Особенности проявления лидерсих качеств у студентов с разным типом темперамента

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 10:55, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования заключалась в выявлении особенностей проявления лидерских качеств у студентов с разным типом темперамента.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические подходы рассмотрения проблемы лидерства.
2. Определить тип темперамента студентов.

Содержание

Введение
Глава I. Теоретические основы рассмотрения феномена темперамента
1. Понятие о темпераменте и его свойствах
1.1.Психологическая характеристика типов темперамента
Глава II. Постановка проблемы лидерства в современной психологии
2. Психологическая характеристика лидерства
2.1. Теории лидерства и черт личности лидерства
Глава III. Экспериментальное изучение особенностей проявления лидерских качеств у студентов с разным типом темперамента
3. Организация и методы исследования
3.1. Описание результатов исследования по выявлению специфики проявления лидерских качеств у студентов с разным типом темперамента
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

моя курсовая.doc

— 216.50 Кб (Скачать)


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВПО

«БИЙСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОССУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ В.М.ШУКШИНА»

(ГОУ ВПО «БПГУ»)

Факультет психологии

Кафедра теоретической и прикладной психологии

 

 

 

 

 

 

 

 

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ

ЛИДЕРСИХ КАЧЕСТВ У СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ ТИПОМ ТЕМПЕРАМЕНТА

 

Курсовая работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель:

студентка 3 курса П-ПП072 группы

факультета психологии

Мельничук Анна Сергеевна

                             

Научный руководитель:   

канд. психол. наук,

доцент кафедры ТиПП

Маликова Елена Владимировна

 

                           

 

 

Бийск – 2010

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение

3

Глава I. Теоретические основы  рассмотрения феномена темперамента

6

1. Понятие о темпераменте и его свойствах

6

1.1.Психологическая характеристика типов темперамента

 

10

Глава II. Постановка проблемы лидерства в современной психологии

14

2. Психологическая характеристика лидерства

14

2.1. Теории лидерства и черт личности лидерства

19

Глава III. Экспериментальное изучение особенностей проявления лидерских качеств у студентов с разным типом темперамента 

23

3. Организация и методы исследования

23

3.1. Описание результатов исследования по выявлению специфики проявления лидерских качеств у студентов с разным типом темперамента

24

Заключение

31

Список литературы

33

Приложение

35

 


ВВЕДЕНИЕ

    

Фрэнк Карделл утверждал, что Лидерство начинается тогда, когда начинаемся мы.

В нашем сегодняшнем мире не хватает лидеров в полном смысле этого слова. Будь то личная, профессиональная или социальная сфера, или же нечто более своеобразное или творческое, нам везде нужны лидеры. Не быть лидером – это то же самое, что блуждать ночью в огромном лесу без фонаря, компаса и карты. Лидерство – это не только умение вести за собой других, но и умение управлять собственной жизнью. Мы можем прожить всю жизнь, следуя за кем-нибудь, претворяя в жизнь чужие желания, потребности и мечты, принося в жертву свои собственные. Мы можем достичь того уровня развития, который поставили перед собой другие. Мы теряем большую часть своей способности самостоятельно определять каждый шаг своей жизни, а наша «личная сила» и «лидерство» оказываются не в наших руках, где они должны находиться, а в руках окружающих нас людей, культуры и общества.

Так же немаловажным в этом вопросе является принадлежность человека к какому-либо типу темперамента, т.к. каждый из темпераментов имеет свои положительные стороны, поэтому для успешной деятельности человека главные усилия должны быть направлены не на переделку темперамента, а на разумное использование его достоинств.

