Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 20:56, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение особенностей коммуникативной сферы у подростков с отклоняющимся поведением.
Введение…………………………………………………………………….стр.3
1 глава: Коммуникативная сфера личности………………………………стр.5
§1.1. Основные понятия, которыми оперирует коммуникативная сфера личности…………………………………………………………………….стр.5
§1.2. Отклоняющееся поведение у подростков…………………………………………………………….……стр.8
2 Глава. Эмпирическое исследование коммуникативной сферы подростков с отклоняющимся поведением……………………………………………….стр.14
§ 2.1. Методы эмпирического исследования коммуникативной сферы подростков отклоняющимся поведением………………………………..стр.14
§ 2.2. Результаты эмпирического исследования коммуникативной сферы подростков отклоняющимся поведением………………………..стр.18
Заключение…………………………………………………………………..стр.24
Список литературы………………………………………………………….стр.25
Содержание
Введение…………………………………………………………
1 глава: Коммуникативная
сфера личности………………………………стр.
§1.1.
Основные понятия, которыми оперирует
коммуникативная сфера
§1.2.
Отклоняющееся поведение у подростков……………………………………………………
2 Глава. Эмпирическое
исследование коммуникативной
§ 2.1. Методы эмпирического исследования коммуникативной сферы подростков отклоняющимся поведением………………………………..стр.14
§ 2.2. Результаты эмпирического исследования коммуникативной сферы подростков отклоняющимся поведением………………………..стр.18
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение
В любом социальном обществе всегда существуют социальные нормы, принятые в данном обществе, то есть правила, по которым это общество живет .Отклонение или несоблюдение этих норм является социальным отклонением или девиацией. Эта проблема актуальна и сегодня. Девиантное поведение является одной из наиболее важных проблем любого социального общества. Оно всегда было, есть и будет присутствовать в человеческом обществе.Актуальность выбранной мною темы очень высока, так как коммуникативная сфера человека в которую входит процесс общения является неотъемлемой частью нашей жизни, а точнее именно она является тем компонентом, который развивает человека не только как личность, но и как биологический вид.
Целью данной курсовой работы является изучение особенностей коммуникативной сферы у подростков с отклоняющимся поведением.
Объект курсовой работы – коммуникативная сфера, предмет - особенностей коммуникативной сферы у подростков с отклоняющимся поведением.
Задачи данной работы:
1. раскрыть основные понятия, входящие в коммуникативную сферу;
2. рассмотреть
основные причины коммуникативных девиаций
у подростков;
3. исследовать особенности коммуникативной
сферы у подростков с отклоняющимся поведением;
4. проинтерпритировать результаты проведенного исследования.
Гипотезы данной курсовой рботы:
подростки с отклоняющимся поведением агрессивны в поведении, менее общительны.
Теоретико - методологической базой являются: основные положения исследований отечественных психологов, посвященные проблеме общения (Андреева Г.М. , Конецкая В.П .), а также исследования, посвященные девиантному поведению (Менделевич В.Д )
Метод исследования: эмпирический (тестирование,анкетирование).
Методики
исследования: тест агрессивности (Опросник
Л. Г. Почебут), тест коммуникативных умений
Михельсона (адаптация Ю.З. Гильбуха), тест
на оценку уровня общительности, анкета
антисоциального поведения (подростково
- юношеская).
1
глава: Коммуникативная
сфера личности.
§1.1.
Основные понятия, которыми
оперирует коммуникативная
сфера личности.
Коммуникативная сфера - понимается как социально обусловленная область коммуникативной деятельности человека, имеющая свои функции, определяемые коммуникативными потребностями - необходимостью сообщить или получить некоторую информацию. По своей природе коммуникативные сферы тесно связаны с общественной деятельностью людей, в основе которой лежат духовные связи и производственная деятельность разнообразного характера1.
Процесс общения является неотъемлимой частью коммуникативной сферы.
Общение – или другими словами коммуникация - сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в деятельности совместной; включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание партнера2
Поскольку процесс общения психологически очень сложный и многоплановый, в нем принято выделять несколько основных функций:
В процессе общения задействованы участники коммуникации – коммуниканты (отправитель и получатель), порождающие и интерпретирующие сообщения.
