Особенности психологических трудностей в общении подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 22:50, курсовая работа

Описание работы

Цель курсового исследования - изучить основные факторы психологических трудностей общения в подростковом возрасте.
Задачи:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме общения в подростковом возрасте.
2. Эмпирические исследования основных психологических трудностей в подростковом возрасте и выявление особенностей взаимоотношений подростков.
3. Изучение личностной предрасположенности подростков к конфликтному поведению.
4. Разработка психолого-педагогических рекомендаций по оптимизации процесса межличностного общения подростков.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Раздел I. Межличностное общение и основные коммуникативные трудности в подростковом возрасте
1.1. Психологические особенности подросткового возраста…………….…6
1.2. Межличностное общение подростков…………………………………...9
1.3. Основные психологические трудности в общении подростков………14
Раздел II. Эмпирические исследования основных психологических трудностей подростков……………..……19
2.1. Методики исследований и испытуемые…………………………..…….19
2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов……………….……23
Заключение.………………………………………………………..…………31Литература……………………….……………………………………………34Приложение……………………..…………………………………………….36

Работа содержит 1 файл

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТРУДНОСТЕЙ В ОБЩЕНИИ ПОДРОСТКОВ.doc

— 165.00 Кб (Скачать)


35

 

Особенности психологических трудностей в общении  подростков

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

Раздел I. Межличностное общение и основные коммуникативные трудности в подростковом возрасте

1.1. Психологические особенности подросткового возраста…………….…6

1.2. Межличностное общение подростков…………………………………...9

1.3. Основные психологические трудности в общении подростков………14

Раздел II. Эмпирические исследования основных психологических трудностей подростков……………..……19

2.1. Методики исследований и испытуемые…………………………..…….19

2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов……………….……23

Заключение.………………………………………………………..…………31Литература……………………….……………………………………………34Приложение……………………..…………………………………………….36

 

 

 

 

Введение

Проблема общения относится к числу важнейших для подростка и старшеклассника сфер жизнедеятельности. Все психологи едины в признании значения общения в формировании личности подростковом и юношеском возрасте. Эти периоды весьма существенны для формирования основных структурных компонентов личности. От того, как будет складываться общение, зависит формирование будущей личности. Поэтому изучение проблем общения в подростковом возрасте становится весьма актуальным. Ее актуальность резко возрастает на данном этапе развития общества, когда идет резкая смена социальных отношений, характера личностных взаимодействий, моральных норм, ценностей и т.д.

Для развития человека важен каждый возраст. И все же подростковый возраст занимает особое место в психологии. Подростничество - это самый трудный в сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности.

Главное содержание подросткового возраста доставляет его переход от детства к взрослой. Все стороны развития подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые психологические новообразования, закладываются основы сознательного поведения, формируются социальные установки. Этот процесс преобразования и определяет все основные особенности личности детей подросткового возраста. Рассмотрев эти особенности, используя данные отечественной психологии, в работах Ананьев Б.Г, Божович Л.И, Выготский Л.С, Дубровиной И.В, Кон И.С, Леонтьев А.Н, Соковкин В.М, Сухомлинский В.А, Эльконин Д.Б, и др.  [8,18]

Л.И. Божович (1968) отмечает, что если в младшем школьном возрасте основой для объединения детей чаще всего является совместная деятельность, то у подростков и старших школьников, наоборот, привлекательность занятий и интересы, в основном, определяются возможностью широкого общения со сверстниками. Для ребят этого возраста важно не просто быть вместе со сверстниками, но и главное, занимать среди них удовлетворяющее их положение.

Как показывают исследования И.С. Кона, именно неумение, невозможность добиться такого положения чаще всего является причиной недисциплинированности и, даже, правонарушения подростков и юношей. Это сопровождается повышенной конфликтностью ребят по отношению к своим группам, членами которых они являются. [8]

Главная новая черта, появляющаяся в психологии подростка - это более высокий уровень самосознания, потребность осознать себя как личность. Л.С. Выготский считает, что формирование самосознания составляет главный итог переходного возраста.