Однако  при   всем многообразии  подходов  к  проблеме,  ученые  и   практики   признают,   что темперамент  -  биологический  фундамент,  природная  основа,   на   котором формируется личность как социальное существо. То есть  темперамент  отражает динамические  аспекты  поведения,  преимущественно  врожденного   характера, поэтому свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению  с другими  психическими  особенностями  человека,  и  одинаково  проявляясь  в разнообразной деятельности независимо  от  ее  содержания,  целей,  мотивов, остаются постоянными и в зрелом возрасте и во взаимосвязи характеризуют  тип темперамента. Поэтому нам нужно узнать какая все-таки существует взаимосвязь между способностью быть лидером и  темпераментом человека.

Цель исследования заключалась в выявлении особенностей проявления лидерских качеств у студентов с разным типом темперамента. 

Объект исследования – лидерство как психологический феномен.

Предмет исследования – специфика проявления лидерских качеств у студентов с различным типом темперамента.

Гипотеза исследования строилась на предположении о том, что проявление лидерских качеств у студентов с различным типом темперамента имеет особенности, определяющиеся степенью выраженности данного качества.

Задачи исследования:

1.    Проанализировать теоретические подходы рассмотрения проблемы лидерства.

2.    Определить тип темперамента студентов.

3.    Исследовать проявление лидерства учащихся.

4.    Проанализировать специфику лидерства студентов с различным типом темперамента.

В качестве методов исследования использовались: анализ психолого-педагогического тестирования (опросник Г.Айзенка по определению типа темперамента, тест «Лидер», опросник  «Ведущий или ведомый»), методы качественного анализа (описание и сравнение данных).

Экспериментальная база. Исследование проводилось на базе БПГУ им.В.М.Шукшина. Выборку составили 28 студентов. В возрасте 21-22 года.

Практическая значимость работы состоит в возможности использования результатов экспериментального исследования в деятельности психологической службы, при составлении программ по гармонизации и развитию лидерских качеств у студентов с различным типом темперамента, в консультационной практике, ориентированной на повышение качества выполняемой студентов коллективной деятельности.

Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, трех глав (теоретические «Теоретические основы рассмотрения феномена темперамента», «Постановка проблемы лидерства в современной психологии» и практической «Экспериментальное изучение особенностей  проявления лидерских качеств у студентов с разным типом темперамента»), заключения, списка литературы (25 источников), приложения, содержит тексты опросников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Теоретические основы рассмотрения феномена темперамента

1.1. Понятие о темпераменте и его свойствах

Когда говорят о темпераменте, то имеют в виду многие психические различия между людьми - различия по глубине, интенсивности, устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу, энергичности действий и другие динамические, индивидуально-устойчивые особенности психической жизни, поведения и деятельности. Тем не менее темперамент и сегодня остается во многом спорной и нерешенной проблемой. Однако при всем многообразии подходов к проблеме, ученые и практики признают, что темперамент - биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо.

Темперамент отражает динамические аспекты поведения, преимущественно врожденного характера, поэтому свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека. Наиболее специфическая особенность темперамента заключается в том, что различные свойства темперамента данного человека не случайно сочетаются друг с другом, а закономерно связаны между собой, образуя определенную организацию, структуру, характеризующую 3 темперамента.

Итак, под темпераментом следует понимать индивидуально своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые, одинаково проявляясь в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов, остаются постоянными в зрелом возрасте и во взаимосвязи характеризуют тип темперамента.

К свойствам темперамента относятся индивидуальные особенности, которые:


1. Регулируют динамику психической деятельности в целом;
2. Характеризуют особенности динамики отдельных психических процессов;
3. Имеют устойчивый и постоянный характер и сохраняются в развитии на протяжении длительного отрезка времени;
4. Находятся в строго закономерном соотношении, характеризующем тип темперамента;
5. Однозначно обусловлены общим типом нервной системы.

Пользуясь определенными признаками, можно с достаточной определенностью отличить свойства темперамента от всех других психических свойств личности.

