Особенности коммуникативной сферы подростков с отклоняющимся поведением

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 20:56, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение особенностей коммуникативной сферы у подростков с отклоняющимся поведением.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….стр.3
1 глава: Коммуникативная сфера личности………………………………стр.5
§1.1. Основные понятия, которыми оперирует коммуникативная сфера личности…………………………………………………………………….стр.5
§1.2. Отклоняющееся поведение у подростков…………………………………………………………….……стр.8
2 Глава. Эмпирическое исследование коммуникативной сферы подростков с отклоняющимся поведением……………………………………………….стр.14
§ 2.1. Методы эмпирического исследования коммуникативной сферы подростков отклоняющимся поведением………………………………..стр.14
§ 2.2. Результаты эмпирического исследования коммуникативной сферы подростков отклоняющимся поведением………………………..стр.18
Заключение…………………………………………………………………..стр.24
Список литературы………………………………………………………….стр.25

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 77.20 Кб (Скачать)
 

 

Содержание 

Введение…………………………………………………………………….стр.3

1 глава: Коммуникативная  сфера личности………………………………стр.5

     §1.1. Основные понятия, которыми оперирует  коммуникативная сфера личности…………………………………………………………………….стр.5

     §1.2.  Отклоняющееся  поведение  у подростков…………………………………………………………….……стр.8

2 Глава. Эмпирическое  исследование коммуникативной сферы  подростков с отклоняющимся поведением……………………………………………….стр.14

     § 2.1. Методы эмпирического исследования  коммуникативной сферы подростков отклоняющимся поведением………………………………..стр.14

     § 2.2. Результаты эмпирического исследования  коммуникативной сферы подростков отклоняющимся поведением………………………..стр.18

Заключение…………………………………………………………………..стр.24

Список  литературы………………………………………………………….стр.25 

 

Введение

     В любом социальном обществе всегда существуют социальные  нормы, принятые в данном обществе, то есть правила, по которым  это общество живет .Отклонение или несоблюдение этих норм является социальным  отклонением или девиацией. Эта проблема актуальна и сегодня. Девиантное поведение является одной из наиболее важных проблем любого социального общества.  Оно всегда было, есть и будет присутствовать в человеческом обществе.Актуальность выбранной мною темы очень высока, так как коммуникативная сфера человека в которую входит процесс общения является неотъемлемой частью нашей жизни, а точнее именно она является тем компонентом, который развивает человека не только как личность, но и как биологический вид.

Целью данной курсовой работы является изучение особенностей коммуникативной сферы у подростков с отклоняющимся поведением.

Объект курсовой работы – коммуникативная сфера, предмет - особенностей коммуникативной сферы у подростков с отклоняющимся поведением.

Задачи  данной работы:

1. раскрыть основные понятия, входящие в коммуникативную  сферу;

2. рассмотреть основные причины коммуникативных девиаций у подростков; 
3. исследовать особенности коммуникативной сферы у подростков с отклоняющимся поведением;

4. проинтерпритировать  результаты проведенного исследования.

Гипотезы  данной курсовой рботы:

подростки с отклоняющимся поведением  агрессивны в поведении, менее общительны.

Теоретико - методологической базой являются:  основные положения исследований отечественных психологов, посвященные проблеме общения (Андреева Г.М. , Конецкая В.П .), а также исследования, посвященные девиантному поведению (Менделевич В.Д )

Метод исследования: эмпирический (тестирование,анкетирование).

Методики  исследования: тест агрессивности (Опросник Л. Г. Почебут), тест коммуникативных  умений  Михельсона (адаптация Ю.З. Гильбуха), тест на оценку уровня общительности, анкета антисоциального поведения (подростково - юношеская). 

1 глава: Коммуникативная  сфера личности. 

§1.1. Основные понятия, которыми оперирует коммуникативная  сфера личности. 

     Коммуникативная сфера - понимается как социально обусловленная область коммуникативной деятельности человека, имеющая свои функции, определяемые коммуникативными потребностями - необходимостью сообщить или получить некоторую информацию. По своей природе коммуникативные сферы тесно связаны с общественной деятельностью людей, в основе которой лежат духовные связи и производственная деятельность разнообразного характера1.

     Процесс общения является неотъемлимой частью коммуникативной сферы.

     Общение – или другими словами коммуникация - сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в деятельности совместной; включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание партнера2

     Поскольку процесс общения психологически очень сложный и многоплановый, в нем принято выделять несколько  основных функций:       

    • Информативную (Эта функция общения проявляется прежде всего в обмене информацией. Таким образом люди передают друг другу различные сведения, приказы, делятся своими идеями, планами)
    • Интерактивную (заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами)
    • Перцептивную (процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.)

В процессе общения задействованы участники коммуникации коммуниканты (отправитель и получатель), порождающие и интерпретирующие сообщения.

     Коммуникантами  могут быть человеческие индивиды и  общественные институты (правительства, партии, фирмы и т.п.). В последнем  случае мы имеем дело с определенной абстракцией, ведь конечным отправителем и получателем всегда является единичный  человек. В то же время в юриспруденции, политике, бизнесе, образовании и  других общественных сферах коммуникации весьма часто ответственным отправителем признается коллегиальный или институционализированный отправитель.

