Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 17:43, реферат
С получением боевой задачи процесс психологического обеспечения ее выполнения по своей сущности представляет собой комплекс мероприятий по достижению высокой боевой активности личного состава, способности переносить включение нервно-психологические нагрузки и сохранить боеспособность в обстановке действия психотравмирущих факторов современного боя.
Особенности организация работы по морально-психологическому обеспечению боевой деятельности войск
С получением боевой
задачи процесс психологического обеспечения
ее выполнения по своей сущности представляет
собой комплекс мероприятий по достижению
высокой боевой активности личного
состава, способности переносить включение
нервно-психологические
По содержанию
психологическое обеспечение
Первый этап
- аналитико-прогностический. Он имеет
своей целью выявление
Для
достижения этой цели
необходимо решить следующие
задачи:
осуществление
психологической оценки условий
предполагаемой боевой обстановки, осмысление
действия предстоящих психогенных
факторов, трудностей и требований,
которые будут предъявлены к
психологическим качествам
выявление психологических
особенностей выполнения предстоящей
боевой задачи на каждом из ее этапов,
уровня их психологической сложности;
изучение и
анализ морально-психологического состояния
личного состава подразделения (полка)
и каждого воина в отдельности,
их отношения к предстоящей боевой
задаче, к приказам и распоряжениям
старших начальников, характера преобладающих
психических состояний и эмоциональных
настроений;
определение уровня
психологической готовности личного
состава к выполнению боевой задачи
и формулировка прогностических
гипотез эффективности
В качестве критериев,
на которых обращается особое внимание,
можно считать уровень
мотивационного
компонента (наличие потребности
вступить в бой, стремления победить,
проявление чувства ответственности
за результативность боя и др.);
познавательного
(знание своего места в бою, условий
обстановки, особенностей предстоящей
деятельности, опасных факторов, способов
уничтожения противника и др.);
эмоционального
(доминирующие чувства, состояния тревоги,
отчаяния, беспокойства, сомнения, боевого
возбуждения и др.);
волевого (наличие
решительности у воина, способности
преодолевать любые трудности, умения
управлять собой и др.);
моторного (сформированность
навыков и умений управлять боевой техникой,
вести ориентировку при сильных помехах,
отказах вооружения, координация движений
и их согласованность при боевом применении
и др.).
В этих целях
могут быть использованы: метод наблюдения,
в том числе включенного, обобщения
независимых характеристик, экспериментально-
Полученные результаты
используются при принятии решения
на организацию психологического обеспечения,
планирование мероприятий, согласованных
по целям, месту и времени, при
расстановке сил и средств.
Второй
этап - целевой психологической подготовки.
Его цель сформировать необходимый для
успешного вступления в бой уровень психологичекой
готовности и необходимый уровень эмоционально
волевой устойчивости в ходе его осуществления.
В последнее
время, с активным вводом в обиход
термина морально- психологическое
обеспечения, отдельные исследователи
ставят знак тождества между психологическим
обеспечением и психологической подготовкой.
Что касается сущности и содержания психологической
подготовки, то данный вопрос рассматривается
в отдельной главе. Здесь же только важно
отметить очень важное методологическое
положение. Оно состоит в том, что психологическое
обеспечение гораздо шире, чем психологическая
подготовка. В процессе психологического
обеспечения решаются в большей мере задачи
условной психологической подготовки,
в частности: формирование доверия к командирам
и отдаваемым приказам и указаниям; активизация
и закрепление мотивационных установок
на решительное ведение конкретного боя;
накопление предстоящего об условиях
представляющего боя, психологической
модели ситуаций и др. то есть, обобщенно
говоря, формирования специальных качеств:
функциональной надежности психики воина,
готовности бороться с любыми трудностями,
мотивационной установки на успех в конкретном
бою.
Третий
этап - психологического сопровождения,
охватывающий работу с момента получения
боевой задачи и ее выполнения. На этом
этапе решаются следующие задачи:
анализ поведения
военнослужащих в бою, оценка степени
усталости, подверженности слухам и
панике;
формирование
установки на успешное эффективное
продолжение боевых действий;
оперативное управление
психическими состояниями, коррекция
настроений, поддержка потерпевших
неудачу в первых боях, потерявших
друзей, технику, оружие и т.д.;
определение преобладающих
эмоциональных состояний, усталости
и запаса психических сил, необходимых
для выполнения последующих боев,
снятия остаточных явлений, недопущение
психологического перенапряжения. противодействие
психологическому воздействию противника.
То есть, психологическое
сопровождение - это комплекс оперативных
мероприятий по отслеживанию и поддержанию
способности военнослужащих, подразделений
и частей противостоять устрашающим
факторам боя и решительно действовать
в боевой обстановке.