К свойствам темперамента можно отнести те отличительные, индивидуальные признаки человека, которые определяют собой динамические аспекты всех его видов деятельности, характеризуют особенности протекания психических процессов, имеют более или менее устойчивый характер, сохраняются в течение длительного времени, проявляясь вскоре после рождения (после того, как центральная нервная система приобретает специфически человеческие формы). Считают, что свойства темперамента определяются в основном свойствами нервной системы человека.

Советский психофизиолог В.М. Русалов, опираясь на новую концепцию свойств нервной системы, предложил на ее основе более современную трактовку свойств темперамента. Исходя из теории функциональной системы П.К.Анохина, включающей четыре блока хранения, циркулирования и переработки информации (блок афферентного синтеза, программирования (принятия решений), исполнения и обратной связи), Русалов выделил четыре связанные с ними свойствами темперамента, отвечающие за широту или узость афферентного синтеза (степень напряженности взаимодействия организма со средой), легкость переключения с одной программы поведения на другую, скорость исполнения текущей программы поведения и чувствительность к несовпадению реального результата действия с его акцептором.

В соответствии с этим традиционная психофизиологическая оценка темперамента изменяется и вместо двух параметров – активности и чувствительности – включает уже четыре компонента: эргичность
(выносливость), пластичность, скорость и эмоциональность
(чувствительность). Все эти компоненты темперамента, по мнению В.М.
Русалова, биологически и генетически обусловлены. Темперамент зависит от свойств нервной системы, а они в свою очередь понимаются как основные характеристики функциональных систем, обеспечивающих интегративную, аналитическую и синтетическую деятельность мозга, всей нервной системы в целом. Психологическая характеристика типов темпераментов определяется следующими основными его свойствами:

Сензитивность – об этом свойстве мы судим по тому, какова наименьшая сила внешних воздействий, необходимая для возникновения какой-либо психологической реакции человека, и какова скорость возникновения этой реакции.

Реактивность – об этом свойстве судят по тому, какова степень непроизвольности реакций на внешние или внутренние воздействия одинаковой силы.

Активность – об этом свойстве судят по тому, с какой степенью активности человек воздействует на внешний мир и преодолевает препятствия при осуществлении целей. Сюда относятся целенаправленность и настойчивость в достижении цели, сосредоточенность внимания в длительной работе.

Соотношение активности и реактивности – об этом свойстве судят по скорости протекания различных психологических реакций и процессов: скорости движений, темпу речи, находчивости, скорости запоминания, быстроте ума.

Пластичность и ригидность – об этом свойстве судят по тому, насколько легко и гибко приспосабливается человек к внешним воздействиям или, наоборот, насколько инертны и косны его поведение, привычки, суждения.

Экстраверсия и интроверсия – об этом свойстве судят по тому, от чего преимущественно зависит реакции и деятельность человека – от внешних впечатлений, возникающих в данный момент (экстравертированность) или от образов, представлений и мыслей, связанных с прошлым и будущим
(интровертированность).

Эмоциональная возбудимость – об этом свойстве судят по тому, насколько слабое воздействие необходимо для возникновения эмоциональной реакции и с какой скоростью она возникает.

Итак, исходя из вышеизложенного делаем вывод о том, что

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Психологическая характеристика типов темперамента

Древнегреческий врач Гиппократ, живший в 5 веке до н.э., описал четыре темперамента, которые получили следующие названия: сангвинический темперамент, флегматический темперамент, холерический темперамент, меланхолический темперамент. Он описал основные типы темпераментов, дал им характеристики, однако связывал темперамент не со свойствами нервной системы, а с соотношением различных жидкостей в организме: крови, лимфы и желчи. Первую классификацию темпераментов предложил Гален, и она в относительно малоизмененном виде дошла до наших дней. Последнее из известных ее описаний, которое используется и в современной психологии, принадлежит немецкому философу И. Канту.

И. Кант разделял темпераменты человека (проявления темперамента можно заметить и у высших животных) на два типа: темпераменты чувства и темпераменты деятельности.

Информация о работе Особенности проявления лидерсих качеств у студентов с разным типом темперамента