Особенности подросткового возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 19:26, контрольная работа

Описание работы

С прогрессом технологии связано расширение временных рамок подросткового возраста – периода между младшим школьным возрастом и окончательным получением специальности. Подростковая стадия становится все более заметной, и, как это традиционно существовало в истории некоторых культур, эта стадия является каким-то особым способом существования между детством и взрослостью.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………. 3
Пубертатный кризис ………………………………………………………………. 4
Развитие психических функций …………………………………………………... 5
Развитие самосознания ……………………………………………………………. 6
Подростковые реакции ……………………………………………………………. 8
Личностная нестабильность и подростковые проблемы ……………………….. 12
Заключение ……………………………………………………………………….. 20

Работа содержит 1 файл

Особенности подросткового возраста (КОНТ.ВОЗР.ПСИХ.).doc

— 101.50 Кб (Скачать)

 Бродяжничество  более свойственно подросткам, но первые уходы из дому нередки в детстве. Они обычно совершаются из-за страха наказания или в качестве протеста. Для подростков характерны так называемые эмансипационные побеги с потребностью вырваться из-под опеки. Главная цель таких побегов – пожить без забот и контроля. При демонстративных побегах подросток пытается обратить внимание окружающих на свое «бедственное положение», вернуть утраченное внимание, избавиться от предстоящих неприятностей, получить те или иные блага. Ареал таких побегов невелик, сбежавший стремится быть скорее найденным и возвращенным домой.

 Нередко, побеги, начавшись как  проявление острой аффективной  реакции, в дальнейшем становятся  стереотипом поведения. В отличие  от ситуативно обусловленных, эти побеги связаны с первичными внезапными изменениями настроения. Такие побеги совершаются без предварительной подготовки, в одиночку и являются симптомом психического заболевания (резидуально-органического поражения мозга, эпилепсии).

 Суицидное поведение может иметь место у подростков и вне острых аффективных реакций. Свойственные переходному возрасту фиксация на собственном «я», склонность к самоанализу, переоценке ценностей и др. по существу делают подростков группой повышенного риска в отношении разрешения трудных, с их точки зрения, ситуаций путем самоубийства.

  Суицидная попытка  становится более вероятной и  в связи с недостаточной способностью  подростка предвидеть возможные  последствия своих действий. Ситуационно-личностные  конфликты, могущие привести подростка к суицидным мыслям, намерениям и даже к покушениям на самоубийство, достаточны многообразны. Но суицидное поведение подростка во всех случаях, даже при явной его демонстративности должно вызвать к себе серьезное отношение окружающих, так как в связи с неопытностью подростка, неспособностью правильно оценить результат своих действий, заведомо не планируемая смерть может стать свершившимся фактом.

 В подростковом  возрасте от типа акцентуации  характера в значительной мере  зависят особенности поведения в самых разных условиях и под влиянием различных обстоятельств. Основываясь на знании этого типа, можно со значительной вероятностью прогнозировать поведение в определенных ситуациях. В частности, можно предусмотреть те психогенные факторы, которые скорее всего способны побудить к саморазрушающему поведению, а также те формы, в которые оно может вылиться.

 Для гипертимного типа акцентуаций субъективное тяготение к аутодеструкции вовсе не характерно. Гипертимы не склонны наносить себе ущерб ни в физическом, ни в социально-психологическом плане. Однако объективно саморазрушающим может оказаться постоянное тяготение к приключениям и риску, к острым ощущениям, к неизведанным переживаниям, неразборчивости в выборе знакомств. Суицидные попытки и мысли не свойственны. Зато аддиктивное поведение встречается нередко. При этом гипертимам присуще перепробовать на себе действие самых разнообразных дурманящих средств, не задерживаясь  на одном  и легко переходя от одного к другому. Однако зависимость при злоупотреблении развивается не скоро. Интерес ко всему новому и необычному в жизни отвлекает даже от злоупотребления. Поступки, способные нанести ущерб будущему социальному статусу, совершаются иногда удивительно легко и нежданно для других. Сами подростки, казалось бы, вполне отдают себе отчет о возможных, а порою неизбежных последствиях. Но неудержимый оптимизм, надежда, что «все обойдется», еще все можно будет наверстать, берут верх.

