Особенности проявления лидерсих качеств у студентов с разным типом темперамента

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 10:55, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования заключалась в выявлении особенностей проявления лидерских качеств у студентов с разным типом темперамента.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические подходы рассмотрения проблемы лидерства.
2. Определить тип темперамента студентов.

Содержание

Введение
Глава I. Теоретические основы рассмотрения феномена темперамента
1. Понятие о темпераменте и его свойствах
1.1.Психологическая характеристика типов темперамента
Глава II. Постановка проблемы лидерства в современной психологии
2. Психологическая характеристика лидерства
2.1. Теории лидерства и черт личности лидерства
Глава III. Экспериментальное изучение особенностей проявления лидерских качеств у студентов с разным типом темперамента
3. Организация и методы исследования
3.1. Описание результатов исследования по выявлению специфики проявления лидерских качеств у студентов с разным типом темперамента
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

моя курсовая.doc

— 216.50 Кб (Скачать)

 

Мы выяснили, что у амбивертов доминирует средняя степень влияния. Испытуемые обладают некоторым влиянием на других, но эта способность выражена умеренно. Высокая степень влияния амбивертов не прослеживается.

Учитывая  это, можно сделать вывод о том, что амбиверты имеют некоторую способность влиять на других, но эта способность у них мало выражена, и они не имеют в этом потребности.

Следующим тип выраженности лидерских качеств мы проследили на примере интровертов (таблица 3).

 

 

Таблица 3. Степень выраженности лидерства у интровертов

№ испытуемого

Слабая степень выраженности

Средняя степень выраженности

Сильная степень выраженности

диктат

1

+

 

 

 

2

+

 

 

 

3

+

 

 

 

4

+

 

 

 

5

 

+

 

 

6

+

 

 

 

7

+

 

 

 

8

 

+

 

 

9

+

 

 

 

10

+

 

 

 

 

Здесь мы так же выявили, что преобладающим является слабая степень выраженности. Нет склонности к диктату. Испытуемые данного типа не любят быть в центре внимания, в детстве они не любили руководить играми. Испытывают необходимость в советчике, отмечается нерешительность в действиях.

Имея эти результаты, прослеживаем степень влияния интровертов (таблица 4).

Мы видим, что у интровертов преобладающим является средняя степень влияния. Они обладают задатками, для того, чтобы влиять на окружающих, но не всегда чувствуют себя вполне уверенно. Чувствуют потребность делать что-то для окружающих, однако отношение к людям не принимает крайних проявлений. Это спокойные, склонные к самоанализу люди. Сдержаны и отдалены от всех, кроме близких друзей. Контролирует свои чувства, его нелегко вывести из себя. Обладает пессимистичностью, высоко ценит нравственные нормы.

 

Таблица 4. Степень влияния интровертов на окружающих

Низкая степень влияния

Средняя степень влияния

Высокая степень влияния

1

 

+

 

2

+

 

 

3

 

+

 

4

 

+

 

5

 

 

+

6

 

+

 

7

+

 

 

8

 

 

+

9

 

+

 

10

 

+

 

 

Имея это, делаем вывод о том, что интроверты более склонны к лидерству, хотя не  имеют в этом большую потребность, и  делают это крайне не охотно, и без фанатизма. Им сложно сделать какой-либо выбор без участия советчиков. Планируют и обдумывают свои действия заранее, не доверяют внезапным побуждениям, серьезно относятся к принятию решений.

Следующий тип, в котором мы проследим выраженность лидерских качеств это экстраверты (таблица5).

Проведя методику, мы видим, что у  данного типа наиболее  выражена средняя степень лидерских качеств. Так же отметим, что у экстравертов проявляется склонность к сильной степени выраженности. Это говорит о том, что эти люди могут влиять на мнение других, не против поучаствовать в споре, и имеют возможность переубедить своего собеседника. Иногда их называют людьми, которые подчиняют и свои и чужие интересы интересам дела.

 

 

 

Таблица 5. Степень выраженности лидерства у экстравертов

№ испытуемого

Слабая степень выраженности

Средняя степень выраженности

Сильная степень выраженности

диктат

1

 

+

 

 

2

 

 

+

 

3

 

+

 

 

4

 

+

 

 

5

 

+

 

 

6

 

 

+

 

7

+

 

 

 

8

 

+

 

 

9

 

+

 

 

10

 

 

+

 

11

 

+

 

 

12

+

 

 

 

13

 

+

 

 

14

 

 

+

 

 

 

Для окончательного анализа данного типа, проведем методику для выявления степени влияния экстравертов на других людей (таблица 6).

Итак, мы видим, что у экстравертов доминантным является средняя степень влияния, но так же есть и способность к высокой степени влияния. Это говорит о том что люди этого типа вполне могут быть лидерами. Их характеризует общительность и обращенность вовне, широкий круг знакомств, необходимость в контактах. Они  действуют под влиянием момента, бывают импульсивны, вспыльчивы. Но при этом они вполне веселы и добродушны. Предпочитают движение и действие, имеют тенденцию к агрессивности. Чувства и эмоции экстравертов не имеют строгого контроля, склонны  к рискованным поступкам.

 

Таблица 6. Степень влияния экстравертов на окружающих

Низкая степень влияния

Средняя степень влияния

Высокая степень влияния

1

 

+

 

2

 

+

 

3

 

+

 

4

+

 

 

5

 

+

 

6

 

+

 

7

 

 

+

8

 

+

 

9

 

+

 

10

 

+

 

11

 

 

+

12

+

 

 

13

 

+

 

14

 

+

 

 

Итак, проведя данные методики, проанализировав все типы, можем сделать вывод о том, что наиболее расположенными к лидерству являются экстраверты. Их организаторские способности на более высоком уровне, и способность к общению выше, чем у других типов. Благодаря их способности легко идти на контакт с людьми, экстраверты могут с легкостью добиться намеченной цели. А способность поддерживать и направлять разговор в нужное им русло, только помогает им.

 


 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема лидерства уже давно волнует исследователей и ученых. Для того чтобы попробовать разобраться в ней мы освятили теоретические основы лидерства и темперамента, и попробовали проследить взаимосвязь между ними.

В начале работы мне предположили, что личностные особенности зависят от биологических свойств человеческого организма, т.е. лидерство и темперамент, безусловно, связанны. И, на мой взгляд, получили тому подтверждение,  т.к. у лидеров имеется определенные биологические предпосылки, определенные черты и свойства темперамента, а их содержательные свойства являются в высшей степени зрелыми.

Таким образом, личность – это сложная система формально-динамических свойств темперамента, черт и социально-обусловленных свойств. Структура личности – это организованная иерархия отдельных биологически детерминированных свойств, входящих в определенные соотношения и образующих определенные типы темперамента и черт, а также совокупность содержательных свойств, составляющих, своего рода,  «Я» человека.

В своей работе мы постарались освятить:

- общее представление о темпераменте (свойства темпераментов, психологическую характеристику темпераментов);

- общее представление о лидерстве (теории лидерства, типы лидерства, качества, присущие лидеру).

Также попыталась экспериментально выяснить, имеется ли между лидерством и свойствами темперамента связь. Для этого, после того как были получены первичные данные (результаты тестирования), был произведен анализ полученных результатов. После сравнения результатов, показали, что связь между свойствами темперамента и лидерством существует, т.е. гипотеза, выдвинутая в начале исследования, подтвердилась.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Особенности проявления лидерсих качеств у студентов с разным типом темперамента