Особенности образа «Я» старших подростков из неполных семей

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 18:58, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – выявление особенностей образа «Я» подростков из неполных семей.

Задачи исследования:

- осуществить теоретический анализ образа «Я» у подростков в психологической литературе;

-провести эмпирическое исследование образа «Я» у старших подростков из неполных семей;

- осуществить сравнительный анализ образа «Я» у подростков из полных и неполных семей;

- описать полученные результаты исследования образа «Я» у подростков из полных и неполных семей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3

РАЗДЕЛ 1. Особенности формирования самосознания у подростков из неполных семей..……………………………………………………………….6

1.1. Подростковая «Я-концепция»…………………………………………....6

1.2. Влияние семейных отношений на развитие личности подростка……..14

1.3. Развитие личности подростков в неполных и смешанных семьях…….22

ВЫВОД ПО ПЕРВОМУ РАЗДЕЛУ…………………………………………...36

РАЗДЕЛ 2. Эмпирические исследования образа «Я» у подростков из неполных семей………………………………………………………………...37

2.1. Методы и методики……………………………………………………….37

2.2. Организация исследования……………………………………………….38

2.3. Результаты исследования и их интерпретация………………………….39

ВЫВОД ПО ВТОРОМУ РАЗДЕЛУ…………………………………………...41

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………42

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………...44

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………..46

Работа содержит 1 файл

kursova Onop4enko.doc

— 305.50 Кб (Скачать)

Дефицит мужского влияния в неполных семьях проявляется в следующем:

1. Нарушается гармоничное развитие интеллектуальной сферы, страдают математические, пространственные, аналитические способности ребенка за счет развития способностей вербальных.

2. Менее четким делается процесс половой идентификации мальчиков и девочек.

3. Затрудняется обучение подростков навыкам общения с представителями противоположного пола.

4. Становится возможным формирование избыточной привязанности к матери, поскольку отсутствует член семьи, который мог бы «оторвать» ребенка от матери, вывести его в более широкий мир.

5. Наблюдается формирование низкого уровня социальной активности ребенка, т.е. инфантилизм.

6. Помимо общих психологических особенностей ребенка в подростковом возрасте, существует и индивидуально-психологический тип личности.

Кроме того, в теоретической части мы рассмотрели типы и источники формирования неполных семей.

Можно сделать вывод о том, что в неполных семьях в процессе воспитания, в характере ребенка могут сформироваться устойчивые отрицательные формы поведения. Поэтому воспитывающему родителю, необходимо иметь представление о недостатках характера, которые могут возникнуть в результате использования неправильного стиля воспитания, для того, чтобы своевременно их заметить и постараться исправить.


ВЫВОД ПО ПЕРВОМУ РАЗДЕЛУ

 

Таким образом, анализ литературы, посвященной проблемам развития личности подростков и особенностей взаимоотношений в семьях, переживающих кризис, показал следующее. Развитие автономии и индивидуализации – один из основных аспектов личностного развития подростка – может нарушаться в условиях кризиса семьи. В частности, у подростков, переживших развод родителей, может формироваться слишком раннее, чрезмерное стремление к автономии, независимости от родителей, самостоятельности, что, в свою очередь, может приводить к дальнейшим конфликтам в семье. Некоторые авторы отмечают, что подросткам с нездоровой, нефункциональной индивидуализацией свойственны обособленность, уход в себя, импульсивное поведение, отторжение от семьи и общественных норм и потенциальная склонность к суициду. Также установлено, что чем меньше в семье происходит конфликтов, тем больше подростки продвигаются по направлению к психологической зрелости, т.е. развитию автономии и индивидуализации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ 2. ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ОБРАЗА «Я» У ПОДРОСТКОВ ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ

 

 

2.1. Методы и методики

 

В исследовании образа «Я» у подростков из неполных семей была использована методика Q-сотировка Стефансона.

Тестовая методика предназначена для изучения представлений о себе. Она разработана Б. Стефансоном в 1958г. Ниже дается описание этой методики в современном адаптированном варианте. Тест может использоваться руководством при изучении индивидуальных особенностей членов группы, при оценке совместимости работников, формировании команд.

