Особенности образа «Я» старших подростков из неполных семей

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 18:58, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – выявление особенностей образа «Я» подростков из неполных семей.

Задачи исследования:

- осуществить теоретический анализ образа «Я» у подростков в психологической литературе;

-провести эмпирическое исследование образа «Я» у старших подростков из неполных семей;

- осуществить сравнительный анализ образа «Я» у подростков из полных и неполных семей;

- описать полученные результаты исследования образа «Я» у подростков из полных и неполных семей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3

РАЗДЕЛ 1. Особенности формирования самосознания у подростков из неполных семей..……………………………………………………………….6

1.1. Подростковая «Я-концепция»…………………………………………....6

1.2. Влияние семейных отношений на развитие личности подростка……..14

1.3. Развитие личности подростков в неполных и смешанных семьях…….22

ВЫВОД ПО ПЕРВОМУ РАЗДЕЛУ…………………………………………...36

РАЗДЕЛ 2. Эмпирические исследования образа «Я» у подростков из неполных семей………………………………………………………………...37

2.1. Методы и методики……………………………………………………….37

2.2. Организация исследования……………………………………………….38

2.3. Результаты исследования и их интерпретация………………………….39

ВЫВОД ПО ВТОРОМУ РАЗДЕЛУ…………………………………………...41

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………42

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………...44

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………..46

Работа содержит 1 файл

kursova Onop4enko.doc

— 305.50 Кб (Скачать)


5

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ,

МОЛОДЁЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ

 

 

 

Кафедра психологии и практической психологии

 

 

Особенности образа «Я» старших подростков из неполных семей

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Социальная психология»

специальность Практическая психология

 

 

 

 

Выполнила:

(фамилия, имя, отчество)

              ____________

                           (курс, группа)

___________________________

                              (подпись)

 

Научный руководитель:

                (фамилия, имя, отчество)

_______________________(подпись)

                        (подпись)

           Допущено к защите:                       

«____» _________________

 

Зав. Кафедрой_________________

_____________________

                    

Работа защищена:

       «____»______________________

с оценкой_____________________

 

 

 

 

 

Гурзуф 2012


СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3

РАЗДЕЛ 1. Особенности формирования самосознания у подростков из неполных семей..……………………………………………………………….6

1.1. Подростковая «Я-концепция»…………………………………………....6

1.2. Влияние семейных отношений на развитие личности подростка……..14

1.3. Развитие личности подростков в неполных и смешанных семьях…….22

ВЫВОД ПО ПЕРВОМУ РАЗДЕЛУ…………………………………………...36

РАЗДЕЛ 2. Эмпирические исследования образа «Я» у подростков из неполных семей………………………………………………………………...37

2.1. Методы и методики……………………………………………………….37

2.2. Организация исследования……………………………………………….38

2.3. Результаты исследования и их интерпретация………………………….39

ВЫВОД ПО ВТОРОМУ РАЗДЕЛУ…………………………………………...41

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………42

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………...44

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………..46

 

 

Мало сносок на литературу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Подростковый возраст – это самый трудный и самый сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности.

Наиболее важным отличительным признаком этого периода являются фундаментальные изменения, происходящие в сфере самосознания подростка, которые имеют кардинальное значение для всего последующего развития и становления подростка как личности. Согласно мнению Б. Г. Ананьева, сознание, пройдя через многие объекты отношений, само становится объектом самосознания и, завершая структуру характера, обеспечивает его целостность, способствует образованию и стабилизации личности.

В формировании самосознания подростков значительную роль играет семья, её состав, стиль семейного воспитания, определяемый родительскими ценностными ориентациями, установками, эмоциональным отношением к ребенку. Особенности восприятия родителей ребенком и способы поведения с ними обуславливают усвоение подростками основных правил и норм поведения, вырабатывают их позицию по отношению к миру и самому себе. . Именно в этом возрасте интенсивно формируется и изменяется взгляд подростка на самого себя, на других людей, переосмысливаются старые и обнаруживаются новые варианты решений жизненных проблем и конфликтов [7;15].

Мы выбрали эту тему - «Образ «Я» у подростков из неполной семьи», т.к. в наше время достаточно часто встречаются семьи, где мать-одиночка или отец-одиночка воспитывают ребёнка сами. Труднее всего контролировать процесс развития ребёнка в подростковом возрасте. В этот период меняется и развивается подростковая «Я-концепция». Очевидно, что изменение представлений о себе может являться процессом болезненным, так как в подростковом возрасте он протекает наиболее интенсивно и динамично.

