Особенности развития наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста с нарушенным слухом

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 17:13, курсовая работа

Описание работы

Цель: Выявить особенности развития наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста с нарушенным слухом.
Задачи: 1.Изучить особенности наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста с нарушенным слухом.
2.Провести констатирующий эксперимент, с целью выявления особенностей наглядно-образного мышления детей с нарушенным слухом, по сравнению с нормальными детьми.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 ГЛАВА. Теоретические основы проблемы наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста с нарушенным слухом.
1.1. Особенности развития наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста с нормой.
1.2. Понятие мышления и его классификация.
1.3. Особенности развития наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста с нарушенным слухом.
1.4. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушенным слухом.
2 ГЛАВА.Эмпирическое исследование наглядного мышления дошкольника.
2.1. Организация и методики эмпирическое исследования.
2.2. Анализ полученных данных.
2.3. Методические рекомендации по развитию наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста с нарушенным слухом.
Заключение
Список литературы
Приложение 1.
Приложение 2.
Приложение 3.

Работа содержит 1 файл

Курссовая работа особенности развития наглядно-образного мышления детейd.docx

— 553.05 Кб (Скачать)

  - Интерес педагогов, психологов, родителей  к развивающим играм, определению  их места в современном детском  саду, как правило, связан с  повышением внимания к интеллектуально-творческому  и личностному развитию ребенка,  обеспечению его занятости, взросления.В данном случае игры являются одним из средств организации и развития самостоятельной познавательно-игровой деятельности детей.

  - В результате освоения игр  у детей совершенствуется логико-математический опыт (Л. М. Кларина). Основными показателями этого является активное освоение детьми средств познания: сенсорных эталонов (формы, цвета, размера), эталонов мер, умений создавать образ, знаков и символов, речи; а также овладение способами познания: самонаблюдением, начальными навыками логического мышления и умением обследовать предметы, эмпирическим, классификацией, счетом и измерением, сравнением и сопоставлением.

- Проведенная  работа может служить основанием  для подтверждения нашей гипотезы  о возможности использования  развивающих игр для развития  логического мышления детей старшего  дошкольного возраста. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

  1. Выготский Л. С., Сахаров Л. С. Исследование образования понятий: методика двойной стимуляции // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. — М: Педагогика, 1981.С.28-35.
 
    
  1. Гуружапов В.А. Предметная диагностика теоретического мышления учащихся (система Эльконина – Давыдова).- по материалам сети Интернет.
  2. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении: Логико-психологические проблемы. М., 2000 г. – М. – С. 33, 36. 39.
  3. Елесина Г.Е., Мульдаров В.К. Особенности действий детей 6-7 лет при переходе от наглядно-действенного и образного мышления к мышлению о понятиях. //Психологическая наука и образование. - №3, С.121-125.1997 г
  4. Кудрявцев В.Т., Уразалиева Г.К., Кириллов И.Л. Личностный рост ребёнка в дошкольном образовании. - М.: Макс-Пресс, 2005.
  5. Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 2004
  6. Немов Р.С. Психология. В 3-х томах. Т.2. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. 2000
  7. Подгорецкая Н.А. Изучение приемов логического мышления у взрослых. М.: Изд-во МГУ. 1980.С.24-34.
  8. Приклонских И.П. Стандартизация непредметной методики диагностики уровня развития основ теоретического мышления младших школьников. -//Психологическая наука и образование. - №2, С.68-74.2002.
  9. Розанова Т.В. Развитие памяти и мышления глухих детей. - М.: Педагогика, 1978. – 232 с.
  10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2х тт. – М: 1989г. С.47-56.
  11. Савенков А.И. Одаренный ребёнок в массовой школе. – М.: Сентябрь, 2001. – С. – 15, 16, 17.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 1.

   Методика  «Найди лишний предмет?»

   Эта методика предназначена для детей  от 5 до 6 лет. Она призвана исследовать  процессы образно-логического мышления, умственные операции анализа и обобщения  у ребенка. В методике детям предлагается серия картинок, на которых представлены разные предметы, в сопровождении следующей инструкции: «На каждой из этих картинок один из четырех изображенных на ней предметов является лишним. Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет и, почему является лишним».

На решение  задачи отводится 3 минуты. 
 
