Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 10:55, курсовая работа
Цель исследования заключалась в выявлении особенностей проявления лидерских качеств у студентов с разным типом темперамента.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические подходы рассмотрения проблемы лидерства.
2. Определить тип темперамента студентов.
Введение
Глава I. Теоретические основы рассмотрения феномена темперамента
1. Понятие о темпераменте и его свойствах
1.1.Психологическая характеристика типов темперамента
Глава II. Постановка проблемы лидерства в современной психологии
2. Психологическая характеристика лидерства
2.1. Теории лидерства и черт личности лидерства
Глава III. Экспериментальное изучение особенностей проявления лидерских качеств у студентов с разным типом темперамента
3. Организация и методы исследования
3.1. Описание результатов исследования по выявлению специфики проявления лидерских качеств у студентов с разным типом темперамента
Заключение
Список литературы
Мы выяснили, что у амбивертов доминирует средняя степень влияния. Испытуемые обладают некоторым влиянием на других, но эта способность выражена умеренно. Высокая степень влияния амбивертов не прослеживается.
Учитывая это, можно сделать вывод о том, что амбиверты имеют некоторую способность влиять на других, но эта способность у них мало выражена, и они не имеют в этом потребности.
Следующим тип выраженности лидерских качеств мы проследили на примере интровертов (таблица 3).
Таблица 3. Степень выраженности лидерства у интровертов
№ испытуемого | Слабая степень выраженности | Средняя степень выраженности | Сильная степень выраженности | диктат |
1 | + |
|
|
|
2 | + |
|
|
|
3 | + |
|
|
|
4 | + |
|
|
|
5 |
| + |
|
|
6 | + |
|
|
|
7 | + |
|
|
|
8 |
| + |
|
|
9 | + |
|
|
|
10 | + |
|
|
|
Здесь мы так же выявили, что преобладающим является слабая степень выраженности. Нет склонности к диктату. Испытуемые данного типа не любят быть в центре внимания, в детстве они не любили руководить играми. Испытывают необходимость в советчике, отмечается нерешительность в действиях.
Имея эти результаты, прослеживаем степень влияния интровертов (таблица 4).
Мы видим, что у интровертов преобладающим является средняя степень влияния. Они обладают задатками, для того, чтобы влиять на окружающих, но не всегда чувствуют себя вполне уверенно. Чувствуют потребность делать что-то для окружающих, однако отношение к людям не принимает крайних проявлений. Это спокойные, склонные к самоанализу люди. Сдержаны и отдалены от всех, кроме близких друзей. Контролирует свои чувства, его нелегко вывести из себя. Обладает пессимистичностью, высоко ценит нравственные нормы.
Таблица 4. Степень влияния интровертов на окружающих
№ | Низкая степень влияния | Средняя степень влияния | Высокая степень влияния |
1 |
| + |
|
2 | + |
|
|
3 |
| + |
|
4 |
| + |
|
5 |
|
| + |
6 |
| + |
|
7 | + |
|
|
8 |
|
| + |
9 |
| + |
|
10 |
| + |
|
Имея это, делаем вывод о том, что интроверты более склонны к лидерству, хотя не имеют в этом большую потребность, и делают это крайне не охотно, и без фанатизма. Им сложно сделать какой-либо выбор без участия советчиков. Планируют и обдумывают свои действия заранее, не доверяют внезапным побуждениям, серьезно относятся к принятию решений.
Следующий тип, в котором мы проследим выраженность лидерских качеств это экстраверты (таблица5).
Проведя методику, мы видим, что у данного типа наиболее выражена средняя степень лидерских качеств. Так же отметим, что у экстравертов проявляется склонность к сильной степени выраженности. Это говорит о том, что эти люди могут влиять на мнение других, не против поучаствовать в споре, и имеют возможность переубедить своего собеседника. Иногда их называют людьми, которые подчиняют и свои и чужие интересы интересам дела.
Таблица 5. Степень выраженности лидерства у экстравертов
№ испытуемого | Слабая степень выраженности | Средняя степень выраженности | Сильная степень выраженности | диктат |
1 |
| + |
|
|
2 |
|
| + |
|
3 |
| + |
|
|
4 |
| + |
|
|
5 |
| + |
|
|
6 |
|
| + |
|
7 | + |
|
|
|
8 |
| + |
|
|
9 |
| + |
|
|
10 |
|
| + |
|
11 |
| + |
|
|
12 | + |
|
|
|
13 |
| + |
|
|
14 |
|
| + |
|
Для окончательного анализа данного типа, проведем методику для выявления степени влияния экстравертов на других людей (таблица 6).
Итак, мы видим, что у экстравертов доминантным является средняя степень влияния, но так же есть и способность к высокой степени влияния. Это говорит о том что люди этого типа вполне могут быть лидерами. Их характеризует общительность и обращенность вовне, широкий круг знакомств, необходимость в контактах. Они действуют под влиянием момента, бывают импульсивны, вспыльчивы. Но при этом они вполне веселы и добродушны. Предпочитают движение и действие, имеют тенденцию к агрессивности. Чувства и эмоции экстравертов не имеют строгого контроля, склонны к рискованным поступкам.
Таблица 6. Степень влияния экстравертов на окружающих
№ | Низкая степень влияния | Средняя степень влияния | Высокая степень влияния |
1 |
| + |
|
2 |
| + |
|
3 |
| + |
|
4 | + |
|
|
5 |
| + |
|
6 |
| + |
|
7 |
|
| + |
8 |
| + |
|
9 |
| + |
|
10 |
| + |
|
11 |
|
| + |
12 | + |
|
|
13 |
| + |
|
14 |
| + |
|
Итак, проведя данные методики, проанализировав все типы, можем сделать вывод о том, что наиболее расположенными к лидерству являются экстраверты. Их организаторские способности на более высоком уровне, и способность к общению выше, чем у других типов. Благодаря их способности легко идти на контакт с людьми, экстраверты могут с легкостью добиться намеченной цели. А способность поддерживать и направлять разговор в нужное им русло, только помогает им.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема лидерства уже давно волнует исследователей и ученых. Для того чтобы попробовать разобраться в ней мы освятили теоретические основы лидерства и темперамента, и попробовали проследить взаимосвязь между ними.
В начале работы мне предположили, что личностные особенности зависят от биологических свойств человеческого организма, т.е. лидерство и темперамент, безусловно, связанны. И, на мой взгляд, получили тому подтверждение, т.к. у лидеров имеется определенные биологические предпосылки, определенные черты и свойства темперамента, а их содержательные свойства являются в высшей степени зрелыми.
Таким образом, личность – это сложная система формально-динамических свойств темперамента, черт и социально-обусловленных свойств. Структура личности – это организованная иерархия отдельных биологически детерминированных свойств, входящих в определенные соотношения и образующих определенные типы темперамента и черт, а также совокупность содержательных свойств, составляющих, своего рода, «Я» человека.
В своей работе мы постарались освятить:
- общее представление о темпераменте (свойства темпераментов, психологическую характеристику темпераментов);
- общее представление о лидерстве (теории лидерства, типы лидерства, качества, присущие лидеру).
Также попыталась экспериментально выяснить, имеется ли между лидерством и свойствами темперамента связь. Для этого, после того как были получены первичные данные (результаты тестирования), был произведен анализ полученных результатов. После сравнения результатов, показали, что связь между свойствами темперамента и лидерством существует, т.е. гипотеза, выдвинутая в начале исследования, подтвердилась.
Информация о работе Особенности проявления лидерсих качеств у студентов с разным типом темперамента