     Обычно  сообщения – это высказывания или тексты. Но в невербальной коммуникации сообщением может быть изображение (дорожный знак поворота или фотография встречи политических лидеров), физический предмет (цветок на окне явочной квартиры как сообщение о провале или  архитектурное сооружение как сообщение  о его предназначении, подарок  как знак признательности или  черная метка как знак приговора). Сообщениями можно также признать поступки (например, знаковые поступки политических деятелей или шаги фирмы  по продвижению товара).

     Сообщения состоят из знаков различного рода (словесных и невербальных. Знаки образуют знаковую систему, код или язык (вербальный язык, язык жестов, культурный код, азбука Морзе, языки программирования и т.п.).

Коммуникация  может осуществляться как вербальными, так и невербальными средствами.

     Вербальная  коммуникация для человека является основной – имеется в виду не генезис коммуникации и не ‘процент использования’, а универсальность  этого способа для человека, всеобщую переводимость любых других коммуникативных средств на вербальный человеческий язык. К числу вербальных средств относится устная и письменная разновидности языка.

     Невербальные  средства делятся на две группы: первичные языки (система жестов, но не жестовые языки глухонемых, пантомима, мимика) и вторичные языки (азбука Морзе, музыкальная нотация, языки программирования).3 Вербальные средства изучаются лингвистикой, невербальные – паралингвистикой и отдельными разделами семиотики.

Наиболее  разработан исследовательский аппарат  изучения вербального

Функции коммуникации:

  1. Фатическая (общение ради общения).
  2. Эмотивная (передача эмоций).
  3. Информативная (передача или получение информации).
  4. Управленческая  (планирования, организации, мотивации и контроля.)4.

Для того чтобы коммуникативный акт был  более эффективным нужно придерживаться следующих условий:

  1. Одна система кодирования.
  2. Общий тезаурус (словарь).
  3. Навыки слушания.
  4. Одинаковое понимание ситуации общения.5

   Также для эффективности общения нужно  обладать некоторыми коммуникативными навыками, а именно:

1.Умение  установки и поддержания контакта.

2. Умение  четко формулировать свои мысли.

3. Умение  слушать и слышать партнера.

4. Проявление  эмпатии и рефлексии.

     Эмпатия - способность поставить себя на место другого человека (или предмета), способность к сопереживанию.

     Рефлексия - форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов; деятельность самопознания, раскрывающая специфику духовного мира человека.

5.Умение выражать свои эмоции, отношение к происходящему

6. Умение  интерпретировать невербальное  отношение партнера.

7. Умение  давать и принимать обратную  связь. 

Обратная  связь – информация, содержащая реакцию рецепиента на поведение коммуникатора.6

      Таким образом мы рассмотрели основные составляющие коммуникативной сферы  человека, основные ее функции, то, как  строиться непосредственно сам  коммуникативный акт, а также  какими навыками необходимо обладать, чтобы коммуникативный акт был  успешный.

     Для того чтобы перейти к непосредственно  исследованию особенностей коммуникативной  сферы у подростков с отклоняющимся  поведениям, мы должны рассмотреть  само понятие «отклоняющееся поведение, его причины и составляющие, о  которых пойдет речь в следующем  параграфе. 

§1.2. Отклоняющееся поведение  у подростков.

     В психолого-педагогической литературе при характеристике действий и поступков  детей и подростков, не соответствующих  общепринятым нормам и правилам, используются понятия: «правонарушение», «противоправные  действия», «безнравственный проступок», «девиантное поведение».

     Девиантное  поведение (от лат. devato – отклонение) – отдельные поступки или система поступков, противоречащих общепринятым в обществе правовым или нравственным нормам. 

     Отклоняющееся поведение — устойчиво повторяющееся нарушение социальных норм и вытекающее из этого противоправное поведение. Отклоняющееся поведение может носить как асоциальный, так и криминогенный характер.

К асоциальному типу отклоняющегося поведения относятся, например:

— бродяжничество, как следствие детской безнадзорности и беспризорности; 
—явлении  алкоголизма,  наркомании,  токсикомании; 
— аутоагрессивное поведение, то есть причинение вреда собственному здоровью  вплоть  до  суицида; 
— агрессивное поведение по отношению к окружающим, не переходящее рамки закона.

     К криминогенному типу отклоняющегося поведения  можно отнести любое поведение, нарушающее административное либо уголовное  законодательство.

     Предпосылками формирования отклоняющегося поведения  могут являться следующие факторы:

1. Индивидуальные

- психобиологические  — нервно-психические патологии  и заболевания, акцентуации характера,  задержки физического и психического  развития;

- личностные  — особенности характера, дефекты  семейного и школьного воспитания.

2. Социально-психологические — неблагоприятные особенности взаимодействия несовершеннолетних с ближайшим окружением (семьей, улицей, детским коллективом).

3. Макросоциальные — социокультурные и социально-экономические условия существования общества.

     Обычно  дети, демонстрирующие отклоняющееся  поведение, относятся к категории  «трудных». Оценка ребенка как «трудного» отражает преимущественно мнение о  нем родителей и педагогов, а  не его конкретные психофизиологические характеристики. Часто забывается о  том, что дети с отклоняющимся  поведением трудны, в первую очередь, для самих себя.

Информация о работе Особенности коммуникативной сферы подростков с отклоняющимся поведением