Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 11:40, реферат
Известно,что большой процент информации об окружающем мире человек получает через зрительный анализатор.С самого рождения ребёнка все его движения и предметно практические действия осуществляются при участии и под контролем зрения.
Введение
1. Возрастные особенности развития моторики
2. Развитие основных движений
2.1 Контроль за движением головы
2.2 Сидение
2.3 Движения рук
3. Развитие моторики
3.1 Движения рук
3.2 Ползание
3.3 Ходьба
4. Развитие мелкой моторики
5. Тематический план по сенсорно-моторному воспитанию детей четвертого года жизни
Заключение
Список литературы
Забайкальский
государственный гуманитарно-
РЕФЕРАТ НА ТЕМУ:
«ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДВИЖЕНИЯ И МЕЛКОЙ
МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
»
Кафедра<< Специальная психология >>
ПО
ПРЕДМЕТУ: ПСИХОЛОГИЯ ЛИЦ С НАРУШЕНИЕМ
ЗРЕНИЯ
ВЫПОЛНИЛ: СИДОРОВА О.В
ПРОВЕРИЛ:
КОВАЛЕВСКАЯ А.Ф
Чита 2011 год
Содержание
Введение
1. Возрастные особенности развития моторики
2. Развитие основных движений
2.1 Контроль за движением головы
2.2 Сидение
2.3 Движения рук
3. Развитие моторики
3.1 Движения рук
3.2 Ползание
3.3 Ходьба
4. Развитие мелкой моторики
5. Тематический
план по сенсорно-моторному
Заключение
Список литературы
Введение
Известно, что большой процент информации об окружающем мире человек получает через зрительный анализатор. С самого рождения ребенка все его движения и предметно-практические действия осуществляются при участии и под контролем зрения.
Формирование у слепых дошкольников представления о цветовой гамме окружающего мира на основе ассоциаций имеет, на наш взгляд, огромное значение не только для их познавательной деятельности, но и для полноценного психического развития.
Опыт коррекционной работы со слепыми детьми показал, что, сталкиваясь с недоступностью для себя познания многих качеств окружающего мира (в частности, цвета), дети тяжело переживают это. Причем если у ребенка 5 - 7 лет это протекает уже на уровне постепенного осознания того, что он не такой, как все, то маленький слепой ребенок (2 - 4 лет), не понимая того, что с ним происходит, также испытывает чувство глубокого душевного дискомфорта. Такое состояние нередко усугубляется неправильными действиями взрослых, выражающих в его присутствии свою оценку ситуации, сокрушающихся по поводу бесперспективности его будущего.
Вся система
коррекционных занятий
С помощью осязания и двигательно-тактильной чувствительности слепой ребенок может приобрести необходимые навыки самообслуживания (например, одеваться и раздеваться, есть и т.д.). Это является основой для формирования у него самостоятельности, которая позволит в дальнейшем обходиться без посторонней помощи, что необычайно важно не только с практической точки зрения, но и с точки зрения психологического комфорта.
Роль слухового восприятия в познавательной деятельности и повседневной жизни человека с глубоким нарушением зрения велика. Люди, имеющие нарушения зрения (с незначительным остаточным зрением или полной слепотой), могут по интонации голоса, по особенностям речевого общения совершенно точно определить душевное состояние, понять, какое настроение, как бы человек ни старался его скрыть.
Тифлопедагогическая
практика доказала необходимость
Одна из таких
особенностей - дети не имеют реальных
представлений о предметах и
явлениях окружающего мира. Вследствие
этого многие слова и выражения
они усваивают механически, не понимая
их смысла, не соотнося их с предметами
и явлениями окружающего мира.
Наблюдения показывают, что при достаточно
большом словарном запасе у них
нет четких, конкретных представлений.
В задачу тифлопедагога входит научить
детей наблюдать за окружающими
их объектами и явлениями, используя
не только нарушенное зрение, но и все
сохранные анализаторы. Так, при
наблюдении за птицами на территории
детского сада детей учили различать
крики птиц; на занятиях по ознакомлению,
например, с кошкой они не только
внимательно зрительно-
1.
Возрастные особенности
развития моторики
|
2. Развитие основных движений
В первые месяцы жизни слепого, как и зрячего, развитие руки, умение захватывать и отпускать предмет формируется вне зависимости от участия зрения. Манипулирование предметами является условием, способствующим развитию движений ребенка. При этом огромное значение имеют сами объективные свойства предметов, определяющие способ действия с ними.