 У циклоидного типа акцентуации характера особенности саморазрушающего поведения зависят от фазы. В гипертимной фазе оно ничем не отличается от описанного ранее. В субдепрессивной фазе возможно суицидальное поведение. Суицидные действия обычно совершаются на высоте аффекта, особенно когда со всех сторон сыплются нарекания или случаются большие неудачи. Другими проявлениями саморазрушающего поведения может быть делинквентный эквивалент субдепрессивных фаз. При этом забрасывают занятия, устремляются в асоциальные компании, участвуют в правонарушениях. Никакого удовольствия от похождений не получают. На всех поступках лежит печать отчаяния. В данных случаях более вероятно неосознанное или недостаточно осознаваемое желание навредить самому себе.

 У эмоционально-лабильных подростков аффективное суицидальное поведение отличается быстрым принятием решения и довольно скорым (всегда в тот же день) его исполнением. Главным мотивом служит не столько желание умереть, сколько «что-то сделать с собой». Другим, фактором может послужить желание «забыться», отключиться от неприятностей и трудностей. Подобный мотив нередко становится причиной аддиктивного поведения – предпочитаются эйфоризирующие средства. Риск развития зависимости гораздо выше, чем у гипертимов. Безрассудный риск и опасные приключения мало привлекательны для эмоционально-лабильных подростков. В компаниях они более ищут эмоциональной поддержки, а не острых ощущений. Эмоциональное отвержение со стороны близких и значимых лиц служит для них самым тяжким ударом и чаще всего подталкивает к саморазрушающему поведению.

 Сенситивные подростки страдают от чувства собственной неполноценности. Поэтому если они становятся предметом недоброжелательного внимания окружающих, насмешек и подозрений в неблаговидных поступках, то это легко может обусловить развитие реактивной депрессии. Переживаниями обычно с другими не делятся. Постепенно могут вызревать серьезные суицидные намерения, а действия совершаются неожиданно для окружающих. Но ни к самоповреждениям, ни к аддиктивному поведению сенситивные подростки не склонны.

 Психоастеническая акцентуация вообще не располагает к саморазрушающему поведению. Однако присущая таким подросткам нерешительность и страх ответственности способны нанести ущерб будущему социальному статусу. С другой стороны, нетерпеливость в исполнении уже принятого решения, неумение выждать нужный момент, гиперкомпенсаторная самоуверенность и скоропалительность действий могут способствовать неудачам.

 Шизоидные подростки не склонны ни к суицидальному поведению, ни к нанесению  себе физического вреда. Однако аддиктивное поведение составляет для них определенную угрозу. Хобби у шизоидов может занимать непомерно большое место в жизни. Во имя своего увлечения они могут совершать поступки, явно способные нанести ущерб их социальному статусу (например, кража предметов, составляющих собираемую коллекцию).

Эпилептоидная акцентуация сама по себе предопределяет риск саморазрушающего поведения. При акцентуациях встречается демонстративное суицидальное поведение. Однако демонстративные по замыслу действия совершаются на фоне сильного аффекта, поэтому мера осторожности может быть перейдена и демонстративное по замыслу действие способно завершиться трагическим несчастным случаем. Аффективные реакции чаще бывают агрессивными, но в одиночестве или в безвыходной ситуации агрессия может обернуться на самого себя. Аддиктивное поведение оказывается одним из частых проявлений аутодеструкции. Рискованные похождения для эпилептоидов обычно мало привлекательны. Но исключение составляют азартные игры. Увлечение ими может становиться патологическим, напоминать чем-то алкогольные запои. Подобное увлечение способно нанести серьезный урон нравственному развитию подростка, снимая все моральные табу на обман, мошенничество, воровство, причиняя боль близким и ставя под угрозу свое будущее.

 Истероидная акцентуация характера со свойственной ей демонстративностью и претенциозностью этими же качествами сказывается на саморазрушающем поведении. Именно этому типу присуще демонстративные суицидные действия. Никакого желания умереть не бывает (главная цель добиться желаемого). Тайком предусматриваются все меры, чтобы этого не случилось.

