Особенности развития детей школьного возраста с нарушениями слуха

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 23:35, реферат

Описание работы

Глухота - стойкое нарушение слуха, которое препятствует речевому общению даже при наличии слухопротезирования. При глухоте могут сохраняться остатки слуха, позволяющие воспринимать очень громкие неречевые звуки или при значительном усилении отдельные звуки речи. Полная невозможность восприятия любых звуков называется абсолютной или тотальной глухотой.

Работа содержит 1 файл

Особенности развития детей школьного возраста с нарушением слуха.doc

— 104.00 Кб (Скачать)

Российский Государственный  Университет Физической Культуры, Спорта, Молодежи и Туризма

 

 

 

 

Реферат на тему:

 

 

 

 

Особенности развития детей школьного возраста с нарушениями  слуха

 

 

 

Работу выполнил: студент 1 курса,

6 группы АФК (АФВ) 

Яковлев Владимир

Преподаватель: Плаксунова Э. В.

 

 

 

Москва

2012

 

Клинико-этиологические аспекты

 

 

Рассматриваются ВПР, приводящие к нарушению слуха, и приобретенные  пороки развития у детей раннего  долингвального возраста. Степень нарушения - 4 степень снижения слуха от 71 до 90 дБ (больной воспринимает крик у ушной раковины) и глухота.

 

Глухота - стойкое нарушение слуха, которое препятствует речевому общению даже при наличии слухопротезирования. При глухоте могут сохраняться остатки слуха, позволяющие воспринимать очень громкие неречевые звуки или при значительном усилении отдельные звуки речи. Полная невозможность восприятия любых звуков называется абсолютной или тотальной глухотой.

Тугоухость - стойкое понижение слуха разной степени выраженности, при котором восприятие речи затруднено, но все же возможно при определенных условиях: приближение говорящего или другого источника к уху.

 

Дети долингвального возраста - дети, имеющие врожденную глухоту или потерявшие слух в период до года, т.е. до овладения речью.

 

Статистика

 

Число детей в возрасте до 16 лет, страдающих нарушениями слуха различной этиологии, в России превышает 600 тыс. Установлено, что у 82% детей с тугоухостью патология возникает на первом году жизни, т. е. до развития речи или в период ее становления, из них у 38,5% детей нарушения появляются в перинатальный период. Считается, что почти половина всех нарушений слуха у детей носит врожденный характер и, хотя по статистике на одну тысячу нормальных родов приходится один ребенок с выраженной степенью тугоухости.

 

 

Этиология

 

Формирование органа слуха у плода начинается уже  с 5-ой недели внутриутробной жизни. К 20-й  неделе беременности внутреннее ухо  плода созревает до размера внутреннего  уха взрослого человека.

 

Причины тугоухости могут  быть различной природы, в зависимости от того, какая часть уха поражена. При врожденной аномалии наружного и среднего уха тугоухость и глухота носят кондуктивный характер - затруднение проведения звуковых волн по пути: наружное ухо - барабанная перепонка - слуховые косточки среднего уха - внутренне ухо. При кондуктивной тугоухости проведения звуковой волны блокируется еще до того, как она достигнет сенсорно-эпителиальных клеток кортиева органа, связанных с окончаниями слухового нерва. Эти врожденные аномалии можно исправить хирургическими путем.

 

Поскольку кондуктивная тугоухость излечима хирургическим  путем, в дальнейшем заболевания, приводящие к этому виду тугоухости, рассматриваться  не будут. Будут рассматриваться  заболевания, приводящие к нейросенсорной тугоухости.

 

При врожденной аномалии внутреннего уха тугоухость и глухота носят нейросенсорный характер. Нейросенсорная (сенсоневральная) тугоухость - потеря слуха, вызванная поражением структур внутреннего уха, преддверно-улиткового нерва или центральных отделов слухового анализатора. Нейросенсорная тугоухость может быть врожденной или приобретенной.

