комбинациях). Дети с ЗПР обнаружили затруднения при усвоении инструкции к сериям, требующим самостоятельного подбора существительных, подходящих по смыслу к предъявленным экспериментатором картинкам или словам. Многие дети не поняли задание, но стремились быстрее получить экспериментальный материал и начать действовать. При этом они, в отличие от нормально развивающихся дошкольников, не могли адекватно оценить свои возможности, и были уверены, что знают, как выполнять задание. Выявились отчетливые различия, как по продуктивности, так и по точность и устойчивости непроизвольного запоминания. Количество правильно воспроизводимого материала в норме было выше в 1,2 раза. Н.Г.  Поддубная  отмечает, что наглядный материал запоминается лучше вербального и в процессе воспроизведения является более действенной опорой. Автор указывает на то, что непроизвольная память у детей с ЗПР страдает не в такой мере, как произвольная, поэтому целесообразно ее широкое использование при их обучении.  Т.А. Власова, М.С. Певзнер указывают на снижение произвольной памяти у учащихся с задержкой психического развития как на одну из главных причин их трудностей в школьном обучении. Эти дети плохо запоминают тексты, таблицу умножения, не удерживают в уме цель и условия задачи. Им свойственны колебания продуктивности памяти, быстрое забывание выученного.  Специфические особенности памяти детей с ЗПР:

    ¨      Снижение объема памяти и скорости запоминания,

    ¨      Непроизвольное запоминание менее  продуктивно, чем в норме,

    ¨      Механизм памяти характеризуется снижением  продуктивности

    первых  попыток запоминания, но время, необходимое  для полного заучивания, близко к норме,

    ¨      Преобладание наглядной памяти над  словесной памятью,

    ¨      Снижение произвольной памяти.

    ¨      Нарушение  механической памяти.

      В особенностях памяти у детей  с ЗПР, то здесь обнаружена  одна закономерность: они значительно лучше запоминают наглядный (неречевой) материал, чем вербальный. Кроме того, установлено, что после курса специального обучения различным техникам запоминания показатели ребят с ЗПР улучшались даже по сравнению с нормально развивающимися детьми.

    Снижена продуктивность запоминания и неустойчивость, большая сохранность непроизвольной памяти по сравнению с произвольной, заметное преобладание наглядной памяти над словесной, низкий уровень самоконтроля в процессе заучивания и воспроизведения, неумение организовать свою работу по заучиванию, недостаточная познавательная активность и целенаправленность при запоминании, не6 умение использовать приемы запоминания, нарушение кратковременной памяти, повышенная тормозимость под воздействием помех, быстрое забывание материала и низкая скорость запоминания. Необходима помощь психолога. Виды упражнений: воспроизводимость понятий (графическое изображение), воспроизвести рисунок по словесному образцу и др. при организации обучения детей с ослабленной памятью необходимо учитывать следующие направления: опора зрительную или слуховую память, смысловое запоминание на основе выделения главного, визуализация на основе ярких и несложных таблиц, схем, многократное повторение материала и распределение его на части. Рациональный объем запоминаемой информации. Эмоциональное богатство передаваемого материала.

    У детей с ЗПР церебрально-органического  генеза наблюдается разнообразные  нарушения памяти: повышенная тормозимость следов под воздействием помех и  внутренней интерференции; неумение рационально организовывать запоминаемый материал и контролировать его; уменьшение скорости запоминания;  излишняя тормозимость следов за счет побочных факторов; недоразвитие памяти по модально – специфическому типу (недоразвитие зрительной и слуховой памяти); недоразвитие зрительно- пространственной памяти.

