Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 21:06, курсовая работа
Цель работы: изучить особенности эмоциональной сферы младьших школьниковс с синдромом дифицита внимания.
Объект исследования - эмоциональная сфера младьшего школьника.
Предмет исследования - особенности эмоциональной сферы детей с синдромом СДВГ и детей не страдающих этим синдромом.
В соответствии с проблемой и целью исследования нами была выделена следующая гипотеза: существуют различия в особенностях эмоциональной сферы детей с синдромом СДВГ и детей не страдающих этим синдромом В соответствии с целью, предметом и гипотезой были поставлены следующие задачи:
провести теоретический анализ изучения проблемы исследования;
изучить особенности эмоциональной сферы детей с синдромом СДВГ и детей не страдающих этим синдромом;
провести анализ полученных данных.
Обозначения:
1 гр. (СДВГ)
2 г. (норма)
Страхи:
1.страх одиночества. 2.болезни.3.смерти.4.каких-то
детей.5.каких-то людей.6.наказания.7.Бабу
Ягу, Кощея Бессмертного, Бармалея,
Змея Горыныча.8.страшных снов.9.темноты.10.волка,
медведя, пауков, собак,змей.11.машин, поездов,
самолетов.12. бури, грозы, наводнения.13.высоты.14.
маленькой темной комнаты.15.воды.16.огня,
пожара.17.войны.18.врачей(
Говоря о содержательном различии эмоционального компонента в выделенных группах, мы можем констатировать, что в первой группе (дети с СДВГ) присутствуют страхи: смерти, сказочных героев, страшных снов, зверей, высоты, воды, боли. Во второй группе (норма) присутствуют следующие страхи: страх одиночества, болезни, каких-то детей, каких-то воспитателей, транспорта, природных явлений, замкнутого пространства, огня, войны, врачей, крови, уколов. И лишь один страх выражен в обеих группах в равной степени - это страх наказания. Рассмотрев содержание страхов в обеих группах, мы можем утверждать, что в 1 группе страхи более размытые, нереалистичные, инфантильные, дети бояться: сказочных героев, снов, смерти. Страхи же детей 2 группы отличаются и носят более конкретный характер: страх транспорта, крови, уколов, врачей, воспитателей, и т.д. Т.е. мы можем сделать следующий вывод: эмоциональная сфера детей обеих групп имеет одинаковую степень выраженности страхов, но различается содержательно. Эмоциональная сфера детей с СДВГ является менее зрелой, чем у детей с нормальным телением онтогенеза.
Далее перейдем к рассмотрению данных тревожности детей младшего школьного возраста полученных по методике "Выбери нужное Лицо".
Рис.2. Гистограмма общего индекса тревожности учеников 1 группы (СДВГ) по методике"Выбери нужное Лицо".
Обозначения:
-высокий уровень тревожности
-низкий уровень тревожности
-средний уровень тревожности
При интерпретации результатов методики стало видно, что у 74% детей с СДВГ средняя оценка от 45 до 65 баллов, что рассматривается, как показатель высокого уровня тревожности. Это объясняется тем, что они пытаются уйти от насущных проблем, трудностей, волнений. Стремятся преодолеть барьер, который по их мнению отделяет их от других – эти дети считают существующую обстановку враждебной и требующей от них слишком много. Испытуемые страдают от воздействия обстоятельств, признаваемых в существующий момент неблагоприятными и упорно им сопротивляются, эмоционально расстроены. Высокий уровень тревожности свидетельствует о недостаточной эмоциональной приспособленности ребенка к тем или иным жизненным ситуациям. В ситуациях общения со взрослыми наблюдается основная масса негативного восприятия изображённой ситуации. Это свидетельствует об имеющемся негативном эмоциональном опыте взаимодействия.
Рис.3. Гистограмма общего индекса тревожности учеников 2 группы (норма) по методике"Выбери нужное Лицо".
Обозначения:
-высокий уровень тревожности
-средний уровень тревожности
-низкий уровень тревожности
У 89% детей из 2 группы группы (норма) средняя оценка по методике от 0 до 20 баллов, - это показатель низкого уровня тревожности. Нормальные дети, в отличие от детей –с отклонениями ищут роскоши, чувственного комфорта, пытаются улучшить свое положение и престиж, и трудности не вызывают у них высокой тревожности. Эти учащиеся охотно участвуют во всем, что обещает им возбуждение или ощущение полноты жизни, хотят чувствовать себя веселыми, бодрыми.
Часто находятся в компании друзей, стараются как можно больше общаться, делиться опытом, ведут активный образ жизни, не переживая за то, что может произойти сегодня или в будущем.
Статистическая обработка данных этой методики показала наличие достоверных различий (Стьюдент=0,74189).
Таким образом, исходя из полученных данных обеих методик по Т-критерию Стьюдента, мы можем сделать вывод о том, что наша гипотеза нашла свои подтверждения. То есть, существуют различия в особенностях эмоциональной сферы детей с синдромом СДВГ и детей не страдающих этим синдромом.
( Приложение
)
Заключение
Анализ литературы показал, что изучением эмоциональной сферы младьших школьников занимались следующие ученые Р.Тэмпл, М.Дорки, В. Амен В.В. И.П. Брязгунов, Е.В. Касатикова, А.Д. Кошелева, Л.С. Алексеева и др.
В
своей работе мы выяснили, что эмоциональная
сфера детей младьшего
По результатам эмпирического исследования можно сделать вывод о том, что имеються особенности в эмоциональной сфере детей с СДВГ и детей развивающихся при нормальном онтогенезе, а именно эмоциональная сфера детей с СДВГ являеться менее зрелой, у них нет достаточной эмоциональной приспособленности к тем или иным трудным жизненным ситуациям.
И, исходя, из этого мы можем
сделать вывод, о том, что наша гипотеза
о существовании различий в особенностях
эмоциональной сферы детей с синдромом
СДВГ и детей не страдающих этим синдромом
нашла свое подтверждение.
Список
литературы
Приложение
Таблица 1. Первичные результаты по методике "Выбери нужное Лицо" 1 групп (СДВГ)
№ испытуемого | Положитеный выбор | Отрицательный выбор |
1 | 5 | 9 |
2 | 6 | 8 |
3 | 3 | 11 |
4 | 4 | 10 |
5 | 2 | 12 |
6 | 7 | 7 |
7 | 8 | 6 |
8 | 4 | 10 |
Информация о работе Особенности эмоциональной сферы детей с синдромом СДВГ