Особенности психологических трудностей в общении подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 22:50, курсовая работа

Описание работы

Цель курсового исследования - изучить основные факторы психологических трудностей общения в подростковом возрасте.
Задачи:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме общения в подростковом возрасте.
2. Эмпирические исследования основных психологических трудностей в подростковом возрасте и выявление особенностей взаимоотношений подростков.
3. Изучение личностной предрасположенности подростков к конфликтному поведению.
4. Разработка психолого-педагогических рекомендаций по оптимизации процесса межличностного общения подростков.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Раздел I. Межличностное общение и основные коммуникативные трудности в подростковом возрасте
1.1. Психологические особенности подросткового возраста…………….…6
1.2. Межличностное общение подростков…………………………………...9
1.3. Основные психологические трудности в общении подростков………14
Раздел II. Эмпирические исследования основных психологических трудностей подростков……………..……19
2.1. Методики исследований и испытуемые…………………………..…….19
2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов……………….……23
Заключение.………………………………………………………..…………31Литература……………………….……………………………………………34Приложение……………………..…………………………………………….36

Работа содержит 1 файл

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТРУДНОСТЕЙ В ОБЩЕНИИ ПОДРОСТКОВ.doc

— 165.00 Кб (Скачать)

Ибрагимова Афифе -  находчивая, коммуникабельная, воспитывается в неполной семье. Легко находит общий язык, неусидчива на уроках, учителя часто её выгоняют из класса за плохое поведение. Любимый предмет история, в будущем хочет стать парикмахером.

В классе всего четыре мальчика, большинство девочек негативно к ним относятся, за то что, они нарушают дисциплину, плохо ведут себя на уроках.

Ковальчук Антон – высокого мнения о себе, спокойно может повздорить с учителями и со сверстниками. Неусидчивый, коммуникабельный.

Крутикова Маргарита – старательная, активная. Воспитывается в неполной семье, хорошо рисует, изучает английский язык. В будущем хочет стать переводчиком.

Сливка Маргарита – аккуратная, энергичная девочка. Учеба ей легко дается, учителя  её любят и постоянно хвалят, ставят в пример другим ребятам. Лилия воспитывается в неполной семье, в будущем хочет стать юристом или программистом.

Лукина Анастасия – предприимчивая, беззаботная, активная. Любимые предметы – физика, история. Любит слушать рок – музыку. Воспитывается в неполной семье, в будущем хочет стать археологом.

В целом коллектив сплоченный, если возникают трудности, то дети дружно все вместе решают. В повседневной жизни класс делится на малые группы, которые объединяют общие интересы. Ребята отзывчивые, внимательные, всегда могут прийти на помощь друг другу. На контрольных работах помогают друг другу, дают списывать, подсказывают при ответах. Девочки хорошо находят между собой общий язык, в классе недолюбливают 2-х мальчиков – Ролик Никита, Ковальчук Антон за их плохое поведение на уроках, учителя постоянно делают им замечания.

Практически со всеми учителями дети находят общий язык. Общая успеваемость в норме. Часто бывает нарушение дисциплины на уроках, класс очень активный, многие ребята неусидчивы. Девочки легко находят общий язык с классным руководителем, у мальчиков взаимоотношения с Натальей Александровной не складываются т.к ей приходится постоянно делать им замечания за плохое поведение, нарушение дисциплины. Наталья Александровна всячески старается помогать детям в учебе, во взаимоотношениях и помогает решать личные проблемы учеников. Она добрая, ответственная, требовательная, целеустремленная. Легко может собрать и организовать класс, дети тянутся к ней, что помогает найти общий язык.

В школе работает психологическая служба, под руководством психолога. Психологическая служба помогает разрешать межличностные конфликты в классе, проводят различные тренинги, беседы.

На формирование ребенка, как личности, влияет не только школа, педагогический коллектив, улица, друзья, в первую очередь семья. Если ребенок растет и развивается в благополучной семье, то и ого психика и развитие будут в норме. Если же семья неполноценная или же в семье есть люди с нарушенной психикой, то это все отображается на ребенке.

В этом классе большинство детей воспитываются в благополучных семьях, 8 человек воспитывается в неполноценных семьях. Это Брюзгина Е, Дзына А, Крутикова М, Мусаэлян А, Сливка Л, Ибрагимова А, Захарченко Е. этим детям нужно особое внимание и поддержка со стороны родителей.

Родители должны уделять больше времени своим детям, не рассчитывать на то, что их ребенок  большую часть времени проводит в школе, поэтому они получают воспитание от учителей. В подростковом возрасте дети нуждаются в общении с родителями. Некоторые родители считают, что если их ребенок пошел в школу, то на этом их миссия воспитания окончена. Они глубоко ошибаются, с детьми нужно постоянно контактировать, помогать и уделять как можно больше времени.

