Особенности проявления лидерсих качеств у студентов с разным типом темперамента

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 10:55, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования заключалась в выявлении особенностей проявления лидерских качеств у студентов с разным типом темперамента.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические подходы рассмотрения проблемы лидерства.
2. Определить тип темперамента студентов.

Содержание

Введение
Глава I. Теоретические основы рассмотрения феномена темперамента
1. Понятие о темпераменте и его свойствах
1.1.Психологическая характеристика типов темперамента
Глава II. Постановка проблемы лидерства в современной психологии
2. Психологическая характеристика лидерства
2.1. Теории лидерства и черт личности лидерства
Глава III. Экспериментальное изучение особенностей проявления лидерских качеств у студентов с разным типом темперамента
3. Организация и методы исследования
3.1. Описание результатов исследования по выявлению специфики проявления лидерских качеств у студентов с разным типом темперамента
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

моя курсовая.doc

— 216.50 Кб (Скачать)

«Теория черт лидера» исходит из того, что лидерами люди рождаются.

Ряд врож­денных свойств и характеристик индивида (сила и подвижность нервных процессов, экстравертированность, способность к эмпатии—сочувствию, ярко выраженные эвристические и интел­лектуальные способности), как утверждают сторонники этой теории, позволяют ему занять господствующее положение в любой ситуации и взять на себя роль ведущего, т. е. лидера. В жизни имеется сколько угодно случаев, когда лица, отмеченные силь­ной волей, интеллектом и другими достоинствами, так и не стали лидерами. По данным Е.Дженнингс, почти в каждой группе есть члены, превосходящие лидеров по уму, способно­стям, однако они не имеют статуса лидера.

В 50-х годах «теорию черт лидера» сменила концепция «лидерства как функции группы» (Р. Крачфилд, Д. Креч, Г. Хоманс), а также «теория лидерства как функции ситуации» (Р. Бейлс, Т. Ньюком, А. Харе).

Теория «лидерства как функции группы» исходила из того, что феномен

лидерства есть результат внутригруппового разви­тия, все члены группы в той или иной степени участники этого процесса, а лидер—это член группы с наибольшим статусом, который наиболее последовательно придерживается норм и ценностей группы.

Третья точка зрения  «теория лидерства как функции си­туации» — в настоящее время самая распространенная. Наблюдения над тем, как одни и те же лица в разных группах могут занимать разное положение, играя в них различные социальные и межличностные роли (ребенок может быть лидером среди ребят своего двора и «отвергаемым» в классе; учитель может быть лидером в своем коллективе и «ведомым» в семье и т.д.), привели исследователей к выводу, что лидерство — это не столько функция личности или группы, сколько результат сложного и многопланового влияния различных факторов и ситуаций.

Подход к личности с точки зрения ролей, которые принимает она на себя, дал повод рассматривать различные факто­ры (ситуации) как моменты, с которых и начинается выдвиже­ние лидера. Отсюда и тезис, что специфика лидерства как функ­ции ситуации и роли заключается в том, что эту роль лидеру не «дают», а он ее «берет» сам. Лидер—это тот, кто в определенной ситуации берет на себя большую ответ­ственность за выполнение групповых задач, чем все остальные.

В пределах одного школьного класса всегда можно выде­лить школьников, которым лучше других дается организация и проведение спортивных, культурно-массовых, общественно полезных, туристских и других мероприятий. Имеются случаи, когда в группе появляется универсальный лидер (он и самый подходящий капитан волейбольной команды, и самый лучший капитан команды КВН, только он может лучше других органи­зовать проведение вечера или выпуск стенной газеты, только с ним можно быть уверенным, что в походе быстро разобьешь палатки и т.д.). Однако, как правило, в различных ситуациях выдвигаются различные лидеры. Еще в 50-х годах Р. Бейлс экспериментально выявил, что в каждой малой группе выдвигается как минимум два типа ли­деров: эмоциональный и  инструментальный. Функция эмоцио­нального лидера—психологический климат в группе, забота об оптимальном урегулировании межличностных отношений. Обычно он выступает в роли арбитра, советчика. Инструмен­тальный лидер — тот член группы, который берет на себя ини­циативу в специфических видах деятельности (благодаря своей особой компетентности в тех или иных делах) и координирует общие усилия по достижению цели. К подобным выводам при­шли и другие американские исследователи. В советской лите­ратуре было отмечено, что, правильно понимая роль ситуации для проявления лидерства, американские исследователи, одна­ко, определяют саму ситуацию лишь как сумму неких психологических ожиданий группы.

Если верно, что лидер должен пси­хологически соответствовать ожиданиям группы, то уже совер­шенно неправомерно сводить ситуации к психологическим состояниям.

Исследование   лидерства,   проведенное Н. С. Жеребовой, показало, что специфическая сфера деятельности (учеба, общественно-полезный труд, общественная работа, отдых) выдвигает своего инструмен­тального (или, что одно и то же, ситуативного) лидера. Такие же данные получены и в работе, выполненной под руководст­вом В. В. Шпалинского. При исследовании студенческих и тру­довых коллективов в большинстве случаев лидерами в четырех названных сферах оказались различные люди. Полное совпаде­ние лидеров в одном лице в ситуациях совместной работы, уче­бы, общественно полезной деятельности и отдыха наблюдалось только в единичных случаях. В этой связи заслуживает внима­ния определение лидера, данное Б. Д. Парыгиным: «Лидер —  это член группы, который спонтанно выдвигается на роль не­официального руководителя в условиях определенной, специфической, как правило, достаточно значимой ситуации, чтобы обеспечить организацию совместной коллективной деятельности людей для наиболее быстрого и успешного достижения общей цели».

