Особенности эмоциональной сферы детей с синдромом СДВГ

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 21:06, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучить особенности эмоциональной сферы младьших школьниковс с синдромом дифицита внимания.
Объект исследования - эмоциональная сфера младьшего школьника.
Предмет исследования - особенности эмоциональной сферы детей с синдромом СДВГ и детей не страдающих этим синдромом.
В соответствии с проблемой и целью исследования нами была выделена следующая гипотеза: существуют различия в особенностях эмоциональной сферы детей с синдромом СДВГ и детей не страдающих этим синдромом В соответствии с целью, предметом и гипотезой были поставлены следующие задачи:
провести теоретический анализ изучения проблемы исследования;
изучить особенности эмоциональной сферы детей с синдромом СДВГ и детей не страдающих этим синдромом;
провести анализ полученных данных.

Работа содержит 1 файл

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации.doc

— 190.50 Кб (Скачать)

       Федеральное агентство  по образованию  Российской Федерации

      Белгородский Государственный  Университет

    Факультет психологии

  Кафедра общей  и клинической  психологии

 
 
 

Курсовая  работа на тему:

«Особенности эмоциональной сферы детей с синдромом СДВГ».

Выполнила:

    студентка гр. 150703

    Сафонова  Т.А.

Научный руководитель:

Рычкова О. В.

 
 
 
 
 

                                                    Белгород 2011 

 

Содержание 

Введение ......................................................................................................... 3

Глава 1. Теоретические основы изучения особенностей эмоциональной сферы детей с синдромом дифицита внимания и гиперактивности……….………5   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Введение

 

     Необходимость изучения особенностей  эмоциональной  сферы детей с синдромом СДВГ в младьшем школьном возрасте обусловлена во первых, тем, что данный синдром - одна из наиболее частых причин обращения за психологической помощью в детском возрасте.

     Наиболее полное определение  гиперактивности дает Монина Г.Н. в своей книге по работе с детьми, страдающими дефицитом внимания: «Комплекс отклонений в развитии ребенка: невнимательность, отвлекаемость, импульсивность в социальном поведении и интеллектуальной деятельности, повышенная активность при нормальном уровне интеллектуального развития.

     Во вторых, эмоции - это особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами, и отражающих форму непосредственного переживания (радость, горе, страх и т.п.), значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности.

     Формирование эмоциональной сферы, воспитание нравственных, эстетических чувств содействует более совершенному отношению ребенка к окружающему миру, и обществу, способствует становлению гармонически развитой личности.

     Поскольку эмоции помогают человеку в его становлении, те люди , у которых они недостаточно развиты - испытывают проблемы с адаптацией в социуме, отсюда возникла проблема специфики в эмоциональной сфере у нормальных и детей с умственной отсталостью, что обосновывает актуальность данной темы.

      Новизна данного исследования в том, что исследования эмоциональных особенностей ребенка с синдромом дифицита внимания находятся до сих пор на недостаточно высоком уровне, а, следовательно, формирование личности такого ребёнка , исследование потенциальных возможностей таких детей, к сожалению не распространено.

     Существуют  ли различия в особенностях эмоциональной  сферы детей с синдромом  СДВГ  и детей не страдающих этим синдромом? Данный вопрос и составляет проблему нашего исследования.

     Цель  работы: изучить особенности эмоциональной сферы младьших школьниковс с синдромом дифицита внимания.

       Объект исследования - эмоциональная сфера младьшего школьника.

       Предмет исследования - особенности эмоциональной сферы детей с синдромом СДВГ  и детей не страдающих этим синдромом.

   В соответствии с проблемой и целью  исследования нами была выделена следующая  гипотеза: существуют различия в особенностях эмоциональной сферы детей с синдромом СДВГ  и детей не страдающих этим синдромом В соответствии с целью, предметом и гипотезой были поставлены следующие задачи:

  1. провести теоретический анализ изучения проблемы исследования;
  2. изучить особенности эмоциональной сферы детей с синдромом СДВГ  и детей не страдающих этим синдромом;
  3. провести анализ полученных данных.

