Особенности переживания одиночества подростками из полных и неполных семей

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 19:30, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей работы – выявить, существуют ли различия в переживании одиночества между подростками, которые находятся в полной семье и теми подростками, которые находятся в неполной семье. Задачи:
На основе анализа психологической литературы дать определение понятия «одиночество»;
Рассмотреть одиночество как социально-психологический феномен;
Рассмотреть причины возникновения одиночества у подростков;
Провести эмпирическое исследование на выявление особенностей переживания одиночества у подростков в зависимости от того полная или неполная семья.

Содержание

Ведение
Глава 1. Феноменология одиночества
1.1 Социально – психологический анализ одиночества
1.2 Психологические подходы к представлению об одиночестве
1.3 Психологический портрет одинокого человека
1.4 Переживания одиночества в подростковом возрасте
Глава 2. Понятие полной и неполной семьи
2.1 Определение понятия “семья”
2.2 Воспитание в неполной семье
Глава 3. Эмпирическое изучение переживания одиночества у подростков из полных и неполных семей
3.1 Цели, задачи, объект исследования
3.2 Выбор и обоснование выбора методик
3.3 Проведение исследования и интерпретация результатов
Список использованных источников:

Работа содержит 1 файл

особенности переживания одиночества подростами из полных и неполных семей2.doc

— 315.00 Кб (Скачать)

              Человеко-центрированный подход (К.Роджерс)

              Подход К.Роджерса к одиночеству отличается от психоаналитического в том, что он мало обращает внимания на ранние детские воспоминая, считая, что одиночество вызвано текущими влияниями, которые испытывает личность. Роджерс полагает, что общество вынуждает индивида действовать в соответствии с социально оправданными, ограничивающими свободу действия образцами. Это ведет к противоречию между внутренним истинным «Я» индивида и проявлениями «Я» в отношениях с другими людьми. Одно лишь исполнение социальных ролей, неважно, насколько оно адекватно, ведет к бессмысленному существованию индивида. Индивид становится одиноким, когда, устранив охранительные барьеры на пути к собственному «Я», он тем не менее думает, что ему будет отказано в контакте со стороны других. Роджерс говорит об этом так: «Одиночество... наиболее резко и болезненно проявляется у тех индивидов, которые по той или иной причине оказываются - будучи лишенными своей привычной защиты - уязвимыми, испуганными, одинокими, но обладающими истинным «Я» и уверенными в том, что будут отвергнуты всем остальным миром» [3]. Согласно Роджерсу, уверенность в том, что истинное «Я» индивида отвергнуто другими, «держит людей замкнутыми в своем одиночестве» [3]. Страх быть отвергнутым приводит к тому, что человек придерживается своих социальных ролей и поэтому продолжает испытывать опустошенность.                                        Основываясь на этой точке зрения, другие исследователи выводят гипотезу о том, что несоответствие между действительным и идеализированным «Я» в конечном счете венчается одиночеством.  Как и у психодинамически ориентированных теоретиков, анализ одиночества, представленный Роджерсом, вытекает из его клинической практики, то есть работы с пациентами. Роджерс рассматривает одиночество как проявление слабой приспособляемости личности. Он считает, что причина одиночества находится внутри индивида, в феноменологических несоответствиях представлений индивида о собственном «Я». Отличает Роджерса от сторонников психодинамических теорий то, что он не очень доверяет ранним детским влияниям на формирование личности. Согласно Роджерсу, содержание опыта одиночества составляют текущие влияния, которые испытывает личность. Если разделить процесс возникновения одиночества на 3 этапа и схематически представить его, то получиться следующая картина: 
 1) Общество влияет на человека, вынуждая его вести себя в соответствии с социально оправданными, ограничивающими свободу действия образцами.

2) Из-за этого возникают противоречия  между внутренним истинным «Я»  индивида и проявлениями его  «Я» в отношениях с другими  людьми, что приводит к потере  смысла существования.

3) Индивид становится одиноким, когда, устранив охранительные барьеры на пути к собственному «Я», он тем не менее думает, что ему будет отказано в контакте со стороны других.

И здесь получается замкнутый круг: человек веря в  то, что его истинное «Я» отвергнуто другими, замыкается в своем одиночестве и, чтобы не отвергнутым, продолжает придерживаться своих социальных «фасадов», что приводит к опустошенности. Иными словами, в одиночестве проявляется несоответствие между действительным и идеализированным «Я».

Кроме этого, рассматривая склонность к одиночеству с позиций гуманистической психологии, Дж. Коен, продолжая линию исследований А. Маслоу, отмечает, что одиночество есть не что иное как производная серии неудовлетворенности субъекта отношениями с важными другими:

«Младенец одинок, если он испытывает недостаток нежности и контакта с  матерью. Ребенок одинок без родительского  участия в играх и беседах. Подросток одинок, если он отвергается сверстниками». [2]

Социально-психологический  подход (Боумен, Рисмен, Слейтр)

В отличии от психоанализа и роджерианского подхода, где причиной одиночества  является сам человек, некоторые  представители социальной психологии возлагают ответственность за возникновение одиночества на общество. Так Боумен выделил несколько факторов, способствующих усилению одиночества в современном обществе: ослабление связей в первичной группе; увеличение семейной и социальной мобильности.