На протяжении многих лет учёные пытались выделить основные особенности лидера. Но в ходе своих исследований им не удавалось выявить определённое количество черт личности, их было слишком много или же их определённое количество не подтверждалось дальнейшей практикой. Я предлагаю рассмотреть некоторые попытки.

Р. Столдилл выделил 5 таких черт:

· Ум или интеллектуальные способности

· Господство или преобладание над другими

· Уверенность в себе

· Активность и энергичность

· Знание  дела

Но оказалось, что человек, обладающий всеми этими качествами, не обязательно является лидером. В процессе последующего изучения этого вопроса исследователи выделили четыре группы лидерских качеств: физиологические, психологические, интеллектуальные и личностно-деловые. Но и эти качества не явились гарантом лидерства.

Фрэнк Карделл не ставил перед собой задачу определить качества, необходимые для формирования лидерства. В своей книге он предлагает восемнадцать так называемых «разъединителей». Это черты характера и привычки, которые «разъединяют» нас от лидерства. Ниже следует перечень этих «разъединителей».

· Низкая самооценка и отсутствие уважения к себе

· Чрезмерная склонность к обману, отговоркам, оправданиям

· Внутренние картины в сознании, удерживающие нас на месте

· Нежелание простить и отпустить

· Недостаточное использование своего воображения

· Пренебрежение по отношению к своему творческому потенциалу

· Потребность быть всегда правым

· Слабые коммуникативные способности: неумение слушать и говорить

· Неспособность примирится со своими страхами

· Отсутствие ясных целей

· Недостаток обязательности

· Боязнь риска

· Неспособность принять ответственность за свою жизнь

· Потеря надежды

· Недостаток мужества

· Неумение фантазировать и мечтать

· Отсутствие любви к себе

· Тщеславие

Глава III. Экспериментальное изучение особенностей проявления лидерских качеств у лиц с разным типом темперамента

 

3.1. Организация и методы исследования. 

Исследования особенностей проявления лидерских качеств проходило на базе БПГУ им В.М.Шукшина.

В исследовании принимало участие 28 студентов Факультета Психологии, средний возраст испытуемых 21 год, преимущественно женского пола.

В качестве методов исследования лидерских качеств использовались следующие методики: опросник Г.Айзенка по определению типа темперамента, тест «Лидер», опросник «Ведущий или ведомый».

Ход исследования:

Цель исследования: определить уровни экстраверсии, интроверсии студентов, затем выяснить степень выраженности лидерских качеств, возможность влияния на других.

Материал и оборудование: тест - опросник  Г.Азенка, состоящий из 57 вопросов; тест «Лидер» », опросник  «Ведущий или ведомый» бланк ответов, ручка или карандаш.

Тест – опросник Г.Айзенка направлен на выявления типа темперамента. Тест «Лидер» выявляет лидерские качества и степень их выраженности. Опросник «Ведущий или ведомый» направлен на выявление уровня способностей влияния на окружающих.

 

 

 

 

 

 

 

3.2. Описание результатов исследования

Для определения уровня экстраверсии, интроверсии, мы провели

тест-опросник Г.Айзенка, и получили следующие результаты (рис.1)

 

 

Рис.1. Распределение студентов по типам темперамента (N=28)

 

Из общей выборки (28 человек) нами было выделено, что к амбивертам относятся 4 человека (15% испытуемых), к интровертам относятся 10 человек (35% испытуемых), и к экстравертам относятся 14 человек (50%испытуемых).

Затем у каждого из этих типов мы проследили степень выраженности лидерских качеств (таблица 1).

 

Таблица 1. Степень выраженности лидерства у амбивертов

 

№ испытуемого

Слабая степень выраженности

Средняя степень выраженности

Сильная степень выраженности

диктат

1

+

 

 

 

2

 

+

 

 

3

 

+

 

 

4

+

 

 

 

 

 

При обработке результатов, мы получили, что у амбевертов выражена слабая и средняя степень лидерских качеств. Это говорит о том, что у испытуемых с данным типом выраженности лидерства способность влияния на других людей выражена умеренно. Они  бывают нерешительны, легко теряются, когда окружающие не согласны с их мнением, не поддерживают их, стараются избегать горячих дискуссий, их могут использовать и злоупотреблять ими окружающие.

Далее, для целостности я ясности мы выяснили насколько сильно оказывают влияния амбиверты на своих собеседников, используя опросник «Ведущий или ведомый» (таблица 2)

 

Таблица 2. Степень влияния амбивертов на окружающих

Низкая степень влияния

Средняя степень влияния

Высокая степень влияния

1

 

+

 

2

 

+

 

3

+

 

 

4

 

+

 

Информация о работе Особенности проявления лидерсих качеств у студентов с разным типом темперамента