Особенности организация работы по морально-психологическому обеспечению боевой деятельности войск

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 17:43, реферат

Описание работы

С получением боевой задачи процесс психологического обеспечения ее выполнения по своей сущности представляет собой комплекс мероприятий по достижению высокой боевой активности личного состава, способности переносить включение нервно-психологические нагрузки и сохранить боеспособность в обстановке действия психотравмирущих факторов современного боя.

Работа содержит 1 файл

Содержание и организация работы по психологическому обеспечению боевой деятельности.docx

— 45.28 Кб (Скачать)

Особенности организация работы по морально-психологическому обеспечению боевой деятельности войск

С получением боевой задачи процесс психологического обеспечения  ее выполнения по своей сущности представляет собой комплекс мероприятий по достижению высокой боевой активности личного  состава, способности переносить включение  нервно-психологические нагрузки и  сохранить боеспособность в обстановке действия психотравмирущих факторов современного боя. 

По содержанию психологическое обеспечение боевых действий составляет совокупность взаимосвязанных  и взаимообусловленных мероприятий  по решению конкретных задач на различных  этапах подготовки и ведения боя. 

Первый этап - аналитико-прогностический. Он имеет  своей целью выявление психологических  особенностей предстоящей задачи, отношения  к ней личного состава, прогнозирование  и организация психологически целесообразных управляющих воздействий. 

Для достижения этой цели необходимо решить следующие  задачи: 

осуществление психологической оценки условий  предполагаемой боевой обстановки, осмысление действия предстоящих психогенных  факторов, трудностей и требований, которые будут предъявлены к  психологическим качествам воинов в ходе боя; 

выявление психологических  особенностей выполнения предстоящей  боевой задачи на каждом из ее этапов, уровня их психологической сложности; 

изучение и  анализ морально-психологического состояния  личного состава подразделения (полка) и каждого воина в отдельности, их отношения к предстоящей боевой задаче, к приказам и распоряжениям  старших начальников, характера преобладающих психических состояний и эмоциональных настроений; 

определение уровня психологической готовности личного  состава к выполнению боевой задачи и формулировка прогностических  гипотез эффективности предстоящей  деятельности с целью организации  психологически целесообразных управляющих  воздействий. 

В качестве критериев, на которых обращается особое внимание, можно считать уровень развития: 

мотивационного  компонента (наличие потребности  вступить в бой, стремления победить, проявление чувства ответственности  за результативность боя и др.); 

познавательного (знание своего места в бою, условий  обстановки, особенностей предстоящей  деятельности, опасных факторов, способов уничтожения противника и др.); 

эмоционального (доминирующие чувства, состояния тревоги, отчаяния, беспокойства, сомнения, боевого  возбуждения и др.); 

волевого (наличие  решительности у воина, способности  преодолевать любые трудности, умения управлять собой и др.); 

моторного (сформированность навыков и умений управлять боевой техникой, вести ориентировку при сильных помехах, отказах вооружения, координация движений и их согласованность при боевом применении и др.). 

В этих целях  могут быть использованы: метод наблюдения, в том числе включенного, обобщения  независимых характеристик, экспериментально-психологическое  обследование некоторых психических  процессов. Кроме того, для исследования эмоционального компонента следует  использовать, например, опросник Л.Рабиновича; оценку познавательного компонента - Р.Гордона; волевого свойства личности В.Васильева. 

Полученные результаты используются при принятии решения  на организацию психологического обеспечения, планирование мероприятий, согласованных  по целям, месту и времени, при  расстановке сил и средств. 

Второй  этап - целевой психологической подготовки. Его цель сформировать необходимый для успешного вступления в бой уровень психологичекой готовности и необходимый уровень эмоционально волевой устойчивости в ходе его осуществления. 

В последнее  время, с активным вводом в обиход термина морально- психологическое обеспечения, отдельные исследователи ставят знак тождества между психологическим обеспечением и психологической подготовкой. Что касается сущности и содержания психологической подготовки, то данный вопрос рассматривается в отдельной главе. Здесь же только важно отметить очень важное методологическое положение. Оно состоит в том, что психологическое обеспечение гораздо шире, чем психологическая подготовка. В процессе психологического обеспечения решаются в большей мере задачи условной психологической подготовки, в частности: формирование доверия к командирам и отдаваемым приказам и указаниям; активизация и закрепление мотивационных установок на решительное ведение конкретного боя; накопление предстоящего об условиях представляющего боя, психологической модели ситуаций и др. то есть, обобщенно говоря, формирования специальных качеств: функциональной надежности психики воина, готовности бороться с любыми трудностями, мотивационной установки на успех в конкретном бою. 

Третий  этап - психологического сопровождения, охватывающий работу с момента получения боевой задачи и ее выполнения. На этом этапе решаются следующие задачи: 

анализ поведения  военнослужащих в бою, оценка степени  усталости, подверженности слухам и  панике; 

формирование  установки на успешное эффективное  продолжение боевых действий; 

оперативное управление психическими состояниями, коррекция  настроений, поддержка потерпевших  неудачу в первых боях, потерявших друзей, технику, оружие и т.д.; 

определение преобладающих  эмоциональных состояний, усталости  и запаса психических сил, необходимых  для выполнения последующих боев, снятия остаточных явлений, недопущение  психологического перенапряжения. противодействие психологическому воздействию противника. 

То есть, психологическое  сопровождение - это комплекс оперативных  мероприятий по отслеживанию и поддержанию  способности военнослужащих, подразделений  и частей противостоять устрашающим  факторам боя и решительно действовать  в боевой обстановке. 

На этапе психологического сопровождения используются оперативные  формы и методы работы: включенное наблюдение, беседы, митинги, призывы, личный пример в бою, применение приемов  саморегуляции, измерение психофизиологических показателей и др. 

