Особенности переживания одиночества подростками из полных и неполных семей

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 19:30, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей работы – выявить, существуют ли различия в переживании одиночества между подростками, которые находятся в полной семье и теми подростками, которые находятся в неполной семье. Задачи:
На основе анализа психологической литературы дать определение понятия «одиночество»;
Рассмотреть одиночество как социально-психологический феномен;
Рассмотреть причины возникновения одиночества у подростков;
Провести эмпирическое исследование на выявление особенностей переживания одиночества у подростков в зависимости от того полная или неполная семья.

Содержание

Ведение
Глава 1. Феноменология одиночества
1.1 Социально – психологический анализ одиночества
1.2 Психологические подходы к представлению об одиночестве
1.3 Психологический портрет одинокого человека
1.4 Переживания одиночества в подростковом возрасте
Глава 2. Понятие полной и неполной семьи
2.1 Определение понятия “семья”
2.2 Воспитание в неполной семье
Глава 3. Эмпирическое изучение переживания одиночества у подростков из полных и неполных семей
3.1 Цели, задачи, объект исследования
3.2 Выбор и обоснование выбора методик
3.3 Проведение исследования и интерпретация результатов
Список использованных источников:

Работа содержит 1 файл

особенности переживания одиночества подростами из полных и неполных семей2.doc

— 315.00 Кб (Скачать)

Содержание

 

Ведение

 

Глава 1. Феноменология одиночества

1.1 Социально – психологический анализ одиночества

1.2 Психологические подходы к представлению об одиночестве

1.3 Психологический портрет одинокого человека

1.4 Переживания одиночества в подростковом возрасте

 

Глава 2. Понятие полной и неполной семьи

2.1  Определение понятия “семья”

2.2 Воспитание в неполной семье

 

Глава 3. Эмпирическое изучение переживания одиночества у подростков из полных и неполных семей

3.1 Цели, задачи, объект исследования

3.2 Выбор и обоснование выбора методик

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Мы живём в то время, когда  происходят огромные изменения в  стиле жизни, связанные с изменениями  социальных, политических, экономических  и других основ. Эти изменения  носят глобальный характер, и наше общество сегодня оказалось в таком «переломном», состоянии. Культурологи называют это состояние - «культурным промежутком»: «пространство между концом чего-то определённого и началом чего-то неизвестного, маргинального по своей сущности»

Такие периоды бывают в жизни  каждого общества. Именно тогда человек  вдруг начинает осознавать собственную  бесполезность и невозможность  реализовать свои личностные способности. На уровне общества это застой и кризис, на уровне человека это распад высших ценностей и социальное отчуждение.

Человек большую часть своей  жизни проводит среди людей. Ему  необходимо общение в социуме  для того, чтобы поделиться какой-то новостью, рассказать смешную историю, спросить совета и т.д. В нашем  мире проживают миллиарды людей. Возникает вопрос: почему среди миллиарда людей человек чувствует себя одиноким?

Актуальность данной темы заключается в том, что проблема одиночества всегда волновала и будет волновать человечество, так же с каждым годом все чаще стали говорить об одиночестве и отчужденности. Разработкой этой темы занимались такие ученые как Пепло, Немов, Вейсс, Салливан, и многие другие, но в настоящее время не существует единого мнения о том, что же такое одиночество, до конца изучить одиночество не удалось.

Цель настоящей работы – выявить, существуют ли различия в переживании одиночества между подростками, которые находятся в полной семье и теми подростками, которые находятся в неполной семье.

Задачи:

    • На основе анализа психологической литературы дать определение понятия «одиночество»;
    • Рассмотреть одиночество как социально-психологический феномен;
    • Рассмотреть причины возникновения одиночества у подростков;
    • Провести эмпирическое исследование на выявление особенностей переживания одиночества у подростков в зависимости от того полная или неполная семья.

 

            Объект исследование – одиночество в подростковом возрасте

Предмет исследования – особенности переживания одиночества подростками из полных и неполных семей.

