Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 19:26, контрольная работа
С прогрессом технологии связано расширение временных рамок подросткового возраста – периода между младшим школьным возрастом и окончательным получением специальности. Подростковая стадия становится все более заметной, и, как это традиционно существовало в истории некоторых культур, эта стадия является каким-то особым способом существования между детством и взрослостью.
Введение ……………………………………………………………………………. 3
Пубертатный кризис ………………………………………………………………. 4
Развитие психических функций …………………………………………………... 5
Развитие самосознания ……………………………………………………………. 6
Подростковые реакции ……………………………………………………………. 8
Личностная нестабильность и подростковые проблемы ……………………….. 12
Заключение ……………………………………………………………………….. 20
Бродяжничество более свойственно подросткам, но первые уходы из дому нередки в детстве. Они обычно совершаются из-за страха наказания или в качестве протеста. Для подростков характерны так называемые эмансипационные побеги с потребностью вырваться из-под опеки. Главная цель таких побегов – пожить без забот и контроля. При демонстративных побегах подросток пытается обратить внимание окружающих на свое «бедственное положение», вернуть утраченное внимание, избавиться от предстоящих неприятностей, получить те или иные блага. Ареал таких побегов невелик, сбежавший стремится быть скорее найденным и возвращенным домой.
Нередко, побеги, начавшись как
проявление острой аффективной
реакции, в дальнейшем
Суицидное поведение может иметь место у подростков и вне острых аффективных реакций. Свойственные переходному возрасту фиксация на собственном «я», склонность к самоанализу, переоценке ценностей и др. по существу делают подростков группой повышенного риска в отношении разрешения трудных, с их точки зрения, ситуаций путем самоубийства.
Суицидная попытка
становится более вероятной и
в связи с недостаточной
В подростковом возрасте от типа акцентуации характера в значительной мере зависят особенности поведения в самых разных условиях и под влиянием различных обстоятельств. Основываясь на знании этого типа, можно со значительной вероятностью прогнозировать поведение в определенных ситуациях. В частности, можно предусмотреть те психогенные факторы, которые скорее всего способны побудить к саморазрушающему поведению, а также те формы, в которые оно может вылиться.
Для гипертимного типа акцентуаций субъективное тяготение к аутодеструкции вовсе не характерно. Гипертимы не склонны наносить себе ущерб ни в физическом, ни в социально-психологическом плане. Однако объективно саморазрушающим может оказаться постоянное тяготение к приключениям и риску, к острым ощущениям, к неизведанным переживаниям, неразборчивости в выборе знакомств. Суицидные попытки и мысли не свойственны. Зато аддиктивное поведение встречается нередко. При этом гипертимам присуще перепробовать на себе действие самых разнообразных дурманящих средств, не задерживаясь на одном и легко переходя от одного к другому. Однако зависимость при злоупотреблении развивается не скоро. Интерес ко всему новому и необычному в жизни отвлекает даже от злоупотребления. Поступки, способные нанести ущерб будущему социальному статусу, совершаются иногда удивительно легко и нежданно для других. Сами подростки, казалось бы, вполне отдают себе отчет о возможных, а порою неизбежных последствиях. Но неудержимый оптимизм, надежда, что «все обойдется», еще все можно будет наверстать, берут верх.
У циклоидного типа акцентуации характера особенности саморазрушающего поведения зависят от фазы. В гипертимной фазе оно ничем не отличается от описанного ранее. В субдепрессивной фазе возможно суицидальное поведение. Суицидные действия обычно совершаются на высоте аффекта, особенно когда со всех сторон сыплются нарекания или случаются большие неудачи. Другими проявлениями саморазрушающего поведения может быть делинквентный эквивалент субдепрессивных фаз. При этом забрасывают занятия, устремляются в асоциальные компании, участвуют в правонарушениях. Никакого удовольствия от похождений не получают. На всех поступках лежит печать отчаяния. В данных случаях более вероятно неосознанное или недостаточно осознаваемое желание навредить самому себе.
