Особенности переживания одиночества подростками из полных и неполных семей

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 19:30, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей работы – выявить, существуют ли различия в переживании одиночества между подростками, которые находятся в полной семье и теми подростками, которые находятся в неполной семье. Задачи:
На основе анализа психологической литературы дать определение понятия «одиночество»;
Рассмотреть одиночество как социально-психологический феномен;
Рассмотреть причины возникновения одиночества у подростков;
Провести эмпирическое исследование на выявление особенностей переживания одиночества у подростков в зависимости от того полная или неполная семья.

Содержание

Ведение
Глава 1. Феноменология одиночества
1.1 Социально – психологический анализ одиночества
1.2 Психологические подходы к представлению об одиночестве
1.3 Психологический портрет одинокого человека
1.4 Переживания одиночества в подростковом возрасте
Глава 2. Понятие полной и неполной семьи
2.1 Определение понятия “семья”
2.2 Воспитание в неполной семье
Глава 3. Эмпирическое изучение переживания одиночества у подростков из полных и неполных семей
3.1 Цели, задачи, объект исследования
3.2 Выбор и обоснование выбора методик
3.3 Проведение исследования и интерпретация результатов
Список использованных источников:

Работа содержит 1 файл

особенности переживания одиночества подростами из полных и неполных семей2.doc

— 315.00 Кб (Скачать)

Следующий вид одиночества –  диссоциированное – представляет собой  наиболее сложное состояние, как  по переживаниям, так и по происхождению  и проявлениям. Генезис его определяется ярко выраженными процессами идентификации и отчуждения и резкой их сменой по отношению даже к одним и тем же людям. Сначала человек отождествляет себя с другим, принимая его образ жизни и следуя ему, безгранично доверяет «как самому себе». Именно это «как самому себе» составляет основу для понимания психологического генезиса данного состояния. После полной идентификации следует резкое отчуждение от того же объекта, что отражает истинное отношение человека к самому себе. Одни стороны своей личности принимаются человеком, другие – категорически отвергаются. Как только проекция этих отверженных качеств находит свое отражение в объекте идентификации, последний сразу же отвергается весь целиком, то есть происходит резкое и безоговорочное отчуждение. Чувство одиночества при этом острое, четкое, осознаваемое, болезненное.

Диссоциированное одиночество  выражается в тревожности, возбудимости и демонстративности характера, противоборстве в конфликтах, личной направленности, сочетании высокой и низкой эмпатии (при отсутствии среднего уровня), эгоистичности и подчиняемости в межличностных отношениях, что, безусловно, является противоположными тенденциями.

Субъективно позитивный вид одиночества  – управляемое одиночество, или  уединенность, представляет собой вариант переживания психологической отдельности, собственной индивидуальности, который личностно обусловлен оптимальным соотношением результатов процессов идентификации и обособления. Это динамическое равновесие можно рассматривать как одно из проявлений психологической устойчивости личности относительно воздействий социума.

 

3.3 Проведение  исследования и интерпретация  результатов

 

Для проведения данного исследования было выбрано двадцать пять подростков из полных семей и двадцать пять подростков из неполных семей. Опрос проводился в СШ №10 г. Бреста в одиннадцатых  классах.  Обработав полученную информацию  мы получили следующие данные:

 

 

Подростки из полных семей

Подростки из неполных семей

Код испытуемого

Показатель одиночества 

Код испытуемого

Показатель одиночества 

1

П

32

1

М

10

2

П

30

2

Ч

13

3

К

16

3

О

16

4

Г

20

4

Б

10

5

Л

13

5

К

19

6

Т

16

6

Г

17

7

К

20

7

П

22

8

Н

8

8

Д

21

9

А

12

9

М

4

10

Е

28

10

С

31

11

Р

18

11

Т

17

12

Н

13

12

Н

10

13

В

10

13

Ю

17

14

Ю

25

14

И

14

15

М

13

15

Д

40

16

И

27

16

С

20

17

В

10

17

А

2

18

Л

20

18

П

28

19

А

18

19

М

19

20

Е

26

20

К

14

21

С

1

21

К

14

22

О

30

22

К

23

23

Б

4

23

К

26

24

К

6

24

Р

33

25

В

2

25

Г

12


Для измерения переживания одиночества мы воспользовались критерием Манна-Уитни и получили следующие результаты:

 

Выборка 1

Ранг 1

Выборка 2

Ранг 2

1

32 

48 

10 

10 

2

30 

45.5 

13 

16.5 

3

16 

23 

16 

23 

4

20 

33.5 

10 

10 

5

13 

16.5 

19 

30.5 

6

16 

23 

17 

26 

7

20 

33.5 

22 

37 

8

21 

36 

9

12 

13.5 

4.5 

10

28 

43.5 

31 

47 

11

18 

28.5 

17 

26 

12

13 

16.5 

10 

10 

13

10 

10 

17 

26 

14

25 

39 

14 

20 

15

13 

16.5 

40 

50 

16

27 

42 

20 

33.5 

17

10 

10 

2.5 

18

20 

33.5 

28 

43.5 

19

18 

28.5 

19 

30.5 

20

26 

40.5 

14 

20 

21

14 

20 

22

30 

45.5 

23 

38 

23

4.5 

26 

40.5 

24

33 

49 

25

2.5 

12 

13.5 

Суммы:

 

611.5

 

663.5


 

Результат: UЭмп = 286.5

 
 

Критические значения

UКр

p≤0.01

p≤0.05

192

227


 

Ось значимости:

 

H1 – есть различие

 

H0 - различия отсутствуют

 

Полученное эмпирическое значение Uэмп(286.5) находится в зоне незначимости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников:
  1. Немов Р.С. Психология: Учеб. Для студ. высш. пед. учеб. заведений: 3-е изд.-М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999г. – Кн.1. Основы общей психологии.-688с.
  1. Интернет ресурсы.
  1. Перлман Д., Пепло Л. Э. Теоретические подходы к одиночеству // Лабиринты одиночества/ Д. Перлман, Л.Э. Пепло -М.: Прогресс, 1989.
  2. Миюскович Б. Одиночество: междисциплинарный подход, Лабиринты одиночества/ Б. Миюскович- 2002;
  1. «Философский словарь» - Под ред. И.П.Фролова. – М., 1980.
  1. Изард К. Эмоции человека. – М., изд-во МГУ, 1980 г.
  2. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба. – М., 1997 г.
  3. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М.: Тривола, 1998.
  4. Лангмейер Й., Матейчек 3. Психическая депривация в детском возрасте. - Прага: «Авицениум», 1984.
  5. Смирнова Е.О., Собкин B.C. Специфика эмоционально-личностной сферы детей, живущих в неполной семье. - М., 1988.
  6. Гребенников И. В. Основы семейной жизни. – М.: Просвещение, 1991.
  7. Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. – М.: Просвещение, 1986.

 

 


Информация о работе Особенности переживания одиночества подростками из полных и неполных семей