Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 17:13, курсовая работа
Цель: Выявить особенности развития наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста с нарушенным слухом.
Задачи: 1.Изучить особенности наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста с нарушенным слухом.
2.Провести констатирующий эксперимент, с целью выявления особенностей наглядно-образного мышления детей с нарушенным слухом, по сравнению с нормальными детьми.
ВВЕДЕНИЕ
1 ГЛАВА. Теоретические основы проблемы наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста с нарушенным слухом.
1.1. Особенности развития наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста с нормой.
1.2. Понятие мышления и его классификация.
1.3. Особенности развития наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста с нарушенным слухом.
1.4. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушенным слухом.
2 ГЛАВА.Эмпирическое исследование наглядного мышления дошкольника.
2.1. Организация и методики эмпирическое исследования.
2.2. Анализ полученных данных.
2.3. Методические рекомендации по развитию наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста с нарушенным слухом.
Заключение
Список литературы
Приложение 1.
Приложение 2.
Приложение 3.
2 ГЛАВА. Эмпирическое исследование наглядно- мышления дошкольника
2.1. Организация и методики эмпирическое исследования.
В данной работе проводился констатирующий эксперимент для детей 5-6 летнего возраста с нормальным развитием и детей с нарушенным слухом.
Цель: Выявить особенности развития наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста с нарушенным слухом.
Задачи: 1. Изучить особенности наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста с нарушенным слухом.
Гипотеза: у детей дошкольного возраста с нарушенным слухом имеются различия в сформированности наглядно-образного мышления по сравнению с нормальными детьми их возраста.
Эмпирическое исследование проводилось на базе ГБОУ компенсирующего вида №232. Всего было обследовано 13 детей с нарушенным слухом. (глухие)
Методики эмпирическое исследования
Для выявления особенностей наглядно-образного мышления у детей с нарушениями слуха (глухие) был проведен анализ качества выполнения тестовых заданий детьми в норме и детьми с нарушениями слуха(глухие). Были использованы 3 методиков для оценки уровня развития наглядно-образного мышления:
1. Методика «Что здесь лишнее?»
2. Методика «Чем залатать коврик?»
3. Методика «Что необходимо
добавить»?.
№ | ФИО | Возраст | Пол | Норма | Результаты по тесту “Что здесь лишнее?” | Результаты по тесту “Раздели на группы” | Результаты по тесту «Что необходимо добавить»? |
1 | Азмукин.Р | 6 лет | М | ЗРР | 2 балла | 3 балла | 3 балла |
2 | Антонов.А | 5,4 лет | М | + | 5 балла | 5 балла | 6 баллов |
3 | Калинин.В | 5,8 лет | М | + | 10 баллов | 9 баллов | 10 баллов |
4 | Ломов.Д | 5,6 лет | М | + | 8 баллов | 9 баллов | 10 баллов |
5 | Осипов.Д | 5,8 лет | М | + | 10 баллов | 10 баллов | 10 баллов |
6 | Меренюк.Д | 5,7 лет | М | ЗРР | 2 балла | 2 балла | 3 балла |
7 | Бобков.П | 5,3 лет | М | + | 6 баллов | 5 баллов | 6 баллов |
8 | Васильев.М | 5,6 лет | М | + | 7 баллов | 6 баллов | 7 баллов |
9 | Попов.В | 5,4 лет | М | + | 5 баллов | 4 баллов | 5 баллов |
10 | Жуков.Д | 5,5 лет | М | + | 9 баллов | 7 баллов | 8 баллов |
11 | Макарин.М | 6 лет | М | + | 10 баллов | 10 баллов | 10 баллов |
12 | Росник.Н | 6 лет | М | + | 6 баллов | 5 баллов | 5 баллов |
№ | ФИО | Возраст | Пол | Норма | Результаты по тесту “Что здесь лишнее?” | Результаты по тесту “Раздели на группы” | Результаты по тесту «Что необходимо добавить»? |
1 | Баржина.С | 5,7 лет | Ж | + | 10 баллов | 9 баллов | 10 баллов |
2 | Денисова.А | 5,5 лет | Ж | + | 9 баллов | 9 баллов | 10 баллов |
3 | Шорникова.Д | 5,7 лет | Ж | + | 8 баллов | 7 баллов | 8 баллов |
Таким образом, исходя из вышеперечисленных
показателей характеристик мышления,
можно сделать вывод о том, что у детей
5-6 лет с нормой в психическом развитии
наблюдается средний и высокий уровень
развития наглядно-образного мышления.
