Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 19:30, курсовая работа
Цель настоящей работы – выявить, существуют ли различия в переживании одиночества между подростками, которые находятся в полной семье и теми подростками, которые находятся в неполной семье. Задачи:
На основе анализа психологической литературы дать определение понятия «одиночество»;
Рассмотреть одиночество как социально-психологический феномен;
Рассмотреть причины возникновения одиночества у подростков;
Провести эмпирическое исследование на выявление особенностей переживания одиночества у подростков в зависимости от того полная или неполная семья.
Ведение
Глава 1. Феноменология одиночества
1.1 Социально – психологический анализ одиночества
1.2 Психологические подходы к представлению об одиночестве
1.3 Психологический портрет одинокого человека
1.4 Переживания одиночества в подростковом возрасте
Глава 2. Понятие полной и неполной семьи
2.1 Определение понятия “семья”
2.2 Воспитание в неполной семье
Глава 3. Эмпирическое изучение переживания одиночества у подростков из полных и неполных семей
3.1 Цели, задачи, объект исследования
3.2 Выбор и обоснование выбора методик
3.3 Проведение исследования и интерпретация результатов
Список использованных источников:
Содержание
Ведение
Глава 1. Феноменология одиночества
1.1 Социально – психологический анализ одиночества
1.2 Психологические подходы к представлению об одиночестве
1.3 Психологический портрет одинокого человека
1.4 Переживания одиночества в подростковом возрасте
Глава 2. Понятие полной и неполной семьи
2.1 Определение понятия “семья”
2.2 Воспитание в неполной семье
Глава 3. Эмпирическое изучение переживания одиночества у подростков из полных и неполных семей
3.1 Цели, задачи, объект исследования
3.2 Выбор и обоснование выбора методик
Введение
Мы живём в то время, когда происходят огромные изменения в стиле жизни, связанные с изменениями социальных, политических, экономических и других основ. Эти изменения носят глобальный характер, и наше общество сегодня оказалось в таком «переломном», состоянии. Культурологи называют это состояние - «культурным промежутком»: «пространство между концом чего-то определённого и началом чего-то неизвестного, маргинального по своей сущности»
Такие периоды бывают в жизни каждого общества. Именно тогда человек вдруг начинает осознавать собственную бесполезность и невозможность реализовать свои личностные способности. На уровне общества это застой и кризис, на уровне человека это распад высших ценностей и социальное отчуждение.
Человек большую часть своей жизни проводит среди людей. Ему необходимо общение в социуме для того, чтобы поделиться какой-то новостью, рассказать смешную историю, спросить совета и т.д. В нашем мире проживают миллиарды людей. Возникает вопрос: почему среди миллиарда людей человек чувствует себя одиноким?
Актуальность данной темы заключается в том, что проблема одиночества всегда волновала и будет волновать человечество, так же с каждым годом все чаще стали говорить об одиночестве и отчужденности. Разработкой этой темы занимались такие ученые как Пепло, Немов, Вейсс, Салливан, и многие другие, но в настоящее время не существует единого мнения о том, что же такое одиночество, до конца изучить одиночество не удалось.
Цель настоящей работы – выявить, существуют ли различия в переживании одиночества между подростками, которые находятся в полной семье и теми подростками, которые находятся в неполной семье.
Задачи:
Объект исследование – одиночество в подростковом возрасте
Предмет исследования – особенности переживания одиночества подростками из полных и неполных семей.
Гипотеза: переживание одиночества у подростков из неполных семей не выше, чем переживание одиночества у подростков из полных семей.
Глава 1. Феноменология одиночества
Одной из серьезнейших проблем человечества является проблема одиночества, когда взаимоотношения почему-то не складываются, не порождая ни дружбы, ни любви, ни вражды, оставляя людей равнодушными по отношению друг к другу.
В настоящее время интерес к проблеме одиночества представляется вполне естественным. Это связано с характером сегодняшней социальной ситуации, которой свойственны неопределенность и нестабильность. Многие люди переживают разрыв старых значимых связей, невозможность приобрести новые, одновременно испытывая в них потребность. Недостаток или «поверхностность» значимых отношений вызывает острые негативные переживания одиночества.
Человек становится одиноким тогда, когда
осознает неполноценность своих
отношений с людьми, личностно
значимыми для него, когда он испытывает
острейший дефицит
Одиночество – тяжелое психическое состояние, обычно сопровождающееся плохим настроением и глубокими эмоциональными переживаниями, которое способно исказить восприятие, понятие времени и характер социальных действий.