Гипотеза: переживание одиночества у подростков из неполных семей не выше, чем переживание одиночества у подростков из полных семей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Феноменология одиночества

    1. Социально-психологический анализ одиночества

 

Одной из серьезнейших проблем человечества является проблема одиночества, когда взаимоотношения почему-то не складываются, не порождая ни дружбы, ни любви, ни вражды, оставляя людей равнодушными по отношению друг к другу.

В настоящее время интерес к  проблеме одиночества представляется вполне естественным. Это связано  с характером сегодняшней социальной ситуации, которой свойственны неопределенность и нестабильность. Многие люди переживают разрыв старых значимых связей, невозможность приобрести новые, одновременно испытывая в них потребность. Недостаток или «поверхностность» значимых отношений вызывает острые негативные переживания одиночества.

Человек становится одиноким тогда, когда  осознает неполноценность своих  отношений с людьми, личностно  значимыми для него, когда он испытывает острейший дефицит удовлетворения потребности в общении. Одинокий человек - это субъект, переживающий трудности в социальном взаимодействии.

Одиночество – тяжелое психическое  состояние, обычно сопровождающееся плохим настроением и глубокими эмоциональными переживаниями, которое способно исказить восприятие, понятие времени и характер социальных действий.

Что же такое одиночество: беда или  счастье, норма или патология. Различные  философские течения и психологические  школы рассматривают одиночество  то, как единственно возможную  основу человеческого бытия, то, как противоестественное для человека состояние, патологию и проявление слабой приспособляемости личности, то - как социальную проблему, следствие развития современных общественных сил.

Для одних одиночество - результат  осознания человеком оторванности и конечности его существования, сопровождающееся отчаянием и потерей надежды, для других - активное творческое состояние, благоприятная возможность для общения с самим собой и источник силы.[1]

С переживанием одиночества часто  связаны подростковое отчуждение от мира взрослых, открытие новых возможностей своего Я, осознание себя как личности и индивидуальности. Личность в социуме выживает посредством отношений с другими людьми. В обязательное психологическое меню общения входят интерес, понимание, забота. В противном случае наступает состояние исключенности из значимых для человека групп, когда ему не с кем поделиться своими личными проблемами. Так трактуется одиночество - характеристика психологического состояния человека (его переживаний, эмоций и чувств), и его взаимоотношений с окружающими людьми.

Как считают многие психологи, одиночество - тяжелое психическое состояние, обычно сопровождающееся плохим настроением и тягостными эмоциональными переживаниями. Глубоко одинокие люди, как правило, очень несчастны, у них мало социальных контактов, их личные связи с другими людьми или ограничены, или вовсе разорваны.

Одиночеству не всегда сопутствует  социальная изолированность индивида. Можно постоянно находиться среди  людей, контактировать с ними и вместе с тем чувствовать свою психологическую изоляцию от них, то есть одиночество.[3]

Психологи считают, что степень испытываемого одиночества также не связано с количеством лет, проведенных человеком вне контактов с людьми. Люди, всю жизнь живущие одни, иногда чувствуют себя менее одинокими, чем те, кому приходится часто общаться с окружающими. Одиноким нельзя назвать человека, который, мало взаимодействуя с окружающими, не проявляет ни психологических, ни поведенческих реакций одиночества. Кроме того, люди могут и не осознавать, что между их реальными и желательными взаимоотношениями с окружающими существуют расхождения. Значимые роли, определяющие ценность человека, проявляются на уровне межличностного взаимодействия, социально-групповом и культурно-историческом уровнях. Ощущение непризнанности на каком-либо из них или на всех сразу, порождает чувство одиночества.[3]

