Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 15:26, курсовая работа
Психология эмоций как наука едва достигла своего совершеннолетия. Странно, что эта столь очевидно актуальная тема более века, то есть фактически весь срок существования психологии, оставалась вне основного русла ее развития. Наиболее проницательные исследователи человеческой природы, еще до появления каких-либо научных данных, понимали всю важность эмоций для человеческого самосознания и социальных отношений, и до нас дошли их высказывания о том, что именно эмоций питают творчество и отвагу. В последние годы нам приходится сталкиваться с самыми разными точками зрения на природу и значение эмоций. Одни исследователи полагают, что в рамках науки о поведении можно вообще обойтись без понятия "эмоция".
1. Введение.......................................................................................................................3
2. Теоретическая часть………………………………………………………………....4
2.1.1.Эмоциональное реагирование и его характеристики..........................................4
2.1.2.. Эмоциональный тон ощущений.........................................................................8
2.1.3. Эмоция как реакция на ситуацию и событие....................................................12
2.2. Свойства эмоций.....................................................................................................14
2.3. Роль и функции эмоций........................................................................................17
2.4. Характеристика эмоций.........................................................................................18
2.4.1. Характеристика эмоции интереса......................................................................18
2.4.2.Характеристика эмоции радости.........................................................................20
2.4.3 Характеристика эмоции печали..........................................................................21
2.4.4. Характеристика эмоции гнева............................................................................22
2.4.5.Характеристика эмоции стыда............................................................................24
2.5. Патология и эмоции...............................................................................................25
2.5.1. Причины эмоциональных расстройств.............................................................25
2.5.2.Эмоционально обусловленные патологические изменения
психического и физического здоровья........................................................................25
2.6.Вывод по теоретической части…………………………………………..……….26
3.Практическая часть…………………………………………………………………27
3.1.Исследование самооценки психических состояний старшеклассников………27
3.2. Самооценка психического состояния; самочувствие, общая активность, настроение (САН)..........................................................................................................27
3.3 Методика диагностики самооценки психических состояний
(по Г.Айзенку)…………………………………………………………………….…...29
3.4.Вывод по практической части………………………………………...………….33
4. Заключение.................................................................................................................34
5. Список использованной литературы......................................................................36
6. Приложение……………………………………
2.6.Вывод по теоретической части.
Изучение
проблемы любых состояний человека,
в том числе и эмоциональных,
испытывает серьезные трудности
в связи с тем, что до сих
пор не существует общепринятого
определения понятия «
Сложность понимания эмоций заключается и в том, что, давая им определения, авторы относят их то к любому классу эмоциональных реакций (эмоциональному тону, настроению, аффекту), то только к одному, называемому ими собственно эмоциями и отделяемому от других классов эмоциональных явлений.
Эмоция - это намного более высокий уровень эмоционального реагирования, чем эмоциональный тон. По сравнению с эмоциональным тоном эмоция имеет ряд пре имуществ, поэтому играет несравнимо большую роль в жизни животных и человека
Итак, эмоциональная
сторона состояний находит
3.Практическая часть
3.1.Исследование самооценки психических состояний старшеклассников гуманитарного и естественно-математического классов.
Цель исследования – выявление особенностей самооценки старшеклассников.
Достижение
целей требует решения
Объект исследования: самооценка старшеклассников
Предмет: особенности самооценки психических состояний старшеклассников.
Выборку
составили учащиеся 11 «А» и 11 «б»
классов средней общеобразовательной
школы № 34 г.Орла. В исследовании принимало
участие 30 учащихся по 15 человек в каждом
классе.
3.2.Методики исследования.
В
исследовании применялись следующие
методики: методика «Самооценка психического
состояния: самочувствие, общая активность,
настроение(САН), методика диагностики
психических состояний (по Г. Айзенку).
Самооценка психического состояния; самочувствие, общая активность, настроение (САН).
Инструкция.
Выразите количеством баллов от 1-4 свое состояние, имея в виду, что баллы 1 и 2 соответствуют оценкам левого столбца, а баллы 3 и 4 –правого. Отвечать следует на каждый вопрос, считая, что баллы 1 и 4 более близки предлагаемым оценкам, а баллы 2 и 3 означают меньшее согласие с предлагаемыми оценками.
Обработка результатов производится по ключу следующего вида: там где стоит знак Х, осуществляется обратный подсчет баллов, вместо 1, 2, 3,4 считается обратно- 4, 3, 2, 1
Минимальное количество баллов по каждому из 3-х параметров состояния-10, максимальное-40, т.к. на каждый параметр (самочувствие, активность, настроение) имеется по 10 оценок. Для сопоставимости результатов самооценки вводится коэффициент КХ2.Тогда могут быть получены 4 обычные градации состояний по интервалам: 20-34, 35-39. 50-64, 65-80. Условно они могут быть отнесенены к ситуативным проявлениям меланхолии. Флегматии, сангвинии и холерии соответственно.
