Особенности развития движений и мелкой моторики у детей с нарушением зрения

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 11:40, реферат

Описание работы

Известно,что большой процент информации об окружающем мире человек получает через зрительный анализатор.С самого рождения ребёнка все его движения и предметно практические действия осуществляются при участии и под контролем зрения.

Содержание

Введение
1. Возрастные особенности развития моторики
2. Развитие основных движений
2.1 Контроль за движением головы
2.2 Сидение
2.3 Движения рук
3. Развитие моторики
3.1 Движения рук
3.2 Ползание
3.3 Ходьба
4. Развитие мелкой моторики
5. Тематический план по сенсорно-моторному воспитанию детей четвертого года жизни
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

реферат по тифлопсихологии.docx

— 52.08 Кб (Скачать)

    Необходимо  класть малыша на животик к себе на колени и, гладя, разговаривая с ним, слегка похлопывая, упражнять его  в держании головки вверх. Можно  положить малыша к себе на грудь, разговаривать  с ним, и его головка будет  подниматься на голос.

    В три-четыре недели можно обучать ребенка  контролировать движения головы. Иногда родители считают, что их ребенок  слишком хрупкий, чтобы держать  голову, и они продолжают поддерживать ее до десяти-двенадцати месяцев, когда  берут его на руки. Специальные  рюкзаки, при помощи которых можно  укрепить ребенка на груди или  на спине, дают возможность малышу, когда он еще мал и легок, быть рядом с родителями, чувствовать  запахи, исходящие от каждого человека, слышать звуки голосов. Находясь в таком положении, он приобретает  значительно больше опыта и знаний об окружающем мире, чем если бы он просто лежал в кроватке.

    Начиная с  трех месяцев, ребенок должен два  или три раза в день лежать на полу на животе, с небольшим отдыхом на спине. Его нужно подбадривать в держании головки вверх, при стремлении подняться на локотках. В это время с ним надо говорить, играть для того, чтобы он любил быть на полу. Небольшие блестящие и звучащие интересные игрушки должны возбуждать у него стремление к движению на полу. Их необходимо разложить таким образом, чтобы он мог дотянуться до них руками.

    Перевертывание  со спины на живот. Дети с недостатками зрения, как правило, предпочитают лежать только на спине.

    Среди наилучших  упражнений по воспитанию навыка управлять  головой мы можем назвать следующие.

    Положение - лёжа на животике в кроватке. Привлечь внимание ребёнка звуковым сигналом или голосом.

    Положить ребёнка  на животик. Придерживать его за шею  и одновременно разговаривать с  ним. Каждый раз, когда он будет поворачивать голову, ласкать ребёнка движениями рук по шее.

    Положить ребёнка  на животик на коврик на столе и  гладить его по спине с тем, чтобы он выпрямлял голову и туловище.

    Когда ребёнок  лежит на животике на столе, давать ему держаться за пальцы и говорить о необходимости поднять голову и спину.

    Положить ребёнка  на животик на твёрдой поверхности, поддерживая его за руки и привлекать его внимание разговором с ним  или каким-либо предметом, издающим определённые звуки.

    Положить ребёнка  на животик на колени или на плечо  взрослого и одновременно разговаривать  с ребёнком, привлекая этим его  внимание.

    2.2 Сидение

    Дети с нарушениями  зрения не пытаются садиться сами, тогда  как их зрячие сверстники пытаются садиться примерно в шесть месяцев, потому что видят вокруг различные  интересные предметы.

    Слепому ребенку  необходимо помочь получать удовольствие от сидения, если даже он не сможет узнать что-либо новое.

    Слепые младенцы, не получая зрительной информации от окружающего, не знают, где верх, где  низ, и должны научиться этому. До того, как слепой малыш сможет самостоятельно сидеть, он должен научиться балансировать  с помощью мускульного чувства  без зрительного контроля. Когда  он еще очень мал (в возрасте от шести до восьми недель), следует  сажать его себе на колени так, чтобы  он спиной опирался на тело матери, и  постепенно малыш привыкнет находиться в сидячем положении, ему это  будет нравиться.

    В четыре месяца малыш будет получать удовольствие, сидя у родителей на коленях, в  то время когда ему помогают удерживать равновесие, поддерживая за запястья. Он будет подпрыгивать и пружинить, находясь на руках у взрослых. Позднее он научится балансировать, держась только за чей-нибудь палец.

    В шесть месяцев  ребенок может сидеть некоторое  время в углу манежа. Манеж можно  заменить картонной коробкой и возить ребенка на полу, играя в машинку.

    В семь-восемь месяцев ребенка можно сажать на высокий стульчик во время еды. Первые несколько недель привязывайте его к спинке стула пеленкой или  полотенцем через грудь и под  мышками. Как только он закончил есть, снимите его со стула, иначе он будет ассоциировать высокий стульчик с неприятными ощущениями, вызванными ограничением его движений.

