Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 12:16, реферат
Основой любой организации являются люди (коллектив), и без их функционирование организации невозможно. Трудовой коллектив – формальная (формализированная) общность людей, объединенных совместной деятельностью для достижения определенных целей (производство продукции, ремонт зданий, научные изыскания). Совокупность объектных условий, в которых оказываются люди в процессе совместной деятельности, предопределяет и ограничивает способы их взаимодействия. Количество потребностей, которые могут быть удовлетворены в общении, также оказывается ограниченным сложившимися обстоятельствами.
Введение.
Причины и функции конфликтов.
Способы разрешения конфликта.
Заключение.
Список литературы.
План
Введение.
Причины и функции конфликтов.
Способы разрешения конфликта.
Заключение.
Список литературы.
Введение.
Основой
любой организации являются люди
(коллектив), и без их функционирование
организации невозможно. Трудовой коллектив
– формальная (формализированная)
общность людей, объединенных совместной
деятельностью для достижения определенных
целей (производство продукции, ремонт
зданий, научные изыскания). Совокупность
объектных условий, в которых
оказываются люди в процессе совместной
деятельности, предопределяет и ограничивает
способы их взаимодействия. Количество
потребностей, которые могут быть
удовлетворены в общении, также
оказывается ограниченным сложившимися
обстоятельствами. В этой связи в
коллективах часто возникают
производственные ситуации, в ходе
которых между людьми обнаруживаются
противоречия по широкому кругу вопросов.
Сами по себе эти разногласия и
противоречия могут выступать в
качестве положительного фактора движения
творческой мысли. Однако, становясь
острыми, они могут препятствовать
успешной совместной работе и вести
к конфликтам.
Причины
и функции конфликтов.
Существуют
две противоположных точки
1)
конфликт является свойством
человеческого характера,
2)
конфликт вызывается
Мы придерживаемся идеи о том, что конфликт возникает из сложного взаимодействия многих сил, находящихся как вовне, так и внутри человека, то есть конфликт вызывается действием объективных и субъективных причин.
С
позиций материалистической методологии
социальный конфликт обусловлен в первую
очередь объективными социально-экономическими
детерминантами. Кроме того, конфликт
представляет собой сложное комплексное
явление, в котором присутствуют
социально-психологические
У.Ф. Линкольн классифицирует причины конфликтов по пяти основаниям: информация, структура, ценности, отношения и поведение и выделяет пять основных факторов (причин) конфликтов:
1) Информационный фактор— это та информация, которая приемлема для одной стороны и неприемлема для другой. Это может быть: неполная, неточная информация одной из сторон; нежелательное обнародование; недооценка фактов при решении спорных проблем; дезинформация, слухи и т.д.
2)
Структурный фактор—
3)
Ценностный фактор — те
— личные системы верований и поведения (предрассудки, предпочтения и т.д.);
— групповые системы верований и поведения;
— системы верований и поведения общества;
— ценности всего человечества;
— профессиональные ценности;
— религиозные, культурные, региональные, местные и политические ценности.
4)
Фактор отношения —
— основа отношений (добровольные или принудительные);
— сущность отношений (независимые, зависимые, взаимозависимые);
— ожидания от взаимоотношений;
— важность взаимоотношений;
— ценность взаимоотношений;
— длительность взаимоотношений;
— совместимость людей в процессе взаимоотношений;
Майерс говорит о том, что важна еще и история отношений. "Слишком часто мы пытаемся понять конфликт в изоляции от его исторических корней... Когда кто-то в конфликте указывает на нас пальцем, наша реакция основывается на содержании происходящего в данный момент, но также мы реагируем на все те разы, когда этот жест был использован по отношению к нам со злобой в прошлом.
5)
Поведенческий фактор — это
стратегия поведения в
В самом общем виде можно определить три класса причин возникновения конфликтов:
С точки зрения причин выделяется три типа конфликтов:
1.
Конфликт целей. Ситуация
2.
Конфликт взглядов, когда участвующие
стороны расходятся во
3. Конфликт чувств, когда у участников различны чувства и эмоции, лежащие в основе их отношений друг с другом как личностей. Люди просто вызывают друг у друга раздражение стилем своего поведения, ведения дел, взаимодействия.
Причины
возникновения конфликтных
1.
Недостатки в организации
2.
Неправильные действия
3.
Недостатки стиля работы и
неправильное поведение
4.
Расхождение мнений работников
в оценке явлений
5.
Нарушение внутригрупповых
6.
Противоречия интересов людей,
их функций в трудовой
7.
Несовместимость в силу
8.
Личностные характеристики
Мы считаем возможным дополнить этот перечень еще двумя причинами:
Также, говоря об организационном конфликте, стоит упомянуть о двух уровнях причин конфликтов: организационном (проблемы менеджмента) и психологическом (проблемы отношений между людьми)
Функции
конфликта – это воздействие
конфликта или его результатов
на оппонентов, их отношения и на
социальную и материальную среду. В
зависимости от сферы влияния
можно выделить следующие основные
функции конфликта: воздействие
на психические состояния и, как
следствие, на здоровье участников; воздействие
на взаимоотношения оппонентов; на
качество их индивидуальной деятельности;
на социально-психологический
По направленности
воздействия выделяют деструктивные
и конструктивные функции конфликта.
В групповых отношениях конструктивная
функция конфликта проявляется в способствовании
предотвращению застоя, служит источником
нововведений, развития (появление новых
целей, норм, ценностей). Конфликт, обнаруживая
и устраняя объективные противоречия,
существующие между членами коллектива,
способствует стабилизации группы. Деструктивная
функция конфликта на уровне группы проявляется
в нарушении системы коммуникаций, взаимосвязей,
ослаблении ценностно-ориентационного
единства, снижении групповой сплоченности
и понижении в итоге эффективности функционирования
группы в целом. Обычно конфликт несет
в себе как конструктивные, так и деструктивные
стороны, по мере развития конфликта функциональность
его может меняться. Оценивают конфликт
по преобладанию той или иной функции.
Способы
разрешения конфликтов.
Стратегия
подавления конфликта. Применяется
по отношению к конфликтам в необратимо
деструктивной фазе и к беспредметным
конфликтам: целенаправленно и
Регулирование конфликта еще
не есть его разрешение, поскольку
сохраняются основные
Разрешение конфликта - заключительный
его этап. Различаются полное
и неполное разрешение
Эффективное
разрешение конфликта, т.е. разрешение
при наименьших потерях ресурсов
и сохранении жизненно важных общественных
структур, возможно при наличии некоторых
необходимых условий: наличие организационно-
Существует достаточно много методов управления конфликтами.
Все методы делятся на две группы: негативные, включающие в себя все виды борьбы, преследующие цель достижения победы одной стороны над другой; позитивные, при использовании их предполагается сохранение основы взаимосвязи между субъектами конфликта. Это - разнообразные виды переговоров и конструктивного соперничества. Различие негативных и позитивных методов условно. Эти методы нередко дополняют друг друга. Целью борьбы является изменение конфликтной ситуации пользу одной из сторон.
Информация о работе Особенности протекания и способы разрешения конфликтов в трудовом коллективе