Особенности эмоциональной сферы детей с синдромом СДВГ

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 21:06, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучить особенности эмоциональной сферы младьших школьниковс с синдромом дифицита внимания.
Объект исследования - эмоциональная сфера младьшего школьника.
Предмет исследования - особенности эмоциональной сферы детей с синдромом СДВГ и детей не страдающих этим синдромом.
В соответствии с проблемой и целью исследования нами была выделена следующая гипотеза: существуют различия в особенностях эмоциональной сферы детей с синдромом СДВГ и детей не страдающих этим синдромом В соответствии с целью, предметом и гипотезой были поставлены следующие задачи:
провести теоретический анализ изучения проблемы исследования;
изучить особенности эмоциональной сферы детей с синдромом СДВГ и детей не страдающих этим синдромом;
провести анализ полученных данных.

Работа содержит 1 файл

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации.doc

— 190.50 Кб (Скачать)

 

1.2 Понятие эмоциональной сферы

 
Эмоции (от лат. emovere — возбуждать, волновать) — особый класс психических процессов  и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами, отражающих в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т. д.) значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности. Сопровождая практически любые проявления активности субъекта, эмоции служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей. [10]  
Можно выделить следующие основные виды эмоций: 
1. Интерес-волнение – положительная эмоция, мотивирующая обучение, развитие навыков и умений и творческие стремления. В состоянии интереса у человека повышается внимательность, любознательность и увлеченность объектом интереса. Интерес, вызываемый другими людьми, облегчает социальную жизнь и способствует развитию эмоциональных межличностных отношений. 
2. Радость – максимально желаемая эмоция. Она является скорее побочным продуктом событий и условий, чем результатом прямого стремления получить ее. 
3. Удивление появляется благодаря резкому повышению нервной стимуляции, возникающему из-за какого-либо внезапного события. Удивление способствует направлению всех познавательных процессов на объект, вызвавший удивление. 
4. Горе-страдание – эмоция, испытывая которую человек падает духом, чувствует одиночество, отсутствие контактов с людьми, жалость к себе. 
5. Гнев. При гневе кровь "кипит", лицо начинает пылать, напрягаются мышцы, что вызывает ощущение силы, чувство храбрости или уверенности в себе. 
6. Отвращение часто возникает сообща с гневом, но имеет свои собственные мотивационные признаки и иначе субъективно переживается. Оно вызывает стремление отделаться от кого-либо или от чего-либо. 
7. Презрение. Часто стремление чувствовать свое превосходство в каком-то отношении может вести к некоторой степени презрения. Эта эмоция "холодная", ведущая к деперсонализации индивида или группы, к которым относится презрение, поэтому она может мотивировать, например, "хладнокровное убийство". В современной жизни эта эмоция не имеет какой-либо полезной или продуктивной функции. 
8. Страх, должно быть, испытывал в своей жизни каждый человек, его переживание очень вредно. Страх вызывается вестью о реальной или воображаемой опасности. Сильный страх сопровождает неуверенность и дурные предчувствия. Иногда страх парализует человека, но обычно он мобилизует его энергию. 
9. Стыд мотивирует стремление спрятаться, исчезнуть; он может также способствовать возникновению чувства бездарности, может быть основой конформности, а иногда, наоборот, требовать нарушения групповых норм. Хотя сильное и постоянное чувство стыда может препятствовать развитию человека, эта эмоция часто способствует сохранению самоуважения. 
10. Вина часто оказывается связанной со стыдом, но стыд может появляться из-за любых ошибок, а вина же возникает при нарушении морального или этического характера, причем в ситуации, в которых субъект чувствует личную ответственность. 
Если две или несколько фундаментальных эмоций в комплексе проявляются у человека относительно стабильно и часто, то они определяют какую-то его эмоциональную черту. Развитие таких эмоциональных черт сильно зависит от генетических предпосылок индивида и от особенностей его жизни. [3, с. 111 ]  
К основным эмоциональным чертам человека относятся следующие.  
1. Тревожность представляет собой комплекс фундаментальных эмоций, включающих страх и такие эмоции, как горесть, гнев, стыд, вину и иногда интерес-возбуждение. 
2. Депрессия – комплекс эмоций, включающих горесть, гнев, отвращение, презрение, страх, вину и робость. Гнев, отвращение и презрение могут относиться к самому себе (внутренне направленная враждебность) и к другим (внешне направленная враждебность). В депрессию включены и такие аффективные факторы, как плохое физическое самочувствие, пониженная сексуальность, повышенная утомляемость, являющиеся часто побочными продуктами депрессии, но и обладающие мотивационными качествами для развития депрессии. 
3. Любовь занимает особое место в жизни каждого человека, является источником обогащения жизни и радости. Существует много видов любви, и каждый из них имеет неповторимые признаки и каждый – особый комплекс аффектов. Общее во всех видах любви: она связывает людей приятель с другом, и эта связь имеет эволюционно-биологическое, социокультурное и личностное  важность. 
4. Враждебность – взаимодействие фундаментальных эмоций гнева, отвращения и презрения, иногда ведущее к агрессии. В сочетании с конкретным набором знаний об объектах, на которые направлена враждебность, она перерастает в ненависть.

