Особенности эмоционального состояния старшеклассников

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 15:26, курсовая работа

Описание работы

Психология эмоций как наука едва достигла своего совершеннолетия. Странно, что эта столь очевидно актуальная тема более века, то есть фактически весь срок существования психологии, оставалась вне основного русла ее развития. Наиболее проницательные исследователи человеческой природы, еще до появления каких-либо научных данных, понимали всю важность эмоций для человеческого самосознания и социальных отношений, и до нас дошли их высказывания о том, что именно эмоций питают творчество и отвагу. В последние годы нам приходится сталкиваться с самыми разными точками зрения на природу и значение эмоций. Одни исследователи полагают, что в рамках науки о поведении можно вообще обойтись без понятия "эмоция".

Содержание

1. Введение.......................................................................................................................3
2. Теоретическая часть………………………………………………………………....4
2.1.1.Эмоциональное реагирование и его характеристики..........................................4
2.1.2.. Эмоциональный тон ощущений.........................................................................8
2.1.3. Эмоция как реакция на ситуацию и событие....................................................12
2.2. Свойства эмоций.....................................................................................................14
2.3. Роль и функции эмоций........................................................................................17
2.4. Характеристика эмоций.........................................................................................18
2.4.1. Характеристика эмоции интереса......................................................................18
2.4.2.Характеристика эмоции радости.........................................................................20
2.4.3 Характеристика эмоции печали..........................................................................21
2.4.4. Характеристика эмоции гнева............................................................................22
2.4.5.Характеристика эмоции стыда............................................................................24
2.5. Патология и эмоции...............................................................................................25
2.5.1. Причины эмоциональных расстройств.............................................................25
2.5.2.Эмоционально обусловленные патологические изменения
психического и физического здоровья........................................................................25
2.6.Вывод по теоретической части…………………………………………..……….26
3.Практическая часть…………………………………………………………………27
3.1.Исследование самооценки психических состояний старшеклассников………27
3.2. Самооценка психического состояния; самочувствие, общая активность, настроение (САН)..........................................................................................................27
3.3 Методика диагностики самооценки психических состояний
(по Г.Айзенку)…………………………………………………………………….…...29
3.4.Вывод по практической части………………………………………...………….33
4. Заключение.................................................................................................................34
5. Список использованной литературы......................................................................36
6. Приложение……………………………………

Работа содержит 1 файл

курсовая по психологии.doc

— 222.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

 РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

ФГОУ  ВПО «ОГУ»

ФАКУЛЬТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА 
 
 

Кафедра социальной психологии и акмеологии 
 
 

Курсовая  работа 
 
 

« Особенности эмоционального состояния старшеклассников » 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                  Выполнил:

  
 
 
 
 
 
 
 
 

Орёл - 2008г.

Оглавление:

1. Введение.......................................................................................................................3

2. Теоретическая часть………………………………………………………………....4

2.1.1.Эмоциональное реагирование и его характеристики..........................................4

2.1.2..  Эмоциональный тон ощущений.........................................................................8

2.1.3. Эмоция как реакция на ситуацию и событие....................................................12

2.2. Свойства эмоций.....................................................................................................14

2.3.  Роль и функции эмоций........................................................................................17

2.4. Характеристика эмоций.........................................................................................18

2.4.1. Характеристика эмоции интереса......................................................................18

2.4.2.Характеристика эмоции радости.........................................................................20

2.4.3 Характеристика эмоции печали..........................................................................21

2.4.4. Характеристика эмоции гнева............................................................................22

2.4.5.Характеристика эмоции стыда............................................................................24

2.5. Патология и эмоции...............................................................................................25

2.5.1. Причины эмоциональных расстройств.............................................................25

2.5.2.Эмоционально обусловленные патологические изменения

психического  и физического здоровья........................................................................25

2.6.Вывод  по теоретической части…………………………………………..……….26

3.Практическая  часть…………………………………………………………………27

3.1.Исследование  самооценки психических состояний старшеклассников………27

3.2. Самооценка психического состояния; самочувствие, общая активность, настроение (САН)..........................................................................................................27

