Особенности развития наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста с нарушенным слухом

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 17:13, курсовая работа

Описание работы

Цель: Выявить особенности развития наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста с нарушенным слухом.
Задачи: 1.Изучить особенности наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста с нарушенным слухом.
2.Провести констатирующий эксперимент, с целью выявления особенностей наглядно-образного мышления детей с нарушенным слухом, по сравнению с нормальными детьми.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 ГЛАВА. Теоретические основы проблемы наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста с нарушенным слухом.
1.1. Особенности развития наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста с нормой.
1.2. Понятие мышления и его классификация.
1.3. Особенности развития наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста с нарушенным слухом.
1.4. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушенным слухом.
2 ГЛАВА.Эмпирическое исследование наглядного мышления дошкольника.
2.1. Организация и методики эмпирическое исследования.
2.2. Анализ полученных данных.
2.3. Методические рекомендации по развитию наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста с нарушенным слухом.
Заключение
Список литературы
Приложение 1.
Приложение 2.
Приложение 3.

Работа содержит 1 файл

Курссовая работа особенности развития наглядно-образного мышления детейd.docx

— 553.05 Кб (Скачать)

                    
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    2 ГЛАВА. Эмпирическое  исследование наглядно- мышления дошкольника 

            2.1. Организация и методики эмпирическое исследования.

  В данной работе проводился констатирующий эксперимент для  детей 5-6 летнего возраста с нормальным развитием и детей с нарушенным слухом.

Цель: Выявить особенности развития наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста  с нарушенным слухом.

Задачи: 1. Изучить особенности наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста с нарушенным слухом.

  1. Провести констатирующий эксперимент, с целью выявления особенностей наглядно-образного мышления детей с нарушенным слухом, по сравнению с нормальными  детьми.
  2. Провести анализ результатов констатирующего эксперимента.
  3. Сформулировать методические рекомендации по развитию наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста с нарушенным слухом.

  

  Гипотеза: у детей дошкольного возраста с нарушенным слухом имеются различия в сформированности наглядно-образного мышления по сравнению с нормальными детьми их возраста.

 

Эмпирическое исследование проводилось на базе ГБОУ компенсирующего вида №232. Всего было обследовано 13 детей с нарушенным слухом. (глухие)

                                  Методики эмпирическое исследования

     Для выявления особенностей наглядно-образного мышления  у детей с нарушениями слуха (глухие) был проведен анализ качества выполнения тестовых заданий детьми в норме и детьми с нарушениями слуха(глухие). Были использованы 3 методиков для оценки уровня развития  наглядно-образного мышления:

                 1. Методика «Что здесь лишнее?»

                2. Методика «Чем залатать коврик?»

                 3. Методика «Что необходимо добавить»?. 
 
 
 

                                                                                                                                        Таблица 1.      

                                                   Анализ полученных данных.

                                                           ( МАЛЬЧИКИ)

                     

ФИО Возраст Пол Норма Результаты по тесту “Что здесь лишнее?” Результаты по тесту “Раздели на группы” Результаты по тесту «Что необходимо добавить»?
1 Азмукин.Р 6 лет М ЗРР 2 балла 3 балла 3 балла
2 Антонов.А 5,4 лет М + 5 балла 5 балла 6 баллов
3 Калинин.В 5,8 лет М + 10 баллов 9 баллов 10 баллов
4 Ломов.Д 5,6 лет М + 8 баллов 9 баллов 10 баллов
5 Осипов.Д 5,8 лет М + 10 баллов 10 баллов 10 баллов
6 Меренюк.Д 5,7 лет М ЗРР 2 балла 2 балла 3 балла
7 Бобков.П 5,3 лет М + 6 баллов 5 баллов 6 баллов
8 Васильев.М 5,6 лет М + 7 баллов 6 баллов 7 баллов
9 Попов.В 5,4 лет М + 5 баллов 4 баллов 5 баллов
10 Жуков.Д 5,5 лет М + 9 баллов 7 баллов 8 баллов
11 Макарин.М 6 лет М + 10 баллов 10 баллов 10 баллов
12 Росник.Н 6 лет М + 6 баллов 5 баллов 5 баллов

 

                                                                   ( ДЕВОЧКИ) 

ФИО Возраст Пол Норма Результаты по тесту “Что здесь лишнее?” Результаты по тесту “Раздели на группы” Результаты по тесту «Что необходимо добавить»?
1 Баржина.С 5,7 лет Ж + 10 баллов 9 баллов 10 баллов
2 Денисова.А 5,5 лет Ж + 9 баллов 9 баллов 10 баллов
3 Шорникова.Д 5,7 лет Ж + 8 баллов 7 баллов 8 баллов

  Таким образом, исходя из вышеперечисленных показателей характеристик мышления, можно сделать вывод о том, что у детей 5-6 лет с нормой в психическом развитии наблюдается средний и высокий уровень развития наглядно-образного мышления. 
 
 
 
 
 

2.3. Методические рекомендации  по развитию наглядно-образного  мышления детей  дошкольного возраста  с нарушенным слухом.