Можно выделить два термина одиночества: интроверт - он обращен внутрь собственной личности, и экстраверт - он постоянно стремится быть на людях. Одиночество в толпе на самом деле возможно только для интроверта: экстраверт быстренько сойдется практически с каждым, и что важно, его вполне удовлетворит довольно поверхностное знакомство. Именно экстраверт чаще разговаривает с незнакомыми людьми в транспорте, именно экстраверту проще всего познакомиться на улице - потому что он вовсе не претендует на глубокое и долгое общение. Ему важна смена впечатлений, и пока вокруг него есть люди - от одиночества он страдать не будет. А вот интроверту важно иметь одного - двух 'верных друзей', желательно таких же по характеру, как он. У таких 'приятелей' сам процесс общения иногда проходит довольно интересно: они сидят в одной комнате (или дышат с двух концов провода в телефонную трубку) - и молчат. Это они общаются. И им такого общения вполне хватает - им ведь важен не сам разговор, а ощущение того, что друг рядом. Важно знать, что есть сама возможность другу позвонить - а собственно звонить и не обязательно. Именно поэтому интроверты начинают чувствовать себя одинокими, когда теряют по тем или иным причинам своего проверенного друга - а нового знакомого, столь же близкого, завести быстро им очень трудно, а иногда и вообще не получается. Ведь в отличие от экстраверта, который найдет общение везде, интроверту установить взаимопонимание сложнее. 
Но как известно, чистых экстравертов и интровертов не бывает. Все мы в той или иной степени 'смешанные'. Именно поэтому практически все люди в той или иной ситуации хоть раз да ощущали свое одиночество. Но одиночество - не всегда зло. Есть ситуации, когда людям (одним реже, другим чаще) просто необходимо побыть наедине с собой. И о проблеме одиночества можно говорить тогда, когда это состояние затягивается вопреки вашему желанию - иными словами, когда от одиночества человек начинает страдать. В психологии есть понятие 'сенсорная депривация' (или эмоционально-информационный голод). Если человек лишен необходимого ему по структуре личности количества общения, необходимых жизненных впечатлений, у него могут возникнуть проблемы и психологического, и психиатрического, и соматического характера. Все потому, что он самым натуральным образом голодает по общению, по информации.[2]

В исследованиях Джонса, Фримона, Госвика одиночество рассматривается как проблема межличностного характера в категориях «отношение к другому», «закрытость-открытость», «дефицит социальных умений», «доверие» и др. Представления Фландерса расширили феноменологию одиночества: он включил в анализ состояния одиночества процессы приспособления и стратегии проживания.

Исследователи выделяют ряд личностных, социальных и ситуативных факторов, способствующих закреплению тенденции самоустранения и возникновению чувства одиночества. Приоритет отдается личностным факторам таким, как низкая самооценка, застенчивость, излишняя самокритичность, негативное самовосприятие и коммуникативная некомпетентность, а также некоторые характерологические особенности, например эгоизм, агрессивность. К социальным факторам исследователи относят социальное отторжение, то есть неприятие подростка группой сверстников, и отсутствие «своего» круга общения. Последнее может быть связано с переездом на новое место жительства, сменой школы, потерей близкого друга и т.п.

Психология общения в подростковом возрасте строится на основе противоречивого переплетения двух потребностей: обособление (приватизации) и аффилиации, т.е. потребности в принадлежности, включенности в какую-то группу или общность. [1]

  В последнее десятилетие  вновь возрос интерес к проблеме  одиночества. Среди современных  работ можно выделить научные комментарии Андре, утверждающие позитивный смысл в природе переживания одиночества; исследование Рокача и Брока, выявляющее стратегии преодоления и факторы одиночества.