Тестируемому предлагается набор карточек, содержащих утверждения или названия свойств личности. Их необходимо распределить по группам от «наиболее характерных» до «менее характерных» для него. Вместо карточек испытуемому может быть предложен просто текст теста-опросника «Q-сортировка». Достоинством методики является то, что при работе с ней испытуемый проявляет свою индивидуальность, т.е. реальное «Я», а не «соответствие – несоответствие» статистическим нормам и результатам других людей. Каждому ребенку предлагается текст опросника и бланк для ответов. Испытуемый должен читать вопросы по порядку, стараясь ничего не пропускать и не возвращаться к уже пройденному. Свои ответы он помечает знаком «+» в соответствующих графах «да» или «нет» на бланке ответов.

Методика может быть использована повторно для определения «идеального Я» или «социального Я» (каким меня видят другие), а также «значимых для меня других» (каким я вижу своего партнера) или «идеального партнера» (каким бы я хотел видеть своего партнера).

 

Методика позволяет определить шесть основных тенденций поведения человека в реальной группе: зависимость, независимость, общительность, необщительность, принятие «борьбы» и избегание «борьбы».

Так, тенденция к зависимости проявляется во внутреннем стремлении индивида к принятию групповых стандартов и ценностей (социальных и морально-этических).

Тенденция к общительности свидетельствует о контактности, стремлении к эмоциональным проявлениям в общении как в группе, так и за ее пределами.

Тенденция к «борьбе» - это активное стремление личности участвовать в групповой жизни, добиваться более глубокого статуса в системе межличностных взаимоотношений.

В противоположность этой тенденции избегание «борьбы» показывает стремление уйти от взаимодействия, сохранить нейтралитет в групповых спорах и конфликтах, склонность к компромиссным решениям. Каждая из этих тенденций имеет внутреннюю и внешнюю характеристики, т.е. может быть внутренне присущей индивиду, а может быть внешней, своеобразной маской, скрывающей истинное лицо человека.

 

2.2. Организация исследования

 

Исследование проводилось в Бахчисарайской СОШ №2. В соответствии с целью и задачами проводилось экспериментальное исследование образа «Я» подростков в неполных семьях. Было обследовано 50 человек. Возрастной диапазон - 15-16 лет. Экспериментальная группа состояла из 50 человек: 25 человек – подростки, живущие в полных семьях, 25 – живущие в неполных семьях.

Дети отнеслись к исследованию с интересом, все подростки чувствовали себя хорошо, инструкция к методике была понятна. Во время исследования проблем не наблюдалось.

2.3. Анализ и интерпретация данных

 

Для проверки гипотезы из выбранной методики были взяты все присущие ей шкалы (Q-сортировка Стефансона – шкалы: зависимость/независимость; общительность/необщительность; принятие борьбы/избегание борьбы). Матрица первичных данных по методикам для первой (подростки из полных семей) и второй группы (подростки из неполных семей) приведена в приложении А.

Математическая обработка данных проводилась с использованием программы STAT 5.1 с помощью критерия Mann-Whitney U Test (Приложение Б).

Анализируя полученные статистические данные, можно сказать, что по шкалам зависимость (при U=116,5000, при p=,000131), общительность (при U=187,5000, при p=,014115), необщительность (при U=164,0000, при p= ,003649) подтвердилась альтернативная гипотеза. Это утверждение говорит о том, что неполная семья негативно влияет на формирование в личности подростка склонности к зависимости, а также на уровень развития коммуникативных способностей. В связи с этим, подростки из неполных семей более зависимы от мнения других людей, их коммуникативные способности находятся на низком уровне развития, что выражается на их необщительности с окружающими людьми. Как правило, они испытывают симпатию к одному – двум членам группы, но при этом они стремятся к активному участию групповой жизни, добиваясь более высокого статуса в системе межличностных отношений. Таким образом, можно сделать вывод о том, что по данным шкалам выдвинутая нами гипотеза подтвердилась.

Также есть шкалы, которые опровергают данную гипотезу. Шкалы независимость (при U=259,0000, при p=,295972), принятие борьбы (при U=310,0000              , при p=,960987), избегание борьбы (при U=284,0000, при p=,577822) показывают, что тип семьи  для данных шкал не имеют значения. То есть, в независимости от того к какой семье принадлежит подросток он будет демонстрировать различные показатели по выше перечисленным шкалам. Это говорит о том, что подростки из всех семей могут проявлять определённую независимость, что является одной из особенностей подросткового возраста, а также выбирать для себя более приемлемую стратегию поведения в конфликтных или обыденных ситуациях.

