Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 15:26, курсовая работа
Психология эмоций как наука едва достигла своего совершеннолетия. Странно, что эта столь очевидно актуальная тема более века, то есть фактически весь срок существования психологии, оставалась вне основного русла ее развития. Наиболее проницательные исследователи человеческой природы, еще до появления каких-либо научных данных, понимали всю важность эмоций для человеческого самосознания и социальных отношений, и до нас дошли их высказывания о том, что именно эмоций питают творчество и отвагу. В последние годы нам приходится сталкиваться с самыми разными точками зрения на природу и значение эмоций. Одни исследователи полагают, что в рамках науки о поведении можно вообще обойтись без понятия "эмоция".
1. Введение.......................................................................................................................3
2. Теоретическая часть………………………………………………………………....4
2.1.1.Эмоциональное реагирование и его характеристики..........................................4
2.1.2.. Эмоциональный тон ощущений.........................................................................8
2.1.3. Эмоция как реакция на ситуацию и событие....................................................12
2.2. Свойства эмоций.....................................................................................................14
2.3. Роль и функции эмоций........................................................................................17
2.4. Характеристика эмоций.........................................................................................18
2.4.1. Характеристика эмоции интереса......................................................................18
2.4.2.Характеристика эмоции радости.........................................................................20
2.4.3 Характеристика эмоции печали..........................................................................21
2.4.4. Характеристика эмоции гнева............................................................................22
2.4.5.Характеристика эмоции стыда............................................................................24
2.5. Патология и эмоции...............................................................................................25
2.5.1. Причины эмоциональных расстройств.............................................................25
2.5.2.Эмоционально обусловленные патологические изменения
психического и физического здоровья........................................................................25
2.6.Вывод по теоретической части…………………………………………..……….26
3.Практическая часть…………………………………………………………………27
3.1.Исследование самооценки психических состояний старшеклассников………27
3.2. Самооценка психического состояния; самочувствие, общая активность, настроение (САН)..........................................................................................................27
3.3 Методика диагностики самооценки психических состояний
(по Г.Айзенку)…………………………………………………………………….…...29
3.4.Вывод по практической части………………………………………...………….33
4. Заключение.................................................................................................................34
5. Список использованной литературы......................................................................36
6. Приложение……………………………………
Согласно показателям не тревожных учащихся больше в 11 «А» классе, как в 11 «Б» больше учащихся со средней тревожностью, допустимого уровня. Очень тревожных учеников в обоих классах нет.
В 11 «Б» классе 10 учащихся имеют высокую самооценку, устойчивы к неудачам и не боятся трудностей, как в 11 «А» классе таких учеников 8.Учащихся со средней фрустрацией больше в 11 «А» классе, их – 7 человек, а в 11 «Б» - их 5.Учеников с высоким уровнем фрустрации в обоих классах не наблюдалось.
В 11 «Б» классе 4 ученика агрессивны, невыдержанны, а в 11 «А» - всего лишь 1 человек агрессивен. В обоих классах почти одинаковый средний уровень, зато спокойных и выдержанных учеников больше в 11 «А» классе, чем в 11 «Б», там их – 2 человека.
Высокая ригидность наблюдалась в 11 «А» классе, таких учеников составило 2. Учащихся со средней ригидностью больше наблюдалось в 11 «Б» классе, их составило 9 человек. В обоих классах наблюдалось одинаковое количество учащихся с низким уровнем ригидности.
Результаты исследований по САН
|
Самочувствие | Активность | Настро-
ение |
Самочувствие | Активность | Настроение |
Плохое | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 |
Тенденция к заниженному | 2 | 3 | 0 | 3 | 4 | 0 |
Тенденция к повышенному | 8 | 9 | 7 | 2 | 7 | 3 |
Высокое | 5 | 3 | 7 | 9 | 4 | 12 |
Согласно таблице видно, что учащихся с высоким настроением больше в 11 «Б» классе, их 12 человек, в противоположном – 7 .Тенденция к повышенному настроению больше в 11 «А» классе, она наблюдается у 8 учеников. Учащихся с плохим настроением в обоих классах не наблюдалось.
Активность больше наблюдалась в 11 «Б» классе, зато тенденция к повышенному больше у 11 «А» класса, она была у 9 учеников. Плохой активности в обоих классах не наблюдалось.
