Особенности коммуникативной сферы подростков с отклоняющимся поведением

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 20:56, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение особенностей коммуникативной сферы у подростков с отклоняющимся поведением.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….стр.3
1 глава: Коммуникативная сфера личности………………………………стр.5
§1.1. Основные понятия, которыми оперирует коммуникативная сфера личности…………………………………………………………………….стр.5
§1.2. Отклоняющееся поведение у подростков…………………………………………………………….……стр.8
2 Глава. Эмпирическое исследование коммуникативной сферы подростков с отклоняющимся поведением……………………………………………….стр.14
§ 2.1. Методы эмпирического исследования коммуникативной сферы подростков отклоняющимся поведением………………………………..стр.14
§ 2.2. Результаты эмпирического исследования коммуникативной сферы подростков отклоняющимся поведением………………………..стр.18
Заключение…………………………………………………………………..стр.24
Список литературы………………………………………………………….стр.25

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 77.20 Кб (Скачать)

     Итак, «трудные» дети — категория детей, демонстрирующих явные отклонения в личностном развитии. Обычно ребенка  относят в эту категорию по внешним проявлениям его индивидуально-психологических  особенностей, служащих препятствием для нормальной учебы в школе. Психологи и педагоги предложили несколько систем типологизации  «трудных» детей. Почти все они  относятся к детям более позднего возраста, когда трудный ребенок  становится асоциальным подростком, что часто создает путаницу в  понимании сути явления и формирует  стереотип «трудного» ребенка как  неуправляемого подростка. Одна из наиболее полных разработанных систем принадлежит Исследователи выделяют четыре группы трудных детей:

1)  трудновоспитуемые дети – равнодушно относящиеся к учебе, периодически нарушающие дисциплину, правила поведения (совершают прогулы, драки), проявляющие некоторые отрицательные качества (грубость, лживость, нечестность);

2)  педагогически запущенные подростки – отрицательно относящиеся к учебной и общественно полезной деятельности, систематически нарушающие дисциплину и нормы морали, допускающие проступки, постоянно проявляющие отрицательные качества личности (грубость, лень, нечестность, жестокость);

3)  подростки-правонарушители – трудновоспитуемые или педагогически запущенные подростки, которые совершили правонарушение, нарушают административные и другие нормы, состоят на учете в инспекции по делам несовершеннолетних или направлены комиссиями по делам несовершеннолетних в спецшколы и спецпрофтехучилища;

4)  несовершеннолетние преступники – педагогически запущенные подростки и юноши, совершившие уголовные преступления, нарушившие правовые нормы и направленные судом в воспитательно-трудовые колонии

     В дальнейшем из трудных детей формируются  подростки и юноши с отклоняющимся  поведением, которых можно разделить  на следующие категории (от 6—8 лет  и до 17—20 лет):

1) циники — вожаки асоциальных групп со сложившейся аморальной системой взглядов и потребностей; нарушают порядок и правила по убеждению и считают себя правыми; сознательно противопоставляют себя обществу;

2) неустойчивые, не имеют твердых моральных убеждений и глубоких нравственных чувств; их поведение, взгляды, оценки целиком зависят от ситуации; подвержены дурному влиянию, не способны ему противостоять;

3) зависимые — подростки и старшие школьники, которых толкают на асоциальные поступки сильные желания: зрелищ, развлечений, вкусной еды, табака, алкоголя, наркотиков и т.д. Эти желания оказываются у них сильнее, чем нравственные чувства и «внутренние тормоза», и удовлетворяются недозволенным образом;

4) аффективные подростки, переживающие постоянное чувство обиды на основе мнения о том, что их недооценивают, ущемляют, не признают, что к ним несправедливы.

     Знание  этой типологизации позволит в практической работе достаточно четко делить несовершеннолетних с отклоняющимся поведением на группы, прогнозировать в каждой группе примерное  развитие нежелательного поведения  на ближайший период времени, применять  отработанную общую схему коррекции  такого поведения для большинства членов группы7.

     Наиболее  известными коммуникативными девиациями считаются такие, как аутистическое  поведение, гиперобщительность, конформное поведение, конфликтность, фобическое поведение и пр. Считается, что  человек при помощи разнообразных коммуникативных средств в рамках девиаций стремится «бежать от свободы». В одних случаях бегство приводит к аутистическому поведению, в других – к гиперобщительности, в-третьих – к конформизму и т.д.8

     Одним из важных признаков аутистического поведения является невовлеченность человека в процесс повседневной жизни в связи с исчезнувшим смыслом его существования. Поведение характеризуется нежеланием приспосабливаться к действительности и требованиям повседневной жизни с уходом в мир фантазий, грёз, отказом от общения и выбором одиночества

     Противоположный тип поведения – это гиперобщительность, которая буквально «захлестывает» человека. Его представители – люди общительные до неприятного. Они постоянно стремятся во что бы то ни стало быть в центре общения, для них это самое главное. Суперобщительному другой человек нужен только как предмет для собственного самовыражения.

      Конформистское поведение проявляется в склонности приспосабливаться к любому окружению, к любым точкам зрения и мировоззрению, жить не собственными интересами, а схемами, придуманными в обществе, игнорировать или не иметь своего взгляда на происходящее. Конформист – это человек без свойств.

     Одной из наиболее социально значимых и  потенциально опасных является коммуникативная  девиация в виде поведения, основанного  на агрессии.

     Агрессия – это проявление агрессивности при взаимодействии, при общении, она возникает в качестве типичной реакции. Таких людей отличает недоверчивость, раздражительность, быстрая потеря самообладания.