Что же такое одиночество: беда или
счастье, норма или патология. Различные
философские течения и
Для одних одиночество - результат
осознания человеком оторваннос
С переживанием одиночества часто связаны подростковое отчуждение от мира взрослых, открытие новых возможностей своего Я, осознание себя как личности и индивидуальности. Личность в социуме выживает посредством отношений с другими людьми. В обязательное психологическое меню общения входят интерес, понимание, забота. В противном случае наступает состояние исключенности из значимых для человека групп, когда ему не с кем поделиться своими личными проблемами. Так трактуется одиночество - характеристика психологического состояния человека (его переживаний, эмоций и чувств), и его взаимоотношений с окружающими людьми.
Как считают многие психологи, одиночество - тяжелое психическое состояние, обычно сопровождающееся плохим настроением и тягостными эмоциональными переживаниями. Глубоко одинокие люди, как правило, очень несчастны, у них мало социальных контактов, их личные связи с другими людьми или ограничены, или вовсе разорваны.
Одиночеству не всегда сопутствует социальная изолированность индивида. Можно постоянно находиться среди людей, контактировать с ними и вместе с тем чувствовать свою психологическую изоляцию от них, то есть одиночество.[3]
Психологи считают, что степень испытываемого одиночества также не связано с количеством лет, проведенных человеком вне контактов с людьми. Люди, всю жизнь живущие одни, иногда чувствуют себя менее одинокими, чем те, кому приходится часто общаться с окружающими. Одиноким нельзя назвать человека, который, мало взаимодействуя с окружающими, не проявляет ни психологических, ни поведенческих реакций одиночества. Кроме того, люди могут и не осознавать, что между их реальными и желательными взаимоотношениями с окружающими существуют расхождения. Значимые роли, определяющие ценность человека, проявляются на уровне межличностного взаимодействия, социально-групповом и культурно-историческом уровнях. Ощущение непризнанности на каком-либо из них или на всех сразу, порождает чувство одиночества.[3]
Можно выделить два термина одиночества:
интроверт - он обращен внутрь собственной
личности, и экстраверт - он постоянно
стремится быть на людях. Одиночество
в толпе на самом деле возможно только
для интроверта: экстраверт быстренько
сойдется практически с каждым, и что важно,
его вполне удовлетворит довольно поверхностное
знакомство. Именно экстраверт чаще разговаривает
с незнакомыми людьми в транспорте, именно
экстраверту проще всего познакомиться
на улице - потому что он вовсе не претендует
на глубокое и долгое общение. Ему важна
смена впечатлений, и пока вокруг него
есть люди - от одиночества он страдать
не будет. А вот интроверту важно иметь
одного - двух 'верных друзей', желательно
таких же по характеру, как он. У таких
'приятелей' сам процесс общения иногда
проходит довольно интересно: они сидят
в одной комнате (или дышат с двух концов
провода в телефонную трубку) - и молчат.
Это они общаются. И им такого общения
вполне хватает - им ведь важен не сам разговор,
а ощущение того, что друг рядом. Важно
знать, что есть сама возможность другу
позвонить - а собственно звонить и не
обязательно. Именно поэтому интроверты
начинают чувствовать себя одинокими,
когда теряют по тем или иным причинам
своего проверенного друга - а нового знакомого,
столь же близкого, завести быстро им очень
трудно, а иногда и вообще не получается.
Ведь в отличие от экстраверта, который
найдет общение везде, интроверту установить
взаимопонимание сложнее.
Но как известно, чистых экстравертов
и интровертов не бывает. Все мы в той или
иной степени 'смешанные'. Именно поэтому
практически все люди в той или иной ситуации
хоть раз да ощущали свое одиночество.
Но одиночество - не всегда зло. Есть ситуации,
когда людям (одним реже, другим чаще) просто
необходимо побыть наедине с собой. И о
проблеме одиночества можно говорить
тогда, когда это состояние затягивается
вопреки вашему желанию - иными словами,
когда от одиночества человек начинает
страдать. В психологии есть понятие 'сенсорная
депривация' (или эмоционально-информационный
голод). Если человек лишен необходимого
ему по структуре личности количества
общения, необходимых жизненных впечатлений,
у него могут возникнуть проблемы и психологического,
и психиатрического, и соматического характера.
Все потому, что он самым натуральным образом
голодает по общению, по информации.[2]
В исследованиях Джонса, Фримона, Госвика одиночество рассматривается как проблема межличностного характера в категориях «отношение к другому», «закрытость-открытость», «дефицит социальных умений», «доверие» и др. Представления Фландерса расширили феноменологию одиночества: он включил в анализ состояния одиночества процессы приспособления и стратегии проживания.
Исследователи выделяют ряд личностных, социальных и ситуативных факторов, способствующих закреплению тенденции самоустранения и возникновению чувства одиночества. Приоритет отдается личностным факторам таким, как низкая самооценка, застенчивость, излишняя самокритичность, негативное самовосприятие и коммуникативная некомпетентность, а также некоторые характерологические особенности, например эгоизм, агрессивность. К социальным факторам исследователи относят социальное отторжение, то есть неприятие подростка группой сверстников, и отсутствие «своего» круга общения. Последнее может быть связано с переездом на новое место жительства, сменой школы, потерей близкого друга и т.п.