В отечественной литературе анализ одиночества касался проблемы психического состояния в экстремальных условиях (Кузнецов О.А., Лебедев В.И., Ломов Б.Ф., Мясищев В.Н., Хрящева Н.Ю., Юрских С.Г. и др.), проблемы последствий разводов и потерь, негативных результатов взаимодействия субъектов (Гозман А.В., Гурко Г.С, Коростылева Л.А. и др.), невозможности найти эмоциональный отклик (Абульханова-Славская К.А., Головаха Е.И., Ковалев А.Г., Кон И.С., Парыгин Б.Д. и др.) и т.д. В последние годы в отечественной науке феномен одиночества представляли в философском (Ачильдиев И.М., Старовойтова Л.И.), философско-социологическом (Тихонов Г.М., Пузанова Ж.В.), социологическом (Черепухин Ю.М., Куртиян СВ.) направлениях. Важно отметить социльно-психологическое исследование Швалбы Ю.М., Данчевой О.В.[2] 

 

1.2 Психологические подходы  к представлению об одиночестве

 

           Проблема одиночества занимает не только умы простых людей. На протяжении столетий ее изучением занимались (и продолжают заниматься) философы, богословы, ученые и писатели. Даже несмотря на относительно небольшой срок существования психологии как обособленной науки, почти в каждом из ее направлений можно найти связанные с одиночеством концепции, теории и исследования. Рассмотрим  некоторые психологические взгляды об одиночестве:

            Психоаналитический подход (Зилбург, Салливан, Фромм-Рейхман)

            Обобщая положения некоторых психоаналитических теорий сторонники этого подхода считают, что одиночество расценивается в этой психологической парадигме как состояние отрицательное, уходящее корнями в детство. Один из представителей психоанализа Зилбург различал одиночество и уединенность. Уединенность считал он суть «нормальное» и «преходящее умонастроение», возникающее в результате отсутствия конкретного «кого-то».

             Одиночество же - это непреодолимое, неприятное, константное ощущение. Зилбург считает, что причинами одиночества являются такие черты личности как нарциссизм, мании величия и враждебность, а также стремление сохранить инфантильное чувство собственного всемогущества. Такая нарциссистическая ориентация начинает формироваться в детском возрасте, когда ребенок вместе с ощущением радости быть любимым испытывает потрясение, вызванное тем, что он - маленькое, слабое существо, вынужденное ждать удовлетворения своих потребностей от других. Салливан также усматривал корни одиночества взрослого в его детстве. Он установил движущую силу потребности в человеческой близости. Впервые эта потребность появляется в стремлении ребенка к контакту. В подростковом возрасте она принимает форму потребности в приятеле, с которым можно обменяться своими сокровенными мыслями. У подростков, испытывающих недостаток социальных навыков вследствие неправильных взаимоотношений с родителями в детстве, как правило, возникают трудности при установлении приятельских отношений со сверстниками. Эта неспособность удовлетворить подростковую потребность в интимности может привести к глубокому одиночеству. Статья Ф. Фромм-Рейхман , наверное, цитируется чаще других ранних публикаций об одиночестве. Фромм-Рейхман соглашается с точкой зрения Салливана о том, что одиночество - «чрезвычайно неприятное и гнетущее чувство». Основываясь на результатах своей работы с шизофрениками, Фромм-Рейхман считает одиночество экстремальным состоянием: «Тип одиночества, который я имею в виду, - разрушительный... и он в конечном итоге приводит к развитию психотических состояний. Одиночество превращает людей... в эмоционально парализованных и беспомощных».

                Так же, как и Салливан и Зилбург, Фромм-Рейхман прослеживает происхождение одиночества вплоть до личностного опыта, приобретенного в детстве. В особенности она подчеркивает вредные последствия «преждевременного отлучения от материнской ласки». С точки зрения трех вышеупомянутых критериев позиция сторонников психодинамических теорий ясна. В своем анализе одиночества они исходят главным образом из их клинической практики и, вероятно, поэтому склонны рассматривать одиночество как патологию. Возможно, психодинамически ориентированные теоретики в большей мере, чем какая-либо другая группа исследователей, склонны считать одиночество результатом ранних детских влияний на личностное развитие. И хотя ранний (детский) опыт может быть межличностным по своей природе, рассматриваемая традиция концентрирует внимание на том, какие внутриличностные факторы (то есть черты характера, внутрипсихические конфликты) приводят к состоянию одиночества.

Информация о работе Особенности переживания одиночества подростками из полных и неполных семей