Подростковый возраст традиционно считается самым трудным в воспитательном отношении. Дубровина И.В. связывает трудности этого возраста с половым созреванием как причиной различных психофизиологических и психических отклонений.

В связи с огромной определяющей ролью общения в развитии и формировании личности, в нашей науке за последние годы обнаружился острый интерес к его изучению, который в свою очередь породил большое количество подходов к проблеме общения в области философии, социологии, социальной психологии.

Объектом исследования является - особенности коммуникации  подростков.

Предметом исследования  психологические факторы, приводящие к трудностям в межличностном общении подростков.

Цель курсового исследования - изучить основные факторы психологических трудностей общения в подростковом возрасте.

Задачи:

1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме общения в подростковом возрасте.

2. Эмпирические исследования основных психологических трудностей в подростковом возрасте и выявление особенностей взаимоотношений подростков.

3. Изучение личностной предрасположенности подростков к конфликтному поведению.

4. Разработка психолого-педагогических рекомендаций по оптимизации процесса межличностного общения подростков.

Гипотеза: быстрая смена социальных условий, отсутствие привычных критериев и ориентиров, изменение стиля жизни, предположительно приводит к трудностям в общении подростков.

Исследования проводились на базе Симферопольской ОШ№4, 8- В класс.

Методы исследования: беседа, социометрия, методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса, оценка отношений подростка с классом (анкета).

Структура работы: работа объёмом 34 страницы, состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

В первом разделе рассматриваются психологические особенности подросткового возраста специфика общения подростков, рассматриваются некоторые причины трудностей, возникающих в общении.

Во втором разделе описаны методы исследования и представлен анализ данных полученных в ходе исследования.

В заключении формируются выводы по данной проблеме.

 

 

 

 

Раздел I. Межличностное общение и основные коммуникативные трудности в подростковом возрасте

1.1. Психологические особенности подросткового возраста

Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослости. Этот переход подразделяется на два этапа подростковый возраст и юность (ранняя и поздняя). Однако хронологические границы этих возрастов часто определяются совершенно по-разному. Процесс акселерации нарушил привычные возрастные границы подросткового возраста. Медицинская, психологическая, педагогическая, юридическая, социологическая литература определяет разные границы подросткового возраста: 10-14 лет, 14-18 лет, 12-20 лет и т.д.

Обращаясь к отечественной истории, можно заметить, что возрастная терминология, касающаяся подростков также не была однозначной.

В академическом четырехтомном словаре русского языка 1983г. разъясняется, что подросток - это "мальчик или девочка в переходном от детства к юношеству возрасте от 12 до 16 лет ". [18]

На современном этапе границы подросткового возраста примерно совпадают с обучением детей в средних классах от 11-12 лет до 15-16 лет. Но надо отметить, что основным критерием для периодов жизни является не календарный возраст, а анатомо-физиологические изменения в организме.

Наиболее существенным в подростковом возрасте являются половое созревание. Показатели его и определяют границы подросткового периода.

Начало постепенного увеличения секреции половых гормонов начинается в 7 лет, но интенсивный подъём секреции происходит в подростковом возрасте. Это сопровождается внезапным увеличением роста, возмужанием организма, развитием вторичных половых признаков.

Личко А.Е. различает младший подростковый возраст 12-13 лет, средний-14-15 лет, старший-16-17 лет.

Подростковый возраст традиционно считается самым трудным в воспитательном отношении. Дубровина И.В. связывает трудности этого возраста с половым созреванием как причиной различных психофизиологических и психических отклонений.

В ходе бурного роста и физиологической перестройки организма у подростков может возникнуть чувство тревоги, повышенная возбудимость, сниженная самооценка. В качестве общих особенностей этого возраста отмечаются изменчивость настроений, эмоциональная неустойчивость, неожиданные переходы от веселья к унынию и пессимизму. Придирчивое отношение к родным сочетается с острым недовольством собой.

Центральным психологическим новообразованием в подростковом возрасте становится формирование у подростка своеобразного чувства взрослости, как субъективного переживания отношения к самому себе как к взрослому. [3,4]

Физическое возмужание дает подростку ощущение взрослости, но социальный статус его в школе и семье не меняется. И тогда начинается борьба за признание своих прав, самостоятельности, что непременно приводит к конфликту между взрослыми и подростками. [8]

В результате возникает кризис подросткового возраста.

