Особенности поведения в конфликтной ситуации

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 20:18, реферат

Описание работы

Как вести себя в ходе конфликта, чтобы снизить его накал и сделать связанные с ним переживания менее болезненными.
Как завершить конфликт с наименьшими потерями, а может быть, и с каким-то выигрышем от его удачного разрешения.
Цель данной работы - рассмотреть предпосылки возникновения конфликтов в процессе общения.
Особенности поведения в конфликтной ситуации

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Особенности поведения в конфликтной ситуации…………….……….4

Способы разрешения конфликтов в процессе общения……………….9

Заключение…………………………………………..………………………..…12
Список литературы……………………………………………………………...13

Работа содержит 1 файл

психология.doc

— 87.00 Кб (Скачать)

5)  критический настрой, особенно необоснованный и неаргументированный;

6) определенный набор эмоциональных качеств личности (акцентуации характера, проявляющиеся в их чрезмерной выраженности, представляющие крайние варианты нормы) — тревожность, агрессивность, упрямство, раздражительность, подозрительность, болезненная обидчивость.

     Но  конфликт возникает, если личностные особенности  человека или группы приходят в столкновение с вышеназванными особенностями человека, предрасположенного к конфликтам, т.е. при наличии межличностной или социально-психологической несовместимости.

     В качестве примера рассмотрим несовместимые  свойства и типы темперамента при определенных условиях (см. таб.1). В нормальной, спокойной обстановке холерик и флегматик успешно справляются с порученной им работой. В аварийной ситуации медлительность флегматика, его желание обдумать ход деятельности и вспыльчивость, неуравновешенность и суетливость холерика могут стать причиной конфликтных отношений между ними. 

Основные  свойства и типы темперамента

Таблица 1

Свойства Темперамент
Холеристичес-

кий

Сангвинистичес-

кий

Флегматический Меланхоличес-кий
Уравнове-  шенность Плохая Хорошая Очень хорошая Очень плохая
Настроение Неустойчивое Устойчивое Устойчивое Неустойчивое
Эмоции Сильные, кратковременные Слабые, кратковременные Слабые, длительные Сильные, длительные
Речь Громкая, неровная Громкая, плавная Тихая, плавная Тихая, неровная
Терпение Низкое Умеренное Высокое Низкое
Адаптация Хорошая Отличная Медленная Плохая 
Контакт-

ность

Высокая Умеренная Невысокая Низкая 
Отношение к критике Агрессивное Спокойное Безразличное Обидчивое
Отношение к новому Положительное Безразличное Отрицательное Неопределенное 
Поведение в сложных ситуациях Нерасчетливое Расчетливое Хладнокровное Растерянное
Самооценка Значительно завышенная Несколько

завышенная

Реальная  Заниженная
Подвержен- ность к влиянию Умеренная Слабая Слабая Высокая
 

     Свойства  темперамента необходимо учитывать  при подборе специалистов различных  видов деятельности, формирования малых  коллективов, организации работы в  специальных условиях.

     Еще более часто основой для межличностной  несовместимости становятся различия в потребностях, интересах, целях различных людей, вступающих во взаимодействие. Основной интерес, например, у руководителя образованной фирмы или предприятия — расширить дело, а у сотрудников, чтобы как можно больше средств было выделено на зарплату. Это создает трения между ними, которые могут привести к конфликту даже близких людей.

     Социально-психологическая  несовместимость может также  возникнуть из-за того, что группа, окружение  предъявляют личности требования, которые  расходятся с теми, на которые ориентирован этот человек.

     Любой конфликт, как негативный, так и  позитивный, может и должен быть решаем, насколько серьезным он бы ни был. Выход существует даже из тупиковой  ситуации. Главное – истинное желание  решить тот или иной конфликт, готовность пойти на некоторые уступки, которые при ближайшем рассмотрении окажутся несерьезными по сравнению с преимуществами, полученными в результате разрешения конфликта. 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     Несмотря  на свою специфику и многообразие, конфликты имеют общие стадии протекания, более или менее четко выраженную структуру. Процесс общения предполагает наличие трех факторов: восприятия, эмоций и обмена информацией. В конфликтных ситуациях легко забыть об этом. Поэтому можно выделить следующие предпосылки возникновения конфликта в общении: - несовпадение рассуждений, т.е. разногласия из-за несовпадения ваших рассуждений с рассуждениями другой стороны. - особенности восприятия, т.е. люди, очень часто разговаривая, не понимают друг друга. Поэтому конструктивное разрешение конфликта зависит от следующих факторов: 1) адекватности восприятия конфликта, т.е. достаточно точной, не искаженной личными пристрастиями оценки поступков, намерений как противника, так и своих собственных; 2) открытости и эффективности общения, готовности к всестороннему обсуждению проблем, когда участники честно высказывают свое понимание происходящего и пути выхода из конфликтной ситуации; 3) создания атмосферы взаимного доверия и сотрудничества.

     Для руководителя полезно также знать, какие индивидуальные особенности личности создают у человека склонность или предрасположенность к конфликтным отношениям с другими людьми.

     К таким качествам относятся:

     - неадекватная самооценка своих  возможностей и способностей;

     - стремление доминировать во что  бы то ни стало; сказать свое последнее слово;

     - консерватизм мышления, взглядов, убеждений,  нежелание преодолеть устаревшие  традиции;

     - излишняя принципиальность и  прямолинейность; 

     - критический настрой; - определенный  набор эмоциональных качеств  личности.

     Список  литературы 

     1. Психология конфликта: Хрестоматия. /Сост. Ю.Ю. Кушнерова. - Новосибирск.: СибАГС, 2005. - 84с.

     2. Еникеев М.И. Общая и социальная психология. Учебник для вузов. – М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА М, 2007. – 624 с.

     3. Бункина М.К., Семенов В.А. Экономика и психология. На перекрестке наук: Учебное пособие. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2006. – 400 с.

     4. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов / Под ред.

проф. В.Н.Лавриненко  - 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 327 с.

          5. Вул Б. «Психология конфликта». - М .: ИНФРА М, 2008. - 587 с.

Информация о работе Особенности поведения в конфликтной ситуации