    У детей с психогенной формой ЗПР  выраженных нарушений памяти не наблюдается. Память у них отличается высокой  избирательностью и продуктивностью  запоминания, а также применять  различные мнемотехнические приемы. Главной задачей психокоррекционной работы с детьми с ЗПР является формирование у них специальных приемов запоминания, т.е.  развитие логической памяти. Анализ структуры мнемической деятельности ребенка позволяет выделить ряд различных по сложности, назначению и уровню развития видов памяти и форм памяти. Недостатки в развитии их непроизвольной памяти у младших школьников с ЗПР: многое из того, что нормально развивающиеся дети запоминают легко, как бы само собой, вызывает значительные усилия у их отстающих сверстников требует специально организованной работы с ними; одной из основных причин непродуктивности непроизвольной памяти у детей с ЗПР является снижение их познавательной активности. Снижение произвольной памяти у учащихся с ЗПР – одна из главных причин   их трудностей в школьном обучении: плохо запоминают тексты, таблицы умножения, не удерживают в уме цель и условия задачи; свойственны колебания продуктивности памяти; быстрое забывание выученного. Недостаточность произвольной памяти у детей с ЗПР в значительной степени связана со слабостью регуляции произвольной деятельности, недостаточной ее целенаправленностью, несформированностью функции самоконтроля. Кратковременная память у детей с ЗПР характеризуется рядом своеобразных черт: снижение объема памяти, медленное нарастание продуктивности запоминания при повторных предъявления материала, повышенная тормозимость следов побочными воздействиями, нарушения порядка воспроизведения словесных и цифровых рядов. 

     Выводы  по I главе

     Таким образом, память заключает в себе ряд сложных процессов, таких как запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.

     Процессы  памяти неразрывно связаны со всеми  другими процессами отражения реального  мира, в том числе и с процессами мышления. Человеческая память - это сознательная, осмысленная память.

     Запоминание - необходимое условие получения  индивидом новых знаний, форм поведения, оно всегда избирательно. В соответствии с целями деятельности различают  непроизвольное и произвольное запоминание.

     Продуктивность запоминания повышается, если в процессе восприятия включается мыслительная активность.

     Процессы  памяти изменяются в связи с общим  развитием ребёнка. К числу таких изменений относятся, прежде всего, увеличение скорости заучивания и рост объёма памяти. При необходимости запомнить один и тот же материал маленький ребёнок тратит более времени и больше повторений, чем дети старшего возраста, а последние больше, чем взрослые.

     В зависимости от понимания детьми запоминаемого материала выделяют осмысленное (логическое) и механическое запоминание. Основой первого является понимание, основой второго механическое повторение. При осмысленном же возникают обобщенные связи, отражающие существенные стороны и отношения; при механическом - отдельные единичные связи, отражающие несущественные стороны.

     Объём запоминаемого материала увеличивается, если, если он включен в игровую  или трудовую деятельность и с  ним выполнялись какие-либо действия. Различают два основных типа памяти: образную и словесно-логическую. К образной памяти относится: зрительная, слуховая, двигательная. Сюда же примыкает и особая память на чувства, переживания -эмоциональная память.

     Различают кратковременную и долговременную память. Как свидетельствуют сами названия, эти два вида памяти определяются временем сохранения материала.

      У детей с ЗПР наблюдается снижение произвольной памяти. Эти дети плохо запоминают тексты, таблицу умножения, не удерживают в уме цель и условия задачи. Им свойственны колебания продуктивности памяти, быстрое забывание выученного. Специфические особенности памяти детей с ЗПР: снижение объема памяти и скорости запоминания, непроизвольное запоминание менее продуктивно, чем в норме, механизм памяти характеризуется снижением продуктивности первых попыток запоминания, но время, необходимое для полного заучивания, близко к норме, преобладание наглядной памяти над словесной памятью, снижение произвольной памяти,  нарушение  механической памяти. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. изучение особенностей развития памяти у  детей с ЗПР.

    2.1. Методики для изучения памяти.

    Цель: оценка развития памяти у детей с  ЗПР.

    Экспериментальное исследование проводилось с детьми с ЗПР 8-и и 9-ти летнего возраста, коррекционного 2 класса 7 вида средней  школы № 120 г. Уфы. (См. Приложение №1).

      №1. Методика « Узнавание фигур».

    Назначение  и содержание.

    Методика  предназначена для исследования кратковременной памяти на фигуры.

    Экспериментатор предъявляет испытуемому таблицу  с изображением 9 фигур (См. Приложение №2) и предлагает внимательно рассмотреть  и запомнить эти фигуры в течение 10 секунд. После чего испытуемому  показывают вторую таблицу, с большим количеством фигур (См. Приложение №3). Испытуемый должен обнаружить среди них фигуры из первой таблицы.

Информация о работе Особенности развития памяти у детей с ЗПР