 Желание показать  свою лихость и поразить других  побуждает к тому, чтобы совершать  экстравагантные поступки, хотя  опасной грани обычно не переходят  и потому серьезного ущерба  себе не причиняют. Предрасположены к пристрастию к алкоголю или иным токсическим средствам.

 При неустойчивом типе акцентуации характера намеренное разрушающее поведение не характерно. Стойкая гедонистическая установка в жизни препятствует нанесению себе какого-либо физического вреда. Но именно эта же установка – желание везде, всегда и всюду искать удовольствия, наслаждения и примитивные развлечения – оборачивается уроном не только для социального, но и морального развития. Представители этого типа составляют контингент высокого риска и для развития алкоголизма, в то числе раннего, и наркомании, и токсикомании.

 Конформный тип акцентуации характера широкого признания не получил и диагностируется относительно редко. Саморазрушающее поведение у представителей данного типа возможно как соучастие в групповых действиях «своей компании». Диапазон поступков довольно велик – от выпивок до весьма редких совместных суицидных действий.

 Для многих подростков  объединение в неформальные группы  и асоциальный образ жизни  являются одной из форм протеста против привычного уклада жизни, опеки со стороны старших. Подростковая группа представляет собой новый специфический вид эмоциональных контактов, невозможных в семье.

  Существует несколько  видов неформальных групп. Очень  давно возникшее движение хиппи стало малопопулярным. Сейчас больше панков, рокеров, скинов, есть репперы, металлисты, фашисты и представители других подростково – молодежных объединений. Панки, например, сооружают на своих головах гребешки из крашеных разноцветных волос, одеваются подчеркнуто небрежно, предпочитают вульгарные ансамбли, примитивную, монотонную музыку, полную диссонансов. Скины – бритоголовые, агрессивные подростки, признающие только культ силы. Все подростки, влившиеся в подобные течения, социально дезадаптированны, даже если не проявляют прямой агрессии.

 

 

Заключение

 Подростковый возраст  – трудный период полового  созревания и психологического  взросления. В самосознании происходят  значительные изменения: появляется  чувство взрослости, ощущение себя  взрослым человеком; оно становится центральным новообразованием младшего подросткового возраста. Возникает страстное желание если не быть, то хотя бы казаться и считаться взрослым. Отстаивая свои новые права, подросток ограждает многие сферы своей жизни от контроля родителей и часто идет на конфликты с ними. Кроме стремления к эмансипации подростку присуща сильная потребность в общении со сверстниками. Ведущей деятельностью в этот период становится интимно-личностное общение. Появляются подростковая дружба и объединение в неформальные группы.  Возникают и яркие, но обычно сменяющие друг друга увлечения.

 По выражению Л.С.  Выготского, «в структуре личности  подростка нет ничего устойчивого,  окончательного, неподвижного». Личностная  нестабильность порождает противоречивые желания и поступки: подростки стремятся во всем походить на сверстников и пытаются выделиться в группе, хотят заслужить уважение и бравируют недостатками, требуют верности и меняют друзей. Благодаря интенсивному интеллектуальному развитию появляется склонность к самоанализу: впервые становится возможным самовоспитание. У подростка складываются разнообразные образы «Я», первоначально изменчивые, подверженные внешним влияниям. К концу периода они интегрируются в единое целое, образуя на границе ранней юности «Я-концепцию», которую можно считать центральным новообразованием всего периода.

 Развитие личностной  рефлексии, новый уровень мышления  и становление типов характера  обуславливают новый этап в  развитии мотивации. Выделившиеся  ранее линии онтогенеза жизненного мира оформляются в основных своих чертах как сложившиеся, развитые типы.

 

Использованная литература

 

  1. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. «Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека», издательство «ТЦ Сфера», Москва 2005 г.
  2. Мухина В.С., Хвостов А.А. «Возрастная психология. Детство, отрочество, юность» хрестоматия, издательство «Академия», Москва 2001 г.
  3. Обухова Л.Ф. «Детская (возрастная) психология», Российское педагогическое агентство, Москва 1996 г.

 




Информация о работе Особенности подросткового возраста