В целом класс сплоченный, активный, за дело берется смело. Легко входят в контакт, в классе царит дружелюбная атмосфера, дети очень приветливые.

По результатам исследования в классе сформированы четыре группы, сплоченные между собой и хорошо взаимодействующие друг с другом. Два ученика (6, 17) к которым класс относится негативно.

Недостатком в классе является слабая дисциплина, в частности у мальчиков. На это нужно обратить внимание и провести воспитательную беседую. Проводить классные часы на воспитательные темы, подключить психологическую службу школы.

Методика К. Томаса предрасположенность личности к конфликтному поведению.

Данная методика помогла определить, к каким формам поведения в конфликтных ситуациях предрасположены ученики 8-В класса.

Были получены следующие результаты: (см. приложение 2)

43% учеников в конфликтных ситуациях склонны к сотрудничеству (Древетняк Е, Захарченко Е, Ибрагимова А, Кузнецова Е, Крутикова М, Сливка Л, Юнусова С, Работникова А.).

27 % учащихся расположены к соперничеству в конфликтных ситуациях,  для них характерен акцент на защите собственных интересов. (Брюзгина Е, Ковальчук А, Шеметов И, Мусаэлян А, Толмачев Р.).

15 % учеников предрасположены к компромиссу, связанно с вниманием человека к интересам других людей. (Ролик Н, Мустафаева Л, Литвиненко М.).

15 % учеников стараются избегать конфликтные ситуации, для них характерно отсутствие стремления к кооперации и отсутствие тенденций к достижению собственных целей. (Дзына А, Лукина А, Халилова Э.).

В результате проведения методики К.Томаса «Предрасположенность личности к конфликтному поведению» было выявлено, что большинство учащихся в классе в конфликтных ситуациях склонны к сотрудничеству, стараются прийти к альтернативе, полностью удовлетворяющие интересы обеих сторон. 27% учащихся в конфликтных ситуациях расположены к соперничеству, стремятся добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому.

Анкета «»Отношение подростка с классом»

Данная анкета помогла выявить тип восприятия учеником группы (индивидуалистическое, коллективистическое, прагматическое). (см.Приложение)

У 67 % учащихся преобладает коллективистический тип восприятия группы. Ученики воспринимают группу как самостоятельную ценность. На первый план для ученика выступают проблемы группы и отдельных ее членов, наблюдается заинтересованность, как в успехах каждого члена группы, так и группы в целом, стремления внести свой вклад в групповую деятельность. Проявляется потребность в коллективных формах работы.

24 % учеников индивидуалистический тип восприятия группы. Ученики воспринимают группу как помеху своей деятельности или относятся к ней нейтрально. Группа не представляет собой самостоятельной ценности для индивида. Это проявляется в уклонении от совместных форм деятельности, в предпочтении индивидуальной работы, в ограничении контактов.

9 % учеников преобладает прагматический тип восприятия группы. Ученик воспринимает группу как средство, способствующее достижению тех или иных индивидуальных целей. При этом группа воспринимается и оценивается с точки зрения ее «полезности» для ученика. Отдается предпочтение более компетентным членам группы, способным оказать помощь, взять на себя решение сложной проблемы или послужить источником необходимой информации.

Выводы: в результате проведения социометрического исследования на основе полученных данных можно назвать членов группы, занимающих позиции лидеров (Брюзгина Екатерина, Литвиненко Маргатита). В классе выделяются несколько подгрупп:

1. Литвиненко М, Сливка Л, Крутикова М, Брюзгина Е.

2. Мусаэлян А, Халилова Э, Юнусова С, Ибрагимова А, Мустафаева Л.

3. Захарченко Е, Лукина А, Работникова А, Древетняк Е.

4. Толмачев Р, Ковальчук А, Ролик Н, Шеметов И.

В целом класс сплоченный, образованные малые группы в классе взаимодействуют друг с другом. Большинство детей в классе в конфликтных ситуациях склонны к сотрудничеству и компромиссу стараются прийти к альтернативе, полностью удовлетворяющие интересы обеих сторон. У этих детей преобладает коллективистический тип восприятия группы. Они стараются обращать внимание к интересам других учеников, наблюдается заинтересованность, как в успехах каждого члена группы, так и группы в целом, стремления внести свой вклад в групповую деятельность. Эти дети легко находят общий язык друг с другом их объединяют общие интересы. Ребята отзывчивые, внимательные, всегда могут прийти на помощь друг другу.    

Класс отрицательно относится к 2-м ученикам это  Ковальчук А. и Толмачев Р., они набрали наибольше количество отрицательных выборов. По результатам проведения метода К. Томаса «Предрасположенности личности к конфликтных ситуациях» эти ребята в конфликтных ситуациях склонны к соперничеству, для них характерен акцент на защите собственных интересов, стремятся добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому. Тип восприятия группы – индивидуалистический, группа не представляет ценности для этих учеников. Это проявляется в уклонении от совместных форм деятельности, в предпочтении индивидуальной работы. Соответственно эти ребята ограничены в контактах, класс не проявляет желания общаться с ними, т.к. они учитывают только свои интересы, не проявляя желания к совместным работам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Курсовая работа была посвящена межличностному общению и основным коммуникативным трудностям в подростковом возрасте.

