Особенности развития движений и мелкой моторики у детей с нарушением зрения

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 11:40, реферат

Описание работы

Известно,что большой процент информации об окружающем мире человек получает через зрительный анализатор.С самого рождения ребёнка все его движения и предметно практические действия осуществляются при участии и под контролем зрения.

Содержание

Введение
1. Возрастные особенности развития моторики
2. Развитие основных движений
2.1 Контроль за движением головы
2.2 Сидение
2.3 Движения рук
3. Развитие моторики
3.1 Движения рук
3.2 Ползание
3.3 Ходьба
4. Развитие мелкой моторики
5. Тематический план по сенсорно-моторному воспитанию детей четвертого года жизни
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

реферат по тифлопсихологии.docx

— 52.08 Кб (Скачать)

    упражнения  с мячом; метания в цель (горизонтальную и вертикальную); упражнения в шариковом  бассейне; упражнения в пальчиковом  бассейне; упражнения с прищепками на сетке; игры на осязание.

    Использование комплексов упражнений повышает двигательную активность детей, снимает напряжение, активно упражняет зрение, тем  самым развивает зрительно-двигательные возможности детей с нарушением зрения.

    Разноцветные  прищепки на сетке

    Цель. Развитие ловкости пальцев, силы, точности, глазомера. Развитие пространственных ориентировок. Многократное повторение движений, сжимание и разжимание с усилием бельевой прищепки, дает отличную тренировку кончикам пальцев правой и левой руки.

    Материалы: сетка (малая волейбольная) располагается  вертикально, разноцветные прищепки.

    Описание работы

    Ребенок подходит к своему рабочему месту – сетке (прищепки в корзине). Учитель предлагает ему вынимать прищепки одну за другой и, взяв тремя пальцами, прицеплять на сетку со следующими заданиями:

    Прикрепление  прищепок на различных предметах, в  том числе на одежду своего товарища.

    Прикрепление  предмета (салфетка, тряпочки, карточки с различными тематическими рисунками, буквы, цифры).

    Задание необходимо связывать с различными пространственными  установками. Например: «Расположи карточки в левой (правой) части, выше-ниже…)

    В разных исходных положениях: на коленях, на четвереньках.

    Пальчиковый бассейн

    Цель. Развитие мелкой моторики, активизация двигательных кинестезий, ощущений.

    Материалы: в  большой коробке высотой 6-8 см. рассыпаны  горох и фасоль, сверху коробка  закрыта, для рук сделаны отверстия.

    Описание работы

    Задания. Пальчиковая  гимнастика.

    Коза (вытянуть указательный и мизинец правой руки, затем левой, одновременно)

    Очки (вытянуть 2 кружка из большого и указательного  пальцев обоих рук, соединив их)

    Зайцы ( вытянуть вверх указательный и средний пальцы, большой, мизинец и безымянный соединить)

    Пауки (пальцы согнуты, медленно передвигаются)

    Потешка «Этот пальчик» - Дети сгибают пальцы левой руки в кулачок, затем, слушая потешку по очереди разгибают их, начиная с большого пальца.

    Диагностические пробы

    Поиск предметов  различной фактуры, величины, формы.

    Загадки.

    Занятия в  «Шариковом бассейне»

    Коррекционная направленность упражнений реализуется  в специальных заданиях:

    - сосредоточение  на отдельных шариках (выделение  только красных, синих, желтых, зеленых);

    - рассматривание  шариков одним глазом (правым, левым), уточнение цвета;

    - подбрасывание  шариков вверх и сопровождение  их взором;

    - бросание  шариков вверх и сопровождение  их взором;

    - подбрасывание  шариков в бассейне правой, левой  рукой сидя в бассейне, лежа  в бассейне, зарывшись в шарики;

    - перекладывание  шариков из одной руки в  другую из положения сидя, лежа, зарывшись в шарики;

    - катание шариков  в ладонях из положения сидя;

    - упор на  шариках руками в положении  лежа на животе;

    - разбивание  шариков правой, левой рукой в  положении сидя;

    - отодвигание  шариков рукой вправо (влево) в  положении сидя, стоя;

    - перебрасывание  шариков из одной руки в  другую;

    - поднимание  шариков ногами вверх из положения сидя, лежа;

    - подбрасывание  шариков ногами из положения  лежа;

    - отталкивание  шариков ногами к барьеру бассейна  одной, двумя ногами в положении  сидя, лежа;

    - собирание  шариков ногами в положении  сидя;

    - катание шариков  вправо-влево из положения сидя;

    - катание шариков  ногами в положении стоя;

    - отодвигание  шариков двумя руками вправо (влево)  поверх шариков и зарывшись  в них;

    - подтягивание  ног к себе, отбрасывание шариков  в положении лежа;

    - поворачивание  с бока на бок, разгребая  шарики;

    - передвижение  по бассейну, сначала сверху шариков,  затем зарывшись;

    - ныряние в  шарики;

    - релаксация (лежа в шариках).

