Особенности подросткового возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 19:26, контрольная работа

Описание работы

С прогрессом технологии связано расширение временных рамок подросткового возраста – периода между младшим школьным возрастом и окончательным получением специальности. Подростковая стадия становится все более заметной, и, как это традиционно существовало в истории некоторых культур, эта стадия является каким-то особым способом существования между детством и взрослостью.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………. 3
Пубертатный кризис ………………………………………………………………. 4
Развитие психических функций …………………………………………………... 5
Развитие самосознания ……………………………………………………………. 6
Подростковые реакции ……………………………………………………………. 8
Личностная нестабильность и подростковые проблемы ……………………….. 12
Заключение ……………………………………………………………………….. 20

Работа содержит 1 файл

Особенности подросткового возраста (КОНТ.ВОЗР.ПСИХ.).doc

— 101.50 Кб (Скачать)

 Телесно – мануальные увлечения связаны с намерением укрепить свою силу, выносливость, приобрести ловкость и др. Нередко, дети имеющие такие увлечения, заинтересованы не столько в самом процессе занятий, сколько в достигаемых результатах.

 Накопительские увлечения – прежде всего коллекционирование во всех его видах. Страсть к коллекционированию может сочетаться с познавательной потребностью (коллекционирование марок), со склонностью к накоплению материальных благ (коллекционирование старинных монет, дорогих камней), с желанием следовать подростковой моде (собирание наклеек, этикеток) и т.д.

Информативно  – коммуникативные увлечения – самый примитивный вид увлечений. В них проявляется жажда получения новой, не слишком содержательной информации, и потребность в легком общении со сверстниками – во множестве контактов, позволяющих этой информацией обмениваться. Это времяпрепровождение трудно назвать увлечением в собственном смысле этого слова, но оно характерно для определенной части подростков.

Общение со сверстниками у подростков столь же эмоционально, что и увлечения. Общение пронизывает всю жизнь подростков, накладывая отпечаток и на учение, и на неучебные занятия, и на отношения с родителями. Ведущей деятельностью в этот период становится интимно-личностное общение.

 В этот возрастной  период детей так тянет друг  к другу, их общение настолько  интенсивно, что говорят о типично  подростковой «реакции группирования». Несмотря на эту общую тенденцию, психологическое состояние подростка в разных группах может быть различным. Для него важно иметь референтную группу, ценности которой он принимает, на чьи нормы поведения и оценки он ориентируется.

 Общение со взрослыми, прежде всего с родителями, - еще одна значимая сфера отношений подростков. Влияние родителей уже ограничено – им не охватываются все сферы жизни, но его значение трудно переоценить. Ценностные ориентации подростка, понимание им социальных проблем, нравственные оценки событий и поступков зависят в первую очередь от позиции родителей.

 В то же время  для подростков характерно стремление  к эмансипации от близких взрослых. Нуждаясь в родителях, их любви и заботе, в их мнении, они испытывают сильное желание быть самостоятельными, равными с ними в правах.

 Основные сложности  в общении, конфликты возникают  из-за родительского контроля  за поведением, учебой подростка,  его выбором друзей и т.д.  Контроль может быть принципиально  различным. Крайние, самые неблагоприятные для развития подростка случаи – жесткий, тотальный контроль при авторитарном воспитании и почти полное отсутствие контроля, когда подросток оказывается предоставленным самому себе, безнадзорным. Существует много и промежуточных вариантов.

 Помимо контроля в семейных отношениях важны ожидания родителей, забота о ребенке, последовательность или непоследовательность требований, ему предъявляемых, и, конечно, эмоциональная основа этих отношений – любовь, принятие ребенка или его непринятие.

 Рассмотрим наиболее распространенные стили семейного воспитания, определяющего особенности отношений подростка с родителями и его личностное развитие.

 Демократичные родители ценят в поведении подростка и самостоятельность, и дисциплинированность. Они сами предоставляют ему право быть самостоятельным в каких–то областях его жизни; не ущемляя его прав, одновременно требуют выполнения обязанностей. Контроль, основанный на теплых чувствах и разумной заботе, обычно не слишком раздражает подростка; он часто прислушивается к объяснениям родителей. Формирование взрослости при таких отношениях происходит без особых переживаний и конфликтов.

 Авторитарные родители требуют от подростка беспрекословного подчинения и не считают, что должны ему объяснять причины своих указаний и запретов. Они жестко контролируют все сферы жизни, причем могут это делать и не вполне корректно. Дети в таких семьях обычно замыкаются, и их общение с родителями нарушается. Часть подростков идет на конфликт, но чаще дети авторитарных родителей приспосабливаются к стилю семейных отношений и становятся неуверенными в себе, менее самостоятельными и менее нравственно зрелыми, чем их сверстники, пользующиеся большей свободой.