Нами было выявлено, что подростки из обеих групп, склонны к компромиссному решению проблемы, им присуще  активное стремление участвовать в групповой жизни, пытаются достичь более высокого статуса в группе, независимы в своих поступках, уверенны в том, что  ведут себя верно.

По полученным результатам, мы можем сказать, что подростки из неполных семей более подвержены отвержению со стороны сверстников. Это связано с более низкими показателями, по сравнению с подростками из полных семей, по шкале «общительность». Необщительность и застенчивость являются яркими примерами низкой самооценки подростка, на что влияет, как мы выяснили в ходе исследования, состав и благополучие семьи. На такие шкалы как «принятие» и «избегание борьбы» семья не влияет. Это свидетельствует о том, что стратегию поведения подростки выбирают сами для себя.  От состава семьи не зависят поведение и решения ребёнка в определённых ситуациях.

              Анализируя полученные статистические данные, мы можем сказать, что неполная семья влияет на коммуникативные способности ребёнка, а также на его зависимость от других людей. Это может вызвать неадекватную или заниженную самооценку у ребенка. Но на независимость в целом (выбор жизненного пути, выбор социальной роли и др.) и на стратегию поведения в разных ситуациях состав семьи не влияет.

 

  

 


ВЫВОД ПО ВТОРОМУ РАЗДЕЛУ

 

Для эмпирического исследования выявление «Я-концепции» старших подростков из неполных семей мы использовали методику «Q-сортировка» Стефенсона. В исследовании участвовало 50 человек, 25 подростков из полных семей и 25 из неполных.

При проведении исследования, оказалось, что по шкалам зависимость, общительность и необщительность у подростков существуют различия. Это говорит о том, что подростки из полных семей более активны, общительны, менее зависимы от мнения других людей.

Само понятие «Я-концепция» выражает единство и целостность личности с ее субъективной внутренней стороной, то есть то, что известно индивиду о самом себе, каким он видит, чувствует и представляет себя сам.

То, что ребёнок может воспитываться в неполной семье, может повлиять на его личностный рост, на самовосприятие и на представление о самом себе.

Подростки из неполных семей сильнее подвержены неадекватной самооценке, их отношение к себе менее завышено, чем у подростков из полных семей. У человека самооценка формируется ещё в детстве, на что влияет семейное благополучие.

Таким образом, поставленная гипотеза подтверждена.

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

На основании изложенного материала можно сделать вывод, что мы выполнили все поставленные перед нами задачи.

1.осуществили теоретический анализ образа «Я» у подростков в психологической литературе;

2.провели эмпирическое исследование образа «Я» у старших подростков из неполных семей;

3.осуществили сравнительный анализ образа «Я» у подростков из полных и неполных семей.

Первый раздел курсовой посвящен описанию подростков, которые воспитываются в неполных семьях.

У детей из неполных семей, в отличие от детей из полных семей, несколько более выражены такие качества, как возбудимость, покорность, мягкосердечность, чувствительность, подавленность, тревожность, они менее беспечны. Частенько они демонстрируют большую неудовлетворенность семейной ситуацией. Сами себя они считают менее смелыми, радостными, спокойными.

На протяжении многих десятилетий неполная семья служила источником социального неблагополучия. Речь идет о преступности среди несовершеннолетних, расстройстве характера или личности в целом, дурной психологической наследственности. Ученые отмечают снижение познавательных установок у детей после развода, низкую успеваемость и слабую выраженность стремления к достижениям. Медико-биологические исследования показали, что у детей без отцов чаще бывают задержки развития речи. Выявлено, что такие дети более неустойчивы психически и более упрямы. В процессе воспитания могут быть использованы различные стили отношений, многие из которых не способствуют благоприятному развитию личности подростка. В процессе воспитания в характере подростков при данных стилях возможно формирование своеобразных черт характера. Для нас наибольший интерес представляют черты характера подростка из неполных семей. Поэтому более подробно мы рассмотрели особенности характера именно у подростка из таких семей. В неполной семье подросток фактически безнадзорен и, следовательно, на него воздействуют отрицательные примеры. Чаще всего в неполных семьях отсутствует единая твердая линия воспитания, это то, что обычно порождает слабохарактерность, избалованность подростка[21;107-109].

В ходе проведения исследования мы выяснили, что неполная семья отрицательно влияет на становление образа «Я» подростков. Таким образом, поставленная гипотеза подтверждается.

                   

 

 

Информация о работе Особенности образа «Я» старших подростков из неполных семей