     Отсутствие  каких-либо органических поражений  речевого аппарата у детей с нарушениями  слуха (глухие), функциональный характер их речевого недоразвития, вторичность  происхождения отклонений в познавательной деятельности, особенности приспособления их к частичному нарушению слухового  анализатора — все это не только раскрывает сущность особого развития этих детей, но и одновременно указывает  пути, способы и средства их специального образования.

     Преодоление нарушения развития требует социального  по своей природе, целостного воздействия  на личность детей с нарушениями  слуха, в специально организованном образовательно-воспитательном процессе. Специальным он является в том  смысле, что должен опираться не только на достигнутый уровень развития, но и на компенсаторные возможности. Он требует особых условий, которые  позволяют максимально усилить  этот компенсаторный фонд с целью  преодоления последствий дефекта, выправления нарушенного хода становления  личности, ее социальных связей, всех сторон ее психики. В этом специальном процессе нужно корректировать или заново воссоздавать наиболее важные для человека психические функции, их качества и  свойства.

     Благодаря специальному обучению нужно формировать  речь и понятийное мышление детей  с нарушениями слуха, словесную  память, создавать условия для  расширения возможностей компенсации  дефекта как за счет развития и  использования слуховых данных, так  и за счет других сохранных анализаторов.

     В качестве решающего средства для  преодоления отклоняющегося хода развития детей с нарушениями слуха  должна выступать специальная система  обучения языку, которая представляет собой особую систему занятий  по накоплению словаря, уточнению звукового  состава речи, усвоению грамматической системы языка, овладению разными видами и формами речевой деятельности.

     Особые  задачи (формирование речи, а не изучение языка) определяют особое содержание всей работы по речевому развитию детей  с нарушениями слуха (специальный  отбор фонетического, лексического, грамматического материала, его  группировка, расположение, взаимосвязь  частей этого материала).

     В специальном педагогическом процессе должна обеспечиваться полисенсорная основа обучения глухих детей. В связи с этим в учебный процесс включаются:

     - работа по развитию навыков  чтения с губ (с опорой на  зрительную и слухо-зрительную основу с привлечением тактильно-вибрационной чувствительности);

     - специальные занятия по технике  речи, формирующие двигательную, кинестетическую  базу речи в единстве с развитием  оптико-акустических речевых представлений; 

     - работа по развитию и использованию  остаточного слуха. 

     Письмо  и чтение для глухих являются самым  полноценным средством овладения  языком. Специфична роль письменной речи и как средства развития познавательной деятельности учащихся.

     Значительна роль наглядных средств (сюжетных картин, макетов, муляжей, видеоматериалов) в  связи с тем, что они должны не столько иллюстрировать учебный  материал, сколько наглядно раскрывать его содержание. Особое значение имеют  наглядно-действенные средства и  приемы, помогающие формированию представлений  и понятий сначала на наглядно-образном, а затем и на отвлеченном уровне обобщений, К ним относятся преднамеренное создание ситуаций, инсценировка, драматизация, пантомима.

                                              Выводы

    В результате проведенного нами исследования были решены следующие задачи:

Изучена и проанализирована психолого-педагогическая и специальная  литература по проблеме развития наглядно-образного  мышления детей дошкольного возраста с нарушенным слухом. Мышление - процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщённым и опосредованным отражением действительности.

                                         Заключение

   Проведенное нами исследование позволило прийти к следующим выводам:

          -. Мышление это процесс обобщённого и опосредованного познания действительности. Основными видами мышления являются наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое.

         - У детей  дошкольного возраста преобладает  наглядно-образное мышление.

         - Для диагностики  мышления используются методики: «Найди лишний предмет?», «Чем залатать коврик?»,«Что необходимо добавить»?.В процессе формирования мышления чаще психодинамического используется бихевиористский подход.

   - умственное развитие – это  специально организуемый педагогический  процесс, направленный на формирование  у дошкольников системы элементарных  знаний и умений, способов умственной  деятельности, а также на развитие  способностей детей и потребности  в умственной деятельности. Основная  цель умственного развития –  повышение общего уровня развития  дошкольников.

  - Умственные операции, по данным психологии, направлены на идеальное, иногда материальное преобразование объекта из наличного состояния в намеченное (А. И. Раев). В развивающей игре к результату можно прийти только путем системы преобразований через проявления анализа, сравнения, обобщения. Следует учитывать, что развивающая игра, причем лишь в меру сложная, способствует развитию как содержательной, так и операционной стороны умственной деятельности.

  -  В развивающих играх создаются  благоприятные условия для реализации  потребности ребенка-дошкольника  в творческих проявлениях (креативности).

  - В развивающих играх реализуется потребность детей к получению материально выраженного результата в виде схематичного рисунка, постройки, силуэта, достижению правильного расположения фигур, их сочетания и т.д. Это, как правило, составляет цель «игры-задания».

  - Освоение разнообразных развивающих  игр возможно на разных уровнях детской активности и самостоятельности. Поэтому они незаменимы в процессе развития и воспитания ребенка, учитывающем индивидуальный темп овладения им средствами и способами познания.

Информация о работе Особенности развития наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста с нарушенным слухом