Факторы, вызывающие врожденную нейросенсорную тугоухость

  • Аплазия улитки
  • Врожденная холестеатома - гиперплазия плоского эпителия, проявляется как инвазивная опухоль
  • Алкоголизм матери - недостаточное усвоение питательных веществ, вследствие избыточного потребления алкоголя
  • Преждевременные роды
  • Хламидиоз (инфекция от матери к ребенку)
  • Сифилис (от матери к ребенку)

Факторы, вызывающие приобретенную  нейросенсорную тугоухость

  • Акустические, механические травмы
  • Ототоксические лекарства (антибиотики, петлевые диуретики, антиметаболиты, салицилаты)
  • Вирусные инфекции (свинка, корь, краснуха, герпес, грипп)
  • Заболевания бактериальной природы (скарлатина, сифилис)
  • Воспаления (гнойный лабиринт, менингит, аденоиды)

 

Врожденная глухота может быть и результатом видоизменения  генов, которые ответственны за развитие слуха у зародышей. Такие видоизмененные гены могут быть и у слышащих родителей. Причем, если такой ген имеется  у обоих родителей, то вероятность  рождения глухого ребенка выше. Однако, у родителей со здоровым слуховым аппаратом также ребенок может родиться глухим. И такая глухота способна передаваться по наследству.

 

Клиническая картина

 

В большинстве случаев  невропатологи делали заключение о  нервно-психическом развитии детей. Причем в 83% случаев, кроме синдрома задержки психического развития, ядром которого является вторичная парциальная задержка интеллектуального развития, этиологически связанная с глухотой и ее ближайшим следствием - отсутствием формирования речи в первые годы. Были отмечены также вторичные невротические расстройства в широком диапазоне: от эмоционально-волевой незрелости, психического инфантилизма, наивности, внушаемости до гиперактивности, раздражительности, эмоциональной неустойчивости, повышенной возбудимости и капризности. Причем, наименьшие расстройства отмечались у дошкольников из семей глухих, что свидетельствует о социальном характере вторичных невротических отклонений. Кроме того, в 86% случаев выявлены сопутствующие заболевания: желудочно-кишечного тракта, аллергические заболевания, нарушение деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной системы, опорно-двигательного аппарата, в частности осанки, мочевыделительной системы.

 

Психолого-педагогические особенности

 

Развитие познавательной сферы

 

1) Ощущения  и восприятия

Ощущения - это отражение  свойств предметов объективного мира, возникающие при их воздействии  на рецепторы. Восприятие - отражение  предметов, ситуаций, событий возникающее  при непосредственном воздействии физического раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств в совокупности их свойств, их целостности.

Большое значение для  компенсации нарушения слуха  приобретает зрительное восприятие.

 

Зрительное  восприятие. Как показало исследование К.И.Вересотской, у детей с нарушениями слуха наблюдается замедленное по сравнению с со слышащими сверстниками узнавание предметов. Так, глухим и слышащим детям младшего школьного возраста показывали изображения хорошо знакомых предметов на короткие промежутки времени, для выявления времени необходимого для узнавания предметов. У глухих детей восприятие и узнавание протекало медленнее, им требовалось больше времени для того, чтобы выделить информативные признаки предмета.

Выделение и различение форм предметов облегчается благодаря овладению соответствующими обозначениями и применению их на практике. Для точного восприятия формы предмета важно выделять его контур. У глухих такое умение формируется позднее.

Для детей с нарушением слуха зрительное восприятие это  главный источник представлений об окружающем мире, и канал, обеспечивающий возможности общения для с другими людьми. В процессе обучения и воспитания совершенствуется тонкость и дифференцированность зрительного восприятия - мимики, лица и жестов партнера по общению, изменения положения пальцев при дактилировании. 

При развитии зрительного  восприятия специфика нарушения  приводит к несвоевременному формированию межфункциональных  взаимодействий (между восприятием и речью), а  это, в свою очередь, отрицательно влияет на развитие осмысленности.

Кожные ощущения и восприятия возникают при непосредственном контакте предмета с кожей. Для детей с нарушениями слуха наибольшее значение имеют вибрационные восприятия. После проведении необходимой работы наблюдается заметное повышение вибрационной чувствительности. Глухие определяют источник вибрации в 2 раза точнее, чем слышащие.

Осязание - процесс познания, в котором сочетаются кожные и двигательные компоненты. У детей с нарушениями слуха наблюдается значительное отставание в развитии осязания. Большие различия в узнавании предметов при помощи осязания между глухими и слышащим выступали тогда, когда распознавание требовало мыслительных операций.

 

2) Внимание

Внимание - это сосредоточенность  психической деятельности человека в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте. 