Эмоции  не развиваются сами по себе. Они  не имеют своей собственной истории. Изменяются установки личности, ее отношения к миру, и сообща с ними преобразуются эмоции. 

1.3 Особенности  эмоциональной сферы у детей  с СДВГ. 

    Различные эмоциональные нарушения у ребенка  с СДВГ — это не редкость. Он отстает  в эмоциональном развитии и медленно взрослеет. Это проявляется вспыльчивостью, раздражительностью, несдержанностью.

    Дети  с СДВГ очень часто отстают  в психоэмоциональном развитии, но они, как правило, стремятся руководить другими детьми. Это одна из причин плохих отношений со сверстниками.

    Взрослеют такие дети медленнее. Это не значит, что они вообще никогда не повзрослеют. Процесс взросления растягивается  у них на более долгое время и он идет не линейно, а скачками. Молодым людям с СДВГ требуется больше времени на то, чтобы стать ответственным, и самостоятельным, больше поддержки семьи и профессиональной помощи.

    Вместо  избирательных эмоциональных предпочтений ребенок с СДВГ реагирует на все раздражители одинаково. Мир полон различных стимулов и все они одинаково интересны. Естественно, человеку, обладающему такой особенностью, трудно направлять свое внимание на что-то одно.

    Ребенок находит источники стимуляции в  различных рискованных или возбуждающих ситуациях. Есть довольно много детей с СДВГ, которые стимулируются эмоциями других людей, особенно отрицательными. Некоторые дети намеренно проявляют непослушание, дразнят, вызывают отрицательные реакции у людей. Это их подпитывает и доставляет удовольствие.

    Дети  с СДВГ очень часто раздражительны и эмоционально лабильны. Они легко  переходят от смеха к слезам. Настроение таких детей очень переменчиво. В своих эмоциональных и поведенческих  проявлениях они бывают непредсказуемы. Раздражительность довольно легко можно снять слабыми стимулами, если чем то удивить или смутить, сказать или сделать что-то необычное.

    Дети  с СДВГ импульсивны и им очень  трудно отложить получение желаемого  или удовольствия на потом. Им бывает трудно ждать своей очереди или когда их спросит учитель. Они отвечают с места или перебивают других людей.

    В школьных классах чаще всего они  являются инициаторами социальных отношений. Но у них наблюдается избыточное эмоциональное реагирование, не соответствующее  содержанию ситуации. Они демонстрируют невосприимчивость к социальным ожиданиям и оттенкам межличностных отношений.

    Колебания поведения СДВГ различны в разное время суток и в разных ситуациях, поэтому поведение ребенка непредсказуемо. Он не может долго играть, успешно  общаться, устанавливать дружеские отношения со сверстниками.

    Отчасти, такое положение вещей обусловлено  неспособностью или же отсутствием  должного навыка направлять свое внимание и мышление в нужное русло. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

Глава 2. Эмпирическое изучение особенностей эмоциональной сферы младших школьников

2.1. Организация и методы исследования 

     В соответствии с поставленной целью, а именно узнать каковы особенности эмоциональной сферы младьших школьниковс с синдромом дифицита внимания нами было проведено эмпирическое исследование, направленное на изучение данных особенностей.

          Исследование проводилось на базе МОУ «СЩШ»№31 г. Белгорода. Всего в исследовании приняло 26 человек (учащихся  2-х классов)-8 школьников с СДВГ и 18 школьников с нормальным онтогенезом.          Проблема нашего исследования: существуют ли различия в особенностях эмоциональной сферы детей с синдромом СДВГ  и детей не страдающих этим синдромом. Ответ на данный вопрос является целью нашего исследования.

   В качестве объекта исследования в нашей работе выступает - эмоциональная сфера младьшего школьника.

       Предмет исследования в нашей работе - особенности эмоциональной сферы детей с синдромом СДВГ  и детей не страдающих этим синдромом.

   Гипотеза нашего исследования: существуют различия в особенностях эмоциональной сферы детей с синдромом СДВГ  и детей не страдающих этим синдромом.