Параметры
1.Самочувствие
2.Общая активность 3,4,9,10,15,16,21,22,27,28
3.Настроение
3.3.Методика диагностики самооценки психических состояний
( по Г.Айзенку)
Инструкция.
Подсчитайте сумму баллов за каждую из 4-х групп вопросов:
I. 1-10 вопросы тревожность
II. 11-20 вопросы фрустрация
III. 21-30 вопросы агрессивность
IV. 31-40 вопросы ригидность
I.Тревожность
0-7 баллов не тревожные
8-14 баллов
тревожность средняя,
15-20 баллов очень тревожные
II.Фрустрация
0-7 баллов Вы имеете высокую самооценку, устойчивы к неудачам и не бойтесь трудностей
8-14 баллов
средний уровень, фрустрация
15-20 баллов у Вас низкая самооценка, Вы избегаете трудностей, боитесь неудач
III.Агрессивность
0-7 баллов Вы спокойны, выдержаны
8-14 баллов средний уровень
15-20 баллов Вы агрессивны, невыдержанны. Есть трудности в работе с людьми
IV.Ригидность
0-7 баллов
ригидности нет, легкая
8-14 баллов средний уровень
15-20баллов сильно выраженная ригидность. Вам противопоказаны смена места работы, изменения в семье
Предлагаем Вам описание различных психических состояний. Если это состояние очень подходит Вам, то за ответ ставится 2 балла; если подходит, но не очень, то 1 балл; если совсем не подходит – то 0 баллов
Психические состояния:
1. Не чувствую в себе уверенности.
2. Часто из-за пустяков краснею.
3. Мой сон беспокоен.
4. Легко впадаю в уныние.
5. Беспокоюсь о только воображаемых еще неприятностях.
6. Меня пугают трудности.
7. Люблю копаться в своих недостатках.
8. Меня легко убедить.
9. Я мнительный.
10. С
трудом переношу время
11. Нередко
мне кажутся безвыходными
12. Неприятности меня сильно расстраивают, я падаю духом.
13. При
больших неприятностях я
14. Несчастья и неудачи ничему меня не учат.
15. Я часто отказываюсь от борьбы, считая ее бесплодной.
16. Я
нередко чувствую себя
17. Иногда у меня бывает состояние отчаяния.
18. Чувствую
растерянность перед
19. В трудные минуты жизни иногда веду себя по-детски.
20. Считаю недостатки своего характера неисправимыми.
21. Оставляю за собой последнее слово.
22. Не редко в разговоре перебиваю собеседника.
23. Меня легко рассердить.
24. Люблю делать замечания другим.
25. Хочу
быть авторитетом для
26. Не
довольствуюсь малым, хочу
27. Когда
разгневаюсь, плохо себя
28. Предпочитаю лучше руководить, чем подчинять.
29. У меня резкая, грубоватая жестикуляция.
30. Я мстителен.
31.Мне трудно менять привычки.
32. Нелегко переключаю внимание.
33. Очень
настороженно отношусь ко
34. Меня трудно переубедить.
35. Нередко у меня не выходят из головы мысли, от которых следовало бы освободиться.
36. Нелегко сближаюсь с людьми.
37. Меня
расстраивают даже
38. Нередко я проявляю упрямство.
39. Неохотно иду на риск.
40.Резко
переживаю отклонения от
Описание проведения исследований.
Исследование проводилось в период с 23 – 25 апреля 2008 года.В каждом классе исследование проводилось по 2м методикам. Почти все учащиеся восприняли исследование доброжелательно и серьезно отнеслись к поставленным перед ними целям. Были те, кто выразил негативное отношение. Эти ребята не принимали участия в исследовании.
По завершении исследования всем его участникам были сообщены результаты и выражена благодарность за участие.
При
обработке полученных данных использовались
математические методы.
Анализ
полученных данных.
Результаты исследования по методике диагностики психических состояний
(по Г. Айзенку)
Низкая | Средняя | Высокая | Низкая | Средняя | Высокая | |
Тревожность | 12 | 3 | 0 | 9 | 6 | 0 |
Фрустрация | 8 | 7 | 0 | 10 | 5 | 0 |
Агрессивность | 4 | 10 | 1 | 2 | 9 | 4 |
Ригидность | 6 | 7 | 2 | 6 | 9 | 0 |
Информация о работе Особенности эмоционального состояния старшеклассников