Особенности психологических трудностей в общении подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 22:50, курсовая работа

Описание работы

Цель курсового исследования - изучить основные факторы психологических трудностей общения в подростковом возрасте.
Задачи:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме общения в подростковом возрасте.
2. Эмпирические исследования основных психологических трудностей в подростковом возрасте и выявление особенностей взаимоотношений подростков.
3. Изучение личностной предрасположенности подростков к конфликтному поведению.
4. Разработка психолого-педагогических рекомендаций по оптимизации процесса межличностного общения подростков.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Раздел I. Межличностное общение и основные коммуникативные трудности в подростковом возрасте
1.1. Психологические особенности подросткового возраста…………….…6
1.2. Межличностное общение подростков…………………………………...9
1.3. Основные психологические трудности в общении подростков………14
Раздел II. Эмпирические исследования основных психологических трудностей подростков……………..……19
2.1. Методики исследований и испытуемые…………………………..…….19
2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов……………….……23
Заключение.………………………………………………………..…………31Литература……………………….……………………………………………34Приложение……………………..…………………………………………….36

Работа содержит 1 файл

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТРУДНОСТЕЙ В ОБЩЕНИИ ПОДРОСТКОВ.doc

— 165.00 Кб (Скачать)

Подросток, юноша наталкивается на упорное непонимание родителей и уходит к товарищам.… И вот уже социально-моральное развитие его происходит преимущественно за пределами влияния семьи и школы. Конфликты, столкновения теперь могут возникнуть уже на другой основе: подросток, юноша борется уже не за то, чтобы быть вместе с родителями, не за то, чтобы ему разделить их дела и заботы - нет, он отстаивает совершенно, противоположное: пусть, его «оставят в покое», пусть дадут поступать «как он сам хочет» (а на самом деле так, как диктует мораль группы сверстников, к которой он принадлежит).

Невнимание к новым особенностям и стремлениям подростка опасно. Нельзя упускать время. Взаимное непонимание может превратиться в явление необратимое. Благополучие в личных отношениях родителей и детей, контакт и понимание между ними совершенно необходимо.

Анализ литературных данных позволил сделать нам следующие выводы:

- в подростковом возрасте наиболее значимыми являются отношения со сверстниками;

- в подростковом возрасте прослеживаются некоторые сложности во взаимоотношениях с взрослыми (родителями и учителями), связанные с возрастными особенностями ребят. Однако, при всей тяге к самостоятельности, юноши и девушки остро нуждаются в жизненном опыте и помощи старших.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

раздел II. Эмпирические исследования основных психологических трудностей подростков

2.1. Методики исследований и испытуемые

Учитывая возрастные особенности, а также значимость и особенности общения в подростковом возрасте, мы определили следующую цель данного исследования: изучить основные факторы психологических трудностей общения в подростковом возрасте.

Для достижения поставленной цели нами предусматривалось решение следующих задач:

1.      Измерение межличностных взаимоотношений в группе в целях их изменения, улучшения и совершенствования.

2.      Изучение личностной предрасположенности подростков к конфликтному поведению с помощью методики К.Томаса

3.        Выявление возможного «типа» восприятия подростком группы, с помощью анкетирования (оценка отношений подростка с классом).

Исследования проводились с 6 апреля по 30 апреля 2010г.

В эксперименте принимали участие учащиеся Симферопольской ОШ№4. Испытуемые 8-В класс, количество испытуемых – 19  человек.

Для решения поставленных в работе задач, был использован ряд методик:

1.      Метод социометрических измерений

2.      Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса

3.      Анкета «Оценка отношений подростка с классом».

Метод социометрических измерений

Термин «социометрия» означает измерение межличностных взаимоотношений в группе. Основоположник социометрии известный американский психиатр и социальный психолог Дж. Морено не случайно так назвал этот метод. Совокупность межличностных отношений в группе составляет, по Дж. Морено, ту первичную социально-психологическую структуру, характеристики которой во многом определяют не только целостные характеристики группы, но и душевное состояние человека. [10]

Социометрическая техника применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.