    Ко времени  от восьми до одиннадцати месяцев  ребенок должен сидеть на полу самостоятельно, без поддержки, и научиться садиться из лежачего положения и ложиться.

    Вот некоторые  упражнения для занятий с ребенком:

    Учить ребёнка  хвататься за пальцы рук взрослого  или за руки и тянуть его до положения  “ сидя ”. Эти упражнения будут  проводиться постепенно, и по мере того, как спина укрепляется –  удлиняется время сидения ребёнка.

    Помогать ребёнку  находиться в сидячем положении, держа его за руки. Затем положить ребёнка на спину, вновь поднять его в положение “ сидя ”. Поднимать ребёнка, поочерёдно держа его то за одну, то за другую руку.

    Подушку держать  в воздухе и на неё посадить ребёнка, придав подушке соответствующую  форму. Это делается для того, чтобы  у ребёнка создалось впечатление, что он сидит сам.

    Посадить ребёнка  на стул и наклонить стул, оставить сидеть ребёнка до тех пор, пока он не устанет. По мере того, как ребёнок  сможет поднимать свою голову от спинки стула на несколько сантиметров, стул можно поднимать во всё более вертикальное положение.

    Взять ребёнка  за талию / ребёнок в положении  стоя / так, чтобы спина ребёнка  прислонялась к груди взрослого. Нужно при этом стараться, чтобы  ребёнок держал спину прямо. Это  упражнение поможет ребёнку укреплять  спинные мышцы – обязательное условие для того, чтобы ребёнок  мог сидеть.

    Посадить ребёнка  на твёрдую поверхность так, чтобы  он опирался на ладони, и начать сильно толкать его с левой и правой стороны. Это нужно для того, чтобы  ребёнок научился опираться сначала  на одну, затем на другую руку.

    Посадить ребёнка  на твёрдую поверхность. Толкать  ребёнка таким образом, чтобы  он был вынужден опираться на руки. Это нужно ребёнку, чтобы не упасть. Сначала взрослый может помогать ребёнку, поддерживая его своей  рукой.

    Очень важно  создать климат доверия для того, чтобы ребёнок чувствовал себя в  безопасности и учился бы выполнять  эти упражнения без опоры.

    Когда ребёнок  сможет самостоятельно сидеть, он попытается изменить это положение. Нужно проследить, сможет ли ребёнок вновь сесть. 

    2.3 Движения рук

    Зрячий ребенок  в возрасте около четырех месяцев обнаруживает, что у него есть руки. Определенное время он находит это очень забавным и интересным, наблюдая, как они двигаются. Потом он открывает для себя, что может свести их вместе. Это дает ему новые возможности в развитии движений. Он играет руками, сжимает и разжимает кулачки.

    Некоторые слепые дети обнаруживают свои руки самостоятельно. Но родители должны помогать слепому  ребенку: играть с ним в игры типа "Сорока-сорока", разговаривая с  ним, загибать его пальчики, поднимать  ручки, его пальчиком щекотать ладошку, во время купания ручками ребенка  похлопать по воде, погладить его  ручкой животик.

    Ребенка можно  научить держать легкую игрушку, специально сконструированные меленькие  погремушки, пластиковые колечки, подвешенные  на нити. Очень большой или очень  тяжелой игрушкой ребенок может  ушибиться. Постоянная смена игрушек, находящихся рядом с малышом  во время его бодрствования, вызывает у него поисковые движения. Искать упавшую игрушку желательно вместе с ребенком, положив его ручку на свою и двигая ею в разные стороны до тех пор, пока не коснетесь игрушки рукой ребенка. При этом необходимо комментировать действия, например: "Вот она, уточка, ты ее нашел". Постепенно ребенок начнет понимать, что упавшая игрушка рядом и ее можно найти. Родители должны помнить, что единственная возможность для слепого ребенка знать, что объекты (например, игрушки) находятся рядом,— это ощупать или услышать их. Прикосновение и отыскивание — основные навыки, необходимые в познании окружающего мира.

    Примерно в  возрасте семи-восьми месяцев малыш  начнет брать игрушки в рот. К  этому времени он должен держать  в руках и есть печенье, сухарь, яблоко и т. д.

    Детей со зрительной недостаточностью игрушка не привлекает яркостью, блеском. Она им интересна, когда издает звук, а также когда  предмет заинтересует их вкусом, запахом  или интересной формой.

    Родители должны быть изобретательны в подборе предметов  для игры. Легкие маленькие погремушки, большие пирамидки, пластиковые  формы, диски на короткой цепочке, маленькие  и большие резиновые игрушки, бусы на крепких нитях, музыкальные  игрушки, качалки, кухонный инвентарь  — все это возбуждает ребенка, он старается потрогать все руками, схватить.

