Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 18:58, курсовая работа
Цель исследования – выявление особенностей образа «Я» подростков из неполных семей.
Задачи исследования:
- осуществить теоретический анализ образа «Я» у подростков в психологической литературе;
-провести эмпирическое исследование образа «Я» у старших подростков из неполных семей;
- осуществить сравнительный анализ образа «Я» у подростков из полных и неполных семей;
- описать полученные результаты исследования образа «Я» у подростков из полных и неполных семей.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
РАЗДЕЛ 1. Особенности формирования самосознания у подростков из неполных семей..……………………………………………………………….6
1.1. Подростковая «Я-концепция»…………………………………………....6
1.2. Влияние семейных отношений на развитие личности подростка……..14
1.3. Развитие личности подростков в неполных и смешанных семьях…….22
ВЫВОД ПО ПЕРВОМУ РАЗДЕЛУ…………………………………………...36
РАЗДЕЛ 2. Эмпирические исследования образа «Я» у подростков из неполных семей………………………………………………………………...37
2.1. Методы и методики……………………………………………………….37
2.2. Организация исследования……………………………………………….38
2.3. Результаты исследования и их интерпретация………………………….39
ВЫВОД ПО ВТОРОМУ РАЗДЕЛУ…………………………………………...41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………...44
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………..46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Ананьев Б. Г., Человек как предмет познания.Психология, 1980.
2. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М.: Прогресс, 1995.
3. Белинская Е.П. Я - концепция и ценностные ориентации старших подростков в условиях быстрых социальных изменений / Вестник МГУ, серия №14, №4, 1997.
4.Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. Москва, 1986.
5. Библиотека научной и студенческой информации - Режим доступа : http://www.bibliofond.ru/view.
6. Гримак Л. П., Общение с собой. Москва, 1991.
7. Захаров А.И. Психологические факторы формирования неврозов у детей. Автореф. дис. Л., 1991.
8. Коллекция рефератов Revolution – Режим доступа : http://revolution.allbest.ru/
9.Как построить свое «Я» / Под ред. Зинченко В.П.- М.: Педагогика, 1991.
10. Кондратенко В.Т., Чернявская А.Г. По лабиринтам души подростка. Минск., 1991.
11. Психология/ Подростковый возраст – Режим доступа : http://www.sunhome.ru/
12. Реан А.А., Психология человека от рождения до смерти. – М.,Спб., 2001.
13. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб.: Питер, 2000.
14. Ремшмидт X.. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. М.: Мир, 1994.
15.Сатир В. Как строить себя и свою семью. М.: Педагогика-Пресс, 1992.
16. Семья в психологической консультации. // Под ред. Бодалева А.А., Столина В.В. М.: Педагогика, 1989.
17. Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов. М.: МГУ, 1988.
18 . Фромм Э. Человек для себя. Минск: Коллегиум, 1992.
19.Хорни К. Невротическая личность нашего времени. М.: Прогресс, 1993.
20. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. М.: Медицина, 1990.
21. Эриксон Э. Детство и общество. Обнинск, 1993.
22. Юнг К. Конфликты детской души. М.: Канон, 1995.
Приложение А
Матрица первичных данных 1-й группы (подростки из полных семей)
Испытуемые | Зависимость | Независим | Общительн | Необщительн | Принятие борьбы | Избегание борьбы |
1 | 9,000 | 7,000 | 8,000 | 11,000 | 10,000 | 10,000 |
2 | 6,000 | 14,000 | 10,000 | 6,000 | 3,000 | 6,000 |
3 | 6,000 | 14,000 | 12,000 | 7,000 | 5,000 | 14,000 |
4 | 8,000 | 10,000 | 9,000 | 10,000 | 9,000 | 9,000 |
5 | 12,000 | 7,000 | 9,000 | 9,000 | 9,000 | 9,000 |
6 | 9,000 | 6,000 | 13,000 | 6,000 | 3,000 | 3,000 |
7 | 10,000 | 5,000 | 12,000 | 4,000 | 6,000 | 4,000 |
8 | 11,000 | 9,000 | 10,000 | 9,000 | 5,000 | 12,000 |
9 | 14,000 | 7,000 | 12,000 | 7,000 | 9,000 | 13,000 |
10 | 8,000 | 8,000 | 9,000 | 8,000 | 11,000 | 8,000 |
11 | 10,000 | 12,000 | 8,000 | 13,000 | 9,000 | 4,000 |
12 | 8,000 | 11,000 | 10,000 | 5,000 | 10,000 | 10,000 |
13 | 6,000 | 10,000 | 11,000 | 4,000 | 11,000 | 6,000 |
14 | 8,000 | 7,000 | 9,000 | 6,000 | 5,000 | 8,000 |
15 | 7,000 | 8,000 | 13,000 | 7,000 | 4,000 | 9,000 |