Испытуемым предлагалось ответить на 4 вопроса, каждому члену группы нужно было указать свое отношение к другим членам группы по выделенным критериям (например, с точки зрения совместной работы, проведения досуга и т.д.).

СОЦИОМЕТРИЧЕСКАЯ КАРТОЧКА

Тип

Критерии

Выборы

1.

Работа

а) «Кого из своего класса вы бы предпочли видеть в качестве старосты группы?»

б) «Кого из своего класса вы бы не хотели видеть в качестве старосты группы?»

 

 

 

2.

Досуг

а) «Кого из своих одноклассников вы бы пригласили на свой день рождения?»

б) «Кого из своих одноклассников вы бы не хотели приглашать на свой день рождения?»

 

 

 

 

Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса

Данная методика состоит 30 вопросов, для изучения личностной предрасположенности личности  к конфликтному поведению. [10]

Для описания типов поведения людей в конфликтных ситуациях К. Томас применяет двухмерную модель регулирования конфликтов, основополагающими измерениями в которой являются кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов. Соответственно этим двум основным измерениям К. Томас выделяет следующие способы урегулирования конфликтов: конкуренции (соревнования), приспособления, компромисс, избегание, сотрудничество.

В своем опроснике по выявлению типичных форм поведения К. Томас описывает каждый из пяти перечисленных возможных вариантов двенадцатью суждениями о поведении индивида в конфликтной ситуации. В различных ситуациях они сгруппированы в 30 пар, в каждой из которых респонденту предлагается выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения.

По каждому из пяти разделов опросника (соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление) подсчитывается количество ответов, совпадающих с ключом.

Полученные количественные оценки сравниваются между собой для выявления наиболее предпочитаемой формы социального поведения испытуемого в ситуации конфликта, тенденции его взаимоотношений в сложных условиях.

Анкета «Оценка отношений подростка с классом»

Анкета состоит из 14 пунктов-суждений, содержащих три альтернативных выбора. В каждом пункте альтернативы расположены в случайном порядке. Каждая альтернатива соответствует определенному типу восприятия индивидом группы. [10]

Предлагаемая методика позволяет выявить три возможных «типа» восприятия индивидом группы. При этом в качестве показателя типа восприятия выступает роль группы в индивидуальной деятельности воспринимающего.

Тип 1. Индивид воспринимает группу как помеху своей деятельности или относится к ней нейтрально. Группа не представляет собой самостоятельной ценности для индивида. Это проявляется в уклонении от совместных форм деятельности, в предпочтении индивидуальной работы, в ограничении контактов. Этот тип восприятия индивидом группы можно назвать «индивидуалистическим».

Тип 2. Индивид воспринимает группу как средство, способствующее достижению тех или иных индивидуальных целей. При этом группа воспринимается и оценивается с точки зрения ее «полезности» для индивида. Отдается предпочтение более компетентным членам группы, способным оказать помощь, взять на себя решение сложной проблемы или послужить источником необходимой информации. Данный тип восприятия индивидом группы можно назвать «прагматическим».

Тип 3. Индивид воспринимает группу как самостоятельную ценность. На первый план для индивида выступают проблемы группы и отдельных ее членов, наблюдается заинтересованность, как в успехах каждого члена группы, так и группы в целом, стремления внести свой вклад в групповую деятельность. Проявляется потребность в коллективных формах работы. Этот тип восприятия индивидом своей группы может быть назван «коллективистическим».

По каждому пункту анкеты испытуемые должны выбрать наиболее подходящую им альтернативу в соответствии с предлагаемой инструкцией.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов

Социометрическое исследование структуры взаимоотношения в группе

В исследовании принимали участие ученики 8–В класса Симферопольской ОШ №4. В классе было 20 учеников: 15 девочек и 5 мальчиков. Возраст детей 12 – 13 лет. Класс давно сформировался, дети друг друга знают с первого класса, в начале учебного года в класс прибыла ученица – Халилова Эмине, в связи с переменой места жительства. В исследовании не принимал участие Кудряшов Григорий в связи с переломом ноги.

Ученикам было предложено самостоятельно ответить на 4 вопроса:

- «Кого из своего класса вы бы предпочли видеть в качестве старосты группы?»

- «Кого из своего класса вы бы не хотели видеть в качестве старосты группы?»