Поскольку развод становится все более распространенным явлением, особую важность приобретает вопрос о его влиянии на подростков. По мнению многих врачей-психиатров и психологов, развод родителей является главным негативным событием в жизни подростка, причиной неуверенности и травмирующих переживаний. Первая эмоциональная реакция подростка на развод родителей может включать в себя потрясение, страх, тревогу, неуверенность в будущем, гнев и раздражение, ощущение собственной вины за случившееся, необходимость приспосабливаться к отсутствию одного из родителей, огорчение и печаль, ревность и обиду. Однако последствия развода сказываются на ребенке довольно долго, проявляясь даже в первые годы его взрослой жизни.

К сожалению, необходимо отметить, что сегодня одной из наиболее часто встречающихся проблем, с которыми сталкиваются психологи, является проблема нарушения внутрисемейных взаимоотношений при наличии только одного родителя. Потеря одного родителя или недостаток внимания со стороны семьи имеют серьезные, порой даже драматические последствия для психического развития подростка, формирования его характера и самооценки[7;19].

Поэтому тема формирования образа «Я» у подростков из неблагополучных семей является актуальной.

Цель исследования – выявление особенностей образа «Я» подростков из неполных семей.

Объект исследования – «Я-концепция» подростков.

Предмет исследования – особенности «Я-концепции» подростков из неполных семей.

Гипотеза: неполная семья отрицательно влияет на становление образа «Я» подростков.

Задачи исследования:

- осуществить теоретический анализ образа «Я» у подростков в психологической литературе;

-провести эмпирическое исследование образа «Я» у старших подростков из неполных семей;

- осуществить сравнительный анализ образа «Я» у подростков из полных и неполных семей;

- описать полученные результаты исследования образа «Я» у подростков из полных и неполных семей.

Теоретической основой  нашей  работы  явились  фундаментальные  труды таких учёных как С.Л. Рубинштейн, А. Адлер, Б.Г. Ананьев, А.А. Реан, Э. Эриксон и др.

Экспериментальная база исследования: исследование проводилось с  подростками от 15-16 лет, всего 50 человек. Из них 25 – экспериментальная группа (подростки из неполных семей) и  25 –  контрольная группа (подростки  из полных семей).Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух разделов, выводов по разделам, заключения,  2 приложений. Основное содержание курсовой  работы изложено на  49 страницах. Список использованных источников включает 22 наименований.

 

Методы исследования:

«Q-сортировка» Б. Стефансона.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ 1. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ САМОЗНАНИЯ У ПОДРОСТКОВ ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЬЕЙ

 

1.1.Подростковая «Я-концепция»

 

В современной психологии «Я-концепция» рассматривается как  один из компонентов личности, как отношение индивида к самому себе. Понятие «Я-концепция» выражает единство и целостность личности с ее субъективной внутренней стороной, то есть то, что известно индивиду о самом себе, каким он видит, чувствует и представляет себя сам. [5;197].

Она влияет на поведение, восприятие окружающей действительности и себя в этой действительности, на отношение к себе и к другим людям. «Я-концепция» состоит из следующих компонентов: когнитивный, оценочно-эмоциональный, поведенческо-волевой. Когнитивный компонент - это все знания человека о себе, любые атрибутивные, ролевые, статусные, психологические характеристики индивида. Все они входят в «Я-образ» с различным удельным весом. Одни из них кажутся более значимыми, другие - менее значимыми, причем их значимость зависит от жизненного опыта человека (подростка) или определенной ситуации. Оценочно-эмоциональный компонент - самооценка и самоотношение подростка, оценка своих качеств, способностей, своего образа, самого себя как общественного человека и как «Я» внутреннего. Самооценка может быть адекватная и неадекватная.

Адекватная самооценка означает, что подросток реально воспринимает себя, видит свои плюсы и минусы, свои положительные и отрицательные стороны. Неадекватная самооценка может быть завышена и занижена.

Завышенная неадекватная самооценка - это преувеличение своих возможностей, способностей, качеств, что, с одной стороны, приводит к частым неудачам, негативных переживаний, поскольку он берется за непосильную для себя работу, а с другой - к пренебрежительному отношению к сверстникам, друзьям, учителям и родителям. Как результат - возникновение как внутреннего, так и внешнего дискомфорта.

Заниженная неадекватная самооценка подростка проявляется в неуверенности в себе, в робости, нерешительности, занижении своих возможностей и, как следствие, такой подросток остается незамеченным окружающей обстановкой.

Как видим, и завышенная, и заниженная неадекватная самооценка приводит к негативным результатам, поэтому формирование родителями, учителями, друзьями адекватной самооценки у подростка имеет значение для его всестороннего развития и становления его как личности. Чтобы подросток мог преодолевать препятствия на своем пути и успешно развиваться, нужно, чтобы у него «была сформирована высокая и немного завышенная самооценка» (Р. Берне).