Проведенное исследование позволило достигнуть цели исследования – выявить и изучить основные факторы психологических трудностей общения в подростковом возрасте.

Была подтверждена основная гипотеза исследования, заключающаяся в том, что  быстрая смена социальных условий, отсутствие привычных критериев и ориентиров, изменение стиля жизни, предположительно приводит к трудностям в общении подростков.

Были решены поставленные в исследовании задачи:

1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме общения в подростковом возрасте, позволил пийти к выводу, что все исследователи психологии подросткового возраста так или иначе сходятся в признании того огромного значения, которое имеет для подростков общения со сверстниками, поэтому одной из главных тенденций подросткового возраста является переориентация общения с родителей, учителей и вообще старших на ровесников, более или менее равных по положению. Часто причинами затруднений могут выступать индивидуально-психологические особенности общения, включающие интеллектуальные, волевые, личностные.

2. В результате эмпирического исследования основных психологических трудностей в подростковом возрасте было выявлено, что общение с товарищами большая ценность для подростка, но нередко становится настолько притягательным и важным, что учение отодвигается на второй план, возможность общения с отцом и матерью выглядит уже не такой привлекательной. Подросток отдаляется от родителей, живет уже какой-то своей жизнью, неохотно рассказывает о себе, что-то скрывает, рвется из дома к товарищам.

Попытки взрослых ограничить общение подростка с товарищами наталкиваются на его сопротивление. Часто это становится причиной столкновений и неприятных для обеих сторон разговоров. Подросток все больше претендует на свободу в общении с товарищами, свободу, которая не ограничена ни временем, ни местом, не стеснена родительским выбором.

3. В результате изучения личностной предрасположенности подростков к конфликтному поведению было выявлено: большинство учащихся в классе в конфликтных ситуациях склонны к сотрудничеству, стараются прийти к альтернативе, полностью удовлетворяющие интересы обеих сторон. 27% учащихся в конфликтных ситуациях расположены к соперничеству, стремятся добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому. 15 % учеников предрасположены к компромиссу, связанно с вниманием человека к интересам других людей. 15 % учеников стараются избегать конфликтные ситуации, для них характерно отсутствие стремления к кооперации и отсутствие тенденций к достижению собственных целей.

4. Были разработаны психолого-педагогических рекомендаций по оптимизации процесса межличностного общения подростков:

- использовать скрытую помощь, лишь «подталкивать» ребёнка в нужную сторону;

- давать возможность самому преодолевать свои трудности, самому или при помощи товарищей принимать решения;

- для преодоления конфликтов в коллективе организовывать совместную деятельность, которая должна быть значимой и соответствовать возможностям подростков;

- чаще обращаться к ребятам с просьбами, а не с приказами, иметь чувство такта и меры;

- позаботиться, чтобы одно из увлечений подростков стало более стойким, чем другие, стало осмысленным признанием;

- воспитательная работа с подростками должна направляться на развитие здорового честолюбия: уважения и строгости к себе. Ни в коем случае нельзя сравнивать учеников друг с другом;

- большее влияние уделять школьному коллективу, способствовать сплочению подростков в классе, что помогло бы избавить детей от уличного влияния;

- использовать все формы коллективной деятельности подростков: совместное познание мира, игры, развлечения, спорт, общественные работы;

- раскрывать интересы каждого ребенка, стараться включить детей с общими интересами в совместную деятельность, что помогало бы им обрести новых друзей;

- стоит чаще обращаться к эпическим беседам, также можно организовывать диспуты на тему «Культура общения», где ребята могут узнать о том, как нужно общаться, чтобы стать приятными собеседниками

В подростковом возрасте у детей складывается две разные по своему значению для психического развития системы взаимоотношений: одна - со взрослыми, другая со сверстниками.

Обе они продолжают формироваться в средних классах школы. Выполняя одну и ту же общую социализирующую роль, эти две системы взаимоотношений нередко входят в противоречия друг с другом по содержанию и по регулирующим их нормам.

Отношения со сверстниками обычно строятся как равнопартнёрские и управляются нормами равноправия, в то время как отношения с родителями и учителями остаются неравноправными.

Невнимание к новым особенностям и стремлениям подростка опасно. Нельзя упускать время. Взаимное непонимание может превратиться в явление необратимое. Благополучие в личных отношениях родителей и детей, контакт и понимание между ними совершенно необходимо.

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1.      Беличева Светлана Афанасьевна. Сложный мир подростка –Свердловск, Сред.-Урал. Кн. Издательство, 1984.

Информация о работе Особенности психологических трудностей в общении подростков