 Ситуация осложняется,  если высокая требовательность  и контроль сочетаются с эмоционально холодным , отвергающим отношение к подростку. Такие отношения иногда называют «воспитание по типу Золушки». Здесь неизбежна полная потеря контакта. Еще более тяжелый случай – равнодушные и жестокие родители. Дети из таких семей редко относятся к людям с доверием, испытывают трудности в общении, часто сами жестоки, хотя имеют сильную потребность в любви.

 Сочетание безразличного  родительского отношения с отсутствием  контроля – гипоопека – тоже неблагоприятный вариант семейных отношений. Подросткам позволяется делать все, что им вздумается, их делами никто не интересуется. Такая вседозволенность как бы снимает с родителей ответственность за последствия поступков детей. А подростки, как бы они иногда не бунтовали, нуждаются в родителях как в опоре, они должны видеть образец взрослого, ответственного поведения, на которое можно было бы ориентироваться.

  Родительская любовь – совершенно  необходимое, но недостаточное  условие благополучного развития  подростка. Гиперопека – излишняя забота о подростке, чрезмерный контроль за всей его жизнью, основанный на тесном эмоциональном контакте, - приводит к пассивности, несамостоятельности, трудностям в общении со сверстниками.

 Трудности другого рода возникают  при высоких ожиданиях родителей, оправдать которые подросток не в состоянии. С родителями, имеющими неадекватные ожидания, в подростковом возрасте обычно утрачивается духовная близость. Подросток хочет сам решать, что ему нужно, и бунтует, отвергая чуждые ему требования. Если же при этом ему навязывается повышенная моральная ответственность, может развиться невроз.

 Конфликты возникают при  отношении родителей к подростку  как к маленькому ребенку и  при непоследовательности требований, когда от него ожидается то  детское послушание, то взрослая  самостоятельность. Вообще, противоречивое воспитание плохо сказывается на семейных отношениях.

 Отношения с окружающими  – наиболее важная сторона  жизни подростков. Если потребность  в полноценном общении со значимыми  взрослыми и сверстниками не  удовлетворяется, у детей появляются  тяжелые переживания. Эти переживания могут быть смягчены и даже совершенно изжиты: разрыв с другом или конфликт в классе может быть компенсирован общением с родителями или любимым учителем; отсутствие понимания и эмоционального тепла в семье приводит подростка в группы сверстников, где он находит необходимые ему отношения.

 

Личностная нестабильность и

 подростковые проблемы

 Одна из ярких  особенностей подросткового возраста  – личностная нестабильность. Она проявляется прежде всего в частых сменах настроения, аффективной «взрывчатости», т.е. эмоциональной лабильности, связанной с процессом полового созревания, физиологическими перестройками в организме.

 Но личностная нестабильность  – это больше, чем колебания  эмоционального фона. Для подростка  характерна нравственная неустойчивость. В младшем школьном и подростковом возрасте, по данным Л. Колберга, развивается конвенциональная мораль, при которой у ребенка еще нет истинной нравственности и нормы морали остаются для него чем-то внешним. Этим нормам, правилам поведения большинство подростков следует для того, чтобы оправдать ожидания значимых для них людей, сохранить с ними хорошие отношения, получить их одобрение. Ориентация на оправдание ожиданий, одобрение или на авторитет и определяет неустойчивость поведения подростков, их зависимость от внешних влияний.

 Подросткам свойственна и неустойчивая самооценка. Так же, как поведение, их самосознание во многом зависит от внешних влияний. Подросток пытается понять себя и открывает в себе все новые и новые черты. Его отдельные образы «Я» (насколько я способный, насколько красивый, сильный, общительный и т.д.) изменчивы и не складываются в единую, гармоничную и устойчивую систему. Стабилизация начинается только в самом конце подросткового возраста: «Я – концепция» должна сформироваться на границе со старшим школьным возрастом, около 15 лет.

 О личностной нестабильности  подростка судят и по реальному  проявлению у него совершенно  разных качеств, часто противоположных,  по противоречивости его характера и устремлений.

 С противоречивостью подростков, их склонностью впадать в крайности, с часто встречающейся у них неустойчивостью поведения, его зависимостью от внешних влияний связано появление именно в этот возрастной период серьезных социальных проблем, часто называемых подростковыми.