На основе самооценки формируется отношение к себе, установка на принятие или непринятие себя. Естественно, что при адекватной самооценке, объективном отношении к себе, подросток принимает себя таким, каким он является в действительности, трезво оценивает свои возможности и способности, что приводит к уверенности в себе и еще более быстрому и лучшему развитию. И наоборот, при неадекватной самооценке, необъективном отношении к себе подросток замыкается в себе и не раскрывает свои потенциальные возможности.

Чтобы этого не произошло, существует такой компонент «Я-концепции», как поведенческо-волевой. Это спланированная личностью переработка, совершенствование собственного «Я», изменения самооценки и статуса[8].

Следовательно, подростковый возраст - чрезвычайно важный этап развития и становления личности, а значит как родителям, так и учителям нужно уделять много внимания детям 11-15 лет. Как известно, именно этот возраст называется еще и переходным и считается довольно сложным и для подростков, и для окружающих. Чтобы поддержать своих детей, помочь им, взрослым надо:

1) уважать своих детей и доверять своим детям и позаботиться о том, чтобы они это знали;

2) с пониманием относиться к тайнам, которые есть у подростков;

3) интересоваться жизнью, увлечениями, взглядами подростков, но не грубо вмешиваться в них, диктуя свои условия;

4) обсуждать и решать вместе проблемы, которые возникают в семье или у взрослых, или у подростков;

5) радушно относиться к посещениям подростка друзьями до их прихода;

6) обсуждать с подростком его обязанности и привилегии;

7) поддерживать самостоятельность подростков и способствовать ее становлению через самовоспитание и самосовершенствование;

8) помогать подросткам познавать себя лучше и адекватно оценивать свои качества.

Наиболее важным отличительным признаком подросткового периода являются фундаментальные изменения в сфере его самосознания, которые имеют кардинальное значение для всего последующего развития и становления подростка как личности. Именно в этот период, согласно мнению одного из крупнейших отечественных психологов Б.Г.Ананьева, сознание, пройдя через многие объекты отношений, само становится объектом самосознания и, завершая структуру характера, обеспечивает его целостность, способствует образованию и стабилизации личности [1;89]. В подростковом возрасте у молодых людей активно формируется самосознание, вырабатывается собственная независимая система эталонов самооценивания и самоотношения, все более развиваются способности проникновения в свой собственный мир. В этом возрасте подросток начинает осознавать свою особенность и неповторимость, в его сознании происходит постепенная переориентация с внешних оценок (преимущественно родительских) на внутренние. Таким образом, постепенно у подростка формируется своя «Я-концепция», которая способствует дальнейшему, осознанному или неосознанному, построению поведения молодого человека.

При переходе в пятую стадию своего развития (12-18 лет) ребенок сталкивается, как утверждает классический психоанализ, с пробуждением «любви и ревности» к родителям. Успешное решение этой проблемы зависит от того, найдет ли он предмет любви в собственном поколении. Эриксон не отрицает возникновения этой проблемы у подростков, но указывает, что существуют и другие. Подросток созревает физиологически и психически, и в добавление к новым ощущениям и желаниям, которые появляются в результате этого созревания, у него развиваются новые взгляды на вещи, новый подход к жизни. Так, важное место в новых особенностях психики подростка занимает его интерес к мыслям других людей, к тому, что они сами о себе думают. Подростки могут создавать себе мысленный идеал семьи, религии, общества, по сравнению с которым проигрывают далеко несовершенные, но реально существующие семьи, религии и общества. Подросток способен вырабатывать или перенимать теории и мировоззрения, которые сулят примирить все противоречия и создать гармоническое целое. Короче говоря, подросток – это нетерпеливый идеалист, полагающий, что создать идеал на практике не труднее, чем вообразить его в теории. Эриксон считает, что возникающий в этот период параметр связи с окружающим колеблется между положительным полюсом идентификации «Я» и отрицательным полюсом путаницы ролей. Иначе говоря, перед подростком, обретшим способность к обобщениям, встает задача объединить все, что он знает о самом себе как о школьнике, сыне, спортсмене, друге, бойскауте и так далее. Все эти роли он должен собрать в единое целое, осмыслить, связать с прошлым и спроецировать будущее. Если молодой человек успешно справится с этой задачей – психосоциальной идентификацией, то у него появится ощущение того, кто он есть, где находится и куда идет[8].

Информация о работе Особенности образа «Я» старших подростков из неполных семей