3.3 Методика диагностики самооценки психических состояний

(по Г.Айзенку)…………………………………………………………………….…...29

3.4.Вывод по  практической части………………………………………...………….33

4. Заключение.................................................................................................................34

5.  Список использованной литературы......................................................................36

6. Приложение…………………………………………………………………………38 
 
 

Введение

     Психология  эмоций как наука едва достигла своего совершеннолетия. Странно, что эта столь очевидно актуальная тема более века, то есть фактически весь срок существования психологии, оставалась вне основного русла ее развития. Наиболее проницательные исследователи человеческой природы, еще до появления каких-либо научных данных, понимали всю важность эмоций для человеческого самосознания и социальных отношений, и до нас дошли их высказывания о том, что именно эмоций питают творчество и отвагу. В последние годы нам приходится сталкиваться с самыми разными точками зрения на природу и значение эмоций. Одни исследователи полагают, что в рамках науки о поведении можно вообще обойтись без понятия "эмоция". Некоторые исследователи рассматривают эмоции как кратковременные, переходящие состояния, тогда как другие убеждены в том, что люди постоянно находятся под влиянием той или иной эмоции, что поведение и аффект - неразрывны. Некоторые ученые считают, что эмоции разрушают и дезорганизуют поведение человека, что они являются основным источником психосоматических заболеваний

     Некоторые исследователи сводят эмоции к висцеральным функциям, к проявлению деятельности структур, иннервируемых вегетативной нервной системой. Другие исследователи подчеркивают важность внешних, в том числе мимических, проявлений эмоций, акцентируют внимание на роли соматической нервной системы, то есть той части нервной системы, которая поддается произвольному контролю .

     Существует  мнение, что человек может избежать психопатологических расстройств, решить многие личностные проблемы, просто отказавшись от неадекватных эмоциональных реакций, то есть подчинив эмоции жесткому контролю сознания.

     У психологов, так же как у философов  и педагогов, нет единой точки  зрения относительно роли, которую  играют в жизни человека эмоции. Так, некоторые из них, полагая разум  характеристикой истинно человеческого в человеке, утверждают, что смыслом человеческого существования должна быть именно познавательно-интеллектуальная деятельность. В нашем обществе, да и не только в нашем, человек, начав учиться в раннем детстве, продолжает свое образование по мере взросления до достижения зрелости; при этом само образование чаще всего понимают как процесс знакомстве с фактами и овладения теориями, как процесс накопления информации.

Но другие ученые, несмотря на увлеченность процессом  познания, несмотря на то, что интеллект стал их орудием производства, а наука - судьбой, все же склонны относить человека к разряду существ эмоциональных или, может быть, эмоционально-социальных. По их мнению, сам смысл нашего существования имеет аффективную, эмоциональную природу: мы окружаем

себя  теми людьми и вещами, к которым  привязаны эмоционально. Они утверждают, что научение через переживание (как в личностном, так и в  социальном плане) не менее, а быть может, и более важно, чем накопление информации.

     Несмотря  на то, что ученые еще не пришли к консенсусу относительно природы эмоций и их значения, теоретические и практические достижения последнего десятилетия позволяют нам выделить психологию дифференциальных эмоций в качестве самостоятельной дисциплины.

     Цель  моей курсовой работы - узнать особенности эмоциональной сферы старшеклассников.

       Задача: выявить положительные и  отрицательные стороны эмоциональной  сферы человека, узнать и усвоить  характеристики эмоций.

     Объект  исследования: самооценка старшеклассников.

     Предмет исследования: особенности самооценки психических состояний старшеклассников.

     2.Теоретическая часть

      2.1.1. Эмоциональное реагирование и его характеристики

      Эмоция (от лат. emovere — возбуждать, волновать) обычно понимается как переживание, душевное волнение. Еще в первой половине XX века говорили об аффектах как эмоциональных реакциях, направленных на разрядку возникшего эмоционального возбуждения. Например, С. Л. Рубинштейн использовал термины «эмоциональные» и «аффективные» как равнозначные: «...трехчленное деление психических явлений на интеллектуальные, эмоциональные и волевые не может быть удержано. Первичным, основным является двухчленное деление психических процессов на интеллектуальные и аффективные...».