Коммуникантами
могут быть человеческие индивиды и
общественные институты (правительства,
партии, фирмы и т.п.). В последнем
случае мы имеем дело с определенной
абстракцией, ведь конечным отправителем
и получателем всегда является единичный
человек. В то же время в юриспруденции,
политике, бизнесе, образовании и
других общественных сферах коммуникации
весьма часто ответственным
Обычно
сообщения – это высказывания
или тексты. Но в невербальной коммуникации
сообщением может быть изображение
(дорожный знак поворота или фотография
встречи политических лидеров), физический
предмет (цветок на окне явочной квартиры
как сообщение о провале или
архитектурное сооружение как сообщение
о его предназначении, подарок
как знак признательности или
черная метка как знак приговора).
Сообщениями можно также
Сообщения состоят из знаков различного рода (словесных и невербальных. Знаки образуют знаковую систему, код или язык (вербальный язык, язык жестов, культурный код, азбука Морзе, языки программирования и т.п.).
Коммуникация может осуществляться как вербальными, так и невербальными средствами.
Вербальная коммуникация для человека является основной – имеется в виду не генезис коммуникации и не ‘процент использования’, а универсальность этого способа для человека, всеобщую переводимость любых других коммуникативных средств на вербальный человеческий язык. К числу вербальных средств относится устная и письменная разновидности языка.
Невербальные средства делятся на две группы: первичные языки (система жестов, но не жестовые языки глухонемых, пантомима, мимика) и вторичные языки (азбука Морзе, музыкальная нотация, языки программирования).3 Вербальные средства изучаются лингвистикой, невербальные – паралингвистикой и отдельными разделами семиотики.
Наиболее разработан исследовательский аппарат изучения вербального
Функции коммуникации:
Для того
чтобы коммуникативный акт был
более эффективным нужно
Также
для эффективности общения
1.Умение
установки и поддержания
2. Умение
четко формулировать свои
3. Умение слушать и слышать партнера.
4. Проявление эмпатии и рефлексии.
Эмпатия - способность поставить себя на место другого человека (или предмета), способность к сопереживанию.
Рефлексия - форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов; деятельность самопознания, раскрывающая специфику духовного мира человека.
5.Умение выражать свои эмоции, отношение к происходящему
6. Умение интерпретировать невербальное отношение партнера.
7. Умение давать и принимать обратную связь.
Обратная связь – информация, содержащая реакцию рецепиента на поведение коммуникатора.6
Таким образом мы рассмотрели основные составляющие коммуникативной сферы человека, основные ее функции, то, как строиться непосредственно сам коммуникативный акт, а также какими навыками необходимо обладать, чтобы коммуникативный акт был успешный.
Для
того чтобы перейти к
§1.2. Отклоняющееся поведение у подростков.
В психолого-педагогической литературе при характеристике действий и поступков детей и подростков, не соответствующих общепринятым нормам и правилам, используются понятия: «правонарушение», «противоправные действия», «безнравственный проступок», «девиантное поведение».
Девиантное
поведение (от лат. devato – отклонение)
– отдельные поступки или система поступков,
противоречащих общепринятым в обществе
правовым или нравственным нормам.
Отклоняющееся поведение — устойчиво повторяющееся нарушение социальных норм и вытекающее из этого противоправное поведение. Отклоняющееся поведение может носить как асоциальный, так и криминогенный характер.
К асоциальному типу отклоняющегося поведения относятся, например:
— бродяжничество,
как следствие детской
—явлении алкоголизма, наркомании, токсикомании;
— аутоагрессивное поведение, то есть
причинение вреда собственному здоровью
вплоть до суицида;
— агрессивное поведение по отношению
к окружающим, не переходящее рамки закона.
К криминогенному типу отклоняющегося поведения можно отнести любое поведение, нарушающее административное либо уголовное законодательство.
Предпосылками формирования отклоняющегося поведения могут являться следующие факторы:
1. Индивидуальные
- психобиологические
— нервно-психические
- личностные
— особенности характера,
2. Социально-психологические — неблагоприятные особенности взаимодействия несовершеннолетних с ближайшим окружением (семьей, улицей, детским коллективом).
3. Макросоциальные — социокультурные и социально-экономические условия существования общества.
Обычно дети, демонстрирующие отклоняющееся поведение, относятся к категории «трудных». Оценка ребенка как «трудного» отражает преимущественно мнение о нем родителей и педагогов, а не его конкретные психофизиологические характеристики. Часто забывается о том, что дети с отклоняющимся поведением трудны, в первую очередь, для самих себя.
Информация о работе Особенности коммуникативной сферы подростков с отклоняющимся поведением