Суть подросткового кризиса  составляет свойственные этому возрасту подростковые поведенческие реакции. К ним относятся: реакция эмансипации, реакция группирования со сверстниками, реакция увеличения (хобби). [14]

Реакция эмансипации. Эта реакция представляет собой тип поведения, посредством которого подросток старается высвободиться из-под опеки взрослых, их контроля, покровительства. Потребность высвободиться связана с борьбой за самостоятельность, за утверждение себя как личности. Реакция может проявляться в отказе от выполнения общепринятых норм, правил поведения, обесценивании нравственных и духовных идеалов старшего поколения. Мелочная опека, чрезмерный контроль над поведением, наказание путем лишения минимальной свободы и самостоятельности обостряют подростковый конфликт и провоцируют подростков на крайние меры: прогулы, уходы из школы и из дома, бродяжничество.

Реакция группирования со сверстниками. Подросткам свойственно инстинктивное тяготение к сплочению, к группированию со сверстниками, где вырабатываются и апробируются навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине, умение завоевывать авторитет и занять желаемый статус. В группе сверстников более эффективно отрабатывается самооценка подростка. Он дорожит мнением сверстников, предпочитая их общество, а не общество взрослых, критику которых он отвергает. [8]

Реакция увлечения. Для подросткового возраста увлечения (хобби) составляет весьма характерную особенность. Увлечения необходимы для становления личности подростка, т.к. благодаря увлечениям формируются склонности, интересы, индивидуальные способности подростков.

Главная новая черта, появляющаяся в психологии подростка - это более высокий уровень самосознания, потребность осознать себя как личность. Л.С. Выгодский считает, что формирование самосознания составляет главный итог переходного возраста.

Подросток начинает всматриваться в самого себя, как бы открывает для себя свое “Я”, стремится познать сильные и слабые стороны своей личности. У него возникает интерес к себе, к качествам собственной личности, потребность сопоставления себя с другими людьми, потребность в самооценке.

Представления, на основании которых у подростков формируются критерии самооценки, приобретаются в ходе особой деятельности – самопознания.

Основной формой самопознания подростков, по мнению Л.М. Фридмана и И.Ю. Улагиной, является сравнение себя с другими людьми: взрослыми, сверстниками.

Поведение подростка регулируется его самооценкой, а самооценка формируется в ходе общения с окружающими людьми, а, прежде всего, со сверстниками. Ориентация на сверстника связана с потребностью быть принятым и признанным в группе, коллективе, с потребностью иметь друга, кроме того, с восприятием сверстника как образца, который ближе, понятнее, доступнее по сравнению со взрослым человеком. Таким образом, на развитие самооценки подростка влияют взаимоотношения со сверстниками, с классным коллективом.

Как правило, общественная оценка классного коллектива значит для подростка больше, чем мнение учителей или родителей, и он обычно очень чутко реагирует на воздействие коллектива товарищей. Приобретенный опыт коллективных взаимоотношений прямо сказывается на развитии его личности, а значит предъявлении требований через коллектив – один из путей формирования личности подростка.

1.2. Межличностное общение подростков

Одним из важнейших факторов формирования личности является общение.

Идеи о том, что общение играет важную роль в формировании личности, получили свое дальнейшее развитие в трудах отечественных психологов: Ананьева В.Г., Бодалева А.А., Выготского Л.С., Леонтьева А.Н., Ломова Б.Ф., Лурии А.Р., Мясищева В.Н., Петровского А.В. и др. [18]

Проблема слова, речи, выступления, искусства воздействия говорящего на слушателей давнюю, насчитывающую более двадцати столетий истории. Многие важные вопросы этой проблемы были в самом общем виде поставлены и рассмотрены еще Цицероном.

С позиции деятельностного подхода исследователи Леонтьев А.Н., Андреева Г.М. считают, что общение – это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

Информация о работе Особенности психологических трудностей в общении подростков