Объективные свойства предметов формируют сенсорные функции и определяют прогресс координационных механизмов и предметных действий. Предметные действия возникают на достаточно высоком уровне сенсорной организации ребенка и предполагают взаимодействие анализаторов всех видов. При этом большое значение в отражении свойств предметов и узнавании их имеет развитие оптико-кинестетических восприятий, т. е. осязательных и двигательных восприятий, принимающих участие также и в формировании зрительных образов. Упражнение и развитие двигательного аппарата младенца происходит одновременно с совершенствованием кожно-механических анализаторов. Прикосновение, поглаживание и давление на кожу вызывают у ребенка разнообразные движения.
В четыре-пять месяцев как у слепых, так и у зрячих детей быстро прогрессируют тактильная чувствительность и кинестезия, т. е. осязательная и двигательная чувствительности. Прогресс связан с эволюцией двигательных рефлексов, на базе которых формируется сложная система произвольных движений манипулирования. Однако в дальнейшем у зрячих происходит изменение взаимоотношений между зрением и осязанием, зрением и координацией движений. Новое образующееся единство зрения и гаптики развивается за счет господства зрительного образа и опосредования им кинестетики и гаптики. Этому способствует переход зрячего ребенка в сидячее положение, обеспечивающее лучшие условия для координации руки и глаза. Именно в пять-шесть месяцев роль зрения в коррекции движений нормально видящего ребенка усиливается. У слепого же отсутствие координирующей и корригирующей движения функции зрения задерживает развитие координации двух рук и мелких движений пальцев.
Именно отсутствие зрительной коррекции ограничивает развитие тонкой моторики рук слепого, поскольку для нее очень важна координирующая роль зрения. Вследствие отсутствия зрения ребенок спонтанно не протягивает руку к предмету, чтобы его схватить. Ребенок может легко стать пассивным, если не давать ему исследовать осязательно предметы окружения. Важную роль играет здесь становление координации "рот — рука" или "рука — рука".
Младенец со значительным нарушением зрения или с отсутствием зрения мало знает о существовании окружающих его предметов, поэтому у него нет стимула для движения к ним. Отсутствие зрения не позволяет ему спонтанно учиться поднимать голову, садиться, доставать и хватать игрушки, ползать и ходить. Но он может научиться этим двигательным навыкам в том же объеме, качестве и примерно в том же возрасте, что и зрячий ребенок, если его правильно будут учить этому.
Родителям, воспитывающим
слепого ребенка, необходимо знать,
что надо делать, чтобы упражнения
в активном движении помогали ребенку
научиться делать все точно и
правильно и чтобы они
Лежа на спине
в кроватке, ребенок с недостатками
зрения не может ничему научиться. Он
настолько нетребователен, что занятая
мать может оставлять его одного
до тех пор, пока ребенок доволен.
Между тем проходит несколько
месяцев, и у родителей возникает
тревога из-за того, что малыш
не прогрессирует в своем
Часто детей
с нарушением зрения, отставанием
в моторном развитии и навязчивыми
движениями считают умственно отсталыми
и неспособными к обучению, несмотря
на нормальный интеллект, именно потому,
что в раннем возрасте им не были
созданы условия восприятия объектов
для обучения движению к ним. Ведь
слепого ребенка многому из того,
чем овладевает зрячий, подражая взрослому,
приходится учить.
2.1 Контроль за движением головы
Родители должны найти пути, которые делали бы для ребенка интересными и "занимательными" упражнения в держании головки вверх. Малышу всегда приятно поглаживание под подбородком, когда его держат вертикально или когда он лежит на животе, и он скоро начинает поднимать свою головку и переворачиваться с одной стороны на другую. Дети любят, когда их гладят,— это не только приятно, но и говорит им о том, что их любят.
Прикосновение щеки малыша к щеке матери или отца, когда они ласково с ним разговаривают, приятно малышу, и скоро он начинает экспериментировать со своей головкой, двигая ее то к щеке взрослого, то обратно. Находиться на руках у матери или отца, прижимаясь к лицу, для ребенка значительно интереснее, чем лежать в кроватке. Это стимулирует его самоконтроль за движением головы, вызывает желание быть вместе с людьми.
Информация о работе Особенности развития движений и мелкой моторики у детей с нарушением зрения