     Проблема  затруднений (или «барьеров» общения) в качестве объекта специального исследования изучается отечественными и зарубежными психологами с середины ХХ века (Д.Кати, Л.Ли, Г.Лассвеля, М.Андерсон, Е.С. Кузьмин, Б.Д.Парыгин. Б.Ф..Ломов, Н.Л.Коломинский, Е.А.Климов и др.)

     При анализе поступков подростка  необходимо помнить о том, что  в их основе лежат конкретные взгляды, какие-то страхи и тревоги, а само поведение является вторичным.Часто  коммуникативные расстройства обусловлены  тем, что к молодому человеку среда  и общество предъявляют непосильные требования в виде усложненных учебных программ в старших классах.

 

2 Глава. Эмпирическое  исследование коммуникативной  сферы подростков  с отклоняющимся  поведением. 

§ 2.1. Методы эмпирического исследования  коммуникативной сферы подростков отклоняющимся поведением.

     В эмпирической части данной курсовой работы применен такой метод исследования, как тестирование и анкетирование.

     Анкетирование – метод сбора информации по средствам заполнения анкеты респондентом.

     Тест  – кратковременное задание, выполнение которого может служить показателм уровня некоторых психологических функций, и который позволяет с известной долей вероятности определить актуальный уровень развития у индивида необходимых навуков, знаний, личностных характеристик.

     Характеристики  психологических тестов:

     Стандартность — тестовая методика проходит стандартизацию, по итогам которой получаемые данные должны соответствовать закону нормального распределения или же норме социкультурного характера. В соответствии с нормами формируются диапазоны значений говорящие нам о силе выраженности исследуемого признака.

     Надёжность — свойство теста давать при повторном измерении близкие результаты. Надежная методика дает сходные результаты независимо от времени года или пола экспериментатора, влияния подобных фоновых факторов, должно сводится к минимуму самой методикой, что и определяет ее надежность.

     Валидность  — соответствие результатов теста той характеристике, для измерения которой он предназначен. 9

     В предыдущих главах мы уже рассматривали  понятие антисоциальной личности, а  так же рассмотрели понятие общения  и коммуникации, поэтому не будем  еще раз останавливаться на этих моментах.

     Для подтверждения гипотезы курсовой работы использовался критерий U-критерий Манна — Уитни (англ. Mann — Whitney U-test) — статистический критерий, используемый для оценки различий между двумя выборками по уровню какого-либо признака, измеренного количественно. Позволяет выявлять различия в значении параметра между малыми выборками.

    Критерий  предназначен для оценки различий между  двумя выборками по уровню какого-либо признака, количественно измеренного. Он позволяет выявлять различия между малыми выборками, когда n1•n23 или n1=2, n2≥5, и является более мощным, чем критерий Розенбаума.

    Этот  метод определяет, достаточно ли мала зона перекрещивающихся значений между двумя рядами.

    Эмпирическое  значение критерия U отражает то, насколько велика зона совпадения между рядами. Поэтому чем меньше Uэмп, тем более вероятно, что различия достоверны

    Ограничения критерия U

    1. В каждой выборке должно быть  не менее 3 наблюдений: n1•n2≥3; допускается, чтобы в одной выборке было 2 наблюдения, но тогда во второй их должно быть не менее 5.

    2. В каждой выборке должно быть  не более 60 наблюдений; n1•n2≤60. Однако уже при n1•n2>20 ранжирование становиться достаточно трудоемким.10

     Программа нашего исследования заключалась в  следующем:

Цель – исследловать коммуникативную сферу подростков с девиантным поведением.

Задачи:

  1. Измерить уровень агрессивности, общительности, коммуникативного поведения и антисоциальных черт у подростков с отклоняющимся поведением.
  2. Проинтерпритировать результаты и опровергнуть, либо подтвердить гипотезу исследования.

Гипотеза: подростки с отклоняющимся поведением  агрессивны в поведении, менее общительны.

Обхект  исследования: коммуникативная сфера

Предмет: особенности коммуникативной сферы подростков с девиантным поведением.

Этапы исследования:

  1. Подготовка к проведению исследования.
  2. Проведение самого исследования.
  3. Результаты исследования: опровержение, либо подтверждение гипотезы.

На первом этапе мы отобрали методики и выборку.

     Для проведения исследования и сравнения  бралось 2 группы по 6 человек в каждой.

1 группа: подростки  с отклоняющимся  поведением. Состав: 6 человек:

П1- пол: женский, возраст – 16лет;

П2-пол:женский, возраст – 16 лет;

П3- пол: мужской, возраст – 17 лет;

П4 –  пол: мужской, возраст – 17 лет;

П5 –  пол: мужской, возраст – 17 лет;

П6 –  пол :мужской, возраст – 17 лет.

2 группа: обычные подростки без отклоняющегося  поведения.Состав:6 человек:

Н7- пол: женский, возраст – 16лет;

Н8-пол:мужской, возраст – 16 лет;

Н9- пол: женский, возраст – 16 лет;

Н10 –  пол: мужской, возраст – 16 лет;

Н11 –  пол: мужской, возраст – 17 лет;

Н12 –  пол :мужской, возраст – 17 лет.

     Для выявления и подтверждения гипотез  курсовой работы мы отобрали несколько  методик таких как: 

- тест  агрессивности (Опросник Л. Г.  Почебут), который определяет уровень агрессии( Приложение 1); 

- тест   коммуникативных  умений  Михельсона  
(адаптация Ю.З. Гильбуха), предназначен для определения уровня коммуникативной компетентности и качества  сформированности основных коммуникативных умений (Приложение 2);
 

- тест на оценку уровня общительности, который определяет общий уровень общительности индивида (Приложение 3); 

- анкета  антисоциального поведения (подростково-юношеская)., который помогает выявить антисоциального подростка (Приложение 4);

Информация о работе Особенности коммуникативной сферы подростков с отклоняющимся поведением