   Для достижения нашей цели мы использовали следующие методы: анализ литературы, психологическое тестирование, количественный и качественный анализ данных.

   Методики, используемые нами: «Методика диагностика детских страхов Захарова» и методика "Выбери нужное Лицо" (Р.Тэмпл, М.Дорки, В. Амен).    

Исследование  проводилось на базе МОУ………….. №31  г. Белгорода .

 

     Глава 1. Теоретические основы изучения особенностей эмоциональной сферы детей с синдромом дифицита внимания и гиперактивности

     1.1. Понятие о синдроме дефицита внимания и гиперактивности

 

     Понятие гиперактивность совокупность симптомов, связанных с чрезмерной психической и моторной активностью.

     Слово гиперактивный происходит от слияния  двух частей: «гипер» - (от греч. Hyper - над, сверху) и «активный», означающее «действенный, деятельный».

     S.D. Clemens дал следующее определение  гиперактивности: «…заболевание  со средним или близким к  среднему интеллектуальному уровнем, с нарушением поведения от легкой до выраженной степени в сочетании с минимальными отклонениями в центральной нервной системе, которые могут характеризоваться различными сочетаниями нарушений речи, памяти, контроля внимания, двигательной функции» [2].

     Причины гиперактивности очень индивидуальны  и в большинстве случаев это  сочетание различных факторов, среди  которых:

  • Наследственность. Как правило, у гиперактивных детей кто-то из близких родственников гиперактивен.
  • Здоровье матери. Гиперактивные дети часто рождаются у матерей, страдающих аллергическими заболеваниями, например сенной лихорадкой, астмой экземой или мигренью.
  • Беременность и роды. Проблемы, связанные с беременностью (стрессы, аллергия), осложненные роды также могут привести к гиперактивности у ребенка.
  • Дефицит жирных кислот в организме. Исследования показали, что многие гиперактивные дети страдают от нехватки основных жирных кислот в организме.
  • Окружающая среда. Некоторые исследователи высказывают предположение, что экологическое неблагополучие, которое сейчас переживают все страны, вносит определенный вклад в рост количества нервно-психических заболеваний, в том числе и СДВГ.

        Согласно американской классификации болезней DSM-IV выделяют 3 варианта этого нарушения:

  • синдром, сочетающий дефицит внимания и гиперактивность;
  • синдром дефицита внимания без гиперактивности;
  • синдром гиперактивности без дефицита внимания.

        Чаще всего встречается первый вариант заболевания — сочетание гиперактивности и невнимательности.

        Признаки синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) можно обнаружить у детей самого раннего возраста. Буквально с первых дней жизни у ребёнка может быть повышен мышечный тонус. Такие дети изо всех сил стараются освободиться от пелёнок и плохо успокаиваются, если их пытаются туго запеленать или даже надеть стягивающую одежду. Они могут с раннего детства страдать частыми неоднократными, немотивированными рвотами. [7]

        Вторым по распространённости является невнимательный вариант без гиперактивности. Он встречается гораздо чаще у девочек, чем у мальчиков и отличается своеобразным уходом в свои фантазии и мечтания, то есть ребёнок в течении дня может периодически витать в облаках.

        Наконец, третий гиперактивный вариант без нарушения внимания может с одинаковой степенью вероятности быть проявлением определённых нарушений центральной нервной системы и также инвидуальными свойствами темперамента. Кроме того, нарушением внимания страдают дети с неврозами и невротическими реакциями. Другие заболевания также могут сопровождаться подобными нарушениями. [ ].

Большинство исследователей отмечают три основных блока проявления СДВГ: гиперактивность, нарушения внимания, импульсивность [ 20].  