- «Кого из своих одноклассников вы бы пригласили на свой день рождения?»

- «Кого из своих одноклассников вы бы не хотели приглашать на свой день рождения?».

Результаты были представлены в виде матриц (cм. приложение1,1.2).

С первого по четвертый класс классным руководителем у них была Макарова Ирина Александровна. Ученики с восторгом отзываются об учителе начальных классов, она была второй мамой и всегда во всем помогала и обучала, смогла сформировать хороший фундамент, привить детям такие качества как трудолюбие, целеустремленность, любовь к ближним, уважение к старшим.

Начиная с пятого по седьмой класс классным руководителем была Курсон Ирина Владимировна. В данный момент классным руководителем является учитель физики Рябчинская Наталья Александровна. Это ответственный, гуманный педагог со стажем, легко находит общий язык с классом, постоянно проводит классные часы на различные темы, ученики с уважением к ней относятся.

Общая успеваемость в этом классе в норме. Дети дружные, делятся на малые группы, изгоев в классе нет. Особой борьбы за успеваемостью в этом классе нет, многие из учеников углубляются в отдельные предметы, т.к. определились с будущей профессией. Конечно, учащиеся любят получать высокие оценки и огорчаются при низких или отрицательные результатах. Когда ученики получают низкие оценки, то многие из них стремятся их исправить.

В этом классе есть как сильные, так и слабые ученики. Но при этом чувствуется сплоченность коллектива, на контрольных работах друг друга выручают. Сильные ученики помогают слабым, дают списывать домашнее задание, при этом объясняя тему, чтобы слабый ученик, хоть как-то ориентировался в предмете.

Класс очень активный, дети принимают участие в жизни школы. Пишут стенгазеты, очень много девочек их класса участвуют в спортивных соревнованиях, олимпиадах, в воспитательных мероприятиях. На 9 мая ученицы ходили домой к ветеранам войны поздравлять их с Днем Победы.

Помимо занятий в школе, некоторые ученики посещают различные кружки. Брюзгина Екатерина, Крутикова Маргарита, Кузнецова Евгения и Литвиненко Маргарита дополнительно занимаются английским языком. Древетняк Екатерина, Литвиненко Маргарита, Сливка Лилия увлекаются волейболом. Кузнецова Евгения и Древетняк Екатерина занимаются русско-народными танцами. Дзына Анастасия увлекается музыкой, играет на скрипке и фортепиано.

Мусаэлян Алина ходит на спортивные танцы, увлекается музыкой, активная, коммуникабельная. Крутикова Маргарита серьёзно занимается английским языком, в будущем хочет стать переводчиком. Кузнецова Евгения очень творческая натура, пишет стихи, увлекается танцами и углубленно изучает английский язык. Халилова Эмине – скромная, спокойная, веселая, на уроках не активна. Год занималась хип – хопом, в данный момент увлекается восточными танцами.

К физическому труду дети привыкли. Когда классный руководитель заходит в класс с объявлением о субботнике, дети соглашаются, но с условием, что пойдут всем классом.

Должность старосты в 8- В классе занимает – Лукина Анастасия. В редколлегию входят: Крутикова Маргарита, Сливка Лилия, Кузнецова Евгения. Все стенгазеты, плакаты и стенды под их ответственностью. Юнусова Севиля ведет журнал за посещаемостью учеников.

По результатам социометрического исследования, лидерами в классе являются Брюзгина Екатерина, Литвиненко Маргарита. Екатерина явный лидер, отличница, к её мнению многие прислушиваются, обращаются за помощью, она авторитет класса. Самостоятельная, целеустремленная, веселая, активная, коммуникабельная.

Литвиненко Маргарита – веселая, находчивая, целеустремленная, общительная. Учится на отлично, изучает английский язык, занимается волейболом и танцами.

Кузнецова Евгения – старательная, веселая, улыбчивая,  активная девочка. Одноклассники считают её «не такой как все». Она творческий человек пишет стихи, ходит на танцы, углубленно изучает английский язык. В классе общается со многими девочками, но лучшего друга в классе нет.

Информация о работе Особенности психологических трудностей в общении подростков