    Такие упражнения включают психоэмоциональное расслабление мышц и используются в конце занятия. Индивидуальные и подгрупповые занятия непродолжительны, 5-7 минут. Могут быть использованы и как часть физкультурного занятия или занятия лечебной физкультурой. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    5. Тематический план  по сенсорно-моторному  воспитанию детей  четвертого года  жизни

    ФОРМА

    Знакомство  с геометрическими фигурами:

    - первичное  знакомство с плоскими и объемными  геометрическими фигурами (круг, овал, квадрат, прямоугольник, шар, куб);

    - накопление  сенсорного опыта, обследование  фигур с помощью разных анализаторов.

    Сопоставление формы предметов с геометрическими  образцами:

    - Сравнение  и группировка фигур (абстрагирование  от цвета и величины;

    - Игровые упражнения  с целью развития у детей  умения зрительно расчленить  форму предмета на части и  воссоздать предмет из частей.

    ВЕЛИЧИНА

    Обучение способам сравнения предметов:

    - накопление  сенсорного опыта, определение  размера предмета (большой, поменьше, маленький);

    - сравнение  предметов способом наложения  и приложения;

    - сравнение  предметов по длине;

    - сравнение  предметов по высоте;

    - сравнение  предметов по ширине;

    - сравнение  предметов по толщине;

    - введение  в активный словарь понятий  «большой, поменьше, маленький, больше, меньше, длиннее, короче, одинаковые, выше, ниже, толще, тоньше, размер  предмета».

    Обучение установлению отношений между тремя предметами по размерам: выстраивание ряда с постепенным  изменением величины с ориентировкой  на образец; обучение приему попарного сравнения предметов для выстраивания ряда с постепенным изменением величины.

    Подбор и  группировка предметов по заданному  признаку:

    - выбор среди  нескольких предметов такого  же по образцу;

    - классификация  предметов с учетом одного  качественного признака;

    - классификация  предметов с учетом нескольких  качественных признаков.

    ОРИЕНТИРОВКА  В ПРОСТРАНСТВЕ

    Определение пространственного положения предметов  относительно себя:

    - повторение  названий частей тела и лица;

    - обучение  определению на себе различных  сторон и одновременные упражнения  в различении взаимообратных  направлений (вверх-вниз, влево-вправо, вперед-назад);

    - закрепление  правильного использования в  активной речи точного значения  предлогов (в-на-под-за-перед);

    Обучение умению передвигаться в заданном направлении:

    - передвигаться  в указанном направлении в  соответствии с вербальной инструкцией;

    - формирование  представлений (ближе-дальше, близко-далеко, высоко-низко);

    - перенос навыков  пространственной ориентировки  на плоскость листа

    - закрепление  правильного использования предлогов  (в-на-под-за-перед-между). 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Заключение 

    В заключении хочется отметить, что ребенку, который  плохо видит или совсем не видит, нужно больше времени для того, чтобы научиться пользоваться собственным  телом. Так как первые три года жизни в развитии ребёнка наблюдается  тесная взаимосвязь между психикой и моторикой такие авторы как  Дюпре называют это психомоторными параллелизмами, многие из методов, которые используют в ранней стимуляции, являются психомоторными.

    В ребёнке  эти параллелизмы развиваются спонтанно, но слепой ребёнок не всё может  воспринимать в окружающем мире самостоятельно из-за дефекта зрения. Поэтому необходимо использовать эти методы, чтобы помочь ребёнку развивать гармонические  параллелизмы. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Список  литературы 

    Брамбринг Михаэль Воспитание слепого ребенка раннего возраста в семье. Уч. Пособие.- М.: «Академия», 2003.-143 с.

    Подколзина Е.Н. Некоторые особенности коррекционного обучения дошкольников с нарушением зрения// Журнал Дефектология, 2001 №2

    Солнцева Л.И., Денискина В.З. Психология воспитания детей с нарушением зрения. —  М.: "Налоговый вестник", 2004. — 320 с.

    Солнцева Л. И. Тифлопсихология как наука о закономерностях психического развития слепых и слабовидящих // Специальная психология / Под ред. В. И. Лубовского. - М., 2003. - С. 194-201.

    Справочник  ранней стимуляции слепых детей. Сборник / Под ред. Сесеня, пер. с исп. Языка. – Мадрид, 1988

    И.С. Мишустина Сенсомоторное воспитание детей дошкольного возраста с нарушением зрения

    Л. И. Солнцева, С. М. Хорош - Советы родителям по воспитанию слепых детей раннего возраста. 

Информация о работе Особенности развития движений и мелкой моторики у детей с нарушением зрения