Рисмен считает, что одной из главных причин одиночества является ориентация на других. Люди с такой ориентацией хотят нравиться, постоянно приспосабливаются к обстоятельствам, а также обособлены от своих чувств и своих ожиданий. Это приводит к тому, что такая личность может приобрести «синдром обеспокоенности» и зависимость от внимания окружающих к себе со стороны других людей. Причем эта потребность никогда не может быть удовлетворена. Слейтер называет современное общество индивидуалистическим. Из-за того, что в нем невозможно достичь удовлетворения потребности в общении, сопричастности и зависимости, у человека возникает одиночество. И Рисмен, и Слейтер связывают свой анализ одиночества с изучением американского характера и одновременно анализируют способность общества удовлетворять потребности его членов. Рисмен и его последователи заявляют, что американцы превратились в личности, «направленные вовне». Индивиды, «ориентированные на других», не только хотят нравиться, но и постоянно приспосабливаются к обстоятельствам и контролируют свое межличностное окружение с тем, чтобы определить линию своего поведения. «Ориентированные вовне» люди обособлены от своего истинного «Я», своих чувств и своих ожиданий. (В этом смысле анализ Рисмена, видимо, дополняет анализ Роджерса.) Такими чертами могут быть наделены родители, учителя, основная масса людей. В результате «ориентированная на других» («направленная вовне») личность может приобрести синдром обеспокоенности и чрезмерную потребность в пристальном внимании к себе со стороны других людей, которая никогда полностью не удовлетворяется. Члены этого «направленного вовне» общества образуют, как заявляет Рисмен в своем названии книги, «одинокую толпу».

Для Слейтера проблема американца как  личности заключается не в «направленности  вовне», а скорее в индивидуализме как таковом. Слейтер считает, что все мы стремимся к общению, сопричастности и зависимости. Мы стремимся к доверию и сотрудничеству с другими людьми, к «проявлению ответственности за свои импульсы и жизненные ориентации» . Однако эти основные потребности в общении, сопричастности и зависимости недостижимы в американском обществе из-за его приверженности индивидуализму вследствие укоренения веры в то, что каждый должен следовать своей собственной планиде. Результатом этого становится одиночество. Слейтер утверждает:

«Индивидуализм  воплощен в стремлении отвергнуть реальность человеческой взаимозависимости. Одна из основных целей американской технологии - «освобождение» от необходимости  согласования, подчинения, зависимости  или контроля со стороны других. К сожалению, чем больше мы преуспеваем в этом, тем сильнее мы ощущаем разобщенность, скуку и одиночество» [3].

Можно сказать, что  Рисмен и Слейтер не столько оценивают  одиночество как нормальное или  ненормальное состояние, сколько считают одиночество нормативным - общим статистическим показателем, характеризующим общество. Когда они рассматривают одиночество в качестве черты американского характера, они объясняют это модальное качество личности как продукт социальных сил. Таким образом, причину одиночества Рисмен и Слейтер изначально помещают вне индивида. Эти теории в соотнесенности со временем подчеркивают значение социализации (причина исторического типа), но многие факторы (например, влияние средств массовой информации), способствующие социализации, оказывают постоянное негативное воздействие на личность. И конечно, Боумен, как и многие другие социологи, делает упор на значение событий, происходящих в жизни человека в зрелом возрасте (например, развод). Формулируя свою точку зрения, Рисмен и Слейтер использовали в качестве источников рассуждений, прежде всего художественную литературу, статистические данные и данные средств массовой информации.

Интеракционистский подход (Вейсс)

Вейсс - главный  выразитель интеракционистского подхода  к проблеме одиночества. Его объяснение одиночества может быть расценено как интеракционистское по двум причинам. Во-первых, он подчеркивает, что одиночество - это не только функция фактора личности или фактора ситуации. Одиночество - продукт их комбинированного (или интерактивного) влияния. Во-вторых, Вейсс описывал одиночество, имея в виду социальные отношения, такие, как привязанность, руководство и оценка. Такая точка зрения подразумевает, что одиночество появляется в результате недостаточности социального взаимодействия индивида, взаимодействия, которое удовлетворяет основные социальные запросы личности.

Вейс установил  два типа одиночества, которые, по его  мнению, имеют различные предпосылки  и различные аффективные реакции. Эмоциональное одиночество представляется результатом отсутствия тесной интимной привязанности, такой, как любовная или супружеская. Эмоционально одинокий человек должен испытывать нечто вроде беспокойства покинутого ребенка: неспокойствие, тревогу и пустоту. Социальное одиночество становится ответом на отсутствие значимых дружеских связей или чувства общности. Социально одинокий человек переживает тоску и чувство социальной маргинальности.

