Особенности эмоциональной сферы детей с синдромом СДВГ

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 21:06, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучить особенности эмоциональной сферы младьших школьниковс с синдромом дифицита внимания.
Объект исследования - эмоциональная сфера младьшего школьника.
Предмет исследования - особенности эмоциональной сферы детей с синдромом СДВГ и детей не страдающих этим синдромом.
В соответствии с проблемой и целью исследования нами была выделена следующая гипотеза: существуют различия в особенностях эмоциональной сферы детей с синдромом СДВГ и детей не страдающих этим синдромом В соответствии с целью, предметом и гипотезой были поставлены следующие задачи:
провести теоретический анализ изучения проблемы исследования;
изучить особенности эмоциональной сферы детей с синдромом СДВГ и детей не страдающих этим синдромом;
провести анализ полученных данных.

Работа содержит 1 файл

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации.doc

— 190.50 Кб (Скачать)

Обозначения:

   1 гр. (СДВГ)

    2 г.  (норма)

   Страхи: 1.страх одиночества. 2.болезни.3.смерти.4.каких-то детей.5.каких-то людей.6.наказания.7.Бабу Ягу, Кощея  Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча.8.страшных снов.9.темноты.10.волка, медведя, пауков, собак,змей.11.машин, поездов, самолетов.12. бури, грозы, наводнения.13.высоты.14. маленькой темной комнаты.15.воды.16.огня, пожара.17.войны.18.врачей(кроме зубных).19.крови.20.уколов.21.боли. 

   Говоря  о содержательном различии эмоционального компонента в выделенных группах, мы можем констатировать, что в первой группе (дети с СДВГ) присутствуют страхи: смерти, сказочных героев, страшных снов, зверей, высоты, воды, боли. Во второй группе (норма) присутствуют следующие страхи: страх одиночества, болезни, каких-то детей, каких-то воспитателей, транспорта, природных явлений, замкнутого пространства, огня, войны, врачей, крови, уколов. И лишь один страх выражен в обеих группах в равной степени - это страх наказания. Рассмотрев содержание страхов в обеих группах, мы можем утверждать, что в 1 группе страхи более размытые, нереалистичные, инфантильные, дети бояться: сказочных героев, снов, смерти. Страхи же детей 2 группы отличаются и носят более конкретный характер: страх транспорта, крови, уколов, врачей, воспитателей, и т.д. Т.е. мы можем сделать следующий вывод: эмоциональная сфера детей обеих групп имеет одинаковую степень выраженности страхов, но различается содержательно. Эмоциональная сфера детей с СДВГ является менее зрелой, чем у детей с нормальным телением онтогенеза.

   Далее перейдем к рассмотрению данных тревожности детей младшего школьного возраста полученных по методике "Выбери нужное Лицо".

   

   Рис.2.  Гистограмма общего индекса тревожности учеников 1 группы (СДВГ) по методике"Выбери нужное Лицо".

Обозначения:

         -высокий уровень тревожности

         -низкий уровень тревожности

    -средний уровень  тревожности

   При интерпретации результатов методики стало видно, что у 74% детей с СДВГ средняя оценка от 45 до 65 баллов, что рассматривается, как показатель высокого уровня тревожности. Это объясняется тем, что они пытаются уйти от насущных проблем, трудностей, волнений. Стремятся преодолеть барьер, который по их мнению отделяет их от других – эти дети считают существующую обстановку враждебной и требующей от них слишком много. Испытуемые страдают от воздействия обстоятельств, признаваемых в существующий момент неблагоприятными и упорно им сопротивляются, эмоционально расстроены. Высокий уровень тревожности свидетельствует о недостаточной эмоциональной приспособленности ребенка к тем или иным жизненным ситуациям. В ситуациях общения со взрослыми наблюдается основная масса негативного восприятия изображённой ситуации. Это свидетельствует об имеющемся негативном эмоциональном опыте взаимодействия.

   

   Рис.3.  Гистограмма общего индекса тревожности учеников 2 группы (норма) по методике"Выбери нужное Лицо".

Обозначения:

         -высокий уровень тревожности

         -средний уровень тревожности

    -низкий уровень  тревожности

У 89% детей  из 2 группы группы (норма) средняя оценка по методике от 0 до 20 баллов, - это показатель низкого уровня тревожности. Нормальные дети, в отличие от детей –с отклонениями ищут роскоши, чувственного комфорта, пытаются улучшить свое положение и престиж, и трудности не вызывают у них высокой тревожности. Эти учащиеся охотно участвуют во всем, что обещает им возбуждение или ощущение полноты жизни, хотят чувствовать себя веселыми, бодрыми.

Часто находятся в компании друзей, стараются как можно больше общаться, делиться опытом, ведут активный образ жизни, не переживая за то, что может произойти сегодня или в будущем.