16 | 11,000 | 6,000 | 12,000 | 8,000 | 6,000 | 11,000 |
17 | 12,000 | 7,000 | 8,000 | 10,000 | 8,000 | 12,000 |
18 | 11,000 | 14,000 | 9,000 | 9,000 | 12,000 | 6,000 |
19 | 10,000 | 10,000 | 13,000 | 4,000 | 4,000 | 8,000 |
20 | 11,000 | 9,000 | 10,000 | 3,000 | 8,000 | 9,000 |
21 | 12,000 | 10,000 | 9,000 | 5,000 | 9,000 | 11,000 |
22 | 14,000 | 11,000 | 12,000 | 6,000 | 10,000 | 9,000 |
23 | 9,000 | 13,000 | 10,000 | 8,000 | 3,000 | 10,000 |
24 | 8,000 | 7,000 | 11,000 | 10,000 | 10,000 | 12,000 |
25 | 10,000 | 8,000 | 12,000 | 7,000 | 8,000 | 6,000 |
2. Матрица первичных данных 2-й группы (подростки из неполных семей)
Испытуемые | Зависимость | Независим | Общительн | Необщительн | Принятие борьбы | Избегание борьбы |
1 | 4,000 | 9,000 | 10,000 | 6,000 | 9,000 | 11,000 |
2 | 5,000 | 12,000 | 11,000 | 12,000 | 8,000 | 10,000 |
3 | 9,000 | 12,000 | 11,000 | 10,000 | 6,000 | 8,000 |
4 | 5,000 | 10,000 | 10,000 | 9,000 | 10,000 | 4,000 |
5 | 9,000 | 11,000 | 11,000 | 11,000 | 10,000 | 5,000 |
6 | 10,000 | 8,000 | 14,000 | 10,000 | 8,000 | 6,000 |
7 | 5,000 | 6,000 | 9,000 | 12,000 | 6,000 | 2,000 |
8 | 4,000 | 12,000 | 8,000 | 8,000 | 4,000 | 8,000 |
9 | 6,000 | 11,000 | 6,000 | 9,000 | 11,000 | 4,000 |
10 | 10,000 | 7,000 | 8,000 | 11,000 | 9,000 | 11,000 |
11 | 11,000 | 10,000 | 10,000 | 6,000 | 6,000 | 9,000 |
12 | 9,000 | 9,000 | 9,000 | 8,000 | 4,000 | 6,000 |
13 | 10,000 | 11,000 | 6,000 | 10,000 | 5,000 | 5,000 |
14 | 5,000 | 4,000 | 8,000 | 9,000 | 10,000 | 3,000 |
15 | 4,000 | 13,000 | 5,000 | 12,000 | 9,000 | 11,000 |
16 | 2,000 | 12,000 | 11,000 | 6,000 | 8,000 | 10,000 |
17 | 6,000 | 11,000 | 10,000 | 9,000 | 6,000 | 9,000 |
18 | 8,000 | 10,000 | 9,000 | 13,000 | 7,000 | 8,000 |
19 | 9,000 | 9,000 | 6,000 | 11,000 | 7,000 | 6,000 |
20 | 4,000 | 7,000 | 8,000 | 6,000 | 9,000 | 12,000 |
21 | 4,000 | 11,000 | 9,000 | 9,000 | 10,000 | 11,000 |
22 | 3,000 | 8,000 | 6,000 | 10,000 | 11,000 | 10,000 |
23 | 6,000 | 4,000 | 4,000 | 9,000 | 3,000 | 13,000 |
24 | 7,000 | 15,000 | 11,000 | 9,000 | 5,000 | 17,000 |
25 | 5,000 | 12,000 | 10,000 | 8,000 | 6,000 | 9,000 |
Приложение Б
Статистическая обработка данных проводилась с использованием программы STAT 5.1. Mann-Whitney U Test (new.sta)
Расчёт корреляции по критерию Манна-Уитни для первой шкалы «зависимость»:
Rank Sum Rank Sum Z
Group 1 Group 2 U Z p-level adjusted p-level 441,5000 833,5000 116,5000 -3,80296 ,000143 -3,82581 ,000131
Valid N Valid N 2*1sided
Group 1 Group 2 exact p
25 25 ,000074
U=116,5 и p=0,000131; p-level < 0,05 – подтвердилась hа.
Расчёт корреляции по критерию Манна-Уитни для второй шкалы «независимость»:
Rank Sum Rank Sum
Group 1 Group 2 U Z p-level adjusted 691,0000 584,0000 259,0000 1,038052 ,299253 1,045128
Valid N Valid N *1sided
p-level Group 1 Group 2 exact p
,295972 25 25 ,306672
U=259 и p= 0,295972; p-level > 0,05 – подтвердилась h0.
Расчёт корреляции по критерию Манна-Уитни для третей шкалы «общительность»:
Rank Sum Rank Sum
Group 1 Group 2 U Z p-level adjusted
512,5000 762,5000 187,5000 -2,42536 ,015299 -2,45446
Valid N Valid N 2*1sided
p-level Group 1 Group 2 exact p
,014115 25 25 ,014363 U=187,5 и p=0 ,014115; p-level < 0,05 – подтвердилась ha.
Расчёт корреляции по критерию Манна-Уитни для четвёртой шкалы «необщительность»:
Rank Sum Rank Sum
Group 1 Group 2 U Z p-level adjusted p-level
786,0000 489,0000 164,0000 2,881323 ,003963 2,907266 ,003649
Valid N Valid N 2*1sided
Group 1 Group 2 exact p
25 25 ,003477
U=164 и p=0,003649; p-level < 0,05 – подтвердилась ha.
Расчёт корреляции по критерию Манна-Уитни для пятой шкалы «принятие борьбы»:
Rank Sum Rank Sum
Group 1 Group 2 U Z p-level adjusted p-level 635,0000 640,0000 310,0000 -,048507 ,961312 -,048915 ,96098
Valid N Valid N 2*1sided
Group 1 Group 2 exact p
25 25 ,969326
U=310 и p=0,96098; p-level > 0,05 – подтвердилась h0.
Расчёт корреляции по критерию Манна-Уитни для шестой шкалы «избегание борьбы»:
Rank Sum Rank Sum
Group 1 Group 2 U Z p-level adjusted p-level
609,0000 666,0000 284,0000 -,552981 ,580280 -,556574 ,577822
Valid N Valid N 2*1sided
Group1 Group 2 exact p
25 25 ,590014
Информация о работе Особенности образа «Я» старших подростков из неполных семей