  У подростков, наделенных своеобразным (акцентуированным или психопатическим)  характером и испытывающих давление  неблагоприятных средовых факторов, сравнительно легко возникают  нарушения адаптации в окружающем  мире в виде острых аффективных  реакций, неврозов, нарушения поведения, психосоматических расстройств и пр.

 Острые аффективные реакции  – это кратковременные (минуты, часы, 1-2 дня) психогенные эмоциональные  расстройства непсихотического  уровня, наступающие при столкновении  личности с трудными или непреодолимыми обстоятельствами. В связи с сильным эмоциональным напряжением подросток плохо управляет собой и не способен трезво оценить последствия своих поступков.

 Острые аффективные реакции  проявляются в виде агрессивных  и суицидных тенденций, уходов из дому, симуляции болезни, нарушений поведения и т.д.

 Психологические особенности  переходного возраста определяют  своеобразные модели поведения.  В младшем подростковом возрасте  встречаются ситуационные нарушения  поведения, свойственные детям.  То же относится и к подросткам с явлениями психического инфантилизма и резидуально-органическими поражениями мозга. Кроме того, выделяются «специфически-подростковые формы поведения».

 К формам поведения (реакциям), свойственным, главным образом, детям,  относятся реакции отказа, протеста, имитации, компенсации, гиперкомпенсации. К типично подростковым – реакции эмансипации, группирования, увлечения, а также делинквентность, бродяжничество, суицидное поведение, транзиторные сексуальные девиации.

 Протестное поведение. Разновидностью протестного поведения является реакция отказа (от общения, еды и т.д.) при внезапном отрыве от обычной обстановки (семьи, компании сверстников). Такая форма поведения характерна для инфантильных подростков.

  Протестное поведение вызванное психологически трудной для подростка ситуацией (обида, неудовлетворение капризов и др.) проявляется в непослушании, грубости, агрессии, суицидном поведении и употреблении алкоголя и наркотиков и пр. В ряде случаев оно носит демонстративный характер и служит сигналом для взрослых при чрезмерных с их стороны требованиях, непосильной нагрузке, уменьшении внимания к подростку и т.д.

 Имитационное поведение характеризуется копированием внешнего облика, суждений или поведения авторитетных для подростка людей. Имитация далеко не всегда имеет социально положительную направленность. Нередко подражание приводит к асоциальному и даже криминальному поведению и к выработке вредных привычек (употребление табака, алкоголя, наркотиков). Подражание свойственно подросткам с истероидными и неустойчивыми чертами характера, а также подросткам, поведение которых не определяется достаточно сложной мотивацией.

 Компенсационное и гиперкомпенсационное поведение маскируют слабость подростка в той или иной области. Компенсационное поведение, будучи формой психологической защиты личности с комплексом неполноценности, проявляется стремлением восполнить несостоятельность, например, в учебе ролью заводилы в классе или физическую слабость компенсировать энциклопедическими знаниями. При гиперкомпенсаторном поведении имеет место стремление в достижении успехов именно в той сфере деятельности, в которой подросток слаб.

 Эмансипационное поведение характеризуется повышенным стремлением подростков к самостоятельности, независимости от взрослых, потребность освободиться от контроля и опеки и др. Борьба за самостоятельность часто ограничивается лишь внешними чертами непохожести, критиканством по отношению к общественным институтам и ценностям. Возникновению эмансипационного поведения способствует чрезмерная опека, молочный контроль, лишение минимальной самостоятельности, отношение к подростку как к ребенку.

 Группирование со сверстниками более характерно для подростков мужского пола и проявляется в стремлении примкнуть к группе ровесников с определенной иерархией и распределением ролей.  В неформальной группе подросток находит возможность нерегламентированного общения, самоутверждается, испытывает чувство причастности к своей возрастной когорте. Неумение найти свою группу может привести к возникновению комплекса неполноценности, ненужности. Группа сверстников является источником информации, которую подросток не может получить от взрослых.

  Делинквентность. Мелкие правонарушения и поступки, не влекущие уголовной ответственности называют делинквентным поведением. Большинство правонарушений совершается из-за озорства и любопытства, стремления показать свою смелость, поразить сверстников, иногда, чтобы испытать острые ощущения. Преобладающим мотивом делинквентного поведения является потребность в самоутверждении, нередко реализуемая через насилие. Делинквентность подростков носит обычно групповой характер и, также как и алкоголизация, служит средством принадлежности к группе. Наибольшее влияние асоциальная группа оказывает на подростков неустойчивого типа.

Информация о работе Особенности подросткового возраста