      Статистическая обработка данных этой методики показала наличие достоверных различий (Стьюдент=0,74189).

           Таким образом, исходя из полученных данных обеих методик по Т-критерию Стьюдента, мы можем сделать вывод о том, что наша гипотеза нашла свои подтверждения. То есть, существуют различия в особенностях эмоциональной сферы детей с синдромом СДВГ  и детей не страдающих этим синдромом.

( Приложение ) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Заключение

     Анализ  литературы показал, что изучением  эмоциональной сферы младьших школьников занимались следующие ученые Р.Тэмпл, М.Дорки, В. Амен В.В. И.П. Брязгунов, Е.В. Касатикова, А.Д. Кошелева, Л.С. Алексеева и др.

     В своей работе мы выяснили, что эмоциональная  сфера детей младьшего школьного  возраста имеет свои специфические  особенности, а именно: школьники  бурно реагируют на все окружающие их волнения, им трудно сдерживать  вырожение своих эмоций- недовольство, раздрожение, зависть, ростет их понимание чувств других людей и способность сопереживания, так же и растет их впечатлительность.

           По результатам эмпирического исследования можно сделать вывод о том, что   имеються особенности в эмоциональной сфере детей с СДВГ и детей развивающихся при нормальном онтогенезе, а именно эмоциональная сфера детей с СДВГ являеться менее зрелой, у них нет достаточной эмоциональной приспособленности к тем или иным трудным жизненным ситуациям.

         И, исходя, из этого мы можем сделать вывод, о том, что наша гипотеза о существовании различий в особенностях эмоциональной сферы детей с синдромом СДВГ  и детей не страдающих этим синдромом нашла свое подтверждение. 

 

     Список  литературы 

  1. Белоусова Е.Д., Никифорова М.Ю. Синдром дефицита внимания / гиперактивности. / Российский вестник перинатологии и педиатрии. - 2000. - № 3. - с.39-42
  2. Бреслав Г.М. Уровни активности учения школьников и этапы формирования личности //Формирование активности учащихся и студентов в коллективе. - Рига, 2003. - 99 с.
  3. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей. Мед. Практика. – М.: ПЕР СЭ, 2002.
  4. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. - 96 с.
  5. Бурменская Г.А., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование: Проблемы психологического развития детей. - М.: Изд-во МГУ, 2001. - 158 с.
  6. Гарбузов В.И. Практическая психотерапия, или Как вернуть ребенку и подростку уверенность в себе, истинное достоинство и здоровье. — СПб.: Сфера, 2002.
  7. Дробинский А.О. Синдром гиперактивности с дефицитом внимания // Дефектология. - 2004. - №1. - с. 31-36.
  8. Заваденко Н.Н. Диагноз и дифференциальный диагноз синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей // Школьный психолог. - 2000. - № 4. - с. 2-6.
  9. Кошелева А.Д., Алексеева Л.С. Диагностика и коррекция гиперактивности ребенка. - М.:НИИ семьи, 2003. - 64 с.
  10. Кучма В.Р., Брязгунов И.П. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей: (вопросы эпидемиологии, этиологии, диагностики, лечения, профилактики и прогноза). - М.: Олег и Павел, 1994. - 98 с.
  11. Кучма В.Р., Платонова А.Г. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей в России. - М.: РАРОГЬ, 2000. - 67 с.
  12. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Псикоррекционная работа с гиперактивным, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. - М.: Генезис, 2000. - 192 с.
  13. Монина Г., Лютова Е. Работа с "особым" ребенком // Первое сентября. - 2000. - №10. - с. 7-8.
  14. Окленд В. Окна в мир ребенка: Руководство по детской психологии/ Перев. с англ. - М.: Независимая фирма "Класс", 2000.- 336 с.
  15. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В.Дубровиной. - М.:Просвещение, 2003. - 211 с.
  16. Рассел Л. Баркли, Кристина М. Бентон Ваш непослушный ребенок. - С-Пб.: Питер 2004.
  17. Словарь практического психолога /Сост. С.Ю. Головин. - Минск: Харвест, 2005. - 800 с.
  18. Степанов С.В. В поисках тормозов // Школьный психолог. - 2000. - № 4. - с. 9-10.
  19. Ткачева В.В. Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии. Практикум по формированию адекватных отношений. — М.: Гном-экспресс, 2000.
  20. Шевченко Ю.С. Коррекция поведения детей с гиперактивностью и психопатоподобным синдромом. - Самара, 2002. - 58 с.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение

Таблица 1. Первичные результаты по методике "Выбери нужное Лицо" 1 групп (СДВГ)

№ испытуемого Положитеный выбор Отрицательный выбор
1 5 9
2 6 8
3 3 11
4 4 10
5 2 12
6 7 7
7 8 6
8 4 10

Информация о работе Особенности эмоциональной сферы детей с синдромом СДВГ