2.3.
Методические рекомендации
по развитию наглядно-
Отсутствие каких-либо органических поражений речевого аппарата у детей с нарушениями слуха (глухие), функциональный характер их речевого недоразвития, вторичность происхождения отклонений в познавательной деятельности, особенности приспособления их к частичному нарушению слухового анализатора — все это не только раскрывает сущность особого развития этих детей, но и одновременно указывает пути, способы и средства их специального образования.
Преодоление
нарушения развития требует социального
по своей природе, целостного воздействия
на личность детей с нарушениями
слуха, в специально организованном
образовательно-воспитательном процессе.
Специальным он является в том
смысле, что должен опираться не
только на достигнутый уровень развития,
но и на компенсаторные возможности.
Он требует особых условий, которые
позволяют максимально усилить
этот компенсаторный фонд с целью
преодоления последствий
Благодаря специальному обучению нужно формировать речь и понятийное мышление детей с нарушениями слуха, словесную память, создавать условия для расширения возможностей компенсации дефекта как за счет развития и использования слуховых данных, так и за счет других сохранных анализаторов.
В качестве решающего средства для преодоления отклоняющегося хода развития детей с нарушениями слуха должна выступать специальная система обучения языку, которая представляет собой особую систему занятий по накоплению словаря, уточнению звукового состава речи, усвоению грамматической системы языка, овладению разными видами и формами речевой деятельности.
Особые задачи (формирование речи, а не изучение языка) определяют особое содержание всей работы по речевому развитию детей с нарушениями слуха (специальный отбор фонетического, лексического, грамматического материала, его группировка, расположение, взаимосвязь частей этого материала).
В специальном педагогическом процессе должна обеспечиваться полисенсорная основа обучения глухих детей. В связи с этим в учебный процесс включаются:
- работа по развитию навыков чтения с губ (с опорой на зрительную и слухо-зрительную основу с привлечением тактильно-вибрационной чувствительности);
-
специальные занятия по
-
работа по развитию и
Письмо
и чтение для глухих являются самым
полноценным средством
Значительна роль наглядных средств (сюжетных картин, макетов, муляжей, видеоматериалов) в связи с тем, что они должны не столько иллюстрировать учебный материал, сколько наглядно раскрывать его содержание. Особое значение имеют наглядно-действенные средства и приемы, помогающие формированию представлений и понятий сначала на наглядно-образном, а затем и на отвлеченном уровне обобщений, К ним относятся преднамеренное создание ситуаций, инсценировка, драматизация, пантомима.
В результате проведенного нами исследования были решены следующие задачи:
Изучена и проанализирована психолого-педагогическая и специальная литература по проблеме развития наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста с нарушенным слухом. Мышление - процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщённым и опосредованным отражением действительности.
Проведенное нами исследование позволило прийти к следующим выводам:
-. Мышление это процесс обобщённого и опосредованного познания действительности. Основными видами мышления являются наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое.
- У детей
дошкольного возраста
- Для диагностики
мышления используются
-
умственное развитие – это
специально организуемый
- Умственные операции, по данным психологии, направлены на идеальное, иногда материальное преобразование объекта из наличного состояния в намеченное (А. И. Раев). В развивающей игре к результату можно прийти только путем системы преобразований через проявления анализа, сравнения, обобщения. Следует учитывать, что развивающая игра, причем лишь в меру сложная, способствует развитию как содержательной, так и операционной стороны умственной деятельности.
-
В развивающих играх создаются
благоприятные условия для
- В развивающих играх реализуется потребность детей к получению материально выраженного результата в виде схематичного рисунка, постройки, силуэта, достижению правильного расположения фигур, их сочетания и т.д. Это, как правило, составляет цель «игры-задания».
-
Освоение разнообразных