    Для получения данных исследования необходимо было пройти ряд последовательных этапов:

  1. провести теоретический анализ изучения проблемы исследования;
  2. изучить особенности эмоциональной сферы детей с синдромом СДВГ  и детей не страдающих этим синдромом;
  3. провести анализ полученных данных.

       склонности учеников.

   Для достижения нашей цели мы использовали следующие методики: «Методика диагностика детских страхов Захарова» и методика "Выбери нужное Лицо" (Р.Тэмпл, М.Дорки, В. Амен).    

         Рассмотрим подробнее содержание данных методик, выбранных нами для проведения исследования.

«Методика диагностика детских страхов А. И. Захарова» 

Методика "Выбери нужное Лицо"

 

Эта методика представляет собой детский тест тревожности, разработанный американскими  психологами Р. Тэммл, М. Дорки и  В. Амен.

Задача  состоит в том, чтобы исследовать  и оценить тревожность ребенка в типичных для него жизненных ситуациях, где соответствующее качество личности проявляется в наибольшей степени. При этом сама тревожность рассматривается как черта личности, функция которой состоит в обеспечении безопасности человека на психологическом уровне и которая вместе с тем имеет отрицательные следствия. Они заключаются, в частности, в торможении активности ребёнка, направленной на достижение успехов. Высокая тревожность сопровождается обычно высокоразвитой потребностью избегания неудач, что существенно препятствует стремлению к достижению успехов.

Тревожность, испытываемая человеком по отношению  к определённой ситуации, не обязательно будет точно так же проявляться в другой социальной ситуации, и это зависит от отрицательного эмоционального опыта, приобретенного ребёнком в данной и иных жизненных ситуациях. Именно отрицательный эмоциональный опыт повышает и порождает тревожность как черту личности и тревожное, беспокойное поведение ребёнка.

Повышенный  уровень личностной тревожности  свидетельствует о недостаточно хорошей эмоциональной приспособленности, адаптированности ребёнка к жизненным ситуациям, вызывающим беспокойство. Психодиагностика тревожности оценивает внутреннее отношение данного ребёнка к определённым социальным ситуациям, дает полезную информацию о характере взаимоотношений, сложившихся у данного ребёнка с окружающими людьми, в частности в семье, в детском саду.

Психодиагностический  изобразительный материал в этой методике представлен серией рисунков размером 8,5 х 11. Каждый рисунок сюжетно представляет собой некоторую типичную для жизни ребёнка-дошкольника ситуацию.

Каждый  из описанных рисунков выполнен в  двух вариантах:

для мальчиков (на рисунке изображён мальчик) и  для девочек (на рисунке представлена девочка). В процессе тестирования испытуемый идентифицирует себя с ребёнком того же пола, что и он сам. Лицо данного ребёнка не прорисовано полностью, дан лишь общий контур его головы.

Каждый  рисунок снабжен двумя дополнительными  изображениями детской головы, по размерам точно соответствующими контуру лица ребёнка на рисунке. На одном из дополнительных изображений представлено улыбающееся лицо ребёнка, а на другом — печальное.

Предлагаемые  рисунки изображают типичные жизненные  ситуации, с которыми сталкиваются дети-дошкольники и которые могут вызывать у них повышенную тревожность. Предполагается, что выбор ребёнком того или иного лица будет зависеть от его собственного психологического состояния в момент проведения тестирования.

Двусмысленные рисунки в методике имеют основную «проективную» нагрузку. То, какой смысл придаёт ребёнок именно этим рисункам, указывает на типичное для него эмоциональное состояние в подобных жизненных ситуациях.

     ( Приложение)

2.2 Анализ и интерпретация  результатов изучения особенностей эмоциональной сферы младших школьников 

    В первую очередь, при проведении исследования, мы условно разделили учащихся на две группы, в первую группу вошли школьники, обучающиеся по программе коррекционно- развивающего обучения, во вторую группу вошли школьники, обучающиеся по традиционной форме.

    Далее мы перешли к непосредственному изучению эмоциональной сферы обеих выделенных групп. Так согласно полученным данным по методики «Детских страхов» (Захарова) мы получили следующие результаты: 37% детей 1 группы (дети с СДВГ) и у 39% детей второй группы (норма) присутствуют страхи различного содержания. Несмотря на почти равный процентный показатель выраженности страхов в обеих группах, их эмоциональный компонент различен, что подтверждается на статистическом уровне (Стьюдент=0,6194). (Приложение  )

Рис.1. Особенности эмоциональной сферы младших школьников по методике диагностики детских страхов Захарова.

Информация о работе Особенности эмоциональной сферы детей с синдромом СДВГ