На этапе психологического
сопровождения используются оперативные
формы и методы работы: включенное
наблюдение, беседы, митинги, призывы,
личный пример в бою, применение приемов
саморегуляции, измерение психофизиологических
показателей и др.
Четвертый
этап - реабилитация и восстановление
военнослужащих, получивших психические
травмы. Опыт ведения боевых действий
показывает, что уже после первых 2-4 боев
в мероприятиях по психологической реабилитации
нуждается до 20-30% воинов. В зависимости
от интенсивности ведении боевых действий
эти цифры порой возрастают до 80-85 % .
Работа по психологической
реабилитации начинается на этапе сопровождения
и включает:
психологическую
диагностику, выявления отклонений
и нарушений;
организацию своевременного
отдыха, психотерапевтической помощи,
психологической разгрузки;
проведение медикаменторных
воздействий, а при необходимости нетрадиционных
методов психокоординации (иглотерапии).
Реализация перечисленных
мероприятий, как и задач связанных
с целевой психологической
Таким образом,
проблема психологического обеспечения,
в том числе и боевой деятельности,
возникла вместе с началом зарождения
военной психологии. Она прошла путь
от накопления и распространения
эмпирических знаний, до научного осмысления
структуры и организации
Процесс психологического
обеспечения представляет собой
ряд последовательных этапов, на каждом
из которых решаются определенные задачи,
В соответствии в ними подбирается содержание
форм, способов и методов психологического
воздействия.
Морально-психологическое обеспечение (МПО) выполнения боевых действий представляет собой комплекс согласованных и взаимосвязанных по цели, задачам, месту и времени одновременных или последовательных мероприятий информационно-воспитательной, психологической, военно-социальной, культурно-досуговой роботы, защиты от информационно-психологического воздействия противника, обеспечения техническими средствами воспитания, направленных на достижение морально-психологического превосходства над противником в период ведения боя в определенном районе (зоне) в установленный период времени.
МПО осуществляется
путем заблаговременного
Основными задачами МПО выполнения боевых действий являются:
1. Формирование
у личного состава готовности
и способности успешно
2. Воспитание
у военнослужащих воли к
3. Обеспечение непрерывного боевого информирования личного состава, популяризации отличившихся в предыдущих боях, обобщение и распространение боевого опыта.
4. Реализация
мер по обеспечению социальной
защиты военнослужащих в
5. Осуществление
психологической подготовки и
поддержание психологической
6. Поддержание
у военнослужащих способности
противостоять информационно-
Морально-психологическое
обеспечение боевых действий планируется
и организуется по видам (схема) и
ведется в течение всего
Информационно-воспитательная работа при выполнении боевых действий направляется на поддержание высокой морально - психологической стойкости, активности и упорства личного состава при ведении боя, готовности к решительным действиям по уничтожению противника.
Основными формами такой работы в ходе выполнения боевых действий являются: боевое и оперативное информирование; прямое обращение командования к личному составу в наиболее напряженные моменты боевых действии; обмен опытом военнослужащих, ранее участвовавших в боевых действиях; пропаганда проявлений образцов мужества, отваги и стойкости; индивидуальные беседы с военнослужащими, проявившими неуверенность и замешательство во время боевых действий; доведение приговоров военных судов об осуждении военнослужащих за воинские преступления, невыполнение боевого приказа и т.д.
Боевые действия
представляют собой не только согласованные
по цели, месту и времени удары,
огонь и маневры войск, но и
ожесточенное противоборство целеустремленных,
мыслящих, чувствующих, обладающих личными
убеждениями, знаниями, навыками и умениями,
волей и надеждами людей. И
оттого, у какой из противоборствующих
сторон морально-психологические силы
и возможности окажутся лучше
сформированными, мобилизованными, сохраненными
и в большей степени
Все это делает актуальной и практически значимой деятельность по формированию у личного состава всесторонней психологической устойчивости, готовности к активным наступательным действиям в любой обстановке. Основная роль в этом процессе принадлежит такому компоненту морально-психологического обеспечения, как психологическая работа.
Психологическая работа в ходе боя направляется на достижение высокой боевой активности военнослужащих, формирование способности переносить нервно-психические нагрузки с целью сохранения боеспособности при выполнении боевыхдействий.
Как показывает
боевой опыт, наращиванию психологической
активности личного состава способствуют:
передача боевой информации; нахождение
офицеров в боевых порядках; личный
пример командиров и актива; пропаганда
боевых успехов и героических
поступков военнослужащих; поощрение
отличившихся; сообщение о фактах
жестокого обращения противника
с гражданским населением и военнопленными;
выявление и перекрытие каналов
проникновения панических настроений;
своевременное использование