Вейсс проводил семинары для вдовцов и недавно  разведенных. Он рассматривает одиночество  как нормальную реакцию. Очевидно, Вейсс имеет в виду как внутренние (характерологические), так и внешние (ситуативные) причины одиночества. Тем не менее, он ясно дает понять, что «из двух подходов ситуативный представляется наиболее привлекательным в этом случае.[3]. Вот поэтому Вейсс особо и подчеркивает текущие события в жизни личности как ключевой фактор формирования одиночества. Что касается причин возникновения подобного состояния, то здесь интересно отметить, что Вейс допускает возможность участия в формировании одиночества даже инстинкта.

Экзистенциальная психология (И.Ялом, К. Мустакас)

Экзистенциальная  психология тесно связана с экзистенциальной философией. 
Первые попытки непосредственно перенести идеи философии экзистенциализма в психологическую и психотерапевтическую практику (Л.Бинсвангер и М.Босс) дали весьма ограниченные результаты. Ряд экзистенциально мыслящих философов (М.Бубер, П.Тиллих, М.Бахтин и др.) оказали на психологов большое и непосредственное влияние, но вершинами экзистенциальной психологии на сегодняшний день являются общепсихологические теории и методологические основы психологической практики, разработанные на основе философии экзистенциализма такими авторами как В.Франкл, Р.Мэй, Д.Бьюдженталь.[3]

Экзистенциальные  психологи относят одиночество (изоляцию) к базовым данностям существования. Вот что пишет об этом Ирвин Ялом:

"Индивиды  часто бывают изолированы от  других или от частей себя, но в основе этих отъединенностей  лежит еще более глубокая изоляция, связанная с самим существованием, - изоляция, которая сохраняется при самом удовлетворительном общении с другими индивидами, при великолепном знании себя и интегрированности.

Экзистенциальная  изоляция связана с пропастью  между собой и другими, через  которую нет мостов. Экзистенциальная изоляция - это долина одиночества, к которой много путей. Конфронтация со смертью и свободой неизбежно приведет индивида в эту долину.

По мнению Ялома, выходит, что переживание одиночества неизбежно для человека. И единственный способ избавиться от страха и тревоги, которые оно вызывает, - на каком-то этапе жизни просто осознать его и прожить.

Тогда и отношения с другим примут иное качество - "любовь, свободная  от того, чтобы нуждаться в другом" (без перекладывания ответственности на партнера, без зависимости от него).

К. Мустакас, другой представитель  экзистенциального направления  в психологии, разделяет «суету одиночества» и истинное одиночество (в этом его  позиция схожа со взглядом на одиночество  в некоторых восточных религиях). Первое он определяет как комплекс защитных механизмов, который отдаляет человека от решения существенных жизненных вопросов, путем осуществления «активности ради активности» вместе с другими людьми.

Истинное же одиночество исходит  из осознания «реальности одинокого  существования». Как и Ялом, он считает, что этому осознанию могут способствовать столкновения с пограничными жизненными ситуациями (рождение, смерть, жизненные перемены, трагедия), которые человек переживает в одиночку.[2]

М.Бубер внес большой вклад в  рассмотрение проблемы одиночества. Трудно отнести его к какому-то одному направлению философии, т.к. его позиция основывается на еврейской мистической школе, хасидизме и релятивистской теории, а его взгляды оказали значительное влияние как на религиозную философию, так и на психологию. Он считал, что стремление человека к отношениям заложено в нем с самого рождения. Даже у только что появившегося на свет ребенка есть стремление к  контакту - сначала тактильному, а затем «оптимальному» с другими людьми. Таким образом, человек не существует как отдельная сущность, т.к. он «сотворен между». Поскольку для Бубера основным модусом человеческого бытия являются отношения, можно сказать, для него нет одиночества как фундаментального факта бытия (ср. с экзистенциалистами). [3]

Бубер выделил два типа отношений: «Я-Ты» и «Я-Оно». Последний тип взаимосвязи - это отношения без взаимности, где другой это средство, функция, объект. Этому Бубер противопоставляет «Я-Ты» отношения, которые построены на взаимности и включающие переживания другого. Различия между эти типами отношений лежат не только в их природе, но и в том, что есть «Я» в каждом из них. «Я», пишет Бубер, возникает и приобретает очертания в рамках отношений и оно, т.о., связано с «Ты», взаимодействуя с которым каждый раз создается новое «Я». При отношениях «Оно» человек не полностью находиться в «отношениях» - он удерживает часть себе, т.к. в этом случае он занимается категоризацией, анализом и вынесением суждения об «Оно».

Информация о работе Особенности переживания одиночества подростками из полных и неполных семей