 

          
 
 
 

           
 

рис.1. «Найди лишний предмет?» 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                             

                                                    Оценка результатов:

10 баллов – ребёнок решил поставленную перед ним задачу за время, меньшее, чем 1 мин, назвав лишние предметы на всех картинках и правильно объяснив, почему они являются лишними.
8-9 баллов – ребёнок правильно решил задачу за время от 1 мин до 1,5 мин
6-7 баллов – ребёнок справился с задачей за время от 1,5 до 2,0 мин
4-5 баллов – ребёнок решил задачу за время от 2,0 до 2,5 мин.
2-3 балла – ребёнок решил задачу за время от 2,5 мин до 3 мин.
0-1 балл – ребёнок за 3 мин не справился с заданием.

   Выводы  об уровне развития 
      10 баллов – очень высокий.  
      8-9 баллов – высокий.  
      4-7 баллов – средний.  
      2-3 балла – низкий.  
      0-1 балл – очень низкий.
 
 
 
 

   
 

                                                                                                                                 

                                                                                                           Приложение 2

                           Методика «Чем залатать коврик? »

   Рассчитана на детей в возрасте от 5 до 6 лет.

   Цель этой методики – определить, насколько ребёнок в состоянии, сохраняя в кратковременной и оперативной памяти образы виденного, практически их использовать, решая наглядные задачи В данной методике применяются картинки, представленные на рис. 4. Перед его показом ребёнку говорят, что на данном рисунке изображены два коврика, а также кусочки материи, которую можно использовать для того, чтобы залатать имеющиеся на ковриках дырки таким образом, чтобы рисунки коврика и заплаты не отличались. Для того, чтобы решить задачу, из нескольких кусочков материи, представленных в нижней части рисунка, необходимо подобрать такой, который более всего подходит к рисунку коврика.

   

   рис.2. «Чем залатать коврик? »

                                                     
 
 
 
 
 
 

            Оценка результатов

10 баллов – ребёнок справился с заданием меньше чем за 20 сек
8-9 баллов - ребенок решил правильно все четыре задачи за время от 21 до 30 сек.
6-7 баллов

ребёнок затратил на выполнение задания от 31 до 40 сек.

 

 
4-5 баллов
ребёнок израсходовал на выполнение задания от 41 до 50 сек.  

 
2-3 балла – время работы ребенка над заданием заняло от 51 до 60 сек.
0-1 балл – ребёнок не справился с выполнением задания за время свыше 60 сек.
   

 

Выводы  об уровне развития 
10 баллов – очень высокий.  
8-9 баллов – высокий.  
4-7 баллов – средний  
2-3 балла – низкий  
0-1 балл – очень низкий .

   

             
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                                            

                                                                                                           Приложение 3

   

                        Методика «Что необходимо добавить»?

   

 Рассчитана  на детей в возрасте от 5 до 6 лет.

Ребёнок должен к карточкам подобрать недостающую картинку.

Развиваем логическое мышление у ребенка.

Разберем к примеру одну карточку:

На карточке мы видим три картинки. Капуста, на против капусты изображена коза. Ниже отсутствует картинка и на против изображена морковь. Т.е. можно предположить , что если коза и капуста, это значит коза любит кушать капусту (или она ест капусту). Морковь соответственно любит кушать кролик. Поэтому ребенок выбирает изображение кролика и кладет на пустое место в карточке. И т.д.

Спрашивайте вашего ребенка, задавайте ему вопросы.

Почему он так считает?

А кто (или что) ещё мог (могло) быть здесь изображен (изображено)?

Развивайте в ребенке логическое мышление,размышляйте вместе. Продолжайте тему, к примеру, а что любит есть медведь, или кто любит есть орешки и т.д.

Карточки для развития логического мышления у вашего ребенка.

        

                              

                                           

рис.3. «Что необходимо добавить»?

Оценка  результатов:

10 баллов – ребёнок решил поставленную перед ним задачу за время, меньшее, чем 1 мин, назвав лишние предметы на всех картинках и правильно объяснив, почему они являются лишними.
8-9 баллов – ребёнок правильно решил задачу за время от 1 мин до 1,5 мин
6-7 баллов – ребёнок справился с задачей за время от 1,5 до 2,0 мин
4-5 баллов – ребёнок решил задачу за время от 2,0 до 2,5 мин.
2-3 балла – ребёнок решил задачу за время от 2,5 мин до 3 мин.
0-1 балл – ребёнок за 3 мин не справился с заданием.

   

Выводы  об уровне развития 
      10 баллов – очень высокий.  
      8-9 баллов – высокий.  
      4-7 баллов – средний.  
      2-3 балла – низкий.  
      0-1 балл – очень низкий.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


Информация о работе Особенности развития наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста с нарушенным слухом