      Понятие «гиперактивность» включает в себя следующие признаки:

  • Ребёнок суетлив, никогда не сидит спокойно. Часто можно видеть, как он беспричинно двигает кистями рук, стопами, елозит на стуле, постоянно оборачивается.
  • Ребёнок не в состоянии долго усидеть на месте, вскакивает без разрешения, ходит по классу и т.п.
  • Двигательная активность ребёнка, как правило, не имеет определённой цели. Он просто так бегает, крутится, карабкается, пытается куда-то залезть, хотя порой это бывает далеко не безопасно.
  • Ребёнок не может играть в тихие игры, отдыхать, сидеть тихо и спокойно, заниматься чем-то определённым.
  • Ребёнок всегда нацелен на движение.
  • Часто бывает болтливым [8].

          Понятие «невнимательность» складывается из следующих признаков:

  • Обычно ребенок не способен удерживать (сосредоточивать) внимание на деталях, из-за чего он допускает ошибки при выполнении любых заданий (в школе, детском саду).
  • Ребенок не в состоянии вслушиваться в обращённую к нему речь, из-за чего складывается впечатление, что он вообще игнорирует слова и замечания окружающих.
  • Ребенок не умеет доводить выполняемую работу до конца. Часто кажется, что он, таким образом, высказывает свой протест, потому что ему не нравится эта работа. Но дело все в том, что ребенок просто не в состоянии усвоить правила работы, предлагаемые ему инструкцией, и придерживаться их.
  • Ребенок испытывает огромные трудности в процессе организации собственной деятельности (не важно - построить ли дом из кубиков или написать школьное сочинение).
  • Ребенок избегает заданий, которые требуют длительного умственного напряжения.
  • Ребенок часто теряет свои вещи, предметы, необходимые в школе и дома: в детском саду никогда не может найти свою шапку, в классе - ручку или дневник, хотя предварительно мама все собрала и сложила в одном месте.
  • Ребенок легко отвлекается на посторонние стимулы [8].

Импульсивность  выражается в том, что ребенок  часто действует не подумав, перебивает других, может без разрешения встать и выйти из класса. Кроме того, такие дети не умеют регулировать свои действия и подчиняться правилам, ждать, часто повышают голос, эмоционально лабильны (часто меняется настроение).

Понятие «импульсивность» включает в себя следующие  признаки:

  • Ребёнок часто отвечает на вопросы, не задумываясь, не дослушав их до конца, порой просто выкрикивает ответы.
  • Ребёнок с трудом дожидается своей очереди, независимо от ситуации и обстановки.
  • Ребёнок обычно мешает другим, вмешивается в разговоры, игры, пристает к окружающим.

Говорить  о гиперактивности и импульсивности можно только в том случае, если из перечисленных выше признаков  присутствуют как минимум шесть и сохраняются они не менее шести месяцев [8].

К подростковому  возрасту, повышенная двигательная активность в большинстве случаев исчезает, а импульсивность и дефицит внимания сохраняются. По результатам исследования Н.Н. Заваденко поведенческие нарушения сохраняются почти у 70% подростков и 50% взрослых, имевших в детстве диагноз дефицита внимания. Характерной чертой умственной деятельности гиперактивных детей является цикличность. Дети могут продуктивно работать 5-15 минут, затем 3-7 минут мозг отдыхает, накапливая энергию для следующего цикла. В этот момент ребёнок отвлекается и не реагирует на учителя. Затем умственная деятельность восстанавливается, и ребенок готов к работе в течение 5-15 минут. Дети с СДВГ имеют «мерцающее» сознание, могут «впадать» и «выпадать» из него, особенно при отсутствии двигательной стимуляции. При повреждении вестибулярного аппарата им необходимо двигаться, крутиться и постоянно вертеть головой, чтобы оставаться «в сознании». Для того чтобы сохранить концентрацию внимания, дети применяют адаптивную стратегию: они активизируют центры равновесия при помощи двигательной активности. Например, отклоняясь на стуле назад так, что пола касаются только его задние ножки. Учитель требует, чтобы ученики «сели прямо и не отвлекались». Но для таких детей эти два требования вступают в противоречие. Если их голова и тело неподвижны, снижается уровень активности мозга [20].

       К подростковому возрасту, повышенная двигательная активность в большинстве случаев исчезает, а импульсивность и дефицит внимания сохраняются.

Информация о работе Особенности эмоциональной сферы детей с синдромом СДВГ