У эмоционально-лабильных подростков аффективное суицидальное поведение отличается быстрым принятием решения и довольно скорым (всегда в тот же день) его исполнением. Главным мотивом служит не столько желание умереть, сколько «что-то сделать с собой». Другим, фактором может послужить желание «забыться», отключиться от неприятностей и трудностей. Подобный мотив нередко становится причиной аддиктивного поведения – предпочитаются эйфоризирующие средства. Риск развития зависимости гораздо выше, чем у гипертимов. Безрассудный риск и опасные приключения мало привлекательны для эмоционально-лабильных подростков. В компаниях они более ищут эмоциональной поддержки, а не острых ощущений. Эмоциональное отвержение со стороны близких и значимых лиц служит для них самым тяжким ударом и чаще всего подталкивает к саморазрушающему поведению.
Сенситивные подростки страдают от чувства собственной неполноценности. Поэтому если они становятся предметом недоброжелательного внимания окружающих, насмешек и подозрений в неблаговидных поступках, то это легко может обусловить развитие реактивной депрессии. Переживаниями обычно с другими не делятся. Постепенно могут вызревать серьезные суицидные намерения, а действия совершаются неожиданно для окружающих. Но ни к самоповреждениям, ни к аддиктивному поведению сенситивные подростки не склонны.
Психоастеническая акцентуация вообще не располагает к саморазрушающему поведению. Однако присущая таким подросткам нерешительность и страх ответственности способны нанести ущерб будущему социальному статусу. С другой стороны, нетерпеливость в исполнении уже принятого решения, неумение выждать нужный момент, гиперкомпенсаторная самоуверенность и скоропалительность действий могут способствовать неудачам.
Шизоидные подростки не склонны ни к суицидальному поведению, ни к нанесению себе физического вреда. Однако аддиктивное поведение составляет для них определенную угрозу. Хобби у шизоидов может занимать непомерно большое место в жизни. Во имя своего увлечения они могут совершать поступки, явно способные нанести ущерб их социальному статусу (например, кража предметов, составляющих собираемую коллекцию).
Эпилептоидная акцентуация сама по себе предопределяет риск саморазрушающего поведения. При акцентуациях встречается демонстративное суицидальное поведение. Однако демонстративные по замыслу действия совершаются на фоне сильного аффекта, поэтому мера осторожности может быть перейдена и демонстративное по замыслу действие способно завершиться трагическим несчастным случаем. Аффективные реакции чаще бывают агрессивными, но в одиночестве или в безвыходной ситуации агрессия может обернуться на самого себя. Аддиктивное поведение оказывается одним из частых проявлений аутодеструкции. Рискованные похождения для эпилептоидов обычно мало привлекательны. Но исключение составляют азартные игры. Увлечение ими может становиться патологическим, напоминать чем-то алкогольные запои. Подобное увлечение способно нанести серьезный урон нравственному развитию подростка, снимая все моральные табу на обман, мошенничество, воровство, причиняя боль близким и ставя под угрозу свое будущее.
Истероидная акцентуация характера со свойственной ей демонстративностью и претенциозностью этими же качествами сказывается на саморазрушающем поведении. Именно этому типу присуще демонстративные суицидные действия. Никакого желания умереть не бывает (главная цель добиться желаемого). Тайком предусматриваются все меры, чтобы этого не случилось.
Желание показать
свою лихость и поразить
При неустойчивом типе акцентуации характера намеренное разрушающее поведение не характерно. Стойкая гедонистическая установка в жизни препятствует нанесению себе какого-либо физического вреда. Но именно эта же установка – желание везде, всегда и всюду искать удовольствия, наслаждения и примитивные развлечения – оборачивается уроном не только для социального, но и морального развития. Представители этого типа составляют контингент высокого риска и для развития алкоголизма, в то числе раннего, и наркомании, и токсикомании.
Конформный тип акцентуации характера широкого признания не получил и диагностируется относительно редко. Саморазрушающее поведение у представителей данного типа возможно как соучастие в групповых действиях «своей компании». Диапазон поступков довольно велик – от выпивок до весьма редких совместных суицидных действий.
Для многих подростков
объединение в неформальные
Существует несколько
видов неформальных групп.
Подростковый возраст
– трудный период полового
созревания и психологического
взросления. В самосознании происходят
значительные изменения:
По выражению Л.С.
Выготского, «в структуре личности
подростка нет ничего
Развитие личностной
рефлексии, новый уровень
Использованная литература