Четвертый этап - реабилитация и восстановление военнослужащих, получивших психические травмы. Опыт ведения боевых действий показывает, что уже после первых 2-4 боев в мероприятиях по психологической реабилитации нуждается до 20-30% воинов. В зависимости от интенсивности ведении боевых действий эти цифры порой возрастают до 80-85 % . 

Работа по психологической  реабилитации начинается на этапе сопровождения  и включает: 

психологическую диагностику, выявления отклонений и нарушений; 

организацию своевременного отдыха, психотерапевтической помощи, психологической разгрузки; 

проведение медикаменторных воздействий, а при необходимости нетрадиционных методов психокоординации (иглотерапии). 

Реализация перечисленных  мероприятий, как и задач связанных  с целевой психологической подготовкой  будут рассмотрены в специальных  главах. 

Таким образом, проблема психологического обеспечения, в том числе и боевой деятельности, возникла вместе с началом зарождения военной психологии. Она прошла путь от накопления и распространения  эмпирических знаний, до научного осмысления структуры и организации психологического обеспечения. Необходимость эффективной  подготовки к боевой деятельности в  условиях вооруженных конфликтов еще  больше обнажила ряд острых проблем, решение которых возможно в рамках всей системы морально-психологического обеспечения. 

Процесс психологического обеспечения представляет собой  ряд последовательных этапов, на каждом из которых решаются определенные задачи, В соответствии в ними подбирается содержание форм, способов и методов психологического воздействия. 

Морально-психологическое  обеспечение (МПО) выполнения боевых действий представляет собой комплекс согласованных и взаимосвязанных по цели, задачам, месту и времени одновременных или последовательных мероприятий информационно-воспитательной, психологической, военно-социальной, культурно-досуговой роботы, защиты от информационно-психологического воздействия противника, обеспечения техническими средствами воспитания, направленных на достижение морально-психологического превосходства над противником в период ведения боя в определенном районе (зоне) в установленный период времени.

МПО осуществляется путем заблаговременного создания и постоянного совершенствования  морально-психологического состояния  личного состава в целях формирования и поддержания его высокой  моральной готовности и психологической  устойчивости, уверенности в боевых возможностях боевой техники и вооружения, своих силах и способностях.

Основными задачами МПО  выполнения боевых действий являются:

1. Формирование  у личного состава готовности  и способности успешно выполнять  поставленные задачи в сложной,  резко меняющейся обстановке.

2. Воспитание  у военнослужащих воли к победе, мужества, героизма и самообладания,  боевой активности.

3. Обеспечение непрерывного боевого информирования личного состава, популяризации отличившихся в предыдущих боях, обобщение и распространение боевого опыта.

4. Реализация  мер по обеспечению социальной  защиты военнослужащих в соответствии  с законами и нормативно-правовыми  актами Российской Федерации.

5. Осуществление  психологической подготовки и  поддержание психологической устойчивости  военнослужащих, своевременное восстановление  их духовных и физических сил.

6. Поддержание  у военнослужащих способности  противостоять информационно-психологическому  воздействию противника, воспитание  ответственности за сохранение  военной и государственной тайны.

Морально-психологическое  обеспечение боевых действий планируется  и организуется по видам (схема) и  ведется в течение всего периода  боя (боевых действий), строится исходя из поставленных задач, морально-психологического состояния личного состава и  степени напряженности информационно-психологического противоборства.

Информационно-воспитательная работа при выполнении боевых действий направляется на поддержание высокой  морально - психологической стойкости, активности и упорства личного состава  при ведении боя, готовности к  решительным действиям по уничтожению  противника.

Основными формами  такой работы в ходе выполнения боевых действий являются: боевое и оперативное  информирование; прямое обращение командования к личному составу в наиболее напряженные моменты боевых действии; обмен опытом военнослужащих, ранее  участвовавших в боевых действиях; пропаганда проявлений образцов мужества, отваги и стойкости; индивидуальные беседы с военнослужащими, проявившими  неуверенность и замешательство во время боевых действий; доведение приговоров военных судов об осуждении военнослужащих за воинские преступления, невыполнение боевого приказа и т.д.

Боевые действия представляют собой не только согласованные  по цели, месту и времени удары, огонь и маневры войск, но и  ожесточенное противоборство целеустремленных, мыслящих, чувствующих, обладающих личными  убеждениями, знаниями, навыками и умениями, волей и надеждами людей. И  оттого, у какой из противоборствующих сторон морально-психологические силы и возможности окажутся лучше  сформированными, мобилизованными, сохраненными и в большей степени отвечающими  потребностям боя, в определяющей степени  зависят победа или поражение. 
 
 

Все это делает актуальной и практически значимой деятельность по формированию у личного  состава всесторонней психологической  устойчивости, готовности к активным наступательным действиям в любой  обстановке. Основная роль в этом процессе принадлежит такому компоненту морально-психологического обеспечения, как психологическая  работа.

Психологическая работа в ходе боя направляется на достижение высокой боевой активности военнослужащих, формирование способности  переносить нервно-психические нагрузки с целью сохранения боеспособности при выполнении боевыхдействий.

Как показывает боевой опыт, наращиванию психологической  активности личного состава способствуют: передача боевой информации; нахождение офицеров в боевых порядках; личный пример командиров и актива; пропаганда боевых успехов и героических  поступков военнослужащих; поощрение  отличившихся; сообщение о фактах жестокого обращения противника с гражданским населением и военнопленными; выявление и перекрытие каналов  проникновения панических настроений; своевременное использование воинами  приемов психологической саморегуляции и волевой мобилизации; оказание экстренной психологической помощи психотравмированным военнослужащим и др.

Информация о работе Особенности организация работы по морально-психологическому обеспечению боевой деятельности войск