Самочувствие
лучше всего было у учащихся 11
«Б» класса, оно наблюдалось у
9 человек, а тенденция к повышенному
настроению была больше в 11 «А» классе.
Плохое самочувствие наблюдалось лишь
у одного ученика 11 «Б» класса.
3.4.Вывод по практической части.
В ходе проведенного исследования было показано, насколько многообразными могут быть психические состояния старшеклассников.
В данной работе я попытался показать как психическое состояние старшеклассников влияет на их самочувствие, общую активность и настроение.
Проанализировав полученные данные можно сделать следующие выводы: в гуманитарном классе больше учеников с высоким настроением, активностью и самочувствием. По результатам исследования так же видно, что тревожность, фрустрация, агрессивность и ригидность меньше всего выражены в естественно – математическом классе, чем в гуманитарном.
Устойчивая
индивидуальная выраженность характеристик
эмоций у того или иного человека (быстрое
или медленное возникновение эмоций, сила
(глубина) эмоциональных переживаний,
их устойчивость (ригидность) или быстрая
сменяемость, устойчивость поведения
и эффективности деятельности к влиянию
эмоций, выраженность, даст основание
говорить об эмоциональных свойствах
человека: эмоциональной возбудимости,
эмоциональной глубины, эмоциональной
ригидности - лабильности, эмоциональной
устойчивости, экспрессивности. Что же
касается выделяемого в качестве интегральной
эмоциональной характеристики человека
и его темперамента свойства эмоциональности,
включающей помимо экспрессивности и
наличие того или иного преобладающего
эмоционального фона, то вопрос этот во
многом остается еще не ясным, как и само
понятие эмоциональности.
4. Заключение
Рассмотрение
различных эмоциональных
Эмоциональный тон является первой и самой простой формой эмоционального реагирования. Он имеет высший и низший уровни проявления. Низший соответствует эмоциональному тону ощущений, высший - эмоциональному тону впечатлений от воспринимаемого и представляемого. Если эмоциональный тон ощущений возникает только при непосредственном воздействии раздражителя, вызывающего ощущение, на бывшие когда-то события. И для одного, и для другого вида эмоционального тона характерна двуполюсность (удовольствие-неудовольствие). Эмоциональный тон может проявляться как самостоятельно, так и в составе эмоций, определяя их положительную или отрицательную субъективную окраску, т. е. знак эмоции.
Эмоция
является следующим эмоциональным
явлением, занимающим в эволюционном
развитии эмоциональной сферы
Поскольку эмоции - это специфические реакции на значимые стимулы, человек не может испытывать их постоянно. В самом деле, не все ситуации и стимулы, с которыми человек встречается на протяжении дня, расцениваются им как значимые. А раз так, то на них нет и эмоционального реагирования. Как и эмоциональный тон, эмоции характеризуются интенсивностью, длительностью, инертностью. Аффект есть та же эмоция, но носящая характер кратковременной и интенсивной вспышки. Настроение, как и аффект, не является специфической (по модальности) формой эмоционального реагирования, а характеризует эмоциональный фон человека на рассматриваемый промежуток времени. Этот фон может быть обусловлен переживаемой эмоцией или следом от нее, эмоциональным тоном ощущений и впечатлений (воспоминанием о чем-то приятном или неприятном), а так же свидетельствовать об отсутствии в данный момент эмоционального реагирования и его следов (нейтральный фон).
И
эмоциональный тон, и эмоция обладают
целым набором свойств: универсальностью,
динамичностью, адаптацией, пристрастностью,
пластичностью, удерживанием в памяти,
переносом, двувалентностью, переключаемостью.
В то же время у эмоций есть свойство,
которым эмоциональный тон не наделен:
это заразительность.
Список
используемой литературы:
5.Приложения.
Список учащихся,
принимавших участие в
11 «Б» класс :
1.Алиев Тимур
2.Вороняк Александр
3.Громова Олеся
4.Горштейн Вадим
5.Карзевич Мария
6.Колодяжный Даниил
7.Корнеева Татьяна
8.Миклина Екатерина
9.Маисейкин Юрий
10.Никишина Алина
11.Позднякова Наталья
12.Полунина Юлия
13.Пыхтина Наталья
14.Саушев Алексей
15.Семенова
Кристина
11 « А» класс:
Информация о работе Особенности эмоционального состояния старшеклассников