На всех этапах школьного  обучения продуктивность внимания глухих учащихся остается более низкой по сравнению со слышащими сверстниками. Зрительный анализатор глухих принимает  почти все раздражения на себя. По мере развития охранительного торможения в зрительных анализаторах происходит иррадиация тормозного процесса по коре головного мозга, захватывая и другие корковые центры. Резкое удлинение зрительной реакции у глухих к обеденному перерыву и к концу дня связано с наступлением общего утомления организма, т. е. снижается функциональное состояние нервных центров. Отмечаются трудности переключения внимания, им требуется больше времени на "врабатывание", что приводит к снижению скорости и увеличению числа ошибок.

 У глухих школьников  в большей мере, чем у слышащих  продуктивность внимания зависит  от характера предъявляемой информации: буквы, цифры, фигуры и т.п.  Они легче различают фигурный  материал, поэтому и работают  с ним лучше всего, хуже - буквы.

На протяжении дошкольного  возраста устойчивость внимания меняется – от 10-12 мин. В начале данного  возрастного периода до 40 мин. В  его конце. Наибольший темп развития произвольного внимания у глухих приходится на подростковый период.

 

3) Память

Память - важнейшая психическая  функция, лежащая в основе обучения.

Вследствие нарушения  нормального общения с миром  слышащих усвоение социального опыта  глухими детьми значительно затруднено, и тот обширный познавательный материал, который приобретается слышащим ребенком спонтанно, естественно и сравнительно легко, им дается при условии специального обучения и серьезных волевых усилий.

Запоминание и воспроизведение  нарисованных знакомых изображений  глухими учащимися 3-4-х классов  имеет свои особенности. В репродукциях глухих были отличия от оригинала: в них появлялись частности, отсутствующие в показанном изображении (дополнения); наряду с появлением нового рисунки детей оказывались порою беднее деталями (выпадение деталей); иногда объект был воспроизведен в ином положении, чем в оригинале (пространственное смещение); объекты воспроизводились в иных размерах. У глухих такие особенности воспроизведения запоминания объектов встречаются значительно чаще, чем у слышащих сверстников.

Непреднамеренное или  непроизвольное запоминание (нет цели запомнить материал, материал закрепляется без волевых усилий) у глухих дошкольников и школьников не уступает своим слышащим сверстникам.

Образный материал глухие школьники непосредственно запоминают более успешнее, чем слышащие, так как у них зрительный опыт богаче (зрительное запоминание). Но в то же время можно встретить в литературе данные, что в дошкольном возрасте глухие хуже запоминают места расположения предметов, в младшем школьном возрасте – путают места расположения предметов, сходных по изображению или реальному функциональному назначению.

 Преднамеренное или  произвольное запоминание (есть  задача запомнить материал, усвоить  его) имеет ряд особенности  у глухих детей. Глухие школьники  младших классов применяют вспомогательные средства для запоминания. При запоминании ряда сходных предметов глухие плохо умеют использовать прием сравнения.

 Глухие дети в  условиях преднамеренного запоминания  могут пользоваться рациональными  логическими приемами запоминания. 

Запоминание и воспроизведение слов, предложений и рассказов глухими детьми. Между слышащими и глухими мало отличий в запоминании слов из области зрительной сферы, значительно больше глухие отстают от слышащих в запоминании слов, обозначающих звуковые явления, в то время как слышащие сравнительно с глухими запоминают меньше слов, обозначающих качества предметов, воспроизводимого с помощью кожного анализатора.

При запоминании может  произойти пропуск букв, перестановка букв, слогов, слова могут сливаться  в одно. Это также результат недостаточной расчлененности значений слов.

Для глухих школьников представляет большую трудность точное запоминание  слова в определенной грамматической форме.

При воспроизведении  фразы глухими очень часто  изменяется смысл самой фразы, из-за замен слов в фразе, порой опускают или дополняют предложения новыми словами. Глухие стремятся воспроизвести фразу точно в той самой последовательности, в какой она была воспринята, поэтому при забывании какого-либо слова глухие повторяют все слова воспринятой фразы на своих местах, опуская забытое слово. Для глухого фраза не всегда представляется как единая смысловая единица. Нередко фраза является для глухого не целостным «объектом», а набором отдельных слов.

Глухие школьники не могут передать своими словами прочитанный текст, они связаны с текстом и стремятся к дословному, текстуальному его воспроизведению, причем это им далеко не всегда удается.

Глухие школьники не могут передать содержание текста своими словами, поэтому стремятся к  дословному его воспроизведению. Это связано не только с тем, что у них маленький словарный запас, но и тем, что используемые глухими слова «инертны», «малоподвижны», застыли в определенных сочетаниях.

Информация о работе Особенности развития детей школьного возраста с нарушениями слуха