    Пушистые меховые  игрушки в раннем возрасте отпугивают ребенка, он боится их трогать. Но к  четырем-пяти годам пушистые меховые  игрушки, изображающие зверей, становятся одними из самых любимых. 

3. Развитие моторики

    После шести  месяцев жизни слепые дети начинают значительно отставать от зрячих сверстников в развитии движений, хотя развитие моторики в период от года до двух лет является у слепых детей наиболее результативным.

    Слепые дети практически овладевают ходьбой  в возрасте от года до двух лет, но первые попытки ходить они делают в том же возрасте, что и зрячие,— к концу первого года жизни. Если у ребенка нет других дефектов, кроме слепоты, он должен начать самостоятельно ходить в знакомом помещении в возрасте от одного до двух лет. Однако с первыми самостоятельными попытками передвижения у ребенка появляется боязнь неизвестного пространства. Первые ушибы и падения тормозят его стремление ходить самостоятельно. Поэтому одним из важных условий овладения ходьбой должно стать воспитание у ребенка уверенности в безопасности движения. Это достигается обеспечением безопасных условий для передвижения, а также помощью взрослого, к которому ребенок испытывает доверие.

    Становление ходьбы, которая, по мнению М. И. Сеченова, является дробным анализатором пространства и времени, способствует развитию восприятия пространства в раннем детстве. Передвижение — есть упражнение мышечного чувства, школа пространственного видения, развитие дробного анализатора пространства. Никаким другим способом человек  не может познать расстояние, местоположение предмета относительно наблюдателя, как  только движением рук, корпуса, передвижением.

    Самостоятельное освоение пространства как у слепого, так и у зрячего изменяет функциональное преобразование всей структуры пространственной ориентировки ребенка, увеличивает поле его активной деятельности, открывает пути к самостоятельному достижению желаемых предметов.

    Само по себе вертикальное положение не открывает  больших возможностей в познании внешнего мира. Необходимо включение  ребенка в активную деятельность с предметами, наполняющими пространство. В функциональном преобразовании структуры  пространственной ориентировки у зрячего  и слепого ребенка мышечное чувство, развивающееся в процессе овладения  предметными действиями, все более  задействуется статико-динамической регуляцией, т. е. связями с ощущением  равновесия и ускорения. Это происходит у нормально видящего ребенка  между годом и тремя годами жизни, когда закрепляется стереотип  вертикального положения тела.

    Затянувшееся  становление вертикального положения  и самостоятельного передвижения слепого, боязнь нового пространства, новых  предметов задерживает образование  и укрепление связи "предмет—действие", не способствует выделению свойств  этих предметов. Чувствуя неуверенность  при самостоятельном движении, такие  дети больше сидят, становятся малоподвижными и, когда у них появляется желание  получить какой-либо предмет, не пытаются сами его взять, подползая или  подходя к нему, а используют для  этого взрослого, заставляя звуками, словом и всем поведением приблизить предмет к себе. Как правило, родители, вместо того чтобы поднести или подвести слепого ребенка к предмету, подносят предмет к ребенку. В связи  с этим развитие движений слепого  задерживается по сравнению с  развитием локомоций зрячего  этого же возраста. Если ребенок  не ползает, то он с трудом учится держать  равновесие во время ходьбы при столкновении с предметами. Однако с восьми-десяти месяцев развитие моторики слепого становится более осознанным. Постепенно трудности преодолеваются, и слепой ребенок начинает ходить, но его необходимо учить не только ходить, но и падать, перераспределяя тяжесть тела движениями спины, таза и т. д. Умение переносить тяжесть тела на носки предупреждает развитие плоскостопия, являющегося частым явлением в физическом развитии слепого ребенка.

    Еще одна особенность  в развитии движения слепого ребенка—это  отсутствие свободы движений рук  при ходьбе. Она связана с общей  напряженностью при ходьбе, возникающей  в результате неуверенности. Для  того чтобы снять напряженность, нужно создать стабильные условия  жизни ребенка, разложить и расставить в определенном порядке предметы и игрушки, которыми пользуется ребенок, помочь ему приобрести реальные практические знания об окружающем пространстве. Огромное значение в преодолении неуверенности  имеют первые шаги ребенка со взрослым, держащим его за руку. Однако следует менять руку ребенка, а самое главное — разрешать ему самостоятельно передвигаться в пространстве. Это снижает напряжение при движении. Слепой ребенок длительное время несамостоятелен и зависит от взрослых в передвижении в пространстве, а следовательно, и недостаточно активен в познании окружающего мира. Сами движения слепого нуждаются в серьезной коррекции, иначе они не смогут служить базой компенсации слепоты. Поэтому, чтобы компенсация осуществлялась наиболее продуктивно, необходимы не только сензитивность в развитии данной функции, но и отсутствие прямого влияния или незначительное влияние слепоты на данную функцию. 

Информация о работе Особенности развития движений и мелкой моторики у детей с нарушением зрения