     Характеристики  эмоционального реагирования. Эмоциональное реагирование характеризуется знаком (положительные или отрицательные переживания), влиянием на поведение и деятельность (стимулирующее или тормозящее), интенсивностью (глубина переживаний и величина физиологических сдвигов), длительностью протекания (кратковременные или длительные), предметностью (степень осознанности и связи с конкретным объектом).

     Знак  эмоционального реагирования. По тому, какие переживания имеются у человека (положительные-удовольствие или отрицательные - отвращение), эмоциональное реагирование отмечается знаком «+» или «-». Следует, однако отметить, что это деление во многом условно и, по крайней мере, не соответствует положительной или отрицательной роли эмоций для данного человекам конкретной ситуации. Например, такую эмоцию, как страх, безоговорочно относят к отрицательным, но она безусловно имеет положительное значение для животных и человека, и кроме того, может доставлять человеку удовольствие. К. Изард отмечает положительную роль и такой отрицательной эмоции, как стыд. Кроме того, он отмечает, что и радость, проявляемая в форме злорадства, может принести испытывающему ее человеку такой же вред, как и гнев.

     Я думаю, что обозначение эмоционального реагирования тем или иным знаком в качестве постоянной его характеристики не оправдывает себя и лишь вводит людей в заблуждение. Положительными или отрицательными бывают не эмоции, а их влияние на поведение и деятельность человека, а также впечатление, которое они производят.

     Интенсивность эмоционального реагирования. Высокая степень положительного эмоционального реагирования называется блаженством. Например, человек испытывает блаженство, греясь у огня после долгого пребывания на морозе или, наоборот, поглощая холодный напиток в жаркую погоду. Для блаженства характерно, что приятное ощущение разливается по всему телу.

Высшая  степень положительного эмоционального реагирования называется экстазом, или  экстатическим состоянием. Это может  быть религиозный экстаз, переживавшийся средневековыми мистиками, а в настоящее  время наблюдающийся у членов некоторых религиозных сект; такое состояние также свойственно шаманам. Обычно люди испытывают экстаз, когда переживают верх счастья. Экстатические состояния наблюдаются и при душевных заболеваниях: при истерии, эпилепсии, шизофрении. При этом нередко отмечаются галлюцинации: райские ароматы, видение ангелов.

     Длительность  эмоционального реагирования. Эмоциональное реагирование может быть различной длительности: от мимолетных переживаний до состояний, длящихся часы и дни. Эта характеристика послужила В. М. Смирнову и А. И. Трохачеву основанием для выделения разных видов эмоционального реагирования.

     Предметность  как характеристика эмоционального реагирования. Как пишет В. К. Вилюнас, мы восторгаемся или возмущаемся, опечалены или гордимся обязательно кем-то или чем-то. Приятным или тягостным бывает нечто, нами ощущаемое, воспринимаемое, мыслимое. Так называемые беспредметные эмоции, пишет он, обычно тоже имеют предмет, только менее определенный (например, тревогу может вызвать ситуация в целом: ночь, лес, недоброжелательная обстановка) или неосознаваемый (когда настроение портит неуспех, в котором человек не может признаться). С последним положением можно поспорить. Бывает плохое настроение, которое трудно объяснить. А если я не могу этого сделать, значит, я не могу приурочить его к определенному предмету, объекту. Эмоциональное реагирование, как психофизиологическое состояние.

     Изучение  проблемы любых состояний человека, в том числе и эмоциональных, испытывает серьезные трудности  в связи с тем, что до сих  пор не существует общепринятого определения понятия «состояние» и классификации состояний человека, возникающих в процессе его деятельности и общения. Понимание эмоционального реагирования как состояния, с моей точки зрения, имеет принципиальное значение, так как оно дает возможность точнее понять суть эмоции, ее функциональное значение для организма, преодолеть односторонний подход к ней лишь как к переживанию своего отношения к кому или чему-нибудь. В связи с этим я подробнее остановлюсь на обсуждении вопроса о том, что такое состояние, что бы было легче, во-первых, понять, почему эмоции считают состояниями и, во-вторых, сделать вывод о том, целесообразно ли эмоциональные состояния считать частью (компонентом) психических состояний.

Информация о работе Особенности эмоционального состояния старшеклассников