Психология общения в
В последнее десятилетие
вновь возрос интерес к
В отечественной литературе анализ
одиночества касался проблемы психического
состояния в экстремальных условиях
(Кузнецов О.А., Лебедев В.И., Ломов Б.Ф.,
Мясищев В.Н., Хрящева Н.Ю., Юрских С.Г. и
др.), проблемы последствий разводов и
потерь, негативных результатов взаимодействия
субъектов (Гозман А.В., Гурко Г.С, Коростылева
Л.А. и др.), невозможности найти эмоциональный
отклик (Абульханова-Славская К.А., Головаха
Е.И., Ковалев А.Г., Кон И.С., Парыгин Б.Д.
и др.) и т.д. В последние годы в отечественной
науке феномен одиночества представляли
в философском (Ачильдиев И.М., Старовойтова
Л.И.), философско-социологическом (Тихонов
Г.М., Пузанова Ж.В.), социологическом (Черепухин
Ю.М., Куртиян СВ.) направлениях. Важно отметить
социльно-психологическое исследование
Швалбы Ю.М., Данчевой О.В.[2]
1.2 Психологические подходы к представлению об одиночестве
Проблема одиночества занимает не только умы простых людей. На протяжении столетий ее изучением занимались (и продолжают заниматься) философы, богословы, ученые и писатели. Даже несмотря на относительно небольшой срок существования психологии как обособленной науки, почти в каждом из ее направлений можно найти связанные с одиночеством концепции, теории и исследования. Рассмотрим некоторые психологические взгляды об одиночестве:
Психоаналитический подход (Зилбург, Салливан, Фромм-Рейхман)
Обобщая положения некоторых психоаналитических теорий сторонники этого подхода считают, что одиночество расценивается в этой психологической парадигме как состояние отрицательное, уходящее корнями в детство. Один из представителей психоанализа Зилбург различал одиночество и уединенность. Уединенность считал он суть «нормальное» и «преходящее умонастроение», возникающее в результате отсутствия конкретного «кого-то».
Одиночество же - это непреодолимое, неприятное, константное ощущение. Зилбург считает, что причинами одиночества являются такие черты личности как нарциссизм, мании величия и враждебность, а также стремление сохранить инфантильное чувство собственного всемогущества. Такая нарциссистическая ориентация начинает формироваться в детском возрасте, когда ребенок вместе с ощущением радости быть любимым испытывает потрясение, вызванное тем, что он - маленькое, слабое существо, вынужденное ждать удовлетворения своих потребностей от других. Салливан также усматривал корни одиночества взрослого в его детстве. Он установил движущую силу потребности в человеческой близости. Впервые эта потребность появляется в стремлении ребенка к контакту. В подростковом возрасте она принимает форму потребности в приятеле, с которым можно обменяться своими сокровенными мыслями. У подростков, испытывающих недостаток социальных навыков вследствие неправильных взаимоотношений с родителями в детстве, как правило, возникают трудности при установлении приятельских отношений со сверстниками. Эта неспособность удовлетворить подростковую потребность в интимности может привести к глубокому одиночеству. Статья Ф. Фромм-Рейхман , наверное, цитируется чаще других ранних публикаций об одиночестве. Фромм-Рейхман соглашается с точкой зрения Салливана о том, что одиночество - «чрезвычайно неприятное и гнетущее чувство». Основываясь на результатах своей работы с шизофрениками, Фромм-Рейхман считает одиночество экстремальным состоянием: «Тип одиночества, который я имею в виду, - разрушительный... и он в конечном итоге приводит к развитию психотических состояний. Одиночество превращает людей... в эмоционально парализованных и беспомощных».
Так же, как и Салливан и Зилбург, Фромм-Рейхман прослеживает происхождение одиночества вплоть до личностного опыта, приобретенного в детстве. В особенности она подчеркивает вредные последствия «преждевременного отлучения от материнской ласки». С точки зрения трех вышеупомянутых критериев позиция сторонников психодинамических теорий ясна. В своем анализе одиночества они исходят главным образом из их клинической практики и, вероятно, поэтому склонны рассматривать одиночество как патологию. Возможно, психодинамически ориентированные теоретики в большей мере, чем какая-либо другая группа исследователей, склонны считать одиночество результатом ранних детских влияний на личностное развитие. И хотя ранний (детский) опыт может быть межличностным по своей природе, рассматриваемая традиция концентрирует внимание на том, какие внутриличностные факторы (то есть черты характера, внутрипсихические конфликты) приводят к состоянию одиночества.